Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Михайло-Архангельский храм с. Михайловка Балашовского района - утраченная святыня.

Борисенко Алена Геннадьевна, Хайруллин Максим Васимович

Важнейшая задача православного краеведения заключается в том, чтобы на основе накопленных знаний и опыта осуществить сплошное изучение истории каждой церкви, судеб служивших в ней священников, мирян, приходской жизни. Это позволит полнее воссоздать прошлое, выяснить имена новых подвижников, восстановить связь времен.

Цель данной работы – выявить основные вехи истории храма во имя Архистратига Михаила села Михайловка Балашовского района Саратовской области.

При подготовке материала было использовано более двенадцати наименований источников и литературы. Применялись такие методы исследования, как проблемно-хронологический, интервью, мысленный эксперимент. Материал состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Возведение храма во имя Архистратига Михаила

Село Михайловка находится на самом юго-западе Саратовской области, на пограничье с Воронежской областью. Из документов известно, что оно основано в 1764 году переселенцами из слободы Воронцовка Воронежской губернии и села Михайловка Черниговской губернии.

Главной достопримечательностью села Михайловка был и остаётся каменный храм во имя Архистратига Михаила, освященный в 1817 году. Строили храм всем миром, как тогда говорили, «на радость себе и во славу Господа, а детям и внукам в изумление». Кто руководил строительством нашего храма, к сожалению, пока выяснить не удалось.

Площадь храма составляла 410 кв. аршинов (205 кв. м), что позволяло одновременно принять 300-400 верующих. Придел в честь благоверного Александра Невского был возведен в 1889 году. Вокруг храма располагался погост, засаженный деревьями и обнесенный деревянной оградой с железными решетками. На 1907 год церковь имела 33 десятины земли. Службу вел священник Сергей Иванович Сургучев.

На 1912 год насчитывается уже 1810 прихожан. Священником служил Разумов Прокопий Васильевич, 66-ти лет, имевший семинарское образование. Псаломщик Тихомиров Павел Иванович также окончил семинарию.

Внутри храма на колокольню вела деревянная лестница. Под вторым окном, с этой же стороны, был вход в подвал, в котором, по воспоминаниям старожилов, во время гонений были спрятаны некоторые предметы церковного культа. В главном зале храма располагались довольно высокие деревянные хоры на каменном основании.

Церковная ограда находилась на расстоянии 10-12 метров от храма. Высота ворот была около трех метров. У западного угла погоста, у пруда, стояла небольшой домик, в котором жила одинокая старушка (имя ее, к сожалению, никто из старожилов вспомнить не смог), которая присматривала за церковной территорией до самой своей смерти. В описи церковного имущества за 1923 год домик назван «сторожкой деревянной двухкомнатной с сенями и катухом, крытый соломой».

На колокольне размещались 5 колоколов. В селе жил звонарь, мастерски владевший искусством колокольного звона. Иногда он мог даже вызванивать народные мелодии.

Ульяна Федоровна Колесникова вспоминала, что одним из лучших в округе считался церковный хор Михайловской церкви. Однажды было устроено «соревнование» в певческом мастерстве между михайловцами и жителями Старого Хопра. Но соперники, послушав михайловский хор, даже не стали выступать, признав тем самым художественное превосходство местных певчих.

2. Поругание веры и красоты

15 марта 1922 года, после проведенного священником Д.Г. Сергиевским собрания, было решено (на основании нового советского законодательства) передать церковное имущество коллективу верующих. С 27 августа 1922 года к своей работе приступила комиссия по изъятию церковных ценностей, составлению описи имущества и передаче храма коллективу верующих.

В 1922 году прихожан насчитывалось 1900 человек – максимальное количество за все годы существования храма. Священник – Яков Иванович Кашинский, 24-х лет, прибыл в данную церковь 12 октября 1922 года. Через год священником стал Дмитрий Георгиевич Сергиевский, 57-ми лет (жена – Любовь Андреевна, 55 лет).

В 1923 году в церкви было 18 деревянных икон двунадесятых (главных, особо почитаемых) праздников, 4 позолоченных иконы в киотах, 5 деревянных настенных, 5 икон написанных по железу и три запрестольных «стеклянных» - всего 35 икон.

Из сохранившихся документов можно узнать, что в 1925 году в храме был отремонтирован пол, а деревянные стойки ограды были заменены на кирпичные. Между стойками находились железные кованые пики.

