Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

Балашовский край: клирики, монашествующие, миряне - жертвы репрессий (1918-1938).

В документе "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших", принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года, отмечается необходимость изучения подвига новомучеников и исповедников, исследования жизни и деятельности "всех пострадавших в годы репрессий" [1]. Это полностью относится к церковной истории Балашовского края, на территории которого в 1918-1938 гг. против местного населения властями совершались самые настоящие преступления. Цель данной статьи - обобщить разрозненные данные о репрессиях против архиереев, клириков, монашествующих и мирян, так или иначе связанных с историей Балашовской земли этого времени.

Викарные епископы Балашовские

Деятельность епископов Балашовских, викариев Саратовской епархии - новый сюжет в церковной истории Балашовского края после 1917 года. Функционирование викарных епископов Балашовских было уникальным явлением, вызванного особенностями революционного времени и реалиями дальнейшей кардинальной ломки общественных отношений в России.

Остается еще много "белых пятен" в их биографиях, не сохранились фотографии некоторых епископов. Недостаточно сведений об их соратниках по ненасильственной борьбе с гонениями на Церковь. Почти все они подверглись репрессиям со стороны безбожной власти.

Епископ Нифонт (в миру Николай Петрович Фомин, 1885 - возможно, 1937), первый епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии, родился 7 мая 1885 г. в семье священника Преображенской Липникской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии (на первом снимке).

Получил образование в Новгородской духовной семинарии. В 1910 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был назначен учителем в Соловецкий монастырь. С 10 сентября 1911 года - преподаватель Саратовской духовной семинарии, с 28 августа 1912 года - смотритель Петровского духовного училища в Саратовской губернии.

23 апреля 1918 г. (по другим сведениям в 1920 г.) хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. Подвергался репрессиям, упоминается в судебном деле белозерского духовенства 1937 года, по которому в Левашовской пустоши (г. Санкт-Петербург) было расстреляно около 100 человек. Имя епископа Нифонта выбито на мемориальной доске, установленной на кладбище Свято-Благовещенского женского монастыря в Вязниках [2]

Епископ Андрей (в миру Анатолий Андреевич Комаров, 1879-1955) родился 26 июня 1879 г. в с. Андросовка Самарской губернии в семье священника (см. второй снимок). Закончил Самарское духовное училище, Самарскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (работа «Книга Иова и раскрываемое в ней догматическое и нравственное учение»). Был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в Саратове.

13 января 1924 г. хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии (с жительством в Саратове). С 14 января 1924 года по 6 марта 1926 года временно управлял Саратовской епархией. Подвергался репрессиям. С 1934 года - архиепископ. В годы Великой Отечественной войны заботился о раненых и сиротах. По его инициативе верующие собрали на нужды обороны большие денежные суммы, много теплых вещей для бойцов РККА, продуктов для госпиталей. Владыка Андрей жертвовал свои средства на строительство самолета-истребителя.

В повседневной жизни владыки Андрея наблюдались черты юродства Христа ради. Епископ Пугачевский Павел (Флоринский) называл эту особенность характера архиерея «мудрой простотой». Архиепископ Андрей скончался 17 июля 1955 г. в Днепропетровске [3].

Епископ Евгений (в миру Евгений Яковлевич Кобранов, 1892-1937) родился 21 января 1892 г. в с. Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии (см. третью фотографию), брат священномученика протоиерея Николая Яковлевича Кобранова (1893-1937). Окончил Смоленское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего был оставлен при академии профессорским стипендиатом, учёный-востоковед (см., например, Кобранов Е. А. Историческое и культурное значение Анау. Археология Туркменистана. Ашхабад-Полторацк: Туркменское гос. изд-во, 1927). С 1917 года - магистр богословия (работа «Святые Вологодского края»).

