Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

О возрождении храмов в селах Подгорное и Бобылевка Романовского района: воспоминания очевидца.

Лештаева Наталья Ивановна

С октября 1981 г. я работала секретарём исполнительного комитета Романовского районного Совета народных депутатов. На секретарей исполкомов в то время возлагались обязанности председателей комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Чем занимались эти комиссии?

Они оказывали помощь исполкомам Советов народных депутатов в осуществлении контроля за соблюдением Конституции СССР и Конституции РСФСР, гарантировавших свободу совести, за правильным применением и исполнением законодательных актов РСФСР о религиозных объединениях, за тем, чтобы деятельность религиозных организаций и служителей культа проводилась в рамках тогдашнего законодательства, чтобы не нарушались права верующих и религиозных объединений, не допускалось незаконное вмешательство в их каноническую деятельность.

Кроме того, комиссии изучали религиозную обстановку в районах; выявляли фактически действующие, но не зарегистрированные религиозные объединения; проверяли достоверность фактов, излагаемых в письмах, заявлениях, жалобах граждан по вопросам нарушения законодательства о религиозных культах и т.д. Такие же комиссии действовали и при ряде исполкомах сельских Советов.

В 1984 г. на территории Романовского района не было действующих церквей, зарегистрированных религиозных обществ. Протоколы комиссии с 1984 по 1988 гг. свидетельствуют о том, что в основном рассматривались вопросы состояния религиозной обстановки в районе, содержания кладбищ, работы комиссии Подгорненского и Бобылевского исполкомов. Постоянно отмечалось, что просьб на регистрацию общин не поступало.

Просматривая документацию работы комиссии за предыдущие годы обратила внимание на письмо уполномоченного по делам религии по Саратвоской области И.В. Бельского от 17 августа 1981 года, в котором сообщалось, что жители с. Подгорное Телегина Мария Михайловна, Никулина Клавдия Ивановна, Чиркина Ангелина Васильевна обратились 17.08.1981 г. к уполномоченному совета с просьбой разъяснить порядок регистрации религиозной организации. Далее сообщалось, что религиозное объединение Русской Православной церкви в с. Подгорное распалось в начале 60-х годов из-за отсутствия средств на содержание здания и служителей культа [1]. Решением Совета по делам религий при Совете министров СССР в 1963 г. объединение Русской Православной церкви в с. Подгорное было снято с регистрации. Имелось заключение райисполкома: здание в аварийном состоянии и к эксплуатации непригодно [2].

Однако ситуация в стране в корне поменялась в годы "перестройки". В течение 1988 г. на прием неоднократно приходила жительница с. Подгорное А.В. Чиркина, она принесла письмо, подписанное более 100 сельчанами, в котором содержалась просьба о регистрации общины и открытии храма, оформлении документов в соответствии с действующим законодательством. В числе инициаторов были: Свиридова Раиса Егоровна, Чемерис Галина Васильевна, Сапрыкина Раиса Фёдоровна, Некрасова Раиса Павловна и другие. Им были даны рекомендации по оформлению документов, направлено письмо в совет по делам религий при облисполкоме. Выезжали в село, осматривали церковь совместно с архитектором. Узнали историю постройки. Михайловская церковь, каменная, двухпрестольная: главный в честь Архистратига Божия Михаила и придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. Построена в 1889 г. на пожертвования населения. Строилась очень долго, кирпич клали летом, в замес входили куриные яйца, которые свозили целыми возами окрестные крестьяне. Когда в 30-е годы ее пытались разрушить, ни взрывчатка, ни трактор «Фордзон» не справились с поставленной задачей.

Уполномоченный Совета по делам религий при облисполкоме Аникеев Владимир Георгиевич оказал содействие в решении организационных вопросов. 16 января 1988 г. на заседании комиссии был рассмотрен вопрос «О регистрации религиозной общины и открытии церкви в с. Подгорное", принято решение о проведении встречи с верующими. Позднее В.Г. Аникеев сообщил нам по телефону, что решение об открытии церкви принято.

