Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда).

Слобода Самойловка возникла в середине XVIII века. Первыми ее поселенцами были малороссияне, занимавшиеся перевозкой соли. Численность населения Самойловки быстро возрастала. К началу XIX века Самойловка считалась не только сельскохозяйственной, но и торговой слободой. Здесь постоянно проживали хлебные торговцы, приказчики. Съезжалось много народа на ярмарки, базар. Через слободу проходила скотопрогонная дорога, шла продажа животных.

Строительство храма.

Благодаря торговому люду в слободе была построена Успенская церковь. В документе 1803 г. зафиксировано: «крестьяне со всего мирского согласия возымели ревность устроить вновь в их слободе храм трех престолов 1. Успения Божия Матери; 2. Николая Угодника; 3. Александра Невского в чаянии таковом с положения вкладом от добродателей приходящих из разных мест православного народа и торгующих людей»[1]. Вскоре 2 августа 1804 г. [2] крестьянам была выдана храмозданная грамота [3]. Малороссияне просили разрешение епископа Пензенского и Саратовского Гаия (Такаова) построить вместо маловместительной деревянной каменную церковь. Слободчанам, видимо, был известен указ от 25 декабря 1800 года, запрещающий строительство деревянных церквей. Епископ придавал первостепенную важность возведению каменных храмов и поддержал желание крестьян. Всего в Саратовской губернии за 1799-1808 годы усилиями благочестивых мирян возвели более 20 новых церквей, а число строившихся храмов составляло не менее тридцати [4].

Строительство продолжалось около 13 лет. Деньги собирали всем миром. В 1811 г. соляным возчикам было предложено собрать пожертвования на благоустройство церкви на о. Эльтон, но из всех благодетелей «только самойловские крестьяне отказались от участия в расходах, мотивируя свой отказ тем, что желают эти деньги употребить на достройку храма в своей родной слободе»[5]. Тщанием прихожан Успенская церковь была построена к 1817 г. Престолов в ней кроме главного Успения Божией Матери было два: в правом пределе – во имя Святителя Николая Чудотворца и в левом – во имя Благоверного князя Александра Невского. Левый предел упоминается в документах 1872 года: «Резолюцией Его Преосвященства 14 августа 1872 года разрешено: духовенству с прихожанами исправить в главном Успенском храме повреждения, причиненные молнией и устроить в предельных храмах Святителя Николая и Святителя Благоверного Князя Александра Невского печи, за счет прихожан»[6]. В каком году был упразднен левый предел не выявлено. В клировой ведомости за 1912 г. указаны два престола: главный предел Успения Божией Матери и правый во имя Святителя Николая Чудотворца. Очевидно, Александро-Невский придел был к тому времени упразднён.

Священники Успенской церкви.

В разные периоды в церкви числились несколько штатов: первоначально четыре, затем три и два. Священниками Успенской церкви в XIX-начале XX веков были: Молдавский Николай Филиппович, Соколов Александр Андреевич, Строков Андрей Семёнович – благочинный (1830-?)[7], Островский Иван Иванович, Нарциссов Иван Андреевич, Цветков Николай Андреевич – благочинный (?-1877), Пластов Николай Львович, Соловьёв Павел, Абрютин Алексей, Мирандов Фёдор Елпидифорович – благочинный (1889-1905), Питаевский Иван Львович, Мирандов Григорий Елпидифорович, Лебедев Алексей Михайлович.

