Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

«Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова

Моловичко Юлия Витальевна, учащаяся 11 класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балашова"

Автор доклада был награжден Епархиальной грамотой "За активное участие в историко-церковном краеведении" и грамотой Управления образования Балашовского мунициапльного района за 1-е место по результатам работы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции "Православие на Балашовской земле" (13 декабря 2013 г.).

Введение

Среди тысяч и тысяч ни в чем неповинных людей, уничтоженных в 30-е годы прошлого века в сталинских застенках, было немало монашествующих и священнослужителей из г. Балашова и Балашовского района. С каждым годом, усилиями ученых и краеведов, открываются все новые и новые имена балашовцев, пострадавших в годы лютых гонений за веру [13].

Цель данного доклада – проанализировать ранее неизвестные документальные свидетельства, раскрывающие жизненный путь одного из последних священников кладбищенской церкви во имя Успения Божией Матери г. Балашова протоиерея Василия Вечтомова, его соратников по ненасильственной борьбе против гонений на Православную Церковь, репрессированных в тридцатые годы прошлого века.

Новизна доклада заключается в том, что впервые в научных целях изучены материалы следственного дела, заведенного в 1937 гг. местными органами НКВД на Василия Владимировича Вечтомова. Впервые раскрываются обстоятельства его гибели. Кроме того, в следственном деле были обнаружены ранее неизвестные имена диакона кладбищенской церкви во имя Успения Божией Матери и двух монахинь бывшего Балашовского Покровского женского монастыря, репрессированных вместе с отцом Василием по так называемому «Делу церковников».

Объект исследования - репрессии против православных христиан в г. Балашове в 30-е годы ХХ века.

Предмет исследования – судьба протоиерея Василия Вечтомова в 30-е годы ХХ века и его соратников по ненасильственной борьбе против гонений на Церковь Русскую.

Методы исследования – проблемно-хронологический (распределение выявленных исторических фактов по отдельным проблемам), сравнительно-исторический метод (применен при сравнении обнаруженных архивных сведений об отце Василии с информацией, содержащейся в краеведческой литературе), метод интервью (использован для анализа воспоминаний).

Автором доклада были изучены 20 наименований источников и литературы. Основным источником являются копии материалов следствия по так называемому «Делу церковников». Эти копии были выданы архивом Главного управления ФСБ по Саратовской области внучке протоиерея Василия Вечтомова – Людмиле Николаевне Ишутиной, учителю биологии СОШ №5 г. Балашова. Всего копий документов из следственного дела - восемь, на 15 страницах. Их подлинность не вызывает сомнений, так как они заверены сотрудниками архива.

Большое количество полезной информации удалось почерпнуть из трудов казанского исследователя Елдашева Анатолия Михайловича, балашовского историка Кузеванова Леонида Ивановича и других авторов, посвященных Балашовскому Покровскому женскому монастырю, игуменье Марии (Мандрыки), Свято-Троицкому собору. Эти работы дают представление о той политике, которая проводилась по отношению к монашествующим, священнослужителям Русской Православной Церкви в г. Балашове и Балашовском уезде после свершения Октябрьской революции 1917 года [12-18]. Доклад состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Раздел 1. Из биографии протоиерея Василия Вечтомова

Из «Анкеты арестованного» [1] узнаем, что Василий Владимирович Вечтомов родился 31 декабря 1892 года в селе Мещеряково Елабужского района Татарской республики (бывшая Казанская губерния, ныне - Республика Татарстан), в русской семье псаломщика и «просвирницы». Видимо, служба родителей в храме и их личный пример побудили его поступить в Вятскую духовную семинарию, которую он окончил в 1914 году. Из этого же документа выясняется, что службу священником В.В. Вечтомов начал в 1915 году, то есть когда ему было 23 года. Сохранились фотографии, на которых отец Василий изображен со своей женой Ниной Николаевной - дочерью священника Орлова Николая Яковлевича [8]. Фотографии находятся в личном архиве семьи, а также в краеведческом музее г. Балашова (дар дочери В.В. Вечтомова -Тарасовой З. В.) В «Анкете арестованного» указано, что в 1937 году Нине Николаевне было 36 лет. В этом же документе указаны имена и возраст их детей – сын Владимир (учащийся, 10 лет, родился в 1927 году - на первой фотографии) и дочь Зоя (3 года, родилась в 1934 г. в с. Терновка) [1]. По сведениям З.В. Тарасовой, Василий и Нина заключили брак в 1920 году [11]. На момент заключения брака мужу было 22, а жене – 19 лет.

