Памятные даты |
Главная » Статьи » Новомученики и исповедники Церкви Русской |
![]() Большое духовно-нравственное и просветительское значение имеют Соборы святых митрополий и отдельных епархий. Священный Синод РПЦ в 2017 году определил порядок формирования таких Соборов. При включении имени того или иного святого в их состав, в частности, должны учитываться следующие положения: "в Собор святых митрополии или в епархиальный Собор могут быть включены имена подвижников, которые в течение значительного периода времени подвизались в границах данной митрополии или епархии, либо местом погребения которых является данная митрополия или епархия"; "при включении в Собор святых митрополии или в епархиальный Собор святых следует учитывать исторические свидетельства особого почитания подвижника в данной митрополии или епархии, а также вклад, внесенный им в епархиальную жизнь"[2]. Так, на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2019, 13 сентября) в состав Собора Саратовских святых включены десять новых имен, в том числе девять священномучеников [3], среди которых святитель Феофан (Ильменский), жизнь которого была связана с Балашовским краем [4]: 1. Александр Юнгеров, пресвитер, праведный (1900); 2. Василий Горбачев, пресвитер, священномученик (1938); 3. Емилиан Гончаров, пресвитер, священномученик (1942); 4. Иоанн Миротворцев, пресвитер, священномученик (1938); 5. Константин Голубев, пресвитер, священномученик (1918); 6. Михаил Твердовский, пресвитер, священномученик (1937); 7. Петр Зиновьев, пресвитер, священномученик (1937); 8. Петр Кравец, диакон, священномученик (1937); 9. Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик (1937); 10. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, священномученик (1918)"». Приводим полный состав Собора Саратовских святых: 1. Александр Медем, мученик (1931); 2. Александр Юнгеров, пресвитер, праведный (1900); 3. Василий Горбачев, пресвитер, священномученик (1938); 4. Владимир Пиксанов, пресвитер, священномученик (1918); 5. Герман (Косолапов), епископ Вольский, священномученик (1919); 6. Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик (1918); 7. Дионисий Щеголев, пресвитер, священномученик (1937); 8. Емилиан Гончаров, пресвитер, священномученик (1942); 9. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский, святитель (1819); 10. Иоанн (Днепровский), пресвитер, священномученик (1937); 11. Иоанн Заседателев, пресвитер, священномученик (1942); 12. Иоанн Миротворцев, пресвитер, священномученик (1938); 13. Константин Голубев, пресвитер, священномученик (1918); 14. Косма Петриченко, пресвитер, священномученик (1937); 15. Михаил Платонов, пресвитер, священномученик (1919); 16. Михаил Твердовский, пресвитер, священномученик (1937); 17. Николай Амасийский, пресвитер, священномученик (1938); 18. Нифонт (Выблов), иеромонах, преподобномученик (1931); 19. Петр Зиновьев, пресвитер, священномученик (1937); 20. Петр Кравец, диакон, священномученик (1937); 21. Петр Покровский, пресвитер, священномученик (1937); 22. Сергий Кудрявцев, пресвитер, священомученик (1937); 23. Феодор (Богоявленский), иеромонах, преподобномученик (1943); 24. Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик (1937); 25. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, священномученик (1918)"»[2]. Таким образом, в состав Собора входят пять подвижников, жизнь которых была связана с Балашовской землей: сщмч. Феофан (Ильменский)[4], сщмч. Гермоген (Долганев) [5], сщмч. Михаил Платонов [6], сщмч. Дионисий Щеголев [7], прмч. Феодор (Богоявленский) [8]. Нужно отметить, что с историей Балашовского края связаны жизнь и деятельность еще пятерых канонизированных подвижников, имена которых не вошли в состав Собора саратовских святых: священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)[9], священномученик Иаков (Маскаев)[10], священноисповедник Виктор (Островидов), преподобномученица София (Селиверстова) и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Св. Виктор родился в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии (в настоящее время - Красноармейского района Саратовской губернии), а св. София - в с. Изнаир Сердобского уезда (по одним данным - в с. Изнаир нынешнего Ртищевского района, по другим - в с. Изнаир современного Екатериновского района Саратовской области). С 2011 года малые родины сщисп. Виктора и прмц. Софии находятся на канонической территории Балашовской епархии. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в более глубоком изучении материалов, касающихся жизни и деятельности данных святых, в свете региональной церковной истории [11]. Св. праведный Иоанн Кронштадтский в 1895 году принимал участие в освящении нового главного здания Свято-Троицкого собора, будучи в имении графини Е.