1817-1836 - годы службы в Успенской церкви слободы Трёх Островов Молдавского Николая Филипповича (1774 - ?). Его имя запомнилось в связи с событиями 1835 года, который стал знаменательным для жителей слободы Самойловки. Каждый день радовал крестьян звон колоколов церквей Николая Чудотворца и Успения Божией Матери. Оба храма стояли на одной центральной площади, сегодня это Красная площадь рабочего поселка. В Самойловке к 1835 г. проживало около 10 тысяч православных, которые в воскресенье и праздничные дни всей семьей посещали церковь, свой приход. Конечно, на площади такому количеству людей поместиться было уже трудно, поэтому протоиреем Николаем Филипповичем Молдавским, настоятелем Успенской церкви, было принято решение разобрать деревянный Николаевский храм и перенести его на другое место, что и было осуществлено. С тех пор в Самойловке появилась еще одна площадь, в центре которой стояла Никольская церковь. Сегодня на месте Никольского храма стоит церковь Архистратига Михаила.

Соколов Александр Андреевич (1801 - 24.07.1866). В Успенской церкви служил в 1825 – 1832 г.г. Обучался в Пензенской духовной семинарии, после окончания которой в октябре 1825 г. был рукоположен в сан священника с назначением к Успенской церкви слободы Трех Островов Балашовского уезда. В 1832 году перемещен к Ильинской церкви г. Балашова, с 1839 г. священник церкви Балашовского тюремного замка. В июле 1858 г. перемещен в Крестовоздвиженский женский монастырь г. Саратова. Награды: набедренник (1844), скуфья (1848), сан протоиерея (1851), камилавка (1861)[8].

Строков Андрей Семёнович (1788 - ?), сын священника с. Сосновка Сердобского уезда Саратовского наместничества Семёна Строкова[9]. В 1808 г. после окончания богословского курса Пензенской духовной семинарии рукоположен во священника. Служил в Архангельской церкви с. Зубриловка Балашовского округа Саратовской губернии Пензенской епархии (1808-1827): в 1809 г. определён духовником, в 1810 г. благочинным, в 1814 г. произведён в сан протоиерея. В 1827 г. был переведен в слободу Самойловку Балашовского уезда Саратовской губернии Пензенской епархии[10]. Служил в Успенской церкви. В 1830 г. был избран благочинным 4 округа Балашовского уезда Саратовской епархии. В 1844 году еще служил в Успенской церкви.

Островский Иван Иванович. Священник Успенской церкви в период 1832-1837 г.г. Нарциссов Иоанн Андреевич. Священник Успенской церкви в период 1837-1857 г.г. Цветков Николай Андреевич (1809-?). Сын священника Введенской церкви сл. Песчанка Балашовского уезда Андрея Ивановича Цветкова. Отец Николай в 1832 г. окончил курс в Саратовской духовной семинарии во 2 разряде. В 1858-1877 г.г. благочинный, священник слободы Самойловки. В 1865 г. утвержден сотрудником Саратовского попечительства о бедных духовного звания [11] Являлся членом Саратовского братства Святого Креста [12]. В 1877 г. по прошению уволен за штат[13]. В Самойловке служил в 1851-1877 г.г. Награды: орден Святой Анны 3 степени (1874) [14].

Пластов Николай Львович. Священник Успенской церкви в период 1849 г.г. Соловьев Павел. Служил здесь в 1851-1853 г.г. Абрютин Алексей. 1857-1861 г.г. Мирандов Фёдор Елпидифорович (1839 - 10 сентября 1912). Родился в семье диакона села Семёновки Балашовского уезда Елпидифора Львовича Мирандова. В 1860 г. окончил курс Саратовской духовной семинарии. В 1860-1864 г.г. преподавал в Петровском духовном училище. В 1864 г. рукоположен во священника к Успенской церкви слободы Самойловка, где служил до момента своей кончины в 1912 г. Являлся законоучителем в 1-й Самойловской земской школе в 1870-1912 г.г. С 20 сентября 1877 г. настоятель Успенской церкви, законоучитель Успенской церковно-приходской школы в 1887-1912 г.г. Наблюдатель за церковно-приходскими школами 4 благочинного округа Балашовского уезда (1887-1896 г.г.). Указом Консистории за № 6056 от 12 апреля 1889 года Фёдор Елпидифорович был утверждён благочинным 4 округа Балашовского уезда, обязанности которого исполнял до октября 1905 года. Награды: набедренник (1874), скуфья (1879), камилавка (1887), наперсный крест (1894), орден Святой Анны 3-й степени (1900), знак Красного Креста.