Раздел 2. Преследования и аресты

Из характеристики, выданной Балашовским горсоветом 28 декабря 1937 года [10] и «Показаний обвиняемого» становится понятно, что первый раз отец Василий был арестован в г. Елабуге в 1931 году и осужден Тройкой ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление НКВД) Татарской республики по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет заключения «за контрреволюционную агитацию». Примерно один год он находился в Елабужском лагере, а затем, до 1933 года, отбывал наказание в Беломоро-Балтийском лагере. На втором снимке [9], также хранящемся в семейном архиве, мы видим Василия Владимировича во время пребывания в лагере (1932 г.). Пред нами предстает изможденное лицо человека, перенесшего тяжелые испытания. В 1933 году он был административно выслан в Саратовскую область в с. Терновка сроком «до 1941 года»[5]. После закрытия церкви в селе, отец Василий переехал с семьей в Балашов, где стал служить священником кладбищенской церкви во имя Успения Божией Матери [11] – единственной оставшейся в городе после варварского уничтожения Свято-Троицкого собора в апреле 1936 года [17]. В местной краеведческой литературе об отце Василии, как священнике кладбищенской церкви, нет ни слова. Семья Вечтомовых жила по адресу: ул. Вокзальная, д.14 [1].

Второй раз отец Василий был арестован уже в Балашове 16 декабря 1937 года. В графе «Паспорт» («Анкета арестованного»)[1] указано, что отец Василий вместо этого документа имел справку за № 27071, выданную 28 июля 1936 года. В «Анкете» и других документах имеется личная подпись отца Василия. Судя по почерку, подпись сделана твердой рукой уверенного в себе человека. Можно предположить, что протоиерей Василий надеялся, что его освободят. Для этого были веские основания. Из «Протокола допроса»[5], проведенного 25 декабря 1937 года, видно, что отец Василий ни в каких партиях никогда не состоял, «у белых» в годы Гражданской войны не служил, «в бандах» и «восстаниях» не участвовал.

Следствию, вероятно, удалось найти людей, которые смогли дать «нужные» показания. Из «Показаний обвиняемого»[6], составленных 25-26 декабря 1937 года, видно, что протоиерей Василий Вечтомов был обвинен в «антисоветской деятельности», «в распространении провокационных слухов», «в контрреволюционной критике Сталинской Конституции», в «восхвалении жизни капиталистического строя и дореволюционной жизни», в «контрреволюционных измышлениях о колхозах», в «антисоветской агитации против займов, выпускаемых советской властью». Эти обвинения были построены на материалах нескольких доносов (в протоколе указаны две фамилии доносчиков). Отец Василий категорически отверг эти наветы. В «Дополнительных показаниях» от 26 декабря 1937 года [3] следователь впервые назвал отца Василия «активным участником антисоветской церковной группы».

27 декабря на основании обвинительного заключения от 26.12.1937 г. отец Василий был этапирован в г. Саратов. Из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области от 31 декабря 1937 года [2] узнаем, что Василий Владимирович Вечтомов был приговорен к расстрелу. Из опубликованного Списка репрессированных по Саратовской области ясно, что он был расстрелян 10 января 1938 года[20], место погребения не известно. Справку из Саратовской прокуратуры о реабилитации Василия Владимировича [7] родственники получили лишь в 1995 году, т.е. спустя почти 60 лет со дня его смерти.

