Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

История храма во имя святого великомученика Дмитрия Солунского с. Шепелевка Турковского района.

Вавилина Светлана Васильевна

Часто церковь воспринимается только как прекрасное архитектурное сооружение с позолоченными куполами и устремленными в небо сверкающими крестами. Но на самом деле храм – это прежде всего православная святыня.

В годы лютых гонений на Церковь Русскую тысячи православных храмов были закрыты, а потом варварски разрушены или просто заброшены. О тех страшных временах напоминают руины храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, которые и по сей день можно видеть на берегу ручья Сухой, что в с. Шепелевка Турковского района.

Цель данной работы – изложить те немногие свидетельства, которые проливают свет на историю создания, функционирования, закрытия и разрушение православного храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского с. Шепелевка Турковского района Саратовской области.

При подготовке материала было использовано девять наименований источников и литературы, при изучении которых применялись проблемно-хронологический метод и метод интервью.

1. Свидетельства начальной истории храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского

К счастью для всех нас, осталось фото церкви с. Шепелевка, снятое в 1935-1936 годах писателем Л.И.Гумилевским, которое хранится в Турковском краеведческом музее. Перед нашим взором предстает расположенное на холме величественное и красивое здание храма.

Лев Иванович Гумилевский бывал в семье своей племянницы - Юнгеровой Алевтины Евгеньевны, проживавшей в Шепелевке. Она работала в местной школе учителем биологии. Ее муж - Юнгеров Александр Михайлович - в 1924-1935 годах трудился в этой же школе учителем математики.

В семье Юнгеровых часто гостила мать Гумилевского - Раиса Ивановна. Сохранилась ее фотография, сделанная писателем на фоне сельской церкви.

У старожилов села удалось выяснить, что церковь во имя св. великомученика Дмитрия Солунского была построена в духе классицизма и освящена в 1872 году. Строгие геометрические формы, безупречная композиция, точно выдержанные пропорции здания характеризуют облик этой святыни. Церковь органически вписывалась в окружающий ландшафт, что является характерной чертой русского каменного зодчества. Стены, потолок церкви были украшены росписью на библейские сюжеты, иконами. Выше к потолку, с правой стороны, находился клирос, где стояли певчие и чтецы во время богослужения.

Снаружи церковь была покрыта побелкой, а западная часть здания была обращена к селу парадным входом, здесь же возвышалась колокольня, которую венчал большой крест. По воспоминаниям старожилов на колокольне был один большой и четыре малых колокола. Звонарем служил Федорин Савелий Алексеевич.

Главным колоколом отбивали часы и звонили в метель. К востоку церковь украшал один большой барабан с куполом и четыре малых с куполами в виде луковиц зеленого цвета, увенчанные крестами. Церковь была обнесена железным кружевным забором, внутри которого располагался парк из тополей. Рядом с церковью стояло здание сторожки, одна половина которого служила караульным помещением, а другая была отдана под церковно-приходскую двухклассную школу. Здесь обучали Закону Божиему, математике и русскому языку. В качестве учителей выступали священники. С похвальным листом церковно-приходскую школу в 1915 году закончила Хохлова Анна Прокофьевна - мать Проводиной Валентины Александровны.

Известны фамилии дьяконов храма: В.Г. Яковлев и И.Г. Гусев. Последним священником был Е.Тихомиров, он же был и скрипачом, и руководителем церковного хора. В хоре пели: А.С. Коровкина, А.А. Аношина, К.И. Морозов, П.И. Доронкин, М.Ф. Тимакова и другие.

2. Осквернение святыни и трагические судьбы православных активистов

В 1937 году власти закрыли церковь и попытались ее разрушить. Однако жители Шепелевки встали на защиту православной святыни. Возглавил это движение уважаемый всеми сельчанами крестьянин-бедняк Сидоров Федор Федорович. Молчаливый, работящий, набожный, он был избран в церковный совет. В борьбе за сохранение храма его активно поддержали Кузнецова Мария Никитична, Шебалков Иван Илларионович, Никитина Пелагея Ефимовна.

В день, когда была предпринята попытка разрушить храм (точную дату старожилы не помнят), собрались почти все жители села. Протестующих отогнали от здания церкви, а священника Е. Тихомирова посадили в повозку, запряженную лошадью, и хотели увезти. Однако находившиеся здесь бвшие монастырские насельницы (возможно, из Балашовского Покровского женского монастыря) и служители церкви отстояли его. (В литературе неоднократно указывалось на то, что бывшие монастырские насельницы жили в селах Балашовского края.) Спасая церковное имущество, сельчане разнесли по домам иконы, скамейки и т.д. По приказу властей с церкви были сброшены колокола и разрушена колокольня.