Питаевский Иван Львович (1853-?). В 1874 году окончил во 2-м разряде Саратовскую духовную семинарию. Первоначально преподавал в сельских школах епархии. 8 сентября 1877 г. был рукоположен во священника к Успенской церкви слободы Трёх Островов. Являлся законоучителем земских школ слободы: 2-й, 3-й, 4-й. Неоднократно назначался катехизатором 4 благочинного округа. На Благочинном съезде 1886 г. избран депутатом по следственным делам. Являлся корреспондентом департамента земледелия и сельской промышленности (1890-1892 гг.). Член Самойловского общества трезвости. В 1902 г. под руководством о. Ивана на пожертвования была построена богадельня и основано Самойловское общество пособия бедным. В 1905 г. им было приобретено здание, в котором была размещена частная прогимназия для девочек, открытая его дочерью А.И. Митякиной. В 1906 г. утвержден заведующим Успенской церковно-приходской школой. В 1920-х еще служил в Самойловке. Награды: набедренник (1882), скуфья (1898).

Мирандов Григорий Елпидифорович (29.01.1851-?). Родной брат Мирандова Фёдора Елпидифоровича. Учитель приготовительного класса Балашовского духовного училища, эконом училища, член строительной комиссии, один из организаторов хора для пения в училищной церкви, коллежский асессор (1878-1885). На епархиальной службе с 1885 года, 17 сентября рукоположен во священника к Спасо-Преображенской церкви слободы Песчанка Балашовского уезда. 22 сентября 1912 г. после смерти брата о. Григорию было предоставлено место священника при Успенской церкви слободы Самойловка. Законоучитель. С 1912 г. духовник духовенства 4 округа Балашовского уезда. В 1924 г. служил в Самойловке. Награды: набедренник (1888), скуфья (1897), камилавка (1902), синодальный наперсный крест (1909).

Лебедев Алексей Михайлович (14.03.1873-14.09.1937). Родился в селе Осипова Пустынь Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил миссионерские курсы. Дьякон Казанской церкви г. Самары с 1905 г. Священник Кладбищенской церкви г. Балашова с 1916 г. Священник Троицкой церкви г. Кузнецка с 1926 г. Священник Успенской церкви слободы Самойловки Балашовского округа с 1931 г. С 01.12.1932 г. священник Казанской церкви села Кардаила.

Дома для священно и церковнослужителей построены на церковной усадебной земле, отведённой прихожанами, и составляли собственность церкви. Из других построек к церкви относились: каменная ограда, двухэтажная сторожка, сарай, лавка на базарной площади, сдававшаяся в аренду в пользу церкви. Земля была отмежёвана к церкви в 1855 году [15].

Народное образование.

В 1841 г. храм посетил епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков). Он рекомендовал открыть приходское училище для мальчиков слобод Трех Островов и Елани. Благодаря стараниям протоиерея Андрея Строкова и члена попечительства Тимофея Сложеницына, был произведен ремонт помещения сторожки, на пороге которой 15 сентября 1843 г. были встречены первые ученики. Грамоте детей обучал священник А. Строков вместе с диаконом Николаевской церкви Алексеем Кашинским [16]. В некоторые года школа грамоты временно закрывалась, затем обучение детей возобновляли.