Из воспоминаний дочери отца Василия Вечтомова - Тарасовой Зои Васильевны [11], бывшего учителя СОШ №5, - выясняется, что её мать – Нину Николаевну Вечтомову (Орлову) – обманывали, сообщая, что ее муж якобы был осужден на 10 лет без права переписки. В 1949 году она вновь попыталась узнать о его судьбе, но сама была арестована, как дочь репрессированного священника и жена священнослужителя. Правда, вскоре ее выпустили.

По так называемому «Делу церковников» был арестован и диакон кладбищенской церкви Князевский Петр Алексеевич. Он родился в 1871 году в с. Труевка Вольского района Саратовской области, окончил семинарию. То есть, на момент ареста ему было 65 лет. В 1933 году он арестовывался Балашовским сектором ОГПУ и находился под стражей 3 месяца, затем был отпущен, видимо, за отсутствием каких-либо улик. Проживал он по адресу: ул. Советская, 81 [4].

Раздел 3. Сведения о монахинях Балашовского Покровского женского монастыря

Из «Показаний обвиняемого» (26 декабря 1937 г.) выясняется, что отец Василий знал некоторых монахинь бывшего Балашовского Покровского женского монастыря, живших в Балашове. Он называет Бесчетнову Наталию Васильевну, которая показала ему квартиру, где можно было починить обувь. Хозяином этой квартиры был Ю.Д. Карпович [6]. Из «Обвинительного заключения», составленного также 26 декабря 1937 г. можно узнать, что Наталия Васильевна Бесчетнова родилась в 1882 году в с. Большой Карай Романовского района. То есть, на момент заключения в тюрьму ей было 55 лет [4]. Что интересно, в списках Балашовской Покровской трудовой артели, образованной в 1919 году монахиней Марией (Мандрыкой) из бывших насельниц монастыря, фигурирует «переплетчица» Бесчетнова Наталия [15]. Вторая монахиня бывшего Балашовского Покровского женского монастыря Смотрова Агафья Ильинична родилась в 1881 году в селе Рассказань. В 1928 году она была осуждена Тройкой ОГПУ к 4 годам лишения свободы «за контрреволюционную агитацию». На момент ареста обе монахини находилась на службе в кладбищенской церкви в качестве уборщиц, проживали в церковной сторожке [4,6]. По воспоминаниям родных протоиерея Василия Вечтомова, Наталия Васильевна Бесчетнова была крестной матерью Зои Васильевны Вечтомовой [11].

Заключение

В ходе проведенного исследования удалось выяснить следующее:

1.Протоиерей Василий Вечтомов дважды подвергался репрессиям со стороны советской власти за то, что принадлежал к духовенству и за, возможно, критические высказывания в адрес власти, проводившей антинародную политику коллективизации и подавления свободы слова. В 1938 году он был расстрелян по постановлению Тройки, то есть, фактически бессудно. Цивилизованный суд предполагает, кроме обвинения, еще и защиту, соревнование сторон, возможность обжалования судебного приговора. Ничего этого не было. Реабилитация священника Василия Вечтомова свидетельствует о том, что он никаких преступлений не совершал и фактически пострадал за веру.

2.Семья священника Василия Вечтомова почти 60 лет ничего не знала о его трагической судьбе. Власти обманывали родных, подвергли репрессиям его жену Нину Николаевну за попытку узнать правду. Все это говорит об антигуманной сути строя, установившегося после октября 1917 годы.

3.Анализ архивных документов показал, что вместе с отцом Василием были арестованы диакон кладбищенской церкви Князевский Петр Алексеевич, две монахини бывшего Балашовского Покровского женского монастыря Бесчетнова Наталия Васильевна и Смотрова Агафья Ильинична. Вероятно, они также были репрессированы, о чем свидетельствует обвинительное заключение против так называемой «антисоветской церковной группы», в которую они якобы входили вместе с протоиереем Василием Вечтомовым. Причем, Н.В. Бесчетнова, видимо, входила в состав Покровской трудовой артели, организованной игуменьей Марией (Мандрыкой) в 1919 году, после закрытия монастыря. Теперь мы знаем еще две фамилии монахинь Балашовского Покровского женского монастыря, репрессированных большевиками в 1937 году.