Л. Игнатьевой чудесным образом излечил двух глухонемых юношей [12]. Таким образом, сегодня можно говорить о том, что жизнь и деятельность десяти святых Церкви Русской прямо или косвенно связана с историей Балашовского края [пять святителей (сщмчч. Гермоген, Иаков, Феофан; сщиспп. Лука и Виктор)]; два священномученика (свящ. Дионисий Щеголев, свящ. Михаил Платонов), один преподобномученик (иером. Феодор), одна преподобномученица (София, послушница) и один праведный - Иоанн Кронштадтский]. По линии Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2015-2018 гг. стали победителями четыре проекта Балашовской епархии Саратовской митрополии: «Православный книгоноша» (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова), «Разрушенные храмы - разрушенные традиции» (автор Л.Л. Кузеванова), "Новомученики и исповедники земли Балашовской" (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова) [13], В рамках проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской" были изготовлены пять мемориальных досок в честь святых [Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Михаил Платонов, Дионисий Щеголев и Феодор (Богоявленский)]. По благословению епархиального архиерея часть мемориальных досок установлена и освящена. Однако в изучении подвига святых Церкви Русской имеются свои проблемы. Так, многие светские историки декларируют необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории. Однако на практике в современных исследованиях превалирует политический подход, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий. Данные авторы, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви начала ХХ века фактически оставляют без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь. Отсюда вытекает и определенное недопонимание данными исследователями сути подвига некоторых новомучеников и исповедников Церкви Русской, их деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования". Вызывает возражение однозначно-категоричное использование в современной литературе термина "черносотенец", хотя он не имеет более или менее единообразного научного толкования, до сих пор "нагружен" политически и эмоционально. Видимо, исследователям, использующим это понятие, нужно как-то обосновывать его содержание, показывать его отличие от термина "монархист". Иначе к "черносотенцам" будут отнесены практически все последовательные монархисты, к которым себя причисляли тысячи православных людей, стремившихся не допустить разрушения традиционной русской государственности. С другой стороны, в современной литературе нередко преувеличивается значение политических аспектов в деятельности того или иного церковного иерарха в годы, предшествующие октябрьскому большевистскому перевороту, что недопустимо. Так, например, святитель Гермоген (Долганев) в письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», указал на главную опасность, грозящую политическим партиям патриотического толка, - "исключительность патриотизма партийного", который "может проявляться и переходить в деспотизм и даже тиранию". Святитель предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "только через веру и Церковь Православную можно сохранить и защитить Россию от злобных демонических происков врагов Святой Церкви и православной Отчизны. Только через Церковь можно вливать постоянную живую струю, поддерживать в народе русском, искони преданном ей, дух веры и тем самым воспитывать его в идеалах вечного спасения". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я никогда не был, не могу быть и не буду политиком или руководителем политической партии, хотя бы и самой лучшей из всех партий в России"[15]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "... моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[16]. Именно в этом ключе нужно рассматривать факт предания анафеме епископом Гермогеном членов Саратовского отделения Союза русского народа. Епископ, на основе горького опыта общения с местными деятелями этой сугубо политической организации, не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия. Особенное неприятие вызывала благожелательность Союза русского народа в вопросе приема старообрядцев в свои ряды, что для Церкви было неприемлемо. По мнению православных иерархов, воссоединение со старообрядцами было возможно лишь на правах "чистого православия" или единоверия [17]. Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного, а не партийно-политического патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа с его крайностями партийного-политического патриотизма и политической всеядностью, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был почетным председателем и "покровителем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [18]. Надо особо подчеркнуть, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [19]. В светской литературе иногда политизируется роль св. праведного Иоанна Кронштадтского. При этом игнорируется роль Церкви прежде всего как сугубо духовного, нравственного центра жизни российского общества, деятельность которого, даже в условиях диктата светской государственной власти, всегда направлена на спасение человеческих душ, подготовку верующих "к стяжанию Царства Небесного", к признанию в их жизни огромной роли испытаний, жертвенности во имя Христа. Св. Иоанн Кронштадтский, может быть, лучше всех других пастырей олицетворял собой соборное, духовное начало Русской Церкви. "Бедное отечество, - сокрушался святой, - когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов"[20]. Оценивая роль свт. Гермогена в истории Русской Церкви, он говорил, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[21]. В этой связи было бы методологически неверно принижать личность свт. Гермогена на фоне восхваления авантюриста Григория Распутина, как это делают некоторые современные авторы. В год столетия революции в нашей стране было объявлено даже о создании "народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового" ("старца Григория") и "сбору свидетельств о его благодатной помощи". То есть Распутина пытаются объявить "простонародным святым", "мучеником" в целях обеления мрачного образа этого проходимца, по стечению обстоятельств сыгравшего не последнюю роль в разрушении авторитета царской семьи в один из самых тяжелых периодов существования Государства Российского. Недаром свт. Гермоген, осознав роковую роль этой темной личности, вынужден был вести с ней бескомпромиссную борьбу, прозорливо предвидя надвигавшуюся на Россию страшную катастрофу, вызванную прежде всего нравственным одичанием немалой части тогдашнего т.н. "просвещенного" общества, погрязшего в мистицизме, цинизме и вседозволенности [23]. Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых отвергла идею "святости" Распутина. В докладе председателя этой комиссии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (2004), в частности, говорилось: 1. "...немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо харизматического толка". 2. "...неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г. Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект". 3. "...безнравственность Г. Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельств можно найти в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского; +1945), Вениамина (Федченкова; +1961) и протопресвитера Георгия Шавельского (+1951), они нашли свое отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого; + 1937). Такое же отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский; +1918) и епископ Гермоген (Долганев; + 1918), преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (+1918), мученик Михаил Новоселов (+1938), а также архиепископ Феофан (Быстров)"[24]. Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II так высказался по этому поводу: «Тем более нельзя говорить о канонизации Григория Распутина, который, хотя и облегчал страдания наследника от тяжкого недуга, своим поведением скомпрометировал императорскую семью, и этим воспользовались противники монархии в России. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории Российского государства»[25]. В этом же плане абсолютно не приемлемы попытки изобразить Розен Прасковью Григорьевну - бывшую игуменью Митрофанию (1825-1899) - "необыкновенной подвижницей Божией" [26], пропагандировать труды "неизвестного" дореволюционного автора, называвшего Митрофанию "святой игуменьей" [27]. Но ведь Митрофания оказалась отъявленной мошенницей, за что и была осуждена в 1874 году судом присяжных (самым демократическим судом и в наше время) к ссылке в Енисейскую губернию с запрещением выезда в течение трёх лет из места ссылки и в течение 11 лет в другие губернии за реальные совершенные уголовные преступления (мошенническое присвоение денег и вещей купчихи П.И. Медынцевой, подлог завещания богача-фабриканта и мануфактур-советника М.Г. Солодовникова, векселей московского купца 1-й гильдии Д.Н. Лебедева на очень крупные суммы, организация изготовления фальшивых документов и др.) [См. Минушкина Е. «Волки и овцы»: сюжет из жизни; Шамаро А.А. Волчица и овцы]. "Троекратная экспертиза установила с несомненностью не только то, что текст векселей писан ею, но и что самая подпись Лебедева на векселях и вексельных бланках подделана, притом довольно неискусно, самой Митрофанией, не сумевшей при этом скрыть некоторые характерные особенности своего почерка... А вот что говорил о тайных делах Митрофании другой известный российский юрист - адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908): «Путник, идущий мимо высоких стен владычного монастыря, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма - биржа, вместо молящегося люда - аферисты, вместо молитвы - упражнения в составлении векселей, вместо подвигов добра - приготовления к ложным показаниям; вот что скрывалось за стенами <...