Однако во второй половине 20-х годов ситуация в стране начала в корне меняться. Был взят курс на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. Нужны были огромные людские ресурсы с новым мировоззрением.

Неслучайно властями был выдвинут лозунг: «Борьба с религией – борьба за социализм». Основными направлениями «борьбы» стали антирелигиозная пропаганда, разнузданная деятельность Союза воинствующих безбожников, сокращение действующих храмов, ограничение духовенства в правах, жестокая налоговая политика по отношению к религиозным организациям, расторжение договора с религиозными обществами на пользование молитвенными зданиями.

В результате число прихожан резко сократилось. На 1 января 1926 года в Михайловке прихожан осталось 593 человека, т.е. за четыре года уменьшилось более чем в 3 раза. В это время священником был Сластушинский Владимир Тихонович, а председателем церковного совета – Верзулов Дмитрий Петрович.

В конце 20-х годов старое кладбище вокруг церкви было порушено и осквернено. Оттуда стали брать глину, чтобы возводить гребли - плотины между прудами. Поэтому даже в наши дни вокруг храма просматривается понижение в рельефе.

Под предлогом того, что некому стало вести церковные службы, 19 марта 1932 года Михайловская церковь была закрыта. Здание храма было передано под зернохранилище. Колокольня около двух лет служила пожарной вышкой.

Старожилы помнят, что крест с купола храма стащили в 1936 году с помощью троса, который тянул трактор. В 1937 году сбросили уже колокола и разрушили колокольню. Старожилы вспоминают, что когда к церкви подъехал трактор с тележкой, то вокруг него собралось много людей. Толпа буквально гудела от возмущения. Трактористом был Хрисан Оголев. Когда он обвязывал колокол тросом, многие женщины кричали: «Хрисан! Не трогай! Куда ты его берешь?!» Но он резко рванул трос, и колокол упал. По свидетельству старожилов, от упавшего колокола по округе разнёсся звук такой силы, что было слышно даже в Терновке. Колокол был около 1 м в диаметре и 70 см высотой, весил около 50 кг. Голос его был очень глубоким и мелодичным. Когда трактор отъезжал, многие бежали за ним следом, плакали, кланялись колоколу, как бы прощаясь с ним навсегда. К сожалению, дальнейшую судьбу этих святынь выяснить не удалось.

Что касается икон, то только около десятка из них были переданы в Терновскую церковь. По словам М.П. Косолаповой и других старожилов, после закрытия храма некоторые иконы хранились в семьях прихожан. Небольшая икона Св. Николая находилась у Дмитрия Бондаренко, «Неупиваемая чаша» и ещё одна (большая, около 70 х 100 см) икона Св. Николая хранилась у Анисия Тихоновича Косолапова, две иконы Спасителя - у Натальи Феофановны Косолаповой (1923-2010), икона Божьей матери «Казанская» и икона Девы Марии, а также большая икона, по описаниям, скорее всего, «Всем Святым» - хранились у Тепловой Галины (икону ей передала Меланья Банкина).

До сих пор в доме Марии Петровны Косолаповой хранится одна из икон храма – «Царь Славы». Икона написана на листе жести размером 70 х 100 см. Лик изображен очень искусно, видно множество мелких деталей. Но в отличие от оригинала, Христа окружают не Богородица и Иоанн Креститель, а лица тетраморфа. В наши дни в нижней части иконы синяя краска облупилась и под ней стала видна другая, похожая на грунтовку, – красная. На оборотной стороне сохранилась процарапанная надпись: «1909 г. 25 января живп. С.А.» Она, скорее всего, означает время написания или обновления этого изображения и инициалы мастера-живописца.

В описях зафиксированы три запрестольных «стеклянных» иконы (т. е. в рамках под стеклом). Можно предположить, что запрестольная икона Михайловского храма представляла собой так называемый «складень» - три иконы, каким-то образом соединенные вместе. По бокам от Вседержителя располагались изображения Божьей Матери и Иоанна Крестителя.

Говоря о периоде репрессий, нельзя не вспомнить главного гонителя. В те годы председателем сельского совета была Наталия Федоровна Дуванова. Именно она и совершала бесчинства по отношению к церкви. С её подачи в 1930 году отстранили от службы священника, который, по словам старожилов, был очень грамотным и честным, и оставался в селе даже после закрытия церкви. К батюшке обращались не только за помощью в разрешении житейских вопросов, но и как к врачу. Жил он по современной улице Школьной до начала Великой Отечественной войны, похоронен у юго-восточной стены церкви. Однако в середине 60-х годов прошлого века с его могилы исчез крест.