Предложения:

1. Просить Балашовское Епархиальное Управление Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о канонизации в лике святых протоиерея Василия Вечтомова, погибшего за веру в годы массовых репрессий.

2. Продолжить поиски документальных свидетельств о дальнейшей судьбе диакона Князевского Петра Алексеевича и монахинь Балашовского Покровского женского монастыря Бесчетновой Наталии Васильевны и Смотровой Агафьи Ильиничны.

3. Просить органы местного самоуправления рассмотреть вопрос об увековечивании памяти протоиерея Василия Вечтомова.

Использованные источники и литература

Источники

1.Анкета арестованного (В.В.Вечтомова) //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

2.Выписка из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области от 31 декабря 1937 года //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

3.Дополнительные показания обвиняемого В.В.Вечтомова от 26 декабря 1937 года //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

4.Обвинительное заключение от 26 декабря 1937 года против В.В. Вечтомова, П.А. Князевского, А.И Смотровой, Н.В. Бесчетновой //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

5.Протокол допроса В.В. Вечтомова от 25 декабря 1937 года //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

6.Показания обвиняемого В.В.Вечтомова от 25 декабря 1937 года //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

7.Справка о реабилитации Вечтомова Василия Владимировича №131114-94 от 25 января 1995 года //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

8.Фотография священника Василия Вечтомова с его женой Ниной Николаевной (в девичестве Орловой) //Подлинник храниться в семейном архиве.

9.Фотография священника Василия Вечтомова (1932 г.) //Подлинник хранится в Балашовском краеведческом музее. БКМ № 3965.

10.Характеристика, выданная 31 декабря 1937 года Балашовским горсоветом на священника Василия Вечтомова //Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285 //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

11.Полевые материалы автора (ПМА). Интервью с З. В. Тарасовой и Л.Н. Ишутиной 15 апреля 2013 г.

Литература

12.Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская //Некоммерческое электронное издательство «Российская историография». – 2013. – 24 марта. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-449

13.Кузеванов Л.И. Епископы Балашовские, викарии Саратовской епархии (1918-1930 гг.) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 14 июня. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-06-14-272

14.Кузеванов Л.И. История Балашовского Покровского женского монастыря: ошибки, спорные утверждения, малоизученные проблемы //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 17 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-26

15.Кузеванов Л.И. Балашовская Покровская трудовая артель в 1919 году. Кто был репрессирован в 30-е годы? //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 12 декабря. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-12-12-271

16.Кузеванов Л.И. "Предотвратить то громадное несчастье..." Тайны сооружения и гибели Свято-Троицкого собора //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 14 декабря. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-241

17.Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. - Балашов, 2008.

18.Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край.- 2001.- №1.- С.3-15.

19. Саратовская епархия. URL: https://drevo-info.ru/articles/9399.html

20.Вечтомов Василий Владимирович //Сайт «Саратов. Список жертв политических репрессий». URL: http://memo.ru/memory/Saratov/index.htm

©Моловичко Юлия Витальевна, текст, 2013

©Ишутина Людмила Николаевна, фотографии, 2013

Текст и фотографии размещены с разрешения правообладателей.

Руководитель работы: учитель биологии СОШ №5 г. Балашова Ишутина Людмила Николаевна.

Библиографическое описание статьи.

Моловичко Ю.В. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2013. – 16 декабря. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-337

На первой фотографии - семья протоиерея Василия Вечтомова, на второй - Василий Владимирович Вечтомов во время заключения.

Приложения к докладу по техническим причинам не приводятся.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт". Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 05.09.2016
| Теги: Моловичко Ю.В.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]