27 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 15 сентября 1927 года - епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. С февраля 1934 г. работал над сочинением «Вологодские святые» (критика на магистерское сочинение протоиерея А. Копейлева). Продолжал работу над научными трудами «Философия Оригена» и «Предки казахского народа» (при аресте рукописи были изъяты). Постановлением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области расстрелян 20 ноября 1937 г. в урочище Лисья Балка, близ Чимкента. Епископ Евгений в 1981 г. канонизирован РПЦЗ в лике священномученика [4].

Епископ Флавиан (в миру Геннадий Дмитриевич Сорокин, 1882-1937) родился в 1882 г. в Костроме. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, состоял преподавателем Костромской мужской гимназии. В 1920 г. пострижен в монашество, с 1921 года - иеромонах, с 1924 года - епископ Котельнический, викарий Вятской епархии. С 14 декабря 1927 года - епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. С 18 декабря 1928 года - епископ Венёвский и управляющий Тульской епархией. Подвергался репрессиям. Расстрелян 10 ноября 1937 г. в г. Уссурийске Приморского края. Реабилитирован в 1961 г. [5].

Протоиерей Владимир Воробьев.

Владимир Иванович Воробьев (1875-1937) родился в 1875 г. в Рязани. В 1898 г. Владимир по первому разряду закончил духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Отец Владимир служил в Рязани, Архангельске, Саратове. За службу награждался камилавкой, наперсным крестом, орденом Св. Анны 3 степени и другими наградами.

После Октябрьской революции 1917 г. протоиерей Владимир неодноднократно подвергался арестам. Второй раз его арестовали 22 июля 1926 г. в Балашове, где с октября 1925 г. служил настоятелем Свято-Троицкого собора. Жил он по адресу: ул. Урицкого, д. 70 (дом сохранился до наших дней). По стандартному обвинению в «антисоветской деятельности» о. Владимир был сослан на три года в Сибирь, а 28 ноября 1937 года - расстрелян по ложному обвинению предположительно в окрестностях Семипалатинска. 26 марта 1966 г. реабилитирован Семипалатинским областным судом[6].

Для церковной истории Балашовского края важно то, что о. Владимир был одним из предшественников последнего епископа Балашовского, викария Саратовской епархии, священномученика Иакова (Маскаева) в ненасильственной борьбе против гонений в г. Балашове, центром которой был Свято-Троицкий собор.

Протоиерей Василий Вечтомов.

Вечтомовы - известный вятский священнический род, основателем которого был священник Александр Григорьевич Вечтомов. Его сын Николай, священник Введенской церкви с. Ильинское Нолинского уезда Вятской губернии, также как и его отец, добросовестно служил на благо Церкви и Отечества, за что 29 ноября 1890 г. Указом Правительствующего Сената по Департаменту геральдики от Казанской губернии ему была выдана грамота на права российского дворянства. Дочь Ольга (в замужестве Васнецова, 1808 - 1892 гг.), была бабушкой художников Виктора и Аполлинария Васнецовых[7]. Другой представитель рода протоиерей Владимир Николаевич Вечтомов служил благочинным православных приходов Аляски и вел дела духовного управления Аляскинской епархии[8].

Василий Владимирович Вечтомов (1892-1938) родился 31 декабря 1892 г. в с. Мещеряково Елабужского района Татарской республики (бывшая Казанская губерния, ныне - Республика Татарстан), в русской семье псаломщика и «просвирницы». В 1914 г. окончил Вятскую духовную семинарию и в следующем году начал служить священником. Отец Василий был женат на дочери священника Николая Яковлевича Орлова – Нине. В 1927 г. у них родился сын Владимир, а в 1934 году - дочь Зоя.

Первый раз отец Василий был арестован в г. Елабуге в 1931 г. и осужден Тройкой ОГПУ Татарской республики по ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет заключения «за контрреволюционную агитацию». Примерно один год он находился в Елабужском лагере, а затем, до 1933 г. отбывал наказание в Беломоро-Балтийском лагере, в 1933 г. был административно выслан в Саратовскую область, в с. Терновка, сроком «до 1941 года».

