Каталог статей

Главная » Статьи » Свято-Троицкий собор

Кто служил в Свято-Троицком соборе?

Свято-Троицкий собор - православная святыня г. Балашова, имеющая прекрасную и, одновременно, трагическую историю. В уникальном по своей красоте храме служило множество преданных своему делу клириков, имена которых в наше время в большинстве своем не были известны.

Цель данной статьи - восполнить, в определенной мере, этой пробел в местной церковной историографии, используя как архивные материалы, так и данные, почерпнутые в "Саратовских епархиальных ведомостях". В основном, изучались документы и материалы за 1824-1917 гг.

В архивном деле "По требованию Балашовского удельного казначейства и протоиерея о доставке сведений по различным вопросам (об оброках и пошлинах, об умерших, о получивших паспорта и другим вопросах)" подшито письмо о. Василия Термометрова от 7 февраля 1824 г. (№31) в Балашовский удельный приказ, в котором он запрашивал сведения об одном из местных удельных крестьян. Именно в этом документе он именует себя "балашовским протоиереем" и "благочинным", хотя прямо не называет Свято-Троицкую соборную церковь, в которой мог служить [1].

В связи с этим можно лишь предположить [2], что он был протоиереем именно этого храма, а не, скажем, Михайло-Архангельской церкви, которая исторически была первым соборным храмом г. Балашова [3].

Правда, пока неизвестно – когда конкретно Михайло-Архангельская церковь перестала быть соборной [4]. Нет сведений и о том, когда Свято-Троицкий храм реально стал соборным.

Другая ситуация складывается, когда речь идет об о. Николае Погонатове. В своем письме в Балашовский уездный приказ от 6 октября 1825 г. (№3) он пишет о себе как о «священнике Балашовского Троицкого собора»[5]. Однако каких-либо других существенных фактов из биографий протоиерея Василия Термометрова и священника Свято-Троицкого собора Николая Погонатова пока не найдено.

В документах больше сведений содержится о настоятеле Свято-Троицкого собора протоиерее Романе Львовиче Левитском (1824-1993). Отец Роман родился в 1824 г. "в Херсонской епархии" (более точных сведений пока не найдено), в семье священника. После окончания Херсонской духовной семинарии, он, как лучший ученик, был направлен на учебу в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1849 г. с ученой степенью магистра.

Затем начинается саратовский период его служения (1849-1853). В Саратовской духовной семинарии Роман Львович преподавал всеобщую историю, словесность, исполнял должность библиотекаря. В 1852 г. рукоположен во священника Саратовской Вознесенско-Сенновской церкви, с оставлением на должности преподавателя семинарии, назначен цензором проповедей по городу Саратову и Саратовскому уезду.

Балашовский период (1854-1893). Преподавательские таланты и обширные познания о. Романа не остались без внимания Преосвященнейшего Афанасия, епископа Саратовского и Царицынского, который в 1854 г. назначил его штатным протоиереем Свято-Троицкого собора города Балашова, благочинным городских церквей, цензором проповедей. В 1865-1873 гг. Роман Львович дополнительно исполнял обязанности смотрителя Балашовского духовного училища. Таким образом, Р. Л. Левитский посвятил г. Балашову почти сорок лет своей жизни.

К своим пастырским обязанностям о. Роман относился с "особенным рвением". Обладая несомненными ораторскими способностями и прекрасной памятью, он стремился реагировать на все значимые церковные и гражданские события, обращаясь к пастве "со словом назидания, одобрения, обличения, вразумления и утешения".

Во время Крымской войны (1853-1856), когда через Балашов проходили войска, о. Роман "с воодушевлением встречал и провожал их, говоря прекрасные речи, проникнутые патриотическим чувством". При постройке Свято-Троицкого собора неоднократно обращался к пастве с поучениями, "располагавших граждан городе Балашова к пожертвованиям". Часть его произведений была в 1866 г. напечатана отдельной книгой "Слова и речи протоиерея Романа Левитского"[6]. В 1880 г. он издает брошюру «Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского», в которой призывал местное балашовское общество усилить помощь в строительстве нового здания собора [7].

К сожалению, за несколько лет до своей кончины, Роман Львович начал страдать нервной болезнью, что заставило его "сложить с себя все посторонние обязанности, бывшие на нем, и вообще уклоняться от всякой общественной деятельности". Последний же год своей жизни о. Роман "жил совершенно замкнуто, причиною тому была скорбь о смерти его жены и дочери", умерших в 1892 г. "от холеры в течение одной недели".

