Каталог статей

Главная » Статьи » Новомученики и исповедники Церкви Русской

"Они стали героями для народа нашего". Православные святые в истории Балашовского края.

Говоря о современном значении подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Они ушли в иной мир, они ушли к Богу, они стали героями для народа нашего и святыми для Церкви. И сегодня… мы просим святых новомучеников и исповедников Церкви нашей быть с нами в это непростое время обольщения новыми идолами и новыми заблуждениями»[1].

Большое духовно-нравственное и просветительское значение имеют Соборы святых митрополий и отдельных епархий. Священный Синод РПЦ в 2017 году определил порядок формирования таких Соборов. При включении имени того или иного святого в их состав, в частности, должны учитываться следующие положения: "в Собор святых митрополии или в епархиальный Собор могут быть включены имена подвижников, которые в течение значительного периода времени подвизались в границах данной митрополии или епархии, либо местом погребения которых является данная митрополия или епархия"; "при включении в Собор святых митрополии или в епархиальный Собор святых следует учитывать исторические свидетельства особого почитания подвижника в данной митрополии или епархии, а также вклад, внесенный им в епархиальную жизнь"[2].

Так, на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2019, 13 сентября) в состав Собора Саратовских святых включены десять новых имен, в том числе девять священномучеников [3], среди которых святитель Феофан (Ильменский), жизнь которого была связана с Балашовским краем [4]:

1. Александр Юнгеров, пресвитер, праведный (1900);

2. Василий Горбачев, пресвитер, священномученик (1938);

3. Емилиан Гончаров, пресвитер, священномученик (1942);

4. Иоанн Миротворцев, пресвитер, священномученик (1938);

5. Константин Голубев, пресвитер, священномученик (1918);

6. Михаил Твердовский, пресвитер, священномученик (1937);

7. Петр Зиновьев, пресвитер, священномученик (1937);

8. Петр Кравец, диакон, священномученик (1937);

9. Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик (1937);

10. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, священномученик (1918)"».

Приводим полный состав Собора Саратовских святых:

1. Александр Медем, мученик (1931);

2. Александр Юнгеров, пресвитер, праведный (1900);

3. Василий Горбачев, пресвитер, священномученик (1938);

4. Владимир Пиксанов, пресвитер, священномученик (1918);

5. Герман (Косолапов), епископ Вольский, священномученик (1919);

6. Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик (1918);

7. Дионисий Щеголев, пресвитер, священномученик (1937);

8. Емилиан Гончаров, пресвитер, священномученик (1942);

9. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский, святитель (1819);

10. Иоанн (Днепровский), пресвитер, священномученик (1937);

11. Иоанн Заседателев, пресвитер, священномученик (1942);

12. Иоанн Миротворцев, пресвитер, священномученик (1938);

13. Константин Голубев, пресвитер, священномученик (1918);

14. Косма Петриченко, пресвитер, священномученик (1937);

15. Михаил Платонов, пресвитер, священномученик (1919);

16. Михаил Твердовский, пресвитер, священномученик (1937);

17. Николай Амасийский, пресвитер, священномученик (1938);

18. Нифонт (Выблов), иеромонах, преподобномученик (1931);

19. Петр Зиновьев, пресвитер, священномученик (1937);

20. Петр Кравец, диакон, священномученик (1937);

21. Петр Покровский, пресвитер, священномученик (1937);

22. Сергий Кудрявцев, пресвитер, священомученик (1937);

23. Феодор (Богоявленский), иеромонах, преподобномученик (1943);

24. Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик (1937);

25. Феофан (Ильменский), епископ Соликамский, священномученик (1918)"»[2].

Таким образом, в состав Собора входят пять подвижников, жизнь которых была связана с Балашовской землей: сщмч. Феофан (Ильменский)[4], сщмч. Гермоген (Долганев) [5], сщмч. Михаил Платонов [6], сщмч. Дионисий Щеголев [7], прмч. Феодор (Богоявленский) [8].

Нужно отметить, что с историей Балашовского края связаны жизнь и деятельность еще пятерых канонизированных подвижников, имена которых не вошли в состав Собора саратовских святых: священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)[9], священномученик Иаков (Маскаев)[10], священноисповедник Виктор (Островидов), преподобномученица София (Селиверстова) и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Св. Виктор родился в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии (в настоящее время - Красноармейского района Саратовской губернии), а св. София - в с. Изнаир Сердобского уезда (по одним данным - в с. Изнаир нынешнего Ртищевского района, по другим - в с. Изнаир современного Екатериновского района Саратовской области). С 2011 года малые родины сщисп. Виктора и прмц. Софии находятся на канонической территории Балашовской епархии. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в более глубоком изучении материалов, касающихся жизни и деятельности данных святых, в свете региональной церковной истории [11]. Св. праведный Иоанн Кронштадтский в 1895 году принимал участие в освящении нового главного здания Свято-Троицкого собора, будучи в имении графини Е.Л. Игнатьевой чудесным образом излечил двух глухонемых юношей [12].