После закрытия церкви в селе, о. Василий переехал с семьей в Балашов, где стал служить священником кладбищенской церкви во имя Успения Божией Матери – единственной оставшейся в городе после варварского уничтожения Свято-Троицкого собора в апреле 1936 г. Семья Вечтомовых жила по адресу: ул. Вокзальная, д.14 (дом не сохранился).

16 декабря 1937 года о. Василий был арестован в Балашове и обвинен в «антисоветской деятельности», «в распространении провокационных слухов», «в контрреволюционной критике Сталинской Конституции», в «восхвалении жизни капиталистического строя и дореволюционной жизни», в «контрреволюционных измышлениях о колхозах», в «антисоветской агитации против займов, выпускаемых советской властью». Отец Василий категорически отверг эти наветы.

27 декабря протоиерея Василия этапировали в г. Саратов. Там он был приговорен к расстрелу и казнен 10 января 1938 г. Место погребения неизвестно. Справку из Саратовской прокуратуры о реабилитации Василия Владимировича Вечтомова родственники получили лишь в 1995 г.[9]

В годы гонений политическим репрессиям подверглись ряд других клириков, родившихся (или живших) на территории Балашовского края: протоиерей Михаил Иванович Сошественский (с. Зубриловка)[10], священники: Алексей Иванович Архангельский (г. Балашов), Мокей Федорович Валенцов (с. Львовка), Александр Петрович Голубев (с. Аркадак), Николай Владимирович Златомрежев (с. Чернавка), Савва Максимович Кониболотский (с. Грязнуха), Федор Анатольевич Кочетовский (с. Крутец), Николай Дмитриевич Ласкаев (г. Балашов), Герасим Митрофанович Новоженин (с. Баклуши), Георгий Сергеевич Рыбальченко (с. Залесянка), Никандр Анисимович Ступкин (с. Шепелевка), Симеон Георгиевич Табернакулов (с. Аркадак)[11], диаконы: Петр Алексеевич Князевский (г. Балашов)[12], Афанасий Кириллович Ртищев (с. Рассказань), псаломщики: Никифор Евдокимович Комиссаров (с. Песчанка), Степан Герасимович Морин (с. Малая Грязнуха)[13].

В годы гонений в Балашове, Самойловке, с. Крутец Аркадакского района (после 1926 г.) жил о. Алексей Михайлович Лебедев (1973-1937), отец Народного артиста СССР Евгения Лебедева (1917-1997), репрессированный в 1937 г. Вот выдержка из воспоминаний Е.А. Лебедева: «Передо мной станция Аркадак. Привокзальный буфет. Я и отец. Мне двадцать лет. Отцу за шестьдесят… Он говорит как заклинание, как молитву: «Запомни: никогда не теряй веру. Никогда с ней не расставайся»[14].