Скончался Роман Львович Левитский 15 ноября 1893 г. в Балашове, на 70 году жизни, "смерть последовала моментально от паралича сердца". В последний путь о. Романа проводили 17 ноября "всем градским духовенством при многочисленном стечении народа". Похоронная процессия началась из дома покойного в соборный храм, а из собора на кладбище, следовала мимо духовного училища". Ученики во главе со смотрителем училища и преподавателями, "участвовали в пении литии, совершенной училищным священником, и тем отдали последний долг почившему".

Подвижническое служение соборного протоиерея Романа Львовича Левитского было отмечено высокими наградами - орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, наперсным крестом [8].

Кто еще из клириков собора имел сан протоиерея? Из документов 1886 г. известно, что этим высоким саном был награжден соборный священник Василий Смирнов [9]. В 1898 г. упоминается протоиерей Свято-Троицкого собора Иоанн Алонзов, награжденный орденом св. Анны 3-й степени [10] и скончавшийся 29 ноября 1905 года [11]. В 1902 году саном протоиерея был награжден еще один священник собора - Петр Смирнов[12].

19 декабря 1906 г. при Свято-Троицкой Соборной церкви место настоятеля было предоставлено бывшему ректору Пензенской духовной семинарии, магистру богословия, протоиерею Петру Алексеевичу Поздневу (1853-1934) с возложением на него обязанности благочинного городских церквей[13].

Отец Петр родился в 1853 году в с. Слободка Астраханской губернии, в семье псаломщика. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1879 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 5 июля 1879 по 24 сентября 1882 состоял на службе по линии министерства народного просвещения. С 1879 года служил зав. Самарским городским "туземным" училищем.

С 24 сентября 1882 года преподавал латинский, греческий и татарский языки в Оренбургском духовном училище, а затем логику и философию в Оренбургской духовной семинарии. В 1886 г. он становится магистром богословия. С 21 октября 1887 г. по 1894 г. служил смотрителем Пензенского духовного училища. С 5 сентября 1894 по 1907 год - ректор Пензенской духовной семинарии. Уволен по прошению от духовно-учебной службы [14].

С марта 1907 г. - священник церкви Вознесения Господня в Саратове. В 1910-1921 годах - настоятель кафедрального Александро-Невского собора Саратова в сане протоиерея. Был председателем Саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского общества и совета Саратовского Ионникеевского епархиального училища, цензором проповедей.

В 1921 году овдовел и был пострижен в монашество под именем Николай. 11 июля 1921 года стал вторым епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. Позднее уклонился в обновленчество, а затем присоединился к старообрядчеству. Скончался 1 сентября 1934 года, похоронен на Рогожском кладбище (г. Москва)[15].

Протоиерей Дмитрий Петрович Дьяконов. Резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева) от 17 апреля 1907 года (№608) настоятелем Свято-Троицкой соборной церкви был назначен о. Дмитрий Дьяконов. Вот скупые строки из клировой выписи за 1906 год. Родился 30 декабря 1858 года в селе Митякино Камышинского уезда, в семье священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию, 20 июня 1882 года был рукоположен во священники епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским).

За усердную службу не раз удостаивался как церковных, так и государственных наград. 19 апреля 1889 года Преосвященный Павел (Вильчинский) награждает его набедренником. В 1897 году о. Дмитрий получает Серебряную медаль на Александровской ленте в память почившего Государя Императора Александра III, а 3 февраля 1905 года награждается орденом Св. Анны 3-й степени. Его жена, Юлия Петровна, 1865 года рождения, окончила в 1881 году Саратовское епархиальное женское училище. Все три их сына пошли по стопам отца: Василий и Александр учились в Саратовской духовной семинарии, а Михаил – в Камышинском духовном училище. Священник Дмитрий Дьяконов принимал активное участие в общественной жизни Балашова[16]. В 1917 году он по каким-то причинам был освобожден от должности благочинного церквей города Балашова[17].

В документах имеются краткие сведения о других клириках Свято-Троицкого собора. Так, в 1865 г. скуфьей был награжден священник Иоанн Лавров[18]. Окончивший курс Саратовской духовной семинарии воспитанник Николай Жимский 29 августа 1866 г. рукоположен во диакона «к Балашовской Троицкой соборной церкви»[19], а в 1867 г. определен в село Телятниково Хвалынского уезда на священническое место [20].