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что жизнь и деятельность десяти святых Церкви Русской прямо или косвенно связана с историей Балашовского края [пять святителей (сщмчч. Гермоген, Иаков, Феофан; сщиспп. Лука и Виктор)]; два священномученика (свящ. Дионисий Щеголев, свящ. Михаил Платонов), один преподобномученик (иером. Феодор), одна преподобномученица (София, послушница) и один праведный - Иоанн Кронштадтский].

По линии Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2015-2018 гг. стали победителями четыре проекта Балашовской епархии Саратовской митрополии: «Православный книгоноша» (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова), «Разрушенные храмы - разрушенные традиции» (автор Л.Л. Кузеванова), "Новомученики и исповедники земли Балашовской" (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова) [13], ""Лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность" (автор к.и.н., доцент Л.И. Кузеванов)[14], в которых прямо и косвенно освещалась тема подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, судьба которых была связана с историей Балашовского края.

В рамках проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской" были изготовлены пять мемориальных досок в честь святых [Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Михаил Платонов, Дионисий Щеголев и Феодор (Богоявленский)]. По благословению епархиального архиерея часть мемориальных досок установлена и освящена.

Однако в изучении подвига святых Церкви Русской имеются свои проблемы. Так, многие светские историки декларируют необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории. Однако на практике в современных исследованиях превалирует политический подход, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий. Данные авторы, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви начала ХХ века фактически оставляют без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь. Отсюда вытекает и определенное недопонимание данными исследователями сути подвига некоторых новомучеников и исповедников Церкви Русской, их деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования".

Вызывает возражение однозначно-категоричное использование в современной литературе термина "черносотенец", хотя он не имеет более или менее единообразного научного толкования, до сих пор "нагружен" политически и эмоционально. Видимо, исследователям, использующим это понятие, нужно как-то обосновывать его содержание, показывать его отличие от термина "монархист". Иначе к "черносотенцам" будут отнесены практически все последовательные монархисты, к которым себя причисляли тысячи православных людей, стремившихся не допустить разрушения традиционной русской государственности.

С другой стороны, в современной литературе нередко преувеличивается значение политических аспектов в деятельности того или иного церковного иерарха в годы, предшествующие октябрьскому большевистскому перевороту, что недопустимо. Так, например, святитель Гермоген (Долганев) в письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», указал на главную опасность, грозящую политическим партиям патриотического толка, - "ис­клю­чи­тель­ность пат­ри­о­тиз­ма пар­тий­но­го", который "мо­жет про­яв­лять­ся и пе­ре­хо­дить в дес­по­тизм и да­же ти­ра­нию". Святитель предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "толь­ко через ве­ру и Цер­ковь Пра­во­слав­ную мож­но со­хра­нить и за­щи­тить Рос­сию от злоб­ных де­мо­ни­че­ских про­ис­ков вра­гов Свя­той Церк­ви и пра­во­слав­ной От­чиз­ны. Толь­ко через Цер­ковь мож­но вли­вать по­сто­ян­ную жи­вую струю, под­дер­жи­вать в на­ро­де рус­ском, ис­ко­ни пре­дан­ном ей, дух ве­ры и тем са­мым вос­пи­ты­вать его в иде­а­лах веч­но­го спа­се­ния". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я ни­ко­гда не был, не мо­гу быть и не бу­ду по­ли­ти­ком или ру­ко­во­ди­те­лем по­ли­ти­че­ской пар­тии, хо­тя бы и са­мой луч­шей из всех пар­тий в Рос­сии"[15]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "... моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[16].

Именно в этом ключе нужно рассматривать факт предания анафеме епископом Гермогеном членов Саратовского отделения Союза русского народа. Епископ, на основе горького опыта общения с местными деятелями этой сугубо политической организации, не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия. Особенное неприятие вызывала благожелательность Союза русского народа в вопросе приема старообрядцев в свои ряды, что для Церкви было неприемлемо. По мнению православных иерархов, воссоединение со старообрядцами было возможно лишь на правах "чистого православия" или единоверия [17].

Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного, а не партийно-политического патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа с его крайностями партийного-политического патриотизма и политической всеядностью, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был почетным председателем и "покровителем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [18].