> Обращаясь к Митрофании, Ф.Н. Плевако подчеркнул: "Верим вам, что многое, что написано в книгах закона, вам неведомо. За это я не решусь осудить вас. Но ведь в этом же законе есть и такие правила, которые давным-давно приняты человечеством как основы нравственного и правового порядка. С вершины дымящегося Синая сказано: «не укради», вы не могли не знать этого, а что вы творите? Вы обираете до нищеты прибегнувших к вашей помощи. С вершины Синая сказано: «не лжесвидетельствуй», а вы посылаете вверивших вам свое спасение инокинь говорить неправду и губите их совесть и доброе имя. Оттуда же запрещено «всуе призывать имя Бога», а вы, призывая Его благословение на ваши подлоги и обманы, дерзаете обмануть правосудие и вместо себя свалить вину на неповинных... Тартюфы бывают и в женском платье... Я не верю, чтобы люди серьезно думали о Боге и добре, совершая грабительства и подлоги. Не может дочь утешить свою мать, если ценой разврата она достанет ей какой-либо дар; не может Церковь одобрить благотворение верующего, милосердие на чужой счет, путем грабежа и мошенничества; так пусть не прикрываются они под ее защитой и не зовут христианским милосердием ужасающего душу ряда преступлений!" (См. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Солодовникова и Медынцевой (дело игуменьи Митрофании). Но что удивительно, ни на суде, ни после него, ни в своих "Записках", законченных незадолго до смерти, Прасковья Розен (быв. Митрофания) не признала своей вины и не раскаялась в содеянном, что говорит об уровне ее нравственности, "верности" Православию, следованию казуистическому принципу "цель оправдывает средства". Поэтому никакого "тяжкого бремени несправедливых гонений и клеветы со стороны своих современников"[28] она нести не могла, так как ее преступные деяния были полностью доказаны в ходе открытого и демократического суда. Вот почему, не кто-нибудь, а именно Св. Синод запретил Митрофании (Розен) называться монахиней, игуменьей, носить камилавку и церковные награды[29]. Все это в совокупности говорит о том, что некоторые авторы явно "конструируют" прошлое, представляя Митрофанию (Розен) невинно пострадавшей "подвижницей". Подводя итоги, можно сказать следующее: исследователи не должны рассматривать Русскую Церковь только как политический институт, совершенно отстраняясь от анализа ее главных функций по окормлению многомиллионной паствы, защиты ее от сил зла и тьмы, в том числе от "оборотней в рясах". Исследователь, изучающий историю Русской Церкви, в т.ч. в ее региональном и локальном вариантах, наряду с традиционными принципами и методами, должен учитывать требования сотериологического подхода к анализу исторических фактов, то есть в рамках учения о спасении. В противном случае картина реальных исторических событий будет сильно искажена. Ссылки и примечания 1. См. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских //Официальный сайт Московского Патриархата. 2013. 10 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html 2. См. Священный Синод определил порядок формирования Соборов святых отдельных епархий и митрополий. [Электронный ресурс]. 3. См. В Собор Саратовских святых включены новые имена [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/v-sobor-saratovskikh-svyatykh-vklyucheny-novye-imena (дата обращения: 17.09.2019). Биографические данные этих святых см.: Сонм небесных избранников нашей земли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sonm-nebesnykh-izbrannikov-nashejj-zemli (дата обращения: 2.10.2019). 4. См. Кузеванов Л.И. Священномученик Феофан (Ильменский) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 121-122; Кузеванов Л.И. Святитель Феофан (Ильменский). К 100-летию со дня мученической гибели (24 декабря 1918 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-602 (дата обращения: 17.09.2019). 5. См. Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 35-98; Кузеванов Л.И. Святитель Гермоген (Долганев): "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-698 (дата обращения: 17.09.2019). 6. См. Кузеванов Л.И. Священномученик Михаил Платонов //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 124-125; Священномученики Герман (Косолапов), епископ Вольский и Михаил Платонов, пресвитер //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 99-220. 7. См. Смотров В.В. Святой священномученик Дионисий Чиганаский //Смотров В.В., Смотров О.А., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов: Николаев, 2007. С.137-139; Кузеванов Л.