После того, как в 1976 году в Михайловке был построен новый зерновой склад, церковное здание стало ненужным. «Не дремали» и сами жители: разобрали все деревянные настилы, вытащили рамы, разбирали стены, растаскивали храм по кирпичику. Церковь, можно сказать, подверглась растерзанию.

Когда думаешь о разрушении Михайловской церкви, хочется понять, что это было: недомыслие, умопомрачение, злонамеренность, жестокость? И останавливаешься на слове «поругание». Поругание красоты, поругание веры, поругание народной памяти.

3. На развалинах храма: версии и предположения

1. Как выглядел иконостас Михайловской церкви?

При осмотре развалин храма, бросается в глаза кирпичная арка, на которой был закреплён иконостас. Вделанные в кладку балки крепления сохранились до сих пор. Проём арки довольно широкий, поэтому можно предположить, что часть иконостаса с Царскими вратами была раздвижной. Конечно, узнать, каким на самом деле был иконостас Михайловского храма уже практически невозможно. Старожилы, которым в те далекие времена были маленькими детьми, рассказать ничего не могут.

Однако в какую бы сторону мы не повернулись в среднем зале храма, нас окружают ряды икон, написанных по штукатурке, как бы «замыкающиеся» на бывшем иконостасе, - нет только самого верхнего, «праотеческого», ряда. В самой верхней точке купола до 2012 года можно было еще видеть круглое изображение – икону «Господь Саваоф». Вокруг него по куполу изображены все Архангелы. В наши дни можно рассмотреть всего нескольких из них: в красной накидке – Архангел Михаил, в синей – Архангел Гавриил, а держащий за руку ребенка – Ангел-хранитель.

В самом верхнем ряду, над вторым ярусом окон, в углах купола сохранились изображения Евангелистов – Луки, Матфея и других. Этот «угловой» ряд соответствует «пророческому» ряду иконостаса. Стены между окнами верхнего яруса хранят «картины» сцен земной жизни Спасителя. Если присмотреться к вертикальной иконе, то можно увидеть следующее: в красном одеянии с синей накидкой через плечо, приподняв вверх руку, стоит Иисус; рядом – два первосвященника; а перед ними на коленях в желтоватой накидке – женщина с преклоненной головой: так обыгран сюжет «Христос и грешница», а вокруг изображены Страсти Христовы. Например, «Поднятие креста» и «Распятие».

В промежутке между верхним и нижним рядами окон – «праздничные» иконы. В горизонтальном ряду хорошо просматриваются изображения «Рождества» и «Вознесения». Среди вертикальных изображений тоже присутствуют «праздничные» иконы. Например, такая: старец держит в руках младенца и смотрит вверх, рядом женщина в синей накидке – может считаться иконой праздника Сретения. Симеон-праведник утверждал, что покинет этот мир лишь тогда, когда увидит настоящего Спасителя Мира – так говорится в Священном Писании. На иконе именно он держит на руках младенца – Иисуса. Таким образом, эти изображения, в определенной степени, помогают нам представить содержание ныне утраченного иконостаса храма.

2. Где находился придел во имя Александра Невского?

В последней четверти XIX века в Михайловской церкви появился придел во имя Александра Невского. Но можно ли сейчас сказать, с какой стороны он был возведён? С большой долей вероятности можно. Посмотрим на одно из изображений нижнего ряда северной стены: мужчина с чуть склонённой головой держит меч и хоругвь (флаг), позади него – женщина в синей накидке – вот он, Александр Невский и Мария Магдалина. Выше этой иконы, в «праздничном» ряду, после затертого изображения, иконы «Благовещение», «Сретение» и «Воскресение». Рядом с этой иконой – дверь. Александр как бы «смотрит» в неё. Не направлен ли его взгляд на место, где и был построен новый придел: у северной стороны средней части храма, на месте бывшего крыльца?

3. Когда были созданы фрески храма?

Разрушения 30-х годов прошлого века и само время не пощадили росписей Михайловской церкви. И всё же, можно примерно определит время, когда на стенах церкви появились фрески. В наши дни специалисты по иконописи указывают на многократную повторяемость сюжетов нижнего ряда фресок с росписями стен Владимирского собора г. Киева, автором которых является В.М. Васнецов (1848 - 1926). Работа эта проводилась художником на протяжении ряда лет, с 1885 по 1896 год.

