Каталог статей

Главная » Статьи » Очерки и заметки

"Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах".

"Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом... Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку. Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее... Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни...

Как это случилось, он и сам не знал... Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого..."[1] Так описывает заключительную встречу героев романа "Преступление и наказание" его автор - Федор Михайлович Достоевский (1821-1881).

Исследователь творчества писателя Юрий Федорович Карякин (1930-2011) отмечал: "Самое поразительное в последней сцене - молчание. Это, может быть, и есть самая молчаливая сцена во всей мировой литературе... Они хотели бы говорить, но не могли"[2].

Анализируемая сцена встречи Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова, которую условно можно обозначить еще и как "молчание-воскресение", до сих пор является большой проблемой для ее воссоздания средствами иллюстрации и кино.

Так, художник Дементий Алексеевич Шмаринов, автор уникальных иллюстраций к "Преступлению и наказанию", можно сказать, остановился на этой сцене, не рискнув показать Соню и Родиона вблизи (2-е изоб.), как это диктует текст произведения. Вероятно, у него не хватило изобразительных средств, чтобы проиллюстрировать, вмещающий в себя целый мир переживаний и страстей, тезис Достоевского - "их воскресила любовь".

Как видим, "молчание-воскресение" по Достоевскому, изобразить (помимо литературных) другими художественными средствами сложно, может быть, даже невозможно. Видимо, поэтому пока и отсутствуют иллюстрации, в которых бы точно передавался замысел писателя.

О непреодолимых трудностях на этом пути говорит полное отсутствие заключительной встречи Сони и Родиона в достаточно известном фильме режиссера Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" (1969). Но если отсутствие необходимой иллюстрации в книге можно восполнить изучением оригинального текста, то отсутствие такой важной для понимания смысла всего романа сцены в художественном фильме - просто недопустимо.

Образовавшийся пробел попытался восполнить в 2007 году режиссер Дмитрий Светозаров в восьмой серии фильма с тем же названием. Но что интересно: сцена появилась, но в ней совсем не реализован замысел Достоевского. Соня и Раскольников просто молча сидят на берегу реки. Но ведь в романе, напомним, сказано: "Но теперь их руки не разнимались... Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла... В глазах ее засветилось бесконечное счастье... Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах... "

Да, Соня и Родион молчат, но по Достоевскому в это короткое время их отношения стремительно развиваются, завершаясь переворотом в их душах - "их воскресила любовь". А на экране мы видим две, почти безжизненные, оцепенело молчащие, замерзающие на холоде, фигуры. Лишь Соня один раз тоскливо посмотрела на Роскольникова и, не найдя никакого отклика в его душе, отвернулась.

Таким образом, своего рода криптограмма Достоевского "молчание-воскресение", оставленная великим писателем нам, ныне живущим, до сих пор остается не расшифрованной ни в кино, ни в искусстве иллюстрации.

Ссылки и примечания

1. См. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
URL: https://ilibrary.ru/text/69/p.41/index.html
Описание заключительной встречи Сони и Родиона Раскольникова приведено нами в сокращенном варианте.

2. См. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, 1989. С. 102.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; заголовок, составление текста, примечания, комментарий, 2022

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. "Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2022. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-858

1-е изображение - Соня Мармеладова. Этот образ, созданный Д.А. Шмариновым, поражает своей беззащитностью и жертвенностью; 2-е изображение - Родион и Соня в заключительной встрече.

См. двухсерийный художественный фильм "Преступление и наказание" (1969).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=DJDn0v-lANU

См. восьмую серию художественного фильма "Преступление и наказание" (2007).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=LvoawZRqwD4

См. круглый стол "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ab1d0LleUCQ

См. Федор Михайлович Достоевский: афоризмы.
URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMNI3atW2Eg

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Очерки и заметки | Дата добавления: 16.06.2022