В 1866 г. упоминается имя соборного диакона Иоанна Живописцева[21]. Диакон Вольского уезда села Донгуза Петр Руссов резолюцией Его Преосвященства 3 июня 1867 г. был перемещен в город Балашов к Соборной церкви[22]. В 1868 году сверхштатный причетник Саратовской Воскресенской кладбищенской церкви Петр Строков 3 декабря определен к собору на диаконское место [23]. В 1869 году по прошению перемещен в собор диакон Саратовской Спасо-Преображенской церкви Федор Николаев[24], 27 июня 1871 г. он рукоположен во священника к церкви села Безлесное Балашовского уезда [26]. Псаломщик Илларион Чумаевский определен во диакона "к сему же Собору"[27], а 8 марта 1872 г. он назначается катехизатором на 1872 г. по городу Балашову[28].

Резолюцией Его Преосвященства от 12.10.1871 г. окончившему курс Саратовской духовной семинарии Семену Бенедиктову по его прошению было предоставлено место псаломщика при Свято-Троицком соборе. Резолюцией Его Преосвященства от 01.11.1871 г. дьячки собора Василий Благонравов и села Свинухи Балашовского уезда Петр Танаисов по их прошению перемещены один на место другого[29].

21.12.1871 г. Ивану Покровскому по его прошению предоставлено причетническое место при Балашовсом соборе [30]. Кроме того, в документах за этот год упоминается соборный диакон Александр Соколов[31], которому позднее, 23 октября 1879 года, было предоставлено место священника в селе Малой Грязнухе Балашовского уезда [32].

В 1874 г. награждены соборные клирики: наперсным крестом, выданным от Святейшего Синода, Василий Смирнов, камилавкой - Иоанн Лавров[33]. Ранее, в 1869 году, о. Василий Смирнов также был награжден камилавкой[34]. В 1880 г. послушнику Саратовской Крестовой церкви Алексею Изнаирскому предоставлено место и. д. псаломщика при соборе [35]. Позднее, в документах 1911 года, он упоминается в должности соборного псаломщика-диакона [36].

18 июля 1883 г. место псаломщика при соборе получил бывший учитель уездного училища Алексей Грекулов[39]. В 1889 г. учителю Балашовского духовного училища Андрею Беневольскому также было предоставлено священническое место при Свято-Троицом соборе [40]. В 1894 г. он удостоен благословения Святейшего Синода [41].

В 1896 г. другому учителю Балашовского духовного училища, Николаю Троицкому, предоставлено место священника при Свято-Троицком соборе [42]. Но вскоре, в 1897 году, он скончался [43].

В 1897 г. учитель Вольского духовного училища Евгений Добросердов стал соборным священником [44], также как как и клирик из села Бурлука Камышинского уезда Владимир Рыбаков [45]. В 1901 году о. Владимир награждается камилавкой [46], а в 1905 году - наперсным крестом [47].

В 1902 г. место псаломщика Свято-Троицкой Соборной церкви было предоставлено сыну диакона Александру Скафтымову[48]. Священник села Куликов (Ивановка) Сердобского уезда Андрей Жимский (не путать с Николаем Жимским) получил священническое место при соборе[49]. В 1914 году он перемещен в село Ежовку Балашовского уезда [50]. 8 октября 1906 года соборный священник Тихон Остроумов перешел на службу в Астраханскую епархию [51]. В 1908 году разъездной противосектантский миссионер Херсонской епархии Георгий Носков был принят на службу в Саратовскую епархию и определен таковым же миссионером по Балашовскому уезду, «с приписанием его» сверхштатным псаломщиком к Свято-Троицкой Соборной церкви города Балашова [52].

В 1909 г. соборный диакон Стефан Мануйлов с 8 июня 1909 года получает место священника Свято-Троицкого собора [53], а псаломщик-диакон Вознесенской соборной церкви города Камышина Петр Князевский - место соборного диакона в Балашове [54].

В 1914 г. упоминается имя псаломщика Дмитрия Островидова [55]. В 1915 г. священник Свято-Троицкого собора Николай Кряжимский определен на вторую священническую вакансию к Казанской церкви села Вязовка Вольского уезда; священник той же соборной церкви Александр Орлов со второй вакансии перемещен на первую; священник церкви села Марфино Аткарского уезда Иоанн Алеев - на вторую вакансию к соборной церкви г. Балашова [56]. В 1916 г. он становится полковым священником 149-го пехотного запасного полка, расквартированного в Балашове[57].

В 1915 г. разъездной священник села Беково Сердобского уезда Дмитрий Богданов был приписан к Балашовскому Троицкому собору [58]. В 1916 году назначен на псаломщическую вакансию крестьянин села Чернышево Керенского уезда Пензенской губернии Николай Ларин [59]. Полковой священник 146-го пехотного запасного полка Федор Голубев назначается на священническую вакансию к Свято-Троицкому собору [60]. В 1917 г. соборный диакон-псаломщик Евгений Машков определяется на священническую вакансию второй походной церкви Саратовской епархии [61].