Программа ограничивалась заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. Курс обучения длился 2 года. Преподавали в школе клирики церкви. В 1899-1900 учебном году школа грамоты была преобразована в одноклассную церковноприходскую школу. Церковноприходские школы главной целью ставили религиозно-нравственное воспитание в духе православной религии и преданности церкви, поэтому Закон Божий был центральным предметом, затем церковно-славянский язык и пение. Так же изучали письмо, арифметику, чтение. Школой при Успенской церкви заведовал священник Федор Елпидифорович Мирандов. Учителем был диакон Василий Иванович Покровский. Помощницей - крестьянка Наталья Осиповна Онисимова. 1 января 1901 г. в учебном заведении обучалось 30 детей, из них 23 мальчика и 3 девочки. В 1902 году школа была преобразована в двухклассную церковно-приходскую школу [17].

В ней изучали те же предметы: закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. Добавился урок истории. «Весь порядок занятий в этой школе расположен так, чтобы дать детям как можно более религиозно-нравственного назидания. … ежедневные занятия в школе предварялись совершением утренних молитв, во время перемены, перед уроком дети пели «Царю небесный» или тропарь наступающего праздника, а по окончании урока «Достойно есть». В воскресные и праздничные дни дети церковной школы присутствовали за богослужением, на котором приучались к чтению и пению, а более благонравные допускались к прислуживанию в алтаре» [18].

Заведующий училищем являлся священник Мирандов Федор Елпидифорович – благочинный 4-го Самойловского округа Балашовского уезда, затем о. Иоанн Питаевский. Законоучитель – священник Питаевский Иван Львович. Законоучитель – дьяк Афинский Петр Григорьевич. Учитель пения – псаломщик Николаев Матвей Васильевич.

В разные годы детей обучали: Руднянский Евгений – воспитанник Саратовкой семинарии, не окончивший курс. Преподавал в школе в 1891-1892 гг. Покровский Василий Иванович - диакон Успенской церкви, состоял учителем церковной школы грамоты с 12 марта 1897 г. по 1 января 1901 г. [19]. Чесаков Степан Михайлович – преподавал в 1902 г. Покровский Федор Васильевич – обучал в 1907 г. Ширкин Тимофей Афанасьевич – преподавал с 26 октября 1908 года по 1 сентября 1911 года. Окончил Иоанно-Богословскую учительскую школу. Родом из крестьян Рязанской губернии. Смирнова Мария Александровна – трудилась с 1 сентября 1911 года по 1 ноября 1913 года. Родом из села Усть-Щербедино Балашовского уезда. Воронова Елизавета Александровна – учительствовала с 1911 по 1913 годы. Крылова Екатерина Аристарховна – тоже в 1916 году. Хвастунова Анна Васильевна – преподавала в 1916 году. Евтушенко – трудился в 1917-м. После 1917 г. церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

Окружная библиотека.

В 1865 г. инициативой благочинного Николая Цветкова при Успенской церкви открыта окружная библиотека для духовенства, возглавил которую священник Фёдор Мирандов [20]. Ежегодно от каждого штата благочиния выделялось 5 руб. серебром для содержания и пополнения книгами. В этот период во многих храмах Саратовской епархии были организованы библиотеки, где хранилось немало церковных книг и журналов, выписываемых ежегодно на церковные суммы. Библиотеки были необходимы священникам как по долгу службы, для составления проповедей и самообразования, так и для исполнения одной из главных обязанностей пастырей церкви — религиозно-просветительской деятельности среди прихожан. В 1912 г. здесь насчитывалось 109 томов книг [21].

Через тридцать лет после открытия благочиннической библиотеки в слободе Самойловке инициативой священников Успенской церкви для крестьян была создана народная библиотека-читальня. На сходе граждан священник Питаевский говорил: «… Не найдет ли сход нужным открыть в слободе Самойловке бесплатную народную библиотеку где бы грамотные могли удовлетворять свою потребность к чтению под наблюдением лиц более опытных в выборе книг. …»[22] Призыв священника был услышан. 21 декабря 1895 г. состоялось торжественное открытие библиотеки. Указом Консистории за №12932 Ф.Е. Мирандов был утвержден наблюдающим Самойловской народной библиотеки-читальни [23].