2 февраля 1989 г. был назначен настоятель, а на 10 февраля назначено первое приходское собрание. В связи с тем, что церковь находилась в полуразрушенном состоянии первое приходское собрание состоялось в здании сельского Совета. Присутствовали около 25 членов церковной общины, благочинный округа Саратовской епархии о. Николай, о. Александр из Балашова, настоятель открывающейся церкви о. Петр Васильевич Сапига, я и секретарь исполкома Подгорненского сельского Совета Сапрыкина Зинаида Васильевна.

Для нас с ней все было ново и необычно. Отец Николай предложил провести всё по канону, и мы не возражали, хотя сами не представляли, что это такое. В здании сельского Совета народных депутатов зазвучали церковные песнопения, люди стали креститься. Наутро я позвонила В.Г. Алексееву, поинтересовалась, правильно ли мы поступили и получила ответ, что жизнь меняется, и не надо бояться нового, духовность возрождается и нужно помогать людям «найти дорогу к храму».

В протоколе комиссии от 21 апреля 1989 г. записано, что «члены комиссии по соблюдению законодательства о религиозных культах при исполкоме Подгорненского сельского Совета присутствуют на службах в церкви, установлен контакт с церковной общиной, оказывается содействие в ремонте церкви, священнику подобрана квартира» [3].

По словам старожилов, после закрытия церкви в 50-е годы ХХ в. иконы из неё были вывезены в 4-ю бригаду и, якобы, их должны были сжечь. Но на самом деле люди разобрали иконы по домам, а после открытия храма вернули их на прежнее место. Приносили и свои домашние иконы.

Под руководством о. Петра Сапиги была проведена большая работа по восстановлению храма. Проводились субботники по расчистке территории храма, завозили лес для пола, сгоревшего в конце 70-х годов прошлого века. Много сил вложила Г.В. Чемерис по восстановлению иконостаса. Некоторые росписи на стеклах не потеряли вид даже после нескольких десятилетий забвения.

Зыкова Юлия Яковлевна добросовестно вела бухгалтерию и оформляла документацию. Активными членами общины были Грезнева Лидия Васильевна, Сапрыкина Раиса Фёдоровна, Свиридова Раиса Егоровна, Чиркина Ангелина Васильевна. Помощь в восстановлении храма оказал в то время крепкий колхоз им. Кирова. Людей объединяли совместный труд на благо Церкви, каждый старался внести свой вклад в восстановления святыни.

8 декабря 1989 г. предметом обсуждения на комиссии было письмо верующих с. Бобылевка о регистрации религиозной общины. Учредителей было 22 человека, письмо подписали 366 жителей сел Бобылёвка и Осиновка. Рассмотрено заключение отдела архитектуры о возможности отреставрировать здание. В нем отмечено, что здание находится в лучшем состоянии, чем в с. Подгорное. Постановили провести встречу с учредителями и оказать содействие в оформлении документов, направить письмо в облисполком [4].

Выезжали в с. Бобылёвка, осмотрели здание Свято-Троицкой церкви. Длительное время оно использовалось под склад, а в 80-е уже пустовало, было сильно запущено. Жители заверили, что будут помогать и материально, и в благоустройстве и ремонте храма. При осмотре здания обратили внимание на табличку в стене, сообщающую о том, что храм основан в 1831 г. и освящен в августе 1836 г. на средства помещика Александра Николаевича Львова и усердием прихожан с. Бобылёвка.

29 марта 1990 г. состоялось первое собрание прихожан. Вёл собрание благочинный округа протоиерей Николай Иванович Архангельский, назначенный настоятель церкви о. Сергий Митрофанович Притула, уполномоченный Совета по делам религий Саратовской области В. Г. Аникеев, секретарь Романовского райисполкома Н.И. Лештаева, председатель Бобылёвского сельского совета Чиченков Василий Алексеевич, секретарь исполкома Щербакова Любовь Ивановна и директор школы Кочегаров Иван Васильевич. На собрании присутствовали около 100 жителей cел Бобылёвка и Осиновка. Сохранились фотографии, сделанные Сергеем Соколянским.