Надо особо подчеркнуть, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [19].

В светской литературе иногда политизируется роль св. праведного Иоанна Кронштадтского. При этом игнорируется роль Церкви прежде всего как сугубо духовного, нравственного центра жизни российского общества, деятельность которого, даже в условиях диктата светской государственной власти, всегда направлена на спасение человеческих душ, подготовку верующих "к стяжанию Царства Небесного", к признанию в их жизни огромной роли испытаний, жертвенности во имя Христа. Св. Иоанн Кронштадтский, может быть, лучше всех других пастырей олицетворял собой соборное, духовное начало Русской Церкви. "Бедное отечество, - сокрушался святой, - когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов"[20]. Оценивая роль свт. Гермогена в истории Русской Церкви, он говорил, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[21].

В этой связи было бы методологически неверно принижать личность свт. Гермогена на фоне восхваления авантюриста Григория Распутина, как это делают некоторые современные авторы. В год столетия революции в нашей стране было объявлено даже о создании "народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового" ("старца Григория") и "сбору свидетельств о его благодатной помощи". К 100-летию со дня смерти Распутина в с. Покровское (малой родине "старца") был установлен "часовенный столп". В Тобольской митрополии назвали "каноническим преступлением" установку этого сооружения, а также использование изображения Распутина на иконах и "самочинное "освящение" "часовенного столпа"[22].

То есть Распутина пытаются объявить "простонародным святым", "мучеником" в целях обеления мрачного образа этого проходимца, по стечению обстоятельств сыгравшего не последнюю роль в разрушении авторитета царской семьи в один из самых тяжелых периодов существования Государства Российского.

Недаром свт. Гермоген, осознав роковую роль этой темной личности, вынужден был вести с ней бескомпромиссную борьбу, прозорливо предвидя надвигавшуюся на Россию страшную катастрофу, вызванную прежде всего нравственным одичанием немалой части тогдашнего т.н. "просвещенного" общества, погрязшего в мистицизме, цинизме и вседозволенности [23].

Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых отвергла идею "святости" Распутина. В докладе председателя этой комиссии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (2004), в частности, говорилось:

1. "...немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо харизматического толка".

2. "...неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г. Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект".

3. "...безнравственность Г. Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельств можно найти в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского; +1945), Вениамина (Федченкова; +1961) и протопресвитера Георгия Шавельского (+1951), они нашли свое отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого; + 1937). Такое же отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский; +1918) и епископ Гермоген (Долганев; + 1918), преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (+1918), мученик Михаил Новоселов (+1938), а также архиепископ Феофан (Быстров)"[24].

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II так высказался по этому поводу: «Тем более нельзя говорить о канонизации Григория Распутина, который, хотя и облегчал страдания наследника от тяжкого недуга, своим поведением скомпрометировал императорскую семью, и этим воспользовались противники монархии в России. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории Российского государства»[25].

В этом же плане абсолютно не приемлемы попытки изобразить Розен Прасковью Григорьевну - бывшую игуменью Митрофанию (1825-1899) - "необыкновенной подвижницей Божией" [26], пропагандировать труды "неизвестного" дореволюционного автора, называвшего Митрофанию "святой игуменьей" [27].

Но ведь Митрофания оказалась отъявленной мошенницей, за что и была осуждена в 1874 году судом присяжных (самым демократическим судом и в наше время) к ссылке в Енисейскую губернию с запрещением выезда в течение трёх лет из места ссылки и в течение 11 лет в другие губернии за реальные совершенные уголовные преступления (мошенническое присвоение денег и вещей купчихи П.И. Медынцевой, подлог завещания богача-фабриканта и мануфактур-советника М.Г. Солодовникова, векселей московского купца 1-й гильдии Д.Н. Лебедева на очень крупные суммы, организация изготовления фальшивых документов и др.) [См. Минушкина Е. «Волки и овцы»: сюжет из жизни; Шамаро А.А. Волчица и овцы].

"Троекратная экспертиза установила с несомненностью не только то, что текст векселей писан ею, но и что самая подпись Лебедева на векселях и вексельных бланках подделана, притом довольно неискусно, самой Митрофанией, не сумевшей при этом скрыть некоторые характерные особенности своего почерка... Обвинительный приговор присяжных заседателей московского окружного суда, в который было перенесено дело Лебедева, после того как в Москве были возбуждены преследования по более важным и сложным делам Медынцевой и Солодовникова, был несомненным торжеством правосудия и внушительным уроком будущим Митрофаниям, "дабы на то глядючи, им не повадно было так делать", - писал в своих воспоминаниях непосредственный участник тех событий, прокурор петербургского окружного суда, знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони (1844-1927).