В первом отчёте работы библиотеки сообщалось: «… 2-е место после беллетристики занимает религиозно-нравственный отдел, прочитано всего 807 книг; этот отдел читается всеми возрастами очень охотно, а читателями от 40 лет и старше предпочитается всем остальным книгам. Чтение «святых книг» считается в некотором роде благочестивым подвигом, как молитвы и посещение церкви, так что старики непременно требуют, чтобы молодежь читала книги религиозно-нравственного содержания, особенно по постам»[24]. Библиотека, открытая почином духовенства в сельской местности, на десятилетия стала культурно-просветительным центром для всех возрастных групп населения.

Попечительство.

«Постановлением епархиального начальства, состоявшимся 8 марта 1877 г. разрешено открыть церковно-приходское попечительство при Успенской церкви под председательством крестьянина Леонтия Спиридоновича Шишкова из членов, кроме непременных крестьян: А.Ф. Белянского, Михаила Красюкова, Андрея Дубовенкова, Тимофея Канонекова, Павла Бочарникова, Григория Хирнова, Ивана Данилова, Федора Куницына, Исаи Шопинского, Андреана Красюкова, Дмитрия Шамраева и отставного унтер-офицера Павла Зрошека»[25]. Главной целью попечительства, состоящего из прихожан и возглавляемым настоятелем храма, была забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и причета в хозяйственном отношении. Ежегодно велся строгий отчет о приходе и расходе сумм Самойловского Успенского приходского попечительства. Деньги тратились в основном на ремонтные работы, украшение храма, содержание посева, принадлежащего попечительству, содержание певческого хора, на организацию при училище воскресных чтений. В 1887 г. был приобретен колокол. В 1888 году перестроена церковная ограда.

В 1891 г. благодаря старанию членов попечительства в храме был сооружен новый иконостас. Об этом значимом событии поведал на страницах «Саратовских епархиальных ведомостей» священник И. Питаевский: «С архипастырского благословления местным благочинным 23 сентября 1891 года освящен вновь сооруженный в нашей Успенской церкви иконостас. Иконостас этот имеет свою поучительную историю. Лет 8 тому назад наше церковное попечительство выступило со скромною задачей сбора средств для исправления разрушавшегося от времени иконостаса. Средства требовались не малые - три, четыре тысячи рублей, так как иконостас очень большой и при том требовавший коренного исправления. При отсутствии общественных средств, при отсутствии в слободе людей богатых, способных на большие пожертвования в пользу задуманного дела, - задача попечительства была нелегка. Но во главе попечительства стали люди, обладающие глубокой любовью к святому делу церкви, неустанною энергией и искренней верой в непреложность изречения: сила Божия в немощах свершается, и Господь благословил доброе начинание. Имея в основе своих средств 15 сотенников земли, пожертвованных попечительству обществом и около 150 руб., собранных по подписке, попечительство так разумно повело, что через 8 лет имело возможность израсходовать и израсходовало на ремонт ограды, на внешний и внутренний ремонт церкви, на сооружение иконостаса около 14 тысяч рублей. Попечительство приобрело эти средства преимущественно посевами, которые все время были замечательно удачны. … Прекрасный вызолоченный весь иконостас с замечательно осмысленной и хорошо исполненной резьбой, такая же точно запрестольная и две заклиросных киоты, двери тонкой столярной работы, хоры с железной изящной винтовой лестницей, сами иконы в иконостасе очень и очень недурной живописи свидетельствуют о толковом, разумном отношении их к возложенной на них задаче. … Что труды их увенчались полнейшим успехом, можно судить по тому громадному впечатлению, которое произвел на молящихся обновленный храм при освящении, многие прямо от умиления плакали; многие, по собственному их созданию, забывали, что они на земле; настроение всех было высоко-торжественное».

Часовня.

