Каталог статей

Главная » Статьи » Балашовский Покровский монастырь

Царицынское подворье Балашовского Покровского женского монастыря.

Балашовский Покровский женский монастырь владел на территории современной Волгоградской области несколькими участками земли, на которых располагались его подворья. Так, участок для Никольского подворья был приобретен в Области Войска Донского еще при начальнице Покровской женской общины монахине Сарре (Ананьевской), скончавшейся в январе 1884 г. Площадь этого подворья, где велось полевое и животноводческое хозяйство, составила 560 десятин [1]. Монастырский Никольский храм входил в состав Филоновского благочиния Донской епархии. До 17 мая 1905 г. здесь служил священник Иаков Попов [2]. Вместо него в Никольскую церковь подворья 2 июня 1905 г. назначили заштатного священника Иоанна Лебедянского [3].

Монастырь имел также отделение в 117-м квартале г. Царицына (между улицами Каширской (ныне Циолковского), Изюмской и Елецкой). Еще в 1868 г. здесь была построена каменная часовня в память о спасении в апреле 1866 г. императора Александра II от покушения Каракозова. Как писал местный протоиерей Андрей Флегматов, она сооружалась на средства известного царицынского купца И.В. Калинина и была приписана к Вознесенской церкви. Но фактически она оказалась заброшенной и неотделанной изнутри. Историю становления обители на базе этой часовни исследовала искусствовед В.В. Серебряная [4]. К сожалению, в примечаниях неточно указано название книги священника Райского об истории монастырского подворья и год ее выпуска (вероятно из-за описки).

События развивались следующим образом – очень активный священник, член Царицынского отделения Саратовского духовно-просветительского союза о. Пётр Строков благословил жить в сторожке своего храма нескольких насельниц Балашовской Покровской обители, исполнявших послушание просфорниц. Решив создать на базе часовни подворье, батюшка уговорил купца Калинина передать её Балашовскому монастырю. По указу Саратовской консистории в ноябре 1887 г. она приписывается к этой обители, выделившей средства на её переоборудование. Вскоре по плану техника Ф.И. Эрфурта и под присмотром некоей богомолки Василисы часовня была переделана в Рождество-Богородицкую церковь, освящённую владыкой Павлом (Вильчинским) 30 июля 1888 г.[5]

А в ноябре 1890 г. царицынская купчиха Евдокия Ивановна Сусоколова пожертвовала 1000 руб. на постройку жилого корпуса для сестер при монастырской часовне-храме. Саратовский владыка за это ходатайствовал перед Св. Синодом о преподании ей благословения с выдачей грамоты [6].

После ещё одного расширения, профинансированного купцом А.М. Шлыковым, храм стал представлять собой каменное здание в шесть окон с северной и южной стороны, над алтарём которого находился купол и крест. Вид у него был довольно бедный, на стенах не имелось живописи, на иконостасе - украшений. Известно, что игуменья Балашовского Покровского монастыря Мария (Мандрыка) написала множество выразительных икон для домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии. Иконы, утварь и денежные средства для подворья жертвовали купцы Вербин, В.М. Зинин, Н.С. Турин, А.М. Лебедева. Купец Вербин даже подарил подворью кирпичный завод.

К теплому однопрестольному строению церкви примыкала деревянная колокольня (колокол весом в 52 пуда и 3 фунта подарил А.М. Шлыков). Принадлежали храму и другие постройки: каменный двухэтажный корпус для сестёр, крытый железом, и два деревянных крытых тёсом флигеля, в которых проживали священнослужители (один флигель пожертвовал купец Калинин, а второй батюшка стал жить в доме, купленном у купчихи Сусоколовой в начале XX в.). У обители было значительное количество усадебной земли - целых 1300 квадратных сажен (1144 кв. сажень из них выделила Царицынская дума в 1888 г., а годом позже дума отдала ещё один участок).