Известны имена монастырских насельников и насельниц, репрессированных на территории Балашовского края[15]: С.Л. Байкина (с. Большой Мелик)[16], Н.В. Бесчетнова (с. Большой Карай)[17], М.П. Биркалова (с. Самойловка), А.З. Великая (с. Каменка), М.Г. Вишнякова (с. Малый Карай), Т.Н. Горковченкова (г. Балашов), Д.И. Гуркина (г. Балашов), М. С. Дедюкина (с. Потьма), А.Г. Дозорова (г. Балашов), Ф.М. Дубовенкова (с. Самойловка), А.С. Дубровина (г. Балашов), Л.М. Жданова (с. Малая Грязнуха), Е.З. Желнова (с. Аркадак), Ф.С. Живодеров (с. Большой Мелик), Т.М. Журавлёва (г. Балашов), А.И. Изгарёва (с. Большой Мелик), В.И. Ишина (с. Большой Карай), Е.И. Кабанова (с. Усть-Щербедино), Т.П. Кизьякова (с. Терновка), Т.Н. Кожухова (с. Большой Карай), У.М. Коптева (с. Бобылёвка), Е.Н. Копцова (с. Усть-Щербедино), Е.А. Ланкина (с. Бобылёвка), А.М. Лутцева (с. Большой Карай), П.В. Малышева (с. Большой Мелик), Х.А. Махрова (с. Большой Мелик), Т.И. Милесина (с. Большой Мелик), Е.И. Новоявшева (с. Большой Мелик), А.И. Обухова (с. Большой Карай), Р.Л. Покровская (с. Казачка), К.А. Попова (с. Большой Карай), П.В. Родникова (с. Потьма), О.И. Саянко (с. Самойловка), П.Р. Синельникова (с. Усть-Щербедино), Е.К. Смоленинова (г. Балашов)[18], А.И. Смотрова (с. Рассказань)[19], А.И. Сорокина (с. Самойловка), О.С. Степанова (с. Большой Карай), Т.П. Сушкова (с. Tpoстянка), Е.С. Табакурова (с. Большой Мелик), М.А. Хохулина (с. Бобылёвка), Е.А. Цыплакова (с. Большой Карай), М.Е. Чернова (с. Большой Карай), М.Е. Чренова (с. Большой Карай), Д.И. Щербинина (с. Усть-Щербинино), П.А. Щукина (г. Балашов)[20].

В годы гонений на Церковь политическим репрессиям подверглись миряне, жившие (или осужденные) на территории Балашовского края: А.В. Аболмасова-Полянская (с. Песчанка), А.Т. Зиновьевна (с. Чиганак), А.А. Батырев (г. Балашов), А.Н. Березина (с. Самойловка), П.Ф. Божков (с. Самойловка), М.П. Буковский (г. Балашов), Ф.И. Вислов (с. Свинуха), А.Ф. Власова (с. Малая Грязнуха), М.С. Власова (с. Малая Грязнуха), А.А. Горина (с. Потьма), И.Я. Грешнев (с. Малая Грязнуха), А.Ф. Губина (с. Большой Мелик), М.П. Давыдкина (с. Аркадак), М.Е. Демин (с. Терновка), А.П. Еремеев (с. Рассказань), Н.М. Желнов (с. Потьма), С.Е. Захаров (г. Балашов), С.Ф. Захаров (г. Балашов), Ф.И. Земченков (с. Репное), А.Н. Кароваев (г. Балашов), С.С. Коротков (с. Большой Мелик), Д.Ф. Косарев (с. Чиганак), М.С. Костикова (с. Чиганак), К.П. Котасонов (с. Свинуха), С.И. Краснощеков (с. Малая Грязнуха), А.Е. Кругова (с. Большая Грязнуха), А.Ф. Кукушкин (с. Поганка), А.П. Куличихина (с. Аркадак), М.Т. Куренкова (с. Репное), М.Е. Мамонтов (с. Залесянка), А.В. Масычев (с. Самойловка), Н.И. Миронов (с. Турки), Д.С. Мылышев (с. Большой Мелик), И.Е. Митина (с. Чиганак), Р.В. Михайлов (с. Козловка), Ф.Н. Михалкин (с. Малая Грязнуха), М.Ф. Мишаткина (г. Балашов), П.М. Мызников (с. Потьма), С.Д. Мыскин (с. Чиганак), Е.П. Назарова (с. Романовка), Е.К. Нарежнева (с. Залесянка), Н.Е. Нахмурина (д. Поповка), И.М. Носорев (с. Львовка), И.Л. Основин (с. Турки), А.В. Остудин (г. Балашов), А.В. Плотникова (с. Зубриловка), И.П. Полимпсестов (слобода Старо-Хоперская)[21], В.Н. Политковский (г. Балашов), З.М. Полянкин (с. Свинуха), П.В. Попова (с. Малая Грязнуха), И. Е. Пятова (с. Большая Грязнуха), И.Н. Ранчугова (с. Малая Грязнуха), Е.И. Ращепкин (с. Рассказань), В.П. Рогов (с. Терновка), А.И. Рубова (с. Малая Грязнуха), Ф.И. Рыбкин (с. Малая Грязнуха), М.В. Семикина (с. Рассказань), Ф.К. Сергеев (с. Песчанка), Ф.С. Сетяева (с. Ольшанка), М.Н. Силантьева (с. Потьма), М.Д. Смотрова (с. Рассказань), П.И. Сосин (г.Балашов), Е.Б. Тарунтаева (с. Терновка), А.В. Тимофеева (с. Ключи), И.Е. Томин (с. Свинуха), М.Е. Трофимов (с. Свинуха), К.А. Тутушкин (г. Балашов), Н.П. Федина (с. Малая Грязнуха), З. Е. Цыганков (г. Балашов), Н.Н. Циплаков (с. Малая Грязнуха), М.И. Черникова (с. Песчанка), Е.Н. Чичев (с. Большая Грязнуха), Е.Е. Чичева (с. Большая Грязнуха), А.Д. Чумаченко (с. Залесянка), Л.С. Шахман (г. Балашов), Т. Е. Шевченко (Шевченкова), И.И. Шмелев (с. Малая Грязнуха), Е.И. Шербаков (с. Малая Грязнуха). Е.И. Щербакова (с. Малая Грязнуха), М.И. Щербакова (с. Малая Грязнуха), П.М. Щербакова (с. Малая Грязнуха), К.А. Юлин (с. Чиганак)[22].