К Успенской церкви в 1897 г. была приписана каменная часовня, находящаяся на базарной площади, построенная на средства местных торговцев в память священного коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны. Здесь крестьяне молились иконам святителя и чудотворца Николая и святой мученицы царицы Александры.

Епископ Палладий в гостях у самойловцев.

Весной 1915 г. епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Добронравов) отправился в поездку с целью обозрения церквей Балашовского, Аткарского и Камышинского уездов. 14-15 апреля владыка побывал в городе Балашове. Епископ посетил собор, духовное училище, затем церкви: Ильинскую, Михайло-Архангельскую, Иоанно-Предтеченскую и Кладбищенскую, Покровский женский монастырь. С визитом прибыл в села: Репное, затем Лопатино, Пинеровку.

16 апреля владыка выехал в слободу Самойловку. На вокзале был «встречен духовенством и населением, которое с нетерпением ожидало приезда Палладия: здесь более тридцати лет не видели в храмах епископов. По пути следования от вокзала до храма у каждого дома Палладия встречали с хлебом солью и цветами. В Успенской церкви владыка служил молебен Божией Матери. Обращаясь со словами назидания к молящимся, он говорил, что Пресвятая Дева Мария дает нам пример для жизни. … В этот же день посетил церковно-приходскую школу, где спрашивал детей по Закону Божию, церковному чтению и особенно пению». Из Самойловки епископ выехал в поселок Ольшанку. Посетил слободу Еловатку. 18 апреля отправился в путь далее, для обозрения церквей Аткарского и Камышинского уездов Саратовской епархии.

В Самойловке старинный Успенский храм епископ Палладий признал подлежащим незамедлительному ремонту: «иначе может случиться катастрофа, так как в прошлом году уже был обвал потолка». Осенью «на рапорте настоятеля Григория Мирандова о капитальном ремонте приходского храма, произведенном на церковные и пожертвованные прихожанами средства, резолюция Его Преосвященного от 11 ноября 1915 г., последовала такая: «Искренно радуюсь успешно произведенной реставрации храма. Благодарю духовенство и прихожан за заботы и труды по обновлению храма».

Сестричества.

В 1915 г. в Саратовской епархии повсеместно открывались сестричества, первое из которых было создано в Балашовском уезде при Свято-Троицкой церкви слободы Каменки. Епископ Палладий положил на донесении об открытии следующую резолюцию: «Радуюсь открытию первого в епархии сестричества. Божие благословление призываю на его деятельность. Да послужит оно добрым образцом для других сестричеств. Надеюсь, что и другие священники позаботятся о скорейшем открытии в приходах сестричеств, как необходимого органа для возвышения приходской жизни». В Успенской церкви слободы Самойловки сестричество было открыто 30 апреля 1915 года, трудами и заботами которого для храма были приобретены следующие священные предметы: две пары атласных хоругвей; икона Спасителя, писанная на Св. Афоне; четыре святых изображений и картин писаных и помещенных на западной наружной стороне храма; куплено паникадильных свеч к Пасхе и свеч к плащанице; ладана Сиамского; муки для артоса и вина; розового масла - всего на 310 руб. Кроме того, сестры лично трудились: мыли полы в храме, очищали пыль и промывали иконы и киоты, наблюдали за лампадками и свитками на панихидном столе. Особенную ревность и умелость в сборе и пожертвовании проявили сестры: крестьянка вдова А. Ляшенкова и Т. Моргунова, Е. Выскубова как искусная и опытная мастерица в чистке и приведении в прядок священно - служительских облачений и аналойных покровов».

Свеча жизни в храме постепенно погасала с приходом советской власти. Службы проходили до августа 1933 г. С этого времени храм не действовал. 26 сентября 1933 г. состоялось собрание трудящихся слободы Самойловки, которые «выступили с ходатайством о закрытии церкви, т.к. есть ещё одна Никольская, о разборке здания, из полученного материала постройке сельхозтехникума». В итоге помещение церкви было использовано под зернохранилище. Успенская церковь была разобрана в 1942 г. На ее месте в 1980 г. построено здание Дома культуры.