Некоторые царицане, проживающие на этой территории, не захотели ни продавать обители свои поместья, ни переезжать на новое выделенное думой место. По поводу земли даже возник спор за место рядом с монастырём, и приезжавший в Царицын в 1894 г. епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) даже давал советы, как этот спор разрешить. Также владыка 23 мая 1894 г. осмотрел храм и монашеский корпус [7]. Церковно-приходской школы здесь тогда не имелось. Служил здесь о. Василий Михайловский.

В 1899 г. здесь начал служить один из известных царицынских священников отец Иоанн Дмитриевич Райский. Он родился в семье псаломщика и рано лишился родителей. В 1890 г. Ваня закончил семинарию, и уехал священником в приход с. Малых Копен Аткарского уезда, где прослужил 10 лет. А 15 декабря 1899 г. по резолюции преосвященного он поменялся местами со священником Василием Михайловским и попал в Царицынское подворье Балашовского Покровского монастыря [8] и остался здесь до конца своей жизни.

Иерей активно включается в жизнь города, его избирают секретарём местного отделения Братства Святого Креста. Резолюцией епископа от 28 августа 1901 г. за № 2916 он был утвержден на должность законоучителя в начальном училище Министерства народного просвещения на станции Сарепта [9]. А в январе 1903 г. о. Иоанна утвердили в должности законоучителя Сарептского земско-общественного училища.

В семье Райских насчитывалось шестеро детей. Одна из дочерей отправилась на Первую мировую войну, участвовала в боях в Галиции и на Карпатах, была контужена. Вторая дочь стала медичкой, а третья - домохозяйкой. Двое сыновей учились в семинарии, а младшему Пете в 1917 г. было всего 7 лет. Матушка несколько лет болела душевной болезнью.

Летом 1917 г. отец Иоанн поехал с дочерью Екатериной - героиней войны - в Кисловодск на воды. Но ему вдруг стало плохо, и 15 июля батюшка скончался. Его хотели похоронить в Кисловодске, но царицане собрали средства и перевезли тело иерея в свой город. 26 июля духовенство и прихожане проводили отца Иоанна в последний путь, похоронив его с южной стороны алтарной части монастырского храма.

С 1900 г. вторым священником здесь служил Алексей Фёдорович Мирандов, получавший содержание из средств обители в размере 600 руб. в год и 300 руб. квартирных. Это место было ему предоставлено согласно резолюции саратовского владыки от 22 февраля 1900 г., а ранее он служил в с. Богданихе Чембарского уезда Пензенской губернии [10]. Епископ Гермоген (Долганев), будучи в Царицыне с визитом, 18 мая 1903 г. наградил о. Алексия набедренником [11]. 24 августа 1904 г. он был утвержден законоучителем в 7-м мужском и 6-м женском начальных училищах [12].

Иерей Алексий Мирандов, вместе с остальным местным духовенством, принял активное участие в борьбе с пьянством - явлением, зародившимся параллельно со становлением городской деклассированной культуры и фабричной промышленности. 29 ноября 1909 г. по благословению епископа Гермогена при чайной-читальне 2-й части в доме Кузнецова на Княгининской улице было основано Общество трезвости во имя святителя Николая. В нём состояло 1500 членов, в библиотеке чайно-читальни было 800 книг, через три года число их увеличилось до тысячи. Почётными членами общества были саратовский губернатор князь Александр Александрович Ширинский-Шихматов, гродненский губернатор Пётр Михайлович Боярский. В ноябре 1911 г. в обществе состояли около трёх тысяч членов. В его воскресной школе преподавал известный в то время иеромонах Илиодор (Труфанов).

Съезд уполномоченных от духовенства Камышинского училищного округа, прошедший в октябре 1903 г., указал, что церковь Царицынского подворья Балашовского Покровского монастыря не принимает совершенно никакого участия во взносах на духовно-учебные заведения. Между тем, как заявили уполномоченные, обительское духовенство пользуется всеми правами на съездах и всеми благами в духовно-учебных заведениях за счет приходского духовенства. Съезд просил епископа Гермогена «сделать зависящее распоряжение об обложении обительских церквей на содержание Камышинского духовного училища на одинаковых основаниях с приходскими церквами»[13].