Позднее все они были реабилитированы, так как не совершали никаких преступлений.

Проведенное исследование показало, что с историей Балашовского края связаны биографии шести святых: священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), священномучеников Иакова (Маскаева), Феофана (Ильменского), Михаила Платонова, Дионисия Щёголева и преподобномученика Феодора (Богоявленского).

Удалось зафиксировать примерное количество репрессированных архиереев, клириков, монашествующих и мирян в годы гонений на Церковь, жизнь которых была в той или иной степени связана с историей Балашовского края: архиереев - 10, клириков - 21, монашествующих - 47, мирян – 82 (всего 160 чел.).

Как правило, все они проходили по сфабрикованным делам со стандартными формулировками: «за антисоветскую агитацию, распространение религиозных обрядов и измышлений», «за участие в контрреволюционной кулацко-религиозной группировке», «за участие в антисоветской группировке церковников»[23].

Предстоит большая работа по более полному изучению биографий всех репрессированных православных христиан, жизнь которых была связана с историей Балашовского края.

Ссылки и примечания

[1] См. О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400907.html (дата обращения: 4.08.2016).

[2]См. Нифонт (Фомин). [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/20731.html (дата обращения: 4.08.2016); Нифонт (Фомин) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нифонт_(Фомин) (дата обращения: 4.08.2016); Благовещенский монастырь [Электронный ресурс]. URL: http://www.a33.ru/pic/fvlg/03viaz/religion/monastery_
blagoveschenski/ (дата обращения: 4.08.2016). По другим сведениям, Балашовское викариатство возникло в 1920 году (См. Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии [Электронный ресурс]. URL: http://kanonizacia.cerkov.ru/2017/02/ (дата обращения: 4.08.2016). О материале М. Мальцева (2017 г.). Кроме того, существует мнение, согласно которому судьба епископа Нифонта после 1931 года "неизвестна" (См. Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии [Электронный ресурс]. URL: http://kanonizacia.cerkov.ru/ (дата обращения: 4.08.2016).

[3]См. Андрей (Комаров) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_(Комаров) (дата обращения: 4.08.2016); Андрей (Комаров) [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/19589.html (дата обращения: 4.08.2016).

[4]См. Евгений (Кобранов) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_(Кобранов) (дата обращения: 4.08.2016); Советский период [Электронный ресурс]. URL: http://www.kizik.ru/index.php/hram/history/75-history-soviet (дата обращения: 4.08.2016); Евгений (Кобранов) [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/27150.html (дата обращения: 4.08.2016).