Более точную дату можно установить, посмотрев на ещё одно изображение, частично сохранившееся в Михайловском храме. Даже вопреки сбитой местами штукатурке, картина до сих пор воспринимается как цельное изображение и притягивает к себе взгляды людей. Да, не икона, а именно картина, впрочем, написанная на библейский сюжет. Оригинал её находится в том же Владимирском соборе, но принадлежит он кисти И.Е. Репина. Написана она была в 1890 году, а название ей дал сюжет из священной книги: «Св. Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трёх невинно осуждённых».

Если все эти изображения появились во Владимирском соборе в 1885 - 1890 годах, то, с большой долей вероятности, можно предположить, что роспись стен церкви в Михайловке была закончена в 1891 - 1892 годах, когда Пётр Волконский, ставший хозяином усадьбы, или сам привёз какие-то эскизы и зарисовки из Киева, или «командировал» туда сельского художника-самоучку. Таким образом, можно предположить, что, примерно, 110 лет назад в Михайловском храме появились копии васнецовских и репинских фресок.

4. Как были расписаны стены храма до 1890 года?

На этот вопрос получить ответ без специальной экспертизы невозможно - нужно привлекать к исследованию профессионных реставраторов. Но может быть, на выбеленных стенах висели только съёмные иконы? Пока же можно говорить только о том, что при внимательном рассмотрении фресок, довольно явственно просматривается некая «артельность» работы художников, расписывавших сельский храм. Вольное отступление от канонов иконописи говорит о том, что над украшением храма трудилась группа художественно одаренных михайловских крестьян, возможно, под руководством городского человека, подготовленного в этой области.

5. Какими красками и как были написаны фрески?

Вряд ли сельские мастера писали иконы по сырой штукатурке (по методу, разработанному гениальным Леонардо да Винчи). Довольно трудно представить себе наличие в Михайловке таких специалистов. Тогда какими же красками и как была произведена эта работа, что даже в наши дни легче отбить весь слой штукатурки, чем соскоблить пропитавшую её, и более чем за век, практически не потускневшую краску? Ведь её даже не смыли дожди, хлеставшие в пустые глазницы окон, не покрыли трещинами жестокие морозы.

6. Где был сделан кирпич, из которого была построена церковь?

Старожилы связывают постройку церкви с названием пруда Кирпичовка, и говорят, что именно оттуда строители брали глину для изготовления кирпичей. Пруд Кирпичовка 200 лет назад был всего лишь небольшим оврагом или карьером у заводи речки, откуда извлекали сырьё, например, для производства строительного раствора.

Если придти на берег Кирпичёвки, то можно представить, что для постройки кирпичного завода было учтено все. Мысленно добираемся до пласта глины, убирая слой почвы около 70 см. И делаем расчет: при толщине пласта глины в 1 метр, карьером, превращённым затем в пруд, должна была бы быть занята площадка почти в 400 кв.м. (4 х 100; 50 х 80), плюс глубина пруда – взрослому человеку «с руками» - около двух метров.

Геологи, исследовав строительный материал Михайловского храма, отмечают, что 1) те камни, что лежат в фундаменте церкви, являются кварцево-слюдистым железистым песчаником, т.е. это очень огнеупорный песчаник, в составе которого присутствуют железо и слюда; 2) раствор между кирпичами имеет такой состав: мел + глина + «тонкий» (очень мелкий) пелитовый (илистый) отмельный песок (вот она – река!) + белки яиц, которых было столько, что до сих пор «различим их вкус»; 3) основой для производства кирпича служили перетёртый песчаник и глина с добавлением опилок.

7. Сколько же кирпичей ушло на строительство церкви?

Сейчас можно примерно посчитать, сколько же кирпичей ушло на строительство храма. Площадь церкви известна – 140 кв. аршинов, т.е. 205 кв. метров. Ширина здания – 9 метров, высота основной части стен – 5 метров. Так как размер кирпича 25 х 12 х 8,8 см, то на каждый кв. метр стены приходится 24 кирпича, а на каждый кв. метр кладки – 192. Если допустить, что внутренние перегородки здания «закроют» проёмы окон, то площадь вертикальных стен до крыши будет равна 392 кв. метра. Верхняя часть главного зала церкви поднимается ещё на три метра, значит, прибавляется ещё 108 «квадратов». А если принять на веру воспоминания старожилов о высоте колокольни в 15 метров, то площадь её стен могла составлять (с вычетом 5 м. высоты основного здания) 280 кв. метров.

