Памятные даты |
Главная » Статьи » Церковная история |
Агеев Евгений Анатольевич, священник, кандидат теологии Первые сведения о явлении в станице Урюпинской Хоперского округа Области войска Донского чудотворной иконы Пресвятой Богородицы относятся к середине XIX века. Сама икона была обнаружена на берегу Хопра двумя благочестивыми женщинами, одна из которых – Ирина Лазаревна Гоголева, была известна в станице подвижническим образом жизни. Она неоднократно ходила в паломничество к святым местам, читала Псалтырь по покойникам, а после возвращения из Киева решила выкопать неподалеку от станицы собственную пещеру для молитвенного уединения. Ей помогали в трудах различные женщины из Урюпинской.Однажды они обнаружили на ветле небольшую икону Богородицы с младенцем и взяли ее в свою келью. Недалеко от места явления находился родник. После молитвы перед иконой и употребления воды из родника Ирина исцелилась от продолжительной болезни. Женщина не стремилась извлекать прибыль от “явленной” иконы и стремилась пожертвовать ее в свой приходской Покровский храм. По каким-то обстоятельствам духовенство отказывалось принять икону и она почти 30 лет хранилась у “бабушки Лазаревны”, как называли И. Гоголеву станичники, которые стали обращаться к ней с просьбами о молитве. Слава о чудотворной иконе постепенно распространялась. Росла и сама станица – в середине 1850-х годов в ней был построен второй храм – Христорождественский “Ярмарочный”, священник которого согласился принять икону. Передаче иконы предшествовала переписка с консисторией в Новочеркасске, из которой мы теперь знаем об обстоятельствах появления иконы [1]. Ирина Гоголева передала образ в 1857 году и вскоре, через два года, скончалась. Она собственноручно описала событие явления иконы, которое произошло по ее словам, 8 июня 1827 года [2]. Чудотворный образ недолго находился в Ярмарочном храме, по требованию духовенства Покровской церкви он был передан в приходской храм. Там икона была установлена в украшенном киоте возле левого клироса. Прихожане Покровского храма ходатайствовали перед архиереем о разрешении ежегодных крестных ходов за Хопер, к месту явления иконы. За полвека такие крестные ходы стали местной традицией и собирали тысячи паломников не только из Хоперского округа, но из соседних уездов Воронежской и Саратовской губерний. На источнике была построена часовня, в которой совершались молебны. В Покровской церкви велась книга записи исцелений, происходивших по молитвам перед чудотворным образом. Сама книга не сохранилась, но некоторые выписки из нее были опубликованы в книге Е. Поселянина о чудотворных иконах Богоматери [3]. К началу войны Урюпинская икона стала главной святыней севера Дона. Крестные ходы были прерваны только во время Гражданской войны, когда в окрестностях Урюпинской в 1918-1919 гг. развернулись боевые действия. После окончания Гражданской войны Покровская церковь не была закрыта, но между 1922 и 1925 гг. подлинная икона пропала при невыясненных обстоятельствах. В начале ХХ века с иконы было снято несколько копий. Одна из копий заменила явленный образ в киоте Покровского храма. Несмотря на пропажу иконы в 1920-х гг. крестные ходы на источник становились все многолюднее. Последний крестный ход состоялся в год 100-летия явления иконы – в 1927 г. В следующем, 1928 году, власти запретили крестный ход, закрыли часовню и огородили место явления иконы на берегу Хопра, включив его в территорию санатория. Впоследствии там размещалась военная часть. В 1930 году были закрыты все три урюпинских храма, но верующие добились открытия Покровского к августу того же года. Для этого им пришлось обращаться в комиссию по делам культов ВЦИК [4]. Вплоть до Великой Отечественной войны духовенство храма принадлежало к “обновленчеству”. Хотя часть церкви время от времени забиралась под засыпку зерна, она больше не закрывалась. Во время закрытия пропала и копия Урюпинской иконы и до 1946 г. о ней нет никаких известий. Только в 1946 г. приход Покровской церкви вернулся под омофор Патриарха Алексия I, тогда же в храме вновь появилась копия чудотворной иконы. Возобновились ежегодные праздники в ее честь, а также многотысячные крестные ходы на берег Хопра. Советская власть быстро взяла под контроль религиозный подъем в Урюпинске и с 1948 г. торжества в честь Явленной иконы стали объектом пристального контроля со стороны Совета по делам религий. Уполномоченный по Сталинградской области С. Косицын регулярно составлял и отправлял в Москву отчеты о проведении праздника [5]. Сейчас они стали ценным источником сведений о почитании Урюпинской иконы, несмотря на то, что принадлежат перу врагов Церкви. Советская власть не скрывала свою обеспокоенность тем, что в Урюпинск ежегодно собирается от 10 до 15 тысяч паломников помолиться Богоматери перед ее чудотворным образом [6]. В первые послевоенные годы власти еще опасались ущемлять религиозные чувства людей, только что перенесших тяготы войны, но уже в конце 1940-х годов стали применяться меры для ограничения масштабов празднования. Уполномоченный под страхом снятия с регистрации запретил священникам из соседних приходов посещать Урюпинск и участвовать в богослужениях; были запрещены крестные ходы к источнику, затем крестные ходы вокруг храма. Икона оставалась в церкви, но народ шел к ней целый день 21 июня. Паломники приходили за сотню километров, из