С каким трепетом и уважением встречали прихожане служителей церкви! Подъезжая к селу, мы увидели такую картину: около 200 человек ждут у храма, перед входом (март, грязь, слякоть) расстелена ковровая дорожка. Гостей встречали с иконой.

После осмотра здания благочинным, все отправились в клуб, находящийся неподалёку, на собрание прихожан. Были избраны руководители общины. В доме Щербаковой Веры Гавриловны был накрыт постный стол и состоялась трапеза. Там же некоторое время жил и настоятель с семьей.

Всё село взялось за восстановление храма. Не было иконостаса, оконных рам и дверей, части крыши. Крест с колокольни был сохранен в школьном музее и возвращён церкви. Очень энергично взялся за восстановление храма священник Сергей Митрофанович Притула. Он установил деловые контакты с руководством хозяйств и предприятий района, часто бывал по различным вопросам в райисполкоме, организовывал субботники по очистке здания и территории, нашёл в г. Балашове художников, реставраторов. Гладилина Нина Васильевна ездила по храмам, собирала иконы и церковную утварь. Половникова Вера Григорьевна, работник КБО, принимала активное участие в оформлении здания. Активными помощниками были Раскатова Вера Кузьминична, Жданова Вера Гавриловна, Щербаков Степан Евдокимович, Чиченкова Мария Васильевна, Чиченкова Вера Сергеевна. Большую помощь оказал колхоз «Заря коммунизма». Механизаторы Щербаков Николай Григорьевич, Игнатов Владимир Матвеевич, Щербаков Михаил Николаевич в выходные дни или после работы выезжали на заготовку леса.

Во время ремонтных работ произошло трагическое событие. Отец Сергий и его постоянный помощник Кальжанов Александр Иванович поднялись на клирос, чтобы определить объём работ, но гнилые, ветхие доски не выдержали и обрушились. А.И. Кальжанов погиб, а священник с многочисленными переломами долго лежал в больнице.

Церковь возродилась и радует своей красотой всю округу. Потомки её основателя князя Львова, проживающие в Швейцарии, прислали в дар храму звонницу из пяти колоколов в память о своих предках на Святую Пасху 2002 года.

Ссылки и примечания

1. См. Документы по вопросу деятельности религиозных культов (планы, отчеты, справки и др.) за 1981-1985 г.г.//Архив администрации Романовского муниципального района. Ф. 48. Оп.1. Д. 399. Л.1.

2. Там же. Л. 62.

3. См. Протоколы заседаний комиссии по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкоме Романовского районного Совета народных депутатов (1981-1989 г.г.). Ф. 48. Оп.1. Д. 413. Л. 30.

4.См. Документы по вопросу деятельности религиозных культов (планы, отчеты, справки и др.) за 1981-1985 г.г.//Архив администрации Романовского муниципального района. Ф. 48. Оп.1. Д. 399. Л. 3.

©Лештаева Наталья Ивановна, текст, 2016-2019

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Лештаева Н.И. О возрождении храмов в селах Подгорное и Бобылевка Романовского района: воспоминания очевидца //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2016-2019. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-611

Об авторе: Наталья Ивановна Лештаева работала секретарём исполнительного комитета Романовского районного Совета народных депутатов в 80-90 е годы ХХ века, затем руководителем аппарата администрации Романовского муниципального района, заместителем главы администрации Романовского муниципального района, очевидец описываемых событий. В настоящее время Наталья Ивановна возглавляет Общественный совет Романовского муниципального района Саратовской области.

Материал был представлен в качестве доклада на Четвертую межрайонную научно-просветительскую конференцию «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2016 г.).

На первой фотографии - храм во имя Архистратига Михаила с. Подгорное, на второй - Троицкая церковь с. Бобылевка. Изображения храмов размещены в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 14.11.2019