Ссылки и примечания

1. ГАСО. Ф. 407. Оп. 1. Д. 861. Л. 12 об.

2. См. Волковский В. Архив Саратовской духовной консистории. 1804 год. О построении церквей //Саратовские епархиальные ведомости. 1896. №24. С. 546-547.

3. Храмозданными назывались грамоты, в которых давалось благословение на основание и постройку новой церкви, описывались ее вид и структура.

4. См. Гаий (Такаов), епископ Пензенский и Саратовский (1799–1808). URL:http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2911

5. См. Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Вып. 26. 1910. С. 73.

6. См. Распоряжения епархиального начальства //Саратовские епархиальные ведомости. 1872. №18. С. 411.

7. ГАСО Ф. 135. Оп. 1. Д. 826. Л. 11.

8. Лежнина И.И. Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий XVIII-XX в.в. [Электронный ресурс]. URL:http://lezhnina.webnode.ru/news/biografichjeskij-ochjerk-svjashchjennikov-sosluzhivtsjev-ot-a-do-ja-saratovskoj-i-samarskoj-jeparkhij-/(дата обращения 18.10.2016).

9. См. Ревизские сказки духовенства Аткарского и Балашовского уездов (6-я ревизия, 1811 год) //ГАСО. Ф. 28. Оп. 1. Д 175. Л. 202.

10. См. Сообщение Саратовской палаты государственных имуществ о поборах, чинимых протоиереем Строковым за требоисполнение излишеством. 1840 год. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 826. Л. 11.

11. См. Саратовские епархиальные ведомости. 1865. №29. С. 8.

12. См. Саратовские епархиальные ведомости. 1870. №18 (неофициальная часть). С. 469.

13. См. Саратовские епархиальные ведомости. 1877. №32. С. 457.

14. См. Саратовские епархиальные ведомости. 1874. №13. С. 241.

15. БФ ОГУ ГАСО Ф. 53. Оп. 1. Д. 312.

16. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 1198.

17. БФ ОГУ ГАСО. Ф. 3. О. 1. Д. 717. Л. 142 об.

18. БФ ОГУ ГАСО. Журнал заседаний 36-го очередного Балашовского Уездного Земского Собрания бывшего 30 сентября – 5 октября 1901 года. Стр. 557-558.

19. См. Клировая ведомость Успенской церкви. 1912 г. //ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6938. Л. 11 об.

20. См. Известия //Саратовские епархиальные ведомости. 1865. №23. С. 7.

21. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6938.

22. БФ ГАСО. Ф 3, оп.1, ед.хр. 428.

23. См. Клировая ведомость Успенской церкви. 1912 г. //ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6938. Л. 10 об.

24. См. Журналы заседаний XXXI очередного Балашовского Уездного Земского Собрания бывшего с 2 по 6 октября 1896 года (VI по закону 12 июня 1890 года). Смета и раскладка земских сборов и Доклады Управы с приложениями. С. 262-263.

25. См. Распоряжения епархиального начальства //Саратовские епархиальные ведомости. 1877. №16. С. 206.

©Михайлова Ольга Алексеевна, 2016

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Михайлова О.А. Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2016. - 20 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-613

Доклад представлен на Четвёртую Епархиальную межрайонную научно-просветительскую конференцию «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2016 г.).

Об авторе: Михайлова Ольга Алексеевна - заведующая Самойловским краеведческим музеем (филиалом ГУК «СОМК»). Фотографии представлены О.А. Михайловой. На 1-м снимке - Успенский храм, на 2-м - выпускники церковной-приходской двухклассной школы (1917 г.), на 3-м - школа грамоты (1842 г.). Рис. А. Строкова.

Изображение иконы Божией Матери размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация (включая фотографии), размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт", автора или иного правообладателя. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 21.08.2017
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]