Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

Балашовский край: особенности местной церковной истории и некоторые направления ее изучения.

В местной исследовательской литературе до сих пор ощущается нехватка материалов, в которых бы достоверно освещалась церковная история Прихоперья [6]. Кроме того, в ряде публикаций не учитываются особенности местной церковной истории, что также отрицательно сказывается на результатах исследовательской работы. О каких особенностях идет речь?

В ходе изучения научной литературы выяснилось, что культурно-просветительская и миссионерская деятельность Православной Церкви в Прихоперье осуществлялась в XIV-XVI вв. в рамках т.н. «Червленого Яра» — объединения русских, татарских и, вероятно, мордовских общин [9]. Здесь издавна мирно жили и трудились люди разных национальностей. То есть традиции межнационального сотрудничества в этих местах формировались веками и поэтому очень крепки [11]. Межнациональное сотрудничество на Хоперской земле — давняя и добрая традиция.

Другой особенностью местной церковной истории является весьма плодотворная просветительская и социальная деятельность Балашовского Покровского женского монастыря, руководимого в 1884-1919 гг. игуменьей Марией (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна). События, связанные с Балашовским женским монастырем, до сих пор живы в памяти народной [18]. Эта тема стала еще более значимой после того, как 2 октября 2013 года Священный Синод РПЦ возродил в г. Балашове святую обитель [2].

Деятельное участие в становлении Балашовского Покровского монастыря принимал Преосвященный Павел (Вильчинский). В 1902-1908 гг. он жил на покое в святой обители, оставил после себя значительное духовно-публицистическое наследие, весьма актуальное в наше время [10]. Владыка был похоронен в склепе строившегося монастырского Покровского собора. Достоверно известно, что в 1922 году склеп с телом покойного был вскрыт [12]. В настоящее время краеведы пытаются найти место последнего упокоения епископа Павла.

История Хоперской земли связана с жизнью новомучеников и исповедников Церкви Русской [сщмчч. Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Гермоген (Долганев), Дионисий Щеголев, Михаил Платонов, сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), сщисп. Виктор (Островидов), прмч. Феодор (Богоявленский) и другие]. Их духовный подвиг вызывает большой интерес у исследователей, стимулирует поиск новых данных из жизни тех, кто пострадал в годы гонений на Церковь.

Изучение церковной истории края невозможно представить без использования материалов, касающихся истории создания, функционирования и разрушения в годы гонений на Церковь местных храмов, крупнейшим из которых был Свято-Троицкий собор. Перед исследователями стоит важная задача - осуществить сплошное изучение истории православных храмов, когда-либо действовавших на территории Прихоперья.

Учет особенностей местной церковной истории заметен в некоторых опубликованных краеведческих работах. Такие доклады, как «“Дело церковников”. Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова» (Ю.В Моловичко); «Дело» священников Орловых» (Л.Н. Ишутина); «… благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее» (О судьбах служителей Покровского храма села Сокур) (С.А. Вартанова); «Храм Космы и Дамиана – святыня села Чиганак» (Г.Е. Сорокина); «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова – священника Никольской церкви слободы Самойловка)» и "Мирандов Ф.Е. – благочинный 4-го округа Балашовского уезда" (О.А. Михайлова) носят сугубо исследовательский характер. Эти и другие работы были отмечены на научно-просветительских конференциях "Россия Православная: история и современность" (2013, 2014, 2015, 2016 гг.) [7,8,17].

Больше внимание стало уделяться исследованию событий новейшей церковной истории края. Используя методы интервью, наблюдения, проблемно-хронологический метод, удалось зафиксировать и опубликовать существенные исторические факты - описания историко-церковных конференций, православных акций, составление обзоров новых публикаций по местной церковной истории и т.д.

Новыми направлениями организации исследований стали семинары, на которых анализируются методологические и методические подходы к изучению церковной истории и научно-просветительские историко-церковные чтения [памяти игуменьи Марии (Мандрыки), подвижника балашовского краеведения (в том числе церковного) доцента В.В. Смотрова]. [7, 16, 17, 19].

Проведенный историографический анализ фиксирует формирование в последнее время положительной тенденции - участие профессиональных исследователей в изучении церковной истории Прихоперья. Так, С.М. Иванов изучил историю ряда подворий Балашовского Покровского женского монастыря, располагавшихся на территории нынешней Волгоградской области [13]. А.М. Елдашев воссоздал казанский период жизни и деятельности настоятельницы Балашовского Покровского монастыря игуменьи Марии (Мандрыки). Новиков А.П. обратил внимание на проблему острой нехватки средств и долгов данного монастыря. По его мнению, Балашовский Покровский монастырь оказался "банкротом" и "дело дошло до судебных инстанций". Краеведческие исследования Г.В. Еремина (1927-2015) по своему научному уровню приближаются к профессиональным. Например, в 1997 году им опубликована интересная статья "Город Балашов в ранние годы". Изучив материалы Российского государственного архива древних актов, Георгий Викторович пришел к выводу, что уже в 1806 году в городе существовал двухпрестольный (престолы в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила) каменный Свято-Троицкий собор [14]. Ранее считалось, что первое здание собора было однопрестольным и возникло в 1820 году.