Таким образом, по имеющимся на сегодня данным, известны имена более 30-ти клириков Свято-Троицкого собора, служившие в нем в 1824-1917 гг.

Ссылки и примечания

[1]См. ОГУ «Государственный архив Саратовской области» в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.1. Оп. 1. Д. 75. Л.5.

[2] Назарова С.К. несколько поспешила однозначно назвать о. Василия Термометрова клириком Свято-Троицкого собора – конкретной ссылки на документы, в подтверждение своей версии, она не приводит. Непонятно и другое - почему С.К. Назарова называет о. Василия «благочинным собора»? (См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.22).

[3] О том, что Михайло-Архангельская церковь была соборной указано в «Саратовских епархиальных ведомостях» (1895. №18. С.83).

[4] См. об этом: Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор. К 80-летию варварского уничтожения святыни //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2015. 20 марта. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2015-03-13-334

[5]См. БФ ГАСО. Ф.1. Оп. 1. Д. 75. Л.6.

[6]Книга издана в Москве.

[7]Подробнее см.: Кузеванов Л.И. "И воссияет на нем пречестный Крест Господень..." О брошюре и письме протоиерея Романа Левитского //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2013. 25 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-310

[8]См. Кузеванов Л.И. "Смерть последовала моментально от паралича сердца". Что известно о соборном протоиерее Романе Левитском? //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2015. 22 июля . URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-529. Р.Л. Левитский был похоронен на Балашовском городском кладбище (при Успенской церкви). На могиле был установлен чугунный памятник "без надписи" (См. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилов. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2012. С.633).

[9]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1886. №8. С.239.

[10]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1898. № 10. С. 195. Отец Иоанн упоминается и в 1901 г. (См. СЕВ. 1901. №23. С.403).

[11]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1905. №1. С.6.

[12]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1902. №11. С.256.

[13]Саратовский духовный вестник. 1907. №2. С.14.

[14]См. Петр Алексеевич Позднев - настоятель Свято-Троицкого собора /Сост. Л.И. Кузеванов //ННС "Балашовский следопыт". 2013. 17 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-267

[15]См. Епископы Балашовские, викарии Саратовской епархии (1918-1930 гг.) /Автор-составитель Л.И. Кузеванов //ННС "Балашовский следопыт". 2012. 14 июня. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-06-14-272

[16]См. БФ ГАСО. Ф. 25 ИА. Оп.1. Д. 14. Б/л. Кроме того, см.: Свято-Троицкий собор – утраченная святыня города Балашова /Автор-составитель Л.И. Кузеванов. Балашов, 2013. С.5-6.

[17]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1917. №17-18. С.629.

[18]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1865. №7. С.1.

[19]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1866. №38. С.1306.

[20]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1867. №13. С.616.

[21]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1866. №17. С.595.

[22]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1867. №17. С.895-896.

[23]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1868. №1. С.6-8.

[24]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1869. №16. С.323.

[26]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №19. С.366.

[27]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №21. С.414-415.

[28]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1872. №8. С.101-103.

[29]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №24. С.418-419.

[30]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1872. №4. С.57-59.

[31]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1872. №23. С.502-504.

[32]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1879. №41. С.229.

[33]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1874. №11. С.201-203.

[34]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1869. №16. С.323.

[35]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1880. №23. С.111.

[36]См. Саратовский духовный вестник. 1911. №6. С.14.

[37]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1880. №24. С.115.

[39]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1883. №27. С.178.

[40]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1889. №5. С.113.

[41]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1894. №11. С.161.

[42]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1896. №19. С.425.

[43]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1897. №12. С.266.

[44]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1897. №15. С.307.

[45]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1897. №18. С.354.

[46]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1901. №11. С.273.

[47]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1905. №12. С.293.

[48]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1902. №10. С.220.

[49]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1902. №15. С.421.

[50]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1914. №16. С.5

[51]См. Саратовский духовный вестник. 1906. №41-42. С.12.

[52]См. Саратовский духовный вестник. 1908. №34. С.11.

[53]См. Саратовский духовный вестник. 1909. №26. С.10.

[54]См. Саратовский духовный вестник. 1909. №27-28. С. 9.

[55]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1914. №21. С. 7.

[56]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1915. №4. С. 124.

[57]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1916. №21. С.782

[58]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1915. №25. С. 1050.

[59]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1916. №3. С.56.

[60]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1916. №31-32. С.1168.

[61]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1917. №2. С.44.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Кто служил в Свято-Троицом соборе? //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-531

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Свято-Троицкий собор | Дата добавления: 31.12.2016