Каталог статей

Главная » Статьи » Суждения

Митрополит Иларион (Алфеев): "Евангелие является ключом к пониманию творчества Достоевского".

В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что "Евангелие является ключом к пониманию творчества Достоевского. Особым способом прочтения евангельского текста для него было создание «христоподобных героев», таких как старец Зосима, Алеша Карамазов, князь Мышкин и другие.

Глубокое знание Священного Писания сочеталось у Достоевского с пониманием народной жизни и с укорененностью в церковной традиции. Все это подтверждает уникальное значение творчества великого русского писателя, представляющего особый феномен мировой культуры"[1].

"Ф.М. Достоевскому, приговоренному к каторжным работам и в кандалах доставленному в тобольский острог, незнакомая женщина подарила Евангелие. Оказалось, что это была единственная книга, которую разрешалось иметь при себе и читать в остроге.

"Достоевский не расставался с этим Евангелием ни на каторге, ни в последующие годы. Для него это была не просто настольная книга — это была книга всей его жизни. В трудах писателя мы найдем множество цитат и аллюзий, отсылающих к Новому Завету. Многие евангельские идеи лежат в основе его философских взглядов; многие изречения Христа служат отправной точкой для рассуждений героев его романов. Мы не сможем понять Достоевского, если не осознаем исключительное значение Евангелия в его жизни и творчестве. Сияющий образ Христа был для него высочайшим нравственным и духовным идеалом. Об этом идеале он рассказывал своим современникам и продолжает рассказывать всем нам" [2].

Ф.М. Достоевский "был воспитан в православной вере, с младенчества узнал основные истории из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, он их полюбил, они впитались в его детское сознание. Но затем настал период увлечения идеями социалистов-утопистов, за которые он и расплатился каторгой. Причем интересно, что Достоевский никогда не считал свое тяжелейшее наказание незаслуженным. Нет, это справедливо, потому что нас осудил бы русский народ, говорил он. Достоевский понимал, что Сам Господь провел его через испытания, чтобы через "горнило сомнений" его осанна прошла и он пришел к совершенно иному уровню восприятия веры и христианства.

Пройдя через страшный, трагический опыт каторги, пройдя через него с Евангелием в руках в буквальном и переносном смысле этих слов, он, конечно, вернулся с каторги другим человеком. Именно там у него сложился символ веры, в котором центральное место занимает Иисус Христос.

Во всех своих главных произведениях Достоевский так или иначе пытается подступиться к сияющему образу Христа.

В "Преступлении и наказании" он рассказывает о том, что предшествует началу духовного перерождения человека. Как мы помним, переломным моментом в этом романе становится эпизод, когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. Мотивом восстановления падшего человека и завершается роман: под подушкой у Раскольникова, уже каторжника, лежит Евангелие. Это, конечно, автобиографический момент.

В романе "Идиот" мы видим, как Федор Михайлович пытается подступиться к образу Христа через христоподобный образ князя Мышкина.

В романе "Бесы" Достоевский выступает как пророк и говорит о том, что такое христианство и антихристианство. Он выступает, наверное, как единственный человек своего времени, который в социалистической идеологии сумел разглядеть не просто противовес капитализму, не просто некое политическое учение, а его антирелигиозный характер, утверждая, что социализм идет на смену не капитализму, а христианству — то, о чем потом скажет Н.А. Бердяев. Ибо идеи и взгляды Достоевского оказали огромное влияние на философию Бердяева. В романе "Бесы" Достоевский ясно показывает антихристианский характер тех самых учений, которые потом приведут Россию к катастрофе, предсказывая и саму катастрофу.

Наконец, роман "Братья Карамазовы", который является, опять же, духовной автобиографией Достоевского. В образах трех братьев писатель описывает самого себя в разные периоды своей жизни. Он вкладывает свои идеи в уста каждого из них. И еще две попытки создать христоподобные образы — это Алеша Карамазов и старец Зосима. Здесь уже Достоевский вплотную подходит к сердцевине религиозной, церковной жизни. Он приоткрывает завесу над тем, что в Церкви является самым главным и сокровенным...

Достоевский... сумел разглядеть в Церкви самое главное — живого Христа. Личность Иисуса Христа, которая стояла в центре его христианского миросозерцания, его личного символа веры, вдохновляла его на творческие свершения, на пророчества, которые он изрекал, занимала и центральное место во всем его творчестве.

Вот, собственно, второй смысл названия моей книги "Евангелие Достоевского" — не о том Евангелии, которое Достоевский всю жизнь читал, но и о том, которое он писал. Это — благая весть, которую он через свое творчество нес и своим современникам, и их потомкам, в том числе всем нам, и будущим поколениям...

Достоевский был глубоко православным человеком, это раскрывается через его творения. Поэтому вполне естественно, что его знаменитая цитата: "Если мне кто-то скажет, что есть некая истина вне Христа, то я лучше останусь со Христом, чем с этой истиной", в каком-то смысле — лейтмотив всего творчества Достоевского" [3].

Ссылки и примечания

1. См. Митрополит Волоколамский Иларион выступил на презентации итальянского издания «Трех речей в память Достоевского» В.С. Соловьева (5.09.2021)
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5850175.html

Митрополит Волоколамский Иларион (Апфеев), викарий патриарха Московского и всея Руси, доктор богословия, доктор философских наук, патролог, церковный историк, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель объединённого диссертационного совета Д 999.073.04 по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Лауреат Макариевской (2005) и Государственной премий РФ (2021) (См. Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/52666.html

2. См. Выступление председателя ОВЦС на межрелигиозной встрече «Религия и образование» (5.09. 2021). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5850006.html

3. См. В Москве прошла презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Евангелие Достоевского» (22.06.2021).
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5823505.html
См. также: Смерть Достоевского. Рассказ митрополита Илариона.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=HenSVd-DmlE

Составитель: Кузеванов Л.И., 2021

Изображения Ф.М. Достоевского и митрополита Илариона (Алфеева) размещены в интернете в свободном доступе.

Категория: Суждения | Дата добавления: 03.05.2022