Саратовской и Воронежской областей. Люди располагались лагерем на площади вокруг храма, урюпинцы пускали их на постой в свои дома, во дворы, в сараи. Всю ночь не смолкало пение акафистов на источнике. Местные власти жаловались на антисанитарию, на недостаток продовольствия в магазинах во время паломничества, но никак не старались помочь верующим людям. Только некоторые урюпинские торговые предприятия вывозили к храму передвижные прилавки с газированной водой и мороженым. Уполномоченный, который ежегодно приезжал в Урюпинск для того, чтобы проследить за празднованием, категорически запретил все попытки превратить паломничество в городской праздник. Напротив, по его мнению, тяготы должны были оттолкнуть население от паломничества к чудотворной иконе. Косицын добивался от местных властей уничтожения святого источника, но они оттягивали это под предлогом необходимости колодца для нужд местного населения и колхозной бригады [7]. Вплоть до 1952 г. православные храмы Сталинградской области пребывали под омофором архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого). Он посетил Урюпинск, но тщетно добивался от уполномоченного совершить архиерейское богослужение в день празднования Явленной иконы. Так же напрасно он пытался снять запрет на проведение крестных ходов на источник [8]. Совет по делам религий не разрешал даже увеличить штат Покровского храма до двух священников. В 1955 г. северные районы Сталинградской области были переданы в подчинение новообразованной Балашовской области. Балашовский уполномоченный Климов относился к Церкви с меньшей суровостью. В эти годы в Покровском храме был сделан ремонт, приобретена легковая автомашина, в штате появились второй священник и дьякон. Архиепископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков) посещал Урюпинск и совершал богослужения в Покровском храме [9]. Настоятелем в 1950-е годы был прот. Владимир Лециус, прошедший лагеря. Он имел музыкальное образование и создал замечательный хор, в котором пели не только престарелые прихожане, но и молодежь. В начале 1958 г. Балашовская область была неожиданно ликвидирована и Урюпинский район возвратился в подчинение далекого и сурового Сталинграда. Прежний уполномоченный Косицин учинил дотошный разбор позитивных для Церкви изменений в Покровском храме, обвинил настоятеля о. В. Лециуса в нарушении законодательства и добился его смещения [10]. Чиновник поставил своей целью полное прекращение паломничества к чудотворной иконе, из-за которого ему приходилось ежегодно отчитываться перед Москвой. Началось “хрущевское” гонение на Церковь. Уже в 1958 г. урюпинские комсомольцы были мобилизованы для “борьбы с религией”. Накануне праздника они дежурили не только у храма, но и на дорогах к источнику и на всех въездах в город. Встречая группы людей, похожих на паломников, - а они обычно шли в Урюпинск пешком, молодые люди останавливали их, расспрашивали о цели путешествия и о том, откуда они идут, насмехались над верующими, убеждали в ненужности поклонения иконе. Иногда, по рассказам состарившихся участников пикетов, паломников сажали в машины и отвозили в родные хутора или к границам области [11]. Такими мерами властям удалось существенно сократить поток верующих. Весной 1959 г. по распоряжению из областного центра был уничтожен колодец на источнике у места явления иконы. Его засыпали щебнем, причем это удалось не сразу. Урюпинские верующие как-то узнали о приближении колонны грузовиков и встали у оврага живой стеной. Водители отказались двигаться на людей и развернули свои машины. Следующей ночью овраг оцепили милиционеры с дружинниками, за штурвалы грузовиков сели комсомольцы и источник был засыпан многометровым слоем щебенки [12]. Это случилось в середине апреля, перед праздником Пасхи, а в июне была предпринята попытка изъятия из Покровского храма главной святыни – копии Явленной иконы. Союзником уполномоченного в этой интриге стал правящий архиерей – епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин). Бывший “обновленец”, он неукоснительно поддерживал мероприятия советской власти, не забывая при этом и о своей выгоде. Он пообещал Косицыну убрать икону из Урюпинска своими мерами, о чем тот сообщает еще в начале года в своем отчете в Москву [13]. В начале июня епископ Сергий отправил в Покровский храм ключаря кафедрального собора с предписанием привезти святыню в Астрахань. Целью привоза иконы была заявлена необходимость ее обследования и снятия копий. Тем не менее настоятелю предлагалось произвести изъятие втайне от прихожан и как можно быстрее отправить посланца обратно [14]. Первая попытка не удалась – прихожане не дали забрать свою святыню из храма! Через несколько дней в Урюпинск прибыл второй посланец. Ему также было поручено сделать дело «тихо», но он сделал «ошибку» - созвал приходское собрание и стал убеждать прихожан отдать икону архиерею, угрожая в противном случае закрытием храма. Собрание, проходившее в церкви, было шумным, страсти накалились, звучали угрозы и взаимные обвинения, а к концу собрания копия иконы пропала из киота [15]. Как ни пытались епископ Сергий и его посланник довести инцидент до обращения в милицию, дело было спешно закрыто. Власти не стали искать икону, верующие молчали, а уполномоченный воспользовался случаем, чтобы избавиться от епископа Сергия, как не справившегося с поручением. Напрасно владыка писал