Крыша в храме также кирпичная. Поэтому, площадь большого «барабана» может быть вычислена как ¼ площади шара диаметром 8 метров. Это примерно 67 кв.м. Площадь двух маленьких крыш (диаметром по 6 метров) равна 56,5 кв.м. Если сложить все найденные значения (903 кв.м.), и учесть количество кирпичей в кладке (192), то получим 173376 кирпичей. Прибавим сюда некоторое количество брака (исходя из нашей цифры – это около 8660 штук), плюс некоторое количество «лишних». И увидим, что для постройки нашего храма было произведено около 185000 штук кирпича.

Заключение

Изучение источников и литературы позволило выяснить:

1. Храм во имя Архистратига Михаила в селе Михайловка построен в 1817 году на средства сельчан.

2. Придел в честь благоверного Александра Невского был возведен в 1889 году.

3. Службу в церкви в разное время вели священники: Сургучев Сергей Иванович, Разумов Прокопий Васильевич, Кашинский Яков Иванович, Сергиевский Дмитрий Георгиевич, Сластушинский Владимир Тихонович. Выявлены фамилии псаломщика - Тихомиров Павел Иванович и председателя церковного совета – Верзулов Дмитрий Петрович.

4.Максимальное количество прихожан храма отмечается в 1922 году - 1900 человек. После начала гонений на Церковь число прихожан уменьшилось почти в 3 раза.

5. В 1923 году в храме находилось 35 икон. После его закрытия около десяти икон были переданы в Терновскую церковь, многие – оказались на хранении у жителей села.

6. В конце 20-х годов ХХ века было осквернено и разрушено кладбище, располагавшееся вокруг церкви.

7. Михайловская церковь была закрыта 19 марта 1932 года, а здание было передано под зернохранилище. Колокольню приспособили под пожарную вышку.

8. Крест с купола храма убрали в 1936 году. В 1937 году были сброшены колокола и разрушена колокольня.

9. После 1976 года началось массовое растаскивание деталей храма жителями села на хозяйственные нужды.

Предстоит установить:

1.Фамилию архитектора храма.

2.Полный список и биографии священников храма, служивших в нем с 1817 по 1932 гг.

3.Внутренний облик храма до 1890 года.

3.Состав красок, которыми были написаны фрески храма.

4.Достоверность выдвинутых версий и предположений (с привлечением специалистов).

Список источников и литературы

Источники

1. Архивные материлы филиала ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове: Ф.51, оп.1, д.4, л.12; д.9, л.16; д.68, л.21; ф.135, оп.1, д.147, л.11; ф.39, оп.1, д.6, л.129; д.68, л.1, 8; д.83, л.3, 16,21 (об); д.587, л.99.

2. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С.119.

3.Воспоминания старожила У.Ф. Колесниковой

4. Воспоминания старожила М.П. Косолаповой.

Литература

1. Глаголева О. Православие: полная энциклопедия для начинающих. М., 2011.

2. Иноземцева З. П. Историко – церковное краеведение и его роль в постижении истории отечества //Образовательный портал «Слово», 2012, 2 августа.
URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45727.php

3. Летопись земли саратовской с датами основания сёл, церквей, учреждений, и упоминаниями людей с этими событиями связанных.
URL: http://old-saratov.ru/?id=1085

4. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни города Балашова и Балашовского уезда.- Балашов, 2008

5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.

6. Юдин Г.Н. Святой храм. М., 2007.

7. Юдин Г.Н. Православные праздники. М., 2007.

8. Черепанова Н.М. Моя малая родина село Михайловка Балашовского района Саратовской области. URL: http://kk.convdocs.org/docs/index-266141.html?page=5

©Борисенко Алена Геннадьевна, Хайруллин Максим Васимович, 2013

Материал размещен с разрешения авторов.

Библиографическое описание сматериала

Борисенко А.Г., Хайруллин М.В. Михайло-Архангельский храм с. Михайловка - утраченная святыня //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2013. 12 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-306

Данная работа была представлена в качестве доклада на Первой межрайонной научно-просветительской конференции "Россия Православная: история и современность", целиком посвященной теме "Православие на Балашовской земле" (г. Балашов, 13 декабря 2013 г.).

Изображение Архангела Михаила размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и авторов. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 14.09.2016