Л.И. Кузеванов опубликовал книги и статьи, непосредственно касающиеся церковной истории и историографии Прихоперья. В частности, в результате критического анализа имеющейся литературы и источников, был сделан вывод о том, что в истории Балашовского Покровского монастыря была всего одна настоятельница - игуменья Мария (Мандрыка). По стечению обстоятельств, она оказалась первой и единственной монастырской настоятельницей. Опубликован и проанализирован список членов Покровской трудовой артели, созданной Марией после закрытия монастыря. Изучены положения договора, заключенного между новой властью и монахинями. Большое внимание автор уделил проблеме происхождения Екатерины Захаровны Мандрыки (в монашестве Мария). Например, ее дедушкой был герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Н.Я. Мандрыка. Его имя высечено на мраморной доске в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Храме Христа Спасителя. Впервые обобщена информация о подворьях Балашовского Покровского монастыря, об участии монастыря в выставочной деятельности; изучен порядок сбора пожертвований, сформировавшийся в обители; изложены малоизвестные причины финансовых нестроений, образовавшихся в обители в начале ХХ века. Им было установлено, что попытки взыскания долгов с уже бывшего Балашовского монастыря предпринимались даже в 1919 году, т.е. в советское время. Историком выявлена точная дата фактического закрытия Балашовского Покровского монастыря; изучено взаимодействие последнего епископа Балашовского, викария Саратовской епархии Иакова (Маскаева) и бывших монастырских насельниц в мирной борьбе против гонений на Церковь в 1929-1930 годах; прослежены судьбы некоторых сестер обители в период массовых репрессий 1937-1938 гг. Обобщена информация о клириках и мирянах, репрессированных в годы гонений на территории Балашовского края. Данным исследователем найдены и опубликованы архивные данные о ненасильственной борьбе с гонениями в Балашове в 1931-1932 гг. под руководством митрополита Саратовского Серафима (Александрова, 1867-1937).

В книге Л.И. Кузеванова "Церковная история Балашовского края", содержащей более тысячи ссылок на источники и литературу, сформулирован важный вывод: "Известны имена монастырских насельников и насельниц, репрессированных на территории Балашовского края". И далее дается список известных на сегодня пострадавших насельниц и насельников.

Автором этой книги было установлено, что на территории края были репрессированы не только женщины, но и мужчины - монастырские насельники. Но так как на территории Балашовского края был всего лишь один - женский монастырь, то это свидетельствует о том, что на балашовской земле находили приют монашествующие из других закрытых властями обителей. Весьма вероятно, что то же самое происходило и с насельницами. Дело в том, что в имеющихся источниках совершенно недостаточно прямых и достоверных сведений о пострадавших сестрах именно Балашовского Покровского монастыря. Указание на то, что репрессированные родились в прихоперских населенных пунктах еще не являются окончательным доказательством их принадлежности именно к этой обители. Сестры могли вернуться на малую родину после закрытия других монастырей (и не только Саратовской епархии), в которых они проходили послушания. В отличие от прежних публикаций в этой книге широко используется термин "насельница", а не "монахиня" ("послушница", "трудница" и т.д.). То есть перед исследователями стоит задача найти более подробные сведения о бывших монастырских насельниках и насельницах, попавших под каток массовых репрессий на территории Балашовского края.

Кузеванов Л.И. собрал и обобщил данные о протоиерее Свято-Троицкого собора Романе Львовиче Левитском, других соборных клириках; доказал, что во время строительства нового здания Свято-Троицкого собора (восточная и средняя его части) деятельность соборной церкви не прекращалась: в западной части собора (трапезная), не подвергшейся "разборке", функционировали престолы во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца. Им уточнены даты возведения ряда храмов г. Балашова, в т.ч. и Свято-Троицкого собора. Данным исследователем установлено, что одно из самых ранних зданий Троицкой церкви было возведено не в 1820 году, как считалось ранее, а в 1767, освящено в 1768 году. Причем, уже в то время храм был двухпрестольным - в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила; выявлены новые имена тех, кто служил в балашовских храмах; проведен историографический анализ местной литературы по церковной истории края [15].

Полученные историко-церковные знания используются на практике. Это прежде всего относится к увековечиванию памяти православных подвижников. Так, по инициативе автора данной статьи имя Преосвященного Павла (Вильчинского) в 2013 году было присвоено епархиальному Культурно-просветительскому центру, а имя игуменьи Марии (Мандрыки) - епархиальной библиотеке.

В рамках епархиальных проектов "Православный книгоноша" (автор Л.М. Кузеванова), "Разрушенные храмы - разрушенные традиции" (автор Л.Л. Кузеванова), ставших победителями Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива" в 2015 году, до общественности были доведены результаты исследований по истории православных храмов Балашовского края и биографий местных подвижниках благочестия [20]. Одним из результатов проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской", ставшего в 2016 году победителем Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива"(автор Л.М. Кузеванова)[21], было изготовление пяти мемориальных досок в честь святых, жизнь которых была связана с историей Балашовского края [Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Михаил Платонов, Дионисий Щеголев и Феодор (Богоявленский)]. По благословению епархиального архиерея часть мемориальных досок установлена и освящена. В 2018 г. в рамках Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива" победителем стал епархиальный проект ""Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность" (автор Л.И. Кузеванов) [22]. По местной церковной истории в 2013-2018 гг. изданы несколько десятков книг, монографий, брошюр, статей и других материалов.