[5]См. Флавиан (Сорокин) [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Флавиан_(Сорокин) (дата обращения: 4.08.2016); Флавиан (Сорокин Геннадий Дмитриевич) [Электронный ресурс]. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/newmr/?
HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuIeu0We80h60WFfi0iee
Wh66CZfOqUd8Wd66GgeC9Ue8KWeCQd** (дата обращения: 4.08.2016).

[6]См. Лебедев Е. Л., Теплов В.В. Никакие силы не погубят Церковь //Православие и современность: Журнал Саратовской митрополии. 2015-2016. № 36 (ноябрь-январь). С.70-80.

[7]См. Ишутина Л.Н. Как формировалась священническая династия Вечтомовых? [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-592 (дата обращения: 4.08.2016).

[8]См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. С.307, 310, 313. Отец Владимир прибыл в Сан-Франциско в августе 1878 г. До этого он служил смотрителем Иркутского духовного училища.

[9]См. Заверенная копия архивного уголовного дела №ОФ-30285. Документы любезно предоставлены Л.Н. Ишутиной, внучкой о. Василия Вечтомова.

[10]См. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, 2002. С. 677; Протоиерей Михаил Сошественский [Электронный ресурс]. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/
article_old_3273 (дата обращения: 4.08.2016).

[11]См. Саратовские подвижники. Саратов, 2000. С. 66, 128-129, 131-132, 135, 142-143, 149, 151, 154, 155, 163, 165,171,177; Иерей Симеон Табернакулов [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_3274 (дата обращения: 4.08.2016).

[12]См. Моловичко Ю.В. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-337 (дата обращения:4.08.2016).

[13]См. Саратовские подвижники. С. 149, 161, 171,

[14]См. Лебедев Е.Л. Тайна великого лицедея //Православная вера (г. Саратов). 2016. №16 (564), август. С. 8.

[15]Приводятся названия населенных пунктов на территории Балашовского уезда.

[16]См. Саратовские подвижники. С. 128.

[17]См. Моловичко Ю. В., Ишутина Л.Н. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №2.

[18]См. Саратовские подвижники. С. 130, 131,133, 135, 137, 138, 139, 141, 142, 144, 145, 147, 149, 150, 154, 156, 158, 159, 163, 166, 167, 170, 171, 173, 174, 175.

[19]См. Моловичко Ю. В., Ишутина Л.Н. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №2.

[20]См. Саратовские подвижники. С. 176, 177, 178, 182, 183, 184, 188.

[21]См. Саратовские подвижники. С. 167.

[22]См. Саратовские подвижники. С. 167, 169-171, 174-176, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 186, 187, 188.

[23] См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С.174; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края: некоторые итоги исследования [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-599. Кроме того см.: Опись имущества Балашовского Покровского женского монастыря //БФ ГАСО. Ф.60. Оп.1. Д.1. Л. 94-95 об.; Выписка из журнала заседаний президиума Балашовского городского совета от 21 февраля 1930 года //БФ ГАСО. Ф.151. Оп.1. Д.338. Л. 237; ГКУВО «Государственный архив Волгоградской области» (ГАВО). Ф. Р-3083. Оп.1. Д. 21. Л.117-118 и др.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Балашовский край: клирики, монашествующие, миряне - жертвы репрессий (1918-1938) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017. 19 июня. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-629

Фотографии размещены в интернете в свободном доступе. Кроме того, см. ссылки на использованную литературу. На 1-м снимке епископ Нифонт (Фомин), на втором - епископ Андрей (Комаров), на третьем - епископ Евгений (Кобранов), на четвертом - протоиерей Владимир Воробьев, на пятом - протоиерей Василий Вечтомов, на шестом - протоиерей Михаил Сошественский, на седьмом - священник Симеон Табернакулов, на восьмом - священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), на девятом - священномученик Иаков (Маскаев).

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 18.10.2017
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]