А вот что говорил о тайных делах Митрофании другой известный российский юрист - адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908): «Путник, идущий мимо высоких стен владычного монастыря, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма - биржа, вместо молящегося люда - аферисты, вместо молитвы - упражнения в составлении векселей, вместо подвигов добра - приготовления к ложным показаниям; вот что скрывалось за стенами <...> Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители! <...> Игуменья говорит: «Не для себя, для Бога я делала все это!» Я не знаю, для чего совершали это ограбление, но Богу таких жертв не надо. Каинова жертва не может быть Ему приятна; лепта добровольного приношения вдовицы Ему лучше золота фарисейского <...> чудовищная масса векселей на 460 тысяч рублей, ряд расписок на 35 тысяч рублей, на 50 тысяч рублей, на 200 тысяч рублей, две по 250 тысяч рублей и, наконец, расписка на 580 тысяч рублей – вот творение ее рук. Сумма, далеко превышающая все состояние Солодовникова, – вот приписываемая ему жертва".

Обращаясь к Митрофании, Ф.Н. Плевако подчеркнул: "Верим вам, что многое, что написано в книгах закона, вам неведомо. За это я не решусь осудить вас. Но ведь в этом же законе есть и такие правила, которые давным-давно приняты человечеством как основы нравственного и правового порядка. С вершины дымящегося Синая сказано: «не укради», вы не могли не знать этого, а что вы творите? Вы обираете до нищеты прибегнувших к вашей помощи. С вершины Синая сказано: «не лжесвидетельствуй», а вы посылаете вверивших вам свое спасение инокинь говорить неправду и губите их совесть и доброе имя. Оттуда же запрещено «всуе призывать имя Бога», а вы, призывая Его благословение на ваши подлоги и обманы, дерзаете обмануть правосудие и вместо себя свалить вину на неповинных... Тартюфы бывают и в женском платье...

Я не верю, чтобы люди серьезно думали о Боге и добре, совершая грабительства и подлоги. Не может дочь утешить свою мать, если ценой разврата она достанет ей какой-либо дар; не может Церковь одобрить благотворение верующего, милосердие на чужой счет, путем грабежа и мошенничества; так пусть не прикрываются они под ее защитой и не зовут христианским милосердием ужасающего душу ряда преступлений!" (См. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Солодовникова и Медынцевой (дело игуменьи Митрофании).

Но что удивительно, ни на суде, ни после него, ни в своих "Записках", законченных незадолго до смерти, Прасковья Розен (быв. Митрофания) не признала своей вины и не раскаялась в содеянном, что говорит об уровне ее нравственности, "верности" Православию, следованию казуистическому принципу "цель оправдывает средства". Поэтому никакого "тяжкого бремени несправедливых гонений и клеветы со стороны своих современников"[28] она нести не могла, так как ее преступные деяния были полностью доказаны в ходе открытого и демократического суда.

Вот почему, не кто-нибудь, а именно Св. Синод запретил Митрофании (Розен) называться монахиней, игуменьей, носить камилавку и церковные награды[29].

Все это в совокупности говорит о том, что некоторые авторы явно "конструируют" прошлое, представляя Митрофанию (Розен) невинно пострадавшей "подвижницей".

Подводя итоги, можно сказать следующее: исследователи не должны рассматривать Русскую Церковь только как политический институт, совершенно отстраняясь от анализа ее главных функций по окормлению многомиллионной паствы, защиты ее от сил зла и тьмы, в том числе от "оборотней в рясах". Исследователь, изучающий историю Русской Церкви, в т.ч. в ее региональном и локальном вариантах, наряду с традиционными принципами и методами, должен учитывать требования сотериологического подхода к анализу исторических фактов, то есть в рамках учения о спасении. В противном случае картина реальных исторических событий будет сильно искажена.

Ссылки и примечания

1. См. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских //Официальный сайт Московского Патриархата. 2013. 10 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html

2. См. Священный Синод определил порядок формирования Соборов святых отдельных епархий и митрополий. [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5028466.html

3. См. В Собор Саратовских святых включены новые имена [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/v-sobor-saratovskikh-svyatykh-vklyucheny-novye-imena (дата обращения: 17.09.2019). Биографические данные этих святых см.: Сонм небесных избранников нашей земли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sonm-nebesnykh-izbrannikov-nashejj-zemli (дата обращения: 2.10.2019).
О более раннем изменении состава Собора Саратовских святых см.: Кузеванов Л.И. Балашов впервые стал центром празднования Дня памяти Собора Саратовских святых [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-314 (дата обращения: 17.09.2019).