оправдательные письма и призывал провести следствие – через несколько месяцев он был снят с астраханской кафедры [16]. Урюпинцы тем временем продолжали хранить копию чудотворной иконы на протяжении почти 30 лет, ее прятали в различных домах, передавали друг другу, тайно собирались на молитву. Архиепископ Пимен (Хмелевской), управлявший нашими епархиями в течение 30 лет, и неоднократно посещавший Урюпинск, в своих дневниках ничего не пишет о Явленной иконе и ее праздновании [17]. Некоторые настоятели, например, ныне покойный прот. Виктор Петрасевич (1928-2007), лично рассказывавший об этом автору, пытались найти икону, но узкий круг прихожан только усерднее прятал ее. Только в 1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси, священнику Георгию Перову семья одной из прихожанок за солидное вознаграждение передала одну из копий Урюпинской святыни. Она снова была помещена в украшенном киоте в Покровском храме, стали совершаться богослужения в день ее явления 21 июня и крестные ходы на источник. В 1996 г. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман запланировал крестный ход с иконой по Волгоградской епархии. Но прихожане не отпустили икону, опасаясь повторения событий 40-летней давности. Только через год после длительных уговоров был проведен первый епархиальный крестный ход с Урюпинской иконой. Тысячи людей собирались в храмах по пути следования святыни, вереницы поклоняющихся Богородице продолжались и день, и ночь. Такие крестные ходы продолжаются и сейчас. В 2004 г. в Покровский храм была пожертвована еще одна копия иконы – написанная в 1903 году, а в Казанском соборе Волгограда была обнаружена копия 1907 года. Обе копии написаны одним художником, имеют на тыльной стороне заверительную надпись. Список, который сейчас находится в киоте в Покровском храме, пока не удалось исследовать на наличие надписей, т.к. тыльная сторона доски оклеена, а сам образ нуждается в реставрации. Ссылки и примечания 1. О производстве следствия по делу о явлении иконы Божией Матери в урочище Каменном буераке станицы Урюпинской //ГАВО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 52. Л. 324–325. 2. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон /Под ред. Е. Поселянина. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1903. С. 336–339. 3. Там же. 4. Заявление членов церковного совета и верующих граждан прихода Покровской церкви г. Урюпинска во ВЦИК СССР (июнь 1930 г.) //ГАВО. Ф. Р-1641. Оп. 1. Д. 88. Л. 43- 44. 5. Информационный доклад о состоянии и деятельности Русской Православной Церкви в Сталинградской области за II квартал 1944 г., 7 июля 1944 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 2. Л. 4. 6. Информационный доклад о состоянии и деятельности Русской Православной Церкви в Сталинградской области за II квартал 1948 г., без даты. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 10. Л. 76-77. 7. Внеочередное донесение Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову Г.Г. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Сталинградской области Косицына, 26 июня 1950 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 14. Л. 63-65. 8. Информационная записка о религиозном празднике в честь «явленной иконы Божьей матери» в г. Урюпинске 21 июня 1951 г., 28 июня 1951 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 16. Л. 62-65. 9. Письмо уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Балашовской области Климова, 23 июня 1956 г. //Архивный отдел Администрации Балашовского муниципального района. Ф. 1239. Оп. 1. Д. 2. Л. 110-111. 10. Информационная записка о состоянии религиозности населения в Сталинградской области в 1958 году, без даты //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 32. Л. 73-74. 11. Федоров Ю. Не по-христиански, но с верой //Урюпинская правда, 2004, 20 мая (№ 84). 12. Там же. 13. Докладная записка Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР, 4 марта 1959 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 34. Л. 40-42. 14. Письмо епископа Астраханского и Сталинградского Сергия настоятелю Покровской церкви г. Урюпинска о. Н. Попову, 2 июня 1959 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 1. Д. 28. Л. 120. 15. Рапорт свящ. И. Н. Кубина уполномоченному по делам РПЦ по Сталинградской области, 15 июня 1959 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 1. Д. 28. Л. 128. 16. Доклад старшего инспектора Совета по делам РПЦ при СМ СССР о ликвидации паломничества в Урюпинске, 25 июня 1959 г. //ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 34. Л. 114. 17. Дневники. Саратовская епархия. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской) в 2-х томах. Часть 1: 1965-1984 гг. Часть 2: 1985-1993 гг. Саратов, 2014. ©Агеев Евгений Анатольевич, текст, 2016-2024 Материал размещен с разрешения автора. Библиографическое описание статьи Агеев Евгений, священник. Почитание чудотворной Урюпинской иконы Пресвятой Богородицы в 1827-2016 гг. //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-614 Изображение иерея Евгения Агеева на коллективной фотографии (в центре) размешено с согласия автора фото Л.Л. Кузевановой. Свящ. Евгений Агеев выступил с докладом на Четвертой конференции "Россия Православная: история и современность" (г. Балашов, 2016). Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Церковная история | Дата добавления: 04.10.2024 | |