Памятные даты |
Главная » Статьи » Новомученики и исповедники Церкви Русской |
![]() Нужно отметить, что его служение было связано с Балашовским краем. Так, 29 июня 1903 года, он, в качестве правящего архиерея, посетил г. Балашов с архипастырским визитом и встретился с известным церковным деятелем Преосвященным Павлом (Вильчинским, 1826-1908), жившим на покое в Балашовском Покровском монастыре. Епископ Гермоген "приветствовал" владыку Павла "с днем тезоименитства"[1]. К сожалению, в литературе встречаются не всегда объективные оценки деятельности святителя [2]. С чем это связано? Многие современные исследователи, декларируя необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории, на практике ограничиваются сугубо политической оценкой прошлого, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий. Эти авторы, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви начала ХХ века, фактически оставляют без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь. Отсюда вытекает и некоторое недопонимание сути подвига епископа Гермогена, его деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования", имевшего место в годы Первой русской революции 1905-1907 гг. Это недопонимание выражается в характеристике святителя как "черносотенца" [3], хотя сам этот термин не имеет в литературе более или менее единообразного толкования. На самом деле, политические аспекты деятельности св. Гермогена в годы Первой русской революции и в последующие годы нельзя преувеличивать, искусственно отделять от его многопланового архипастырского служения, а тем более считать ее "черносотенной", вкладывая в эту характеристику сугубо отрицательный смысл. Каков же был подлинный смысл служения Отечеству епископа Геромогена в тяжелейшие годы "революционного беснования", в чем причины обращения святителя к политическим аспектам жизни тогдашнего российского общества? В письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», епископ Гермоген указал на главную опасность, грозящую политическим партиям патриотического толка, - "исключительность патриотизма партийного", который "может проявляться и переходить в деспотизм и даже тиранию". Святитель предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "только через веру и Церковь Православную можно сохранить и защитить Россию от злобных демонических происков врагов Святой Церкви и православной Отчизны. Только через Церковь можно вливать постоянную живую струю, поддерживать в народе русском, искони преданном ей, дух веры и тем самым воспитывать его в идеалах вечного спасения". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я никогда не был, не могу быть и не буду политиком или руководителем политической партии, хотя бы и самой лучшей из всех партий в России"[4]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "... моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[5]. Именно в этом ключе необходимо рассматривать факт предания анафеме епископом Гермогеном членов Саратовского отделения Союза русского народа. Святитель, на основе горького опыта общения с местными деятелями этой сугубо политической организации, не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия [6]. Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного, а не партийно-политического патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа с его крайностями партийного-политического патриотизма и политической всеядностью, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был "почетным председателем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [7]. Надо особо подчеркнуть, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [8]. Св. Иоанн Кронштадтский, олицетворявший собой соборное, духовное начало Русской Церкви, высоко оценивал роль св. Гермогена в истории Русской Церкви. Он говорил, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[9]... 29 июня 1918 года св. Гермоген принял мученическую смерть от рук большевиков. 20 августа 2000 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, епископ Гермоген был канонизирован в лике священномученика [10]. 4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви св. Гермоген включён в собор «Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг.»[11]. Таким образом, если подходить к истории с научных позиций, то будет совершенно ясно, что те, кто реально, не щадя своей жизни, отстаивали традиционные духовные основы тогдашнего российского общества, защищали от разрушения Отечество, неизбежно становились в рады борцов, несших на себе всю ответственность и всю тяжесть последствий этой борьбы. Именно к таким деятелям и относился св. Гермоген - один из духовных столпов российского православно-религиозного патриотизма. Ссылки и примечания 1. См. П.I.А. Посещение гор. Балашова Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном Епископом Саратовским и Царицынским //Саратовские епархиальные ведомости. 1903. №17. С. 830. В наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть прежде всего канонизированных архиереев. Вот некоторые выдержки из справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др." (См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 30.01.2018)]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" (См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 30.01.2018); "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" (См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс]. URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 30.01.2018). По этому поводу конкретно высказался Святейший Патриарх Кирилл 19 декабря 2016 года: "В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23)... святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам (См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 30.01.2018). В любом случае автор (или редактор) произведения, в котором затрагивается тема "святительства", должен разъяснить читателям конкретный смысл, вкладываемый в содержание термина "святитель" (просто архиерей или канонизированный архиерей), сославшись при этом на соответствующую историко-церковную литературу. Иначе неизбежна путаница в понятиях, что, в какой-то степени, может принизить в сознании неискушенного читателя историческое значение святителей - канонизированных Церковью архиереев. 2. См. Грабенко. Романовский район и его история: Региональная энциклопедия. В 2 ч. Саратов: Буква, 2014. Ч.1. С. 100. См. рецензию на этот труд: Кузеванов Л.И. Правильны ли подходы к освещению местной истории? О книге В.И. Грабенко [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2016-06-06-330 (дата обращения: 30.01.2018). 3.См. Гермоген (Долганёв) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермоген_(Долганёв) (дата обращения: 30.01.2018). Автор этой статьи прямо называет св. Гермогена "черносотенцем". 4. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018). 5. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88. 6. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014. №4. С. 17,18 и др. 7. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/21736.html (дата обращения: 30.01.2018). 8. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018). 9. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс]. 10. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 96. 11. См. Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4885005.html (дата обращения 30.01.2018). ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2018-2019 Материал размещен с согласия автора. Библиографическое описание статьи Кузеванов Л.И. Сщмч. Гермоген (Долганев): "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018-2019. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-698 Изображение священномученика Гермогена (в миру Георгий Ефремович Долганев, 1858-1918) размещено в интернете в свободном доступе. Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения на экране монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт"и автора. Все права защищены | |
Категория: Новомученики и исповедники Церкви Русской | Дата добавления: 31.01.2021 | |