При церкви в XX в. служили два священника, а ранее, вероятно, она была однопричтовой. Первого священника звали о. Григорий (фамилия неизвестна), после него здесь пребывал о. Алексий Фатцев. Две новые штатные вакансии священников были открыты по указу Св. Синода от 18 февраля 1905 г. за № 1836 [14].

На 1908 г. Царицынским отделением монастыря заведовала монахиня Херувима. Она встречала епископа Гермогена во время его пастырского визита в Царицын летом 1908 г. Владыка отслужил здесь панихиду об епископе Павле, основавшем обитель, и вручил ей в дар икону Божией Матери, именуемую «Ктиторская» [15]. На 1913 г. в Царицынском отделении насчитывалось 6 монахинь и 58 послушниц. Будучи в Царицыне 18 сентября 1914 г., епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Добронравов) совершил чин пострижения в мантию 4-х насельниц. Владыка Палладий побывал здесь еще 24 апреля 1916 г.[16]

Уже перед самой революцией здесь была устроена домовая церковь во имя святителя Иосафа Белгородского Чудотворца, освященная епископом Палладием 15 октября 1916 г. Храм стал первым подобным храмом Саратовской епархии, посвященным св. Иосафу. По этому поводу в Петроград была послана телеграмма князю Жевахову, являвшемуся председателем всероссийского Братства св. Иоасафа и товарищем обер-прокурора Синода. Кроме освящения домовой церкви, владыка Палладий возвел в протоиерейский сан священника Д. Покровского, вероятно, служившего здесь [17]. Другой священник - Алексий Мирандов - за свой долголетний труд был награжден в июне 1917 г. наперсным крестом от Св. Синода. В статье В.В. Серебряной почему-то указывается, что «монастырь просуществовал всего 25 лет и был закрыт из-за крайней бедности»[18]. К сожалению, подтверждающие это источники она не приводит.

Судя по «Анкете о действующих и закрытых культовых зданиях в г. Царицыне» на 4 декабря 1920 г. отделение еще существовало, и в ней было оставлено минимальное число лиц специально для обслуживания храма [19]. А 24 декабря 1923 г. состоялось секретное заседание президиума Царицынского губисполкома, на котором был рассмотрен вопрос о закрытии церкви (бывшего женского монастыря). В протоколе говорилось, что храм расположен в черте 32-го отделения гаубичной батареи N-ской стрелковой дивизии и тем самым «разлагающе действует на контингент батареи». Большевики ссылались на то, что в батарее отсутствует помещение для культурно-просветительских целей, что эта церковь расположена неподалёку от Вознесенской. На основании циркуляров Наркомюста от 3 января 1919 г. и НКВД от 28 февраля 1919 г. было принято решение церковь за Царицей закрыть.

Будущий священномученик Преосвященный Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев), ставший в феврале 1929 г. епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии, на допросах в НКВД упоминает факт приезда к нему некоей монахини с этого подворья. В его протоколе допроса указывается: «Летом 1929 года ко мне на квартиру пришла неизвестная мне гражданка, назвалась монахиней бывшего подворья Балашовского монастыря в Царицыне и просила меня сообщить, какого я церковного течения, кем назначен епископом Балашовским и какого я мнения о митрополите Григории Екатеринбургском. На что я ей ответил, что я православный, назначен митрополитом Сергием Нижегородским, что же касается Григория, то я его считаю отколовшимся от Православной Патриаршей Церкви. Когда я своими ответами удовлетворил просительницу, я в свою очередь задал ей вопрос, кто она и почему ее эти вопросы интересуют. На что мне эта монахиня сказала, что она приехала из Сталинграда, где большинство городских приходов перешло к григорианцам, а также она слышала, что я являюсь обновленцем, и она приехала это проверить и, если это правда, что я обновленец, то спасти здешних сестер от заблуждения. Далее эта монахиня задала мне вопрос, что если я не обновленец, то почему молюсь за власть, на что я ей также дал исчерпывающий ответ, который, по-видимому, ее удовлетворил, и больше она ко мне не приходила, и я ее больше не видал...»[20]. Владыка Иаков был казнён в 1937 г. В 2000 г. он был канонизирован Русской Православной Церковью.