На Федора Федоровича завели «дело» по доносу некоего И.В. Вязовского. В вину ему ставили сопротивление снятию колоколов с церкви, «упорное подстрекательство на сопротивление несознательной массы населения Шепелевки». Сбор средств на ремонт церкви, производившийся П.Е. Никитиной и М.Н. Кузнецовой, был квалифицирован следственными органами как «антисоветская деятельность». Из литературы мы знаем, что в это же время такие же методы давления на верующих использовались властями в г. Балашове.

Из копии «расстрельного» дела, полученного уже в наше время из ФСБ правнуком Ф.Ф. Сидорова – Сергеем Николаевичем Сидоровым, выясняется, что заседание тройки по делу церковного активиста состоялось в декабре 1937 года, в Аркадакском РОУ НКВД. На основании приговора Ф.Ф. Сидоров был расстрелян 8 декабря 1937 года в 22.00 местного времени. Об этом сообщается в документе, подписанном Г.Б. Давыдовым - помощником начальника УНКВД по Саратовской области. Где похоронен Федор Федорович - неизвестно.

Кузнецова Мария Никитична, Шебалков Иван Илларионович, Никитина Пелагея Ефимовна были осуждены на длительные сроки заключения (от семи до десяти лет). С тех пор больше их в Шепелевке никто не видел. Все участники этих событий реабилитированы посмертно.

К сожалению, храм, за который Федор Федорович Сидоров отдал жизнь, до сих пор не восстановлен и постепенно все более и более разрушается. К счастью, на местном кладбище сохранилась могила последнего священника храма во имя св. великомученика Димитрия Солунского - А. Тихомирова. На ней Овчарова Светлана Владимировна на свои средства поставила ограду. На могилу часто приходят православные и молятся. Очень бы хотелось надеяться, что наступит день, когда начнется восстановление святыни по примеру других сел Турковского района.

Итак, выявленные исторические свидетельства позволяют сформулировать такие выводы:

1. Храм во имя св. великомученика Дмитрия Солунского в с. Шепелевка Балашовского уезда был освящен в 1872 году.

2. В храме в разное время служили: Е. Тихомиров - последний священник, дьяконы В.Г. Яковлев и И.Г. Гусев, звонарь С.А. Федорин.

3. Помогали устроению церковной жизни православные активисты, пострадавшие в годы гонений, - Ф.Ф.Сидоров, М.И. Кузнецова, И.И. Шебалков, П.Е. Никитина.

4. При храме действовала церковно-приходская двухклассная школа.

5. Храм во имя св. Дмитрия Солунского в 1937 году был закрыт, колокола сброшены, а колокольня разрушена.

6. Полностью уничтожить храм в это время не позволили прихожане с. Шепелевка.

7. Как и в других селах Саратовской области, сельчане взяли на хранение ряд икон закрытого храма.

Направления дальнейших поисков:

1. Нужно установить фамилии и биографии всех священников, служивших в храме за все время его существования.

2. Предстоит изучить следственные дела М.И. Кузнецовой, И.И. Шебалкова и П.Е. Никитиной. Возможно, будут обнаружены сведения о бывших монастырских насельницах, принявших участие в борьбе за сохранение храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского с. Шепелевка.

Использованные источники и литература

Источники

1. Копия дела по обвинению Ф.Ф. Сидорова в антисоветской агитации //Семейный архив правнука Ф.Ф. Сиодорова – С.Н. Сидорова.

2. Семейный архив писателя Л.И. Гумилевского //Материалы Турковского краеведческого музея.

3. Материалы краеведческого уголка Шепелевской школы.

4. Текущий архив Шепелевской школы.

Литература

1. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008.

2. Православие на Балашовской земле /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004.

3. Православие и Хоперское казачество /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004.

4. Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова /Автор-сост. Л.И. Кузеванов. Балашов, 2013.

5. Саратовская епархия //Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. Саратов, 2002. С.658-680.

©Вавилина Светлана Васильевна, 2013

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Вавилина С. В. Истории храма во имя святого Димитрия Солунского с. Шепелевка Турковского района //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2013. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-308

Изображения св. Дмитрия Селунского и разрушенного храма в его есть размещены в интернете в свободном доступе.

Данная работа была представлена в качестве доклада на Первой межрайонной научно-просветительской конференции "Россия Православная: история и современность", целиком посвященной теме "Православие на Балашовской земле" (г. Балашов, 13 декабря 2013 г.).

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и авторов. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 01.10.2016