И. Священномученик Дионисий Щёголев //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 122-124; Кузеванов Л.И. Священномученик Дионисий Щёголев – святой земли Балашовской. К 80-летию со дня мученической кончины //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-603; Священномученик Дионисий Щёголев //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 267-274. 8. См. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 125-127; Преподобномученик Феодор (Богоявленский), иеромонах //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 387-402. 9. См. Кузеванов Л.И. Святитель Лука (Войно-Ясенекий) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 114-116. 10. Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Маскаев)//Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 117-121. 11. См. Кузеванов Л.И. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить". К 140-летию со дня рождения святителя Виктора (Островидова). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-634; Кузеванова Л.М. К 150-летию со дня рождения прмч. Софии. О малоисследованных сюжетах биографии //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-436 12. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 10-18; Кузеванов Л.И. "Радуюсь вашей радостью!". Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Балашовский край //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-524; Кузеванов Л.И. Исследование церковной истории Балашовского края: некоторые итоги и перспективы //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-599 13. См. Новомученики и исповедники земли Балашовской. Автор: Кузеванова Лариса Михайловна. Скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество". 14. См. Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович. Скриншот (20.08.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество". Кроме того, см.: Кузеванов Л.И. Православный лекторий-семинар «Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность». URL: http://klio.3dn.ru/publ/30-1-0-620 (дата обращения: 30.12.2017). 15. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018). 16. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88. 17. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014. №4. С. 17,18 и др. 18. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/21736.html (дата обращения: 30.01.2018). 19. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. История и исторические науки, 2012. С. 152-155. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018); Она же. Православный монархизм: к определению понятия //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. История исторические науки, 2008. С. 181-183. [Электронный ресурс]. 20. См. Святой праведный Иоанн Кронштадтский [Электронный ресурс]. 21. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс]. 22.См. Стефанов С. Григорий Распутин: между падшим богоискателем и оклеветанным старцем. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20170417/1492400770.html 23. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 63, 68, 77-78, 79-80, 81, 84. 24. См. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. [Электронный ресурс].
25. См. Святейший Патриарх Алексий высказал свою позицию по ряду актуальных вопросов церковно-общественных отношений //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. 26. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании /Сост. А.М. Васнева. М.: Никея, 2010. С. 13. 27. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 232. 28. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 7. 29. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 66. ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарии, научный аппарат, 2019-2021
Библиографическое описание материала Кузеванов Л.И. "Они стали героями для народа нашего". Православные святые в истории Балашовского края [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-762 1-е изображение - свт. Феофан (Ильменский), размещено в интернете в свободном доступе; 2-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской". Автор: Кузеванова Лариса Михайловна; 3-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович; 4-е - св. праведный Иоанн Кронштадтский; 5-е - Григорий Распутин; 6-е изображение - П.Г. Розен (бывшая игуменья Митрофания); 7-е изображение - А.Ф. Кони; 8-е изображение - Ф.Н. Плевако. Тартюф - персонаж пьесы Ж.Б. Мольера "Тартюф, или Обманщик" (первая редакция: "Тартюф, или Лицемер", 1664 г.). ""Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество... Тартюф у Мольера воплощает... человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством"). Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены. | |
Категория: Новомученики и исповедники Церкви Русской | Дата добавления: 01.03.2021 | |