Возможно, здешние монахини после закрытия обители проживали в городе. Так, в воспоминаниях дочери репрессированного протодиакона Тимофея Акимова Фаины, говорится: «В нашем доме (на ул. Рабоче-Крестьянской – С.И.) в тяжелые времена жили монахи и монахини из монастырей разгромленных…»[21]. По воспоминаниям жителей города, в здании монастыря на углу улицы Огарёва долгое время находился клуб или кинотеатр. Оно было снесено только в 60-е годы прошлого века. Во время строительных работ в 2001 г. в этих местах при рытье траншеи обнаружили фундамент обители.

Ссылки и примечания

1. Саратовские Епархиальные ведомости (СЕВ). 1884. № 6. С. 177.

2. СЕВ. 1905. № 15. С. 333.

3. СЕВ. 1905. № 17. С. 423.

4. См. Серебряная В.В. Отделение Балашовского Покровского женского монастыря в Царицыне //Мир православия: Сб. ст. – Вып. 5. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 313-318.

5. См. Райский И., священник. Царицынский храм Рождества Пресвятой Богородицы. Краткий исторический очерк Царицынского отделения Балашовского Покровского женского монастыря в период двадцати-пятилетнего существования с 1888 по 1913 год. – Царицын Н/В: Типография Жигмановской, 1913. С. 14.

6. СЕВ. 1890. № 22. С. 472.

7. СЕВ. 1894. № 12. С. 610.

8. СЕВ. 1900. № 1. С. 4.

9. СЕВ. 1901. № 18. С. 302.

10. СЕВ. 1900. № 6. С. 77.

11. СЕВ. 1903. № 14. С. 691.

12. СЕВ. 1904. № 18. С. 579.

13. СЕВ. 1904. № 6. С. 138-139.

14. СЕВ. 1905. № 5. С. 145.

15. Саратовский духовный вестник. 1908. № 35. С. 5-7.

16. СЕВ. 1916. № 18. С. 652.

17. СЕВ. 1916. № 31-32. С. 1162, 1198.

18. См. Серебряная В.В. Отделение Балашовского Покровского женского монастыря в Царицыне //Мир православия: Сб. ст. – Вып. 5. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 313-318.

19. ГКУВО «Государственный архив Волгоградской области» (ГАВО). Ф. 122. Оп. 1. Д. 543. Л. 13.

20. Иаков (Маскаев) //Сайт "Древо". Открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/15567.html

21. Акимова Фаина. Дочь вспоминает об отце протодиаконе Казанского собора о. Тимофее Акимове //Православное слово (г. Волгоград). 1997. № 5. Май. С. 5.

©Иванов Сергей Михайлович, 2014

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Иванов С.М. Царицынское подворье Балашовского Покровского женского монастыря //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2014. – 3 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-392

Об авторе: Иванов Сергей Михайлович, пресс-секретарь Волгоградской епархии Русской Православной Церкви, кандидат философских наук. Доклад представлен на Вторую Епархиальную межрайонную научно-просветительскую конференцию "Россия Православная: история и современность" (Балашов, октябрь 2014 г.).

На фотографии - фрагмент здания Александровской мужской гимназии (г. Царицын). Для домовой церкви этого учебного заведения игуменья Мария (Мандрыка) написала несколько икон. Изображение гимназии размещено на сайте "Царицынское генеалогическое общество". URL: http://www.gen-volga.ru/gallery/ts058.htm

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт"и автора. Все права защищены.

Категория: Балашовский Покровский монастырь | Дата добавления: 21.11.2017
| Теги: Иванов С.М.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]