4. См. Кузеванов Л.И. Священномученик Феофан (Ильменский) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 121-122; Кузеванов Л.И. Святитель Феофан (Ильменский). К 100-летию со дня мученической гибели (24 декабря 1918 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-602 (дата обращения: 17.09.2019).

5. См. Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 35-98; Кузеванов Л.И. Святитель Гермоген (Долганев): "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-698 (дата обращения: 17.09.2019).

6. См. Кузеванов Л.И. Священномученик Михаил Платонов //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 124-125; Священномученики Герман (Косолапов), епископ Вольский и Михаил Платонов, пресвитер //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 99-220.

7. См. Смотров В.В. Святой священномученик Дионисий Чиганаский //Смотров В.В., Смотров О.А., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов: Николаев, 2007. С.137-139; Кузеванов Л.И. Священномученик Дионисий Щёголев //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 122-124; Кузеванов Л.И. Священномученик Дионисий Щёголев – святой земли Балашовской. К 80-летию со дня мученической кончины //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-603; Священномученик Дионисий Щёголев //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 267-274.

8. См. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 125-127; Преподобномученик Феодор (Богоявленский), иеромонах //Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 387-402.

9. См. Кузеванов Л.И. Святитель Лука (Войно-Ясенекий) //Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 114-116.

10. Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Маскаев)//Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 117-121.

11. См. Кузеванов Л.И. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить". К 140-летию со дня рождения святителя Виктора (Островидова). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-634; Кузеванова Л.М. К 150-летию со дня рождения прмч. Софии. О малоисследованных сюжетах биографии //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-436

12. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 10-18; Кузеванов Л.И. "Радуюсь вашей радостью!". Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Балашовский край //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-524; Кузеванов Л.И. Исследование церковной истории Балашовского края: некоторые итоги и перспективы //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-599

13. См. Новомученики и исповедники земли Балашовской. Автор: Кузеванова Лариса Михайловна. Скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

14. См. Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович. Скриншот (20.08.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество". Кроме того, см.: Кузеванов Л.И. Православный лекторий-семинар «Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность». URL: http://klio.3dn.ru/publ/30-1-0-620 (дата обращения: 30.12.2017).

15. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

16. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88.

17. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014. №4. С. 17,18 и др.

18. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/21736.html (дата обращения: 30.01.2018).

19. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. История и исторические науки, 2012. С. 152-155. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018); Она же. Православный монархизм: к определению понятия //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. История исторические науки, 2008. С. 181-183. [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnyy-monarhizm-k-opredeleniyu-ponyatiya
(дата обращения: 30.01.2018).

20. См. Святой праведный Иоанн Кронштадтский [Электронный ресурс].
URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life6616.htm (дата обращения 30.01.2018).

21. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс].
URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-svyashhennomuchenik-germogen-dolganev
(дата обращения 30.01.2018).

22.См. Стефанов С. Григорий Распутин: между падшим богоискателем и оклеветанным старцем. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20170417/1492400770.html

23. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 63, 68, 77-78, 79-80, 81, 84.

24. См. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. [Электронный ресурс].
URL: https://mospat.ru/archive/2004/10/26426/

25. См. Святейший Патриарх Алексий высказал свою позицию по ряду актуальных вопросов церковно-общественных отношений //Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. [Электронный ресурс].
URL: https://mospat.ru/archive/2002/08/nr207171/

26. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании /Сост. А.М. Васнева. М.: Никея, 2010. С. 13.

27. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 232.

28. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 7.

29. См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. С. 66.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарии, научный аппарат, 2019-2021

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. "Они стали героями для народа нашего". Православные святые в истории Балашовского края [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-762

1-е изображение - свт. Феофан (Ильменский), размещено в интернете в свободном доступе; 2-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской". Автор: Кузеванова Лариса Михайловна; 3-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович; 4-е - св. праведный Иоанн Кронштадтский; 5-е - Григорий Распутин; 6-е изображение - П.Г. Розен (бывшая игуменья Митрофания); 7-е изображение - А.Ф. Кони; 8-е изображение - Ф.Н. Плевако.

Тартюф - персонаж пьесы Ж.Б. Мольера "Тартюф, или Обманщик" (первая редакция: "Тартюф, или Лицемер", 1664 г.). ""Тартюф" на одном из диалектов южной Франции значит "мошенник", "обманщик". Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена "кабалы святош". Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество... Тартюф у Мольера воплощает... человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством").

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Новомученики и исповедники Церкви Русской | Дата добавления: 01.03.2021