Таким образом, благодаря исследовательской деятельности ученых и краеведов, осуществлявшейся в последние несколько лет, в изучении местной церковной истории наметились положительные изменения.

Источники и литература

Источники

1. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (п.40) //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html

2. Журнал №123 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви (п.9) //Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275888.html

3. Информационное письмо «О Первой Епархиальной школьной научно-просветительской конференции «Православие на Балашовской земле»» //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №10; Информационное письмо «О Второй Епархиальной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность" //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №6; Информационное письмо "О Третьей Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность». URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/articles/108-anonses/4092--l-r.html и др.

4. В Балашовской епархии ведется работа по сбору материалов о репрессированных насельницах Покровского монастыря. URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3365024.html

Литература

5. Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. «Сохранить память о трагических страницах истории». Размышления после 2-й Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №11.

6. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С.175-197.

7. Кузеванова Л.Л. Возрождение монашеских традиций на Балашовской земле: интервью с монахиней Варварой //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №11; Кузеванова Л.Л. История Русской Церкви в исследованиях школьников Прихопёрья //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №12; Кузеванова Л.Л. Два года трудов на ниве Христовой. Интервью с Преосвященнейшим Тарасием, епископом Балашовским и Ртищевским. URL: https://balashovblag.ru/articles/109-pravslovo/2920-two-years.html; Кузеванова Л.Л. «Со Христом, в Его Церкви, ко Спасению». Интервью с атаманом Балашовского станичного казачьего общества войсковым старшиной Подкорытовым Николаем Михайловичем //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №1; Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. "Россия Православная: история и современность". О 3-й Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-565 и др.

8. Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. 101 с.

9. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л.: Наука, 1987.

10. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 133-134.

11. Кузеванов Л.И. Православная Церковь и Червленый Яр //Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. С.46.

12. Смотров В.В. Епископ Павел и тайна его перезахоронения //Из истории Прихоперья и Балашовского уезда. Сб.ст. краеведов. Балашов, 2011. С. 103-107.

13. Иванов С.М. Царицынское подворье Балашовского Покровского женского монастыря. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-392

14. Елдашев А.М. Казанский храм Ярославских чудотворцев. Казань, 2012. С.14-15; Елдашев А.М. Путешествие Великой княгини Елисаветы Феодоровны по Волге и Каме в 1910 и 1914 годах. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-518; Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. №1. С. 7; Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал, 1997. №3. С. 18.

15. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. С. 46-147; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. 232 с.; Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. 256 с.; Кузеванов Л.И. История Балашовского Покровского женского монастыря: малоизученные сюжеты //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №9; Кузеванов Л.И. Подворья Балашовской обители //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №10; Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Яков Иванович Маскаев). Балашовский период жизни //Балашовская правда. 2013. 6 августа; Кузеванов Л.И. Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове? URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-11-03-268; Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор. К 250-летию со времени освящения первого здания (1768 г.). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-600; Кузеванов Л.И. "Смерть последовала моментально от паралича сердца". Что известно о соборном протоиерее Романе Левитском?. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-529; Кузеванов Л.И. Кто служил в Свято-Троицом соборе?. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-531; Кузеванов Л.И. Исследование церковной истории Балашовского края: некоторые итоги и перспективы. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-06-25-450; Кузеванов Л.И. Митрополит Серафим (Александров) и «дело» о балашовских антиминсах (1931-1932 гг.). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-796 и др.

16. Кузеванова Л.Л. Вышла в свет первая монография об игуменье Марии (1841-1920) //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №12.

17. Кузеванова Л.Л. Введение //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.)" /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Изд-во «Перо», 2015. С.7-15.

18. Кузеванов Л.И. Из мемуарных записок Е. В. Чиркиной: о Свято-Троицком соборе и Покровском женском монастыре. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-09-15-288

19. Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. Подвижник балашовского краеведения. Чтения памяти В.В. Смотрова. К 80-летию со дня рождения. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-444

20. См., например, Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. Россия Православная: история и современность. URL: https://balashovblag.ru/articles/109-pravslovo/5333-2015-11-15-14-29-28.html

21. Новомученики и исповедники земли Балашовской. Автор: Кузеванова Лариса Михайловна. Скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

22. Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович. Скриншот (20.08.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

Библиографическое описание статьи

Кузеванова Л.М. Балашовский край: особенности местной церковной истории и некоторые направления ее изучения //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-699

©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук; текст, 2018

Материал размещен с разрешения автора.

Изображение императрицы Александры Федоровны Романовой (канонизирована Русской Православной Церковью) размещено в интернете в свободном доступе. Игуменья Мария (Мандрыка) дважды встречалась с императрицей, по инициативе которой Балашовскому Покровскому монастырю была оказана материальная помощь.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 19.02.2021