Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

«… благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее». О судьбах служителей Покровского храма села Сокур.

Вартанова Светлана Александровна, учитель МОУ «СОШ с. Сокур Татищевского района Саратовской области»

Доклад представлен на Вторую Епархиальную межрайонную научно-просветительскую конференцию «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2014 г.).

Введение

Актуальность темы. Великая история нашей страны, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится её неотъемлемой частью. А связь поколений - это тот цемент, который оберегает людей от опасной разобщенности.

Историю нашего села можно изучать не только по событиям, зафиксированным в архивах, но и по воспоминаниям людей старшего поколения. Каждый человек, живущий рядом с нами, делает эту историю. Семейные рассказы - настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие «история семьи». Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе наши предки, очень важно.

Мой доклад основан, главным образом, на воспоминаниях моей бабушки – Серебряковой Анны Николаевны. Её рассказы о сложной крестьянской жизни, о военных годах и послевоенной жизни, я слушала с волнением, искренне сопереживала их героям. В этих рассказах - гордость и уважение к своим односельчанам, любовь к родному краю.

Выводы, которые я сделала из этих рассказов одновременно и просты, и очевидны, и глубоки – только в крепкой семье человек может вырасти Настоящим, и не потерять своего лица, не стать «Иваном, не помнящим своего родства". Как важно не забывать своих корней, помнить своих предков, и передавать эту память по наследству.

Ведь наша история, история нашего рода, наших родных и любимых людей с каждым годом забывается, и с ними же уходит. Незаметно, но безвозвратно идут годы, они уносят сначала силу людей, а затем и их жизнь.

Я считаю, что необходимо приобщить молодое поколение к изучению истории своей семьи. Знать, что помогало близким людям выстоять в тяжёлые времена и сохранить семейные традиции, укрепить семью, основу любого общества. Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у нас есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Родина каждого человека начинается с села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».

«Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти». Эти слова академика Д.С.Лихачева как нельзя лучше определяют актуальность темы доклада.

Цель доклада: изучение истории храма Покрова в селе Сокур и жизненного пути его служителей.

Задачи: формировать у молодежи уважение к истории родного села; собрать материал среди местных жителей об истории села, храма и его служителей; систематизировать собранный материал; пополнить музейный фонд школы собранными данными.

Методы исследования:

1. Поисковые: беседы со старожилами села; работа с документами архива.

2. Аналитические: теоретический анализ источников информации.

3. Систематизация полученных данных.

Глава 1. Из истории села Сокур

История села Сокур связана с разработкой соли на озере Эльтон. Переселившиеся в наши места украинцы обжились на новом месте, стали заниматься перевозкой соли. Большое количество украинцев поселилось в наших местах при Екатерине II. Они распахивали земли, сеяли хлеб, косили сено, строили пчельники. Переселенцы сохраняли свой говор, нравы и обычаи. Датой образования села Сокур считается 1717 год.

До сих пор сокуряне помнят названия улиц: Вакульевка, Рущина, Марьевка, Большая. За речкой Сокуркой жили в основном украинцы, поэтому и улица называлась Вакульевка (от имени хлопца Вакулы). На Рущине жили русские. Село славилось базарами и ярмарками. На Большой улице располагались ряды торговцев с разнообразными товарами.

В селе из уст в уста ходит сказание о том, что возникло оно на месте глубокого озера, в котором водились русалки, поэтому и называлось оно «русалочьим». Есть еще версия о том, что название села Сокур происходит от названия черного тополя «осокоря», что рос по берегам маленькой речки, которая протекает через всё село.

Немало в нашем селе маленьких родников, которые пополняют Сокурку студеной проточной водой. В народе их называют криницами. В каждой кринице вода особенная, необыкновенно вкусная и прохладная. Жители Сокура частенько бывают у криниц, набирают воду для питья и приготовления пищи, хотя в большинстве своем в каждом доме есть водопровод.

Через реку Сокурку в 1909 году был возведен мост по по распоряжению уездного земства. Главными наблюдателями по организации общественных работ были действительный статский советник Г.С. Кропотов и председатель комитета земской управы, уездный предводитель дворянства В.Н. Михалевский. Мост построен по проекту техника Саратовского уездного земства С.Г. Грингофа, под наблюдением техника Ю.М. Вержбицкого, десятника С.А. Бородушкина и трудом пострадавших от неурожая 1908 года крестьян Сокурской волости (о чем гласит табличка на свае моста).

Глава 2. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – прошлое и настоящее

Особое место в нашем селе занимает храм. Он был построен в 1901 году. Храм сохранился до сегодняшних дней и, когда въезжаешь в село Сокур, его нельзя не заметить. Сегодня - это памятник истории и культуры регионального значения. В далёком 1901 году его построили вместо деревянной церкви, которая сгорела в 1895 году. Строили всем миром и не один год. Саратовский архив хранит исторические данные о нём: «Храм каменный, колокольня временная, деревянная, построена в 1902 году. Престолов в церкви 3: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящён, а другие два не освещены – один из них предположительно святить во имя Святого Михаила, а другой во имя Сергия Радонежского. Штат прихода: 2 священника, дьякон. 2 псаломщика. Священнику первому – 141 рубль 52 копейки. Священнику второму – 105 рублей 84 копейки. Псаломщик – 35 рублей 28 копеек. Земли 66 десятин. Приписные деревни: Бобовка – в 7 верстах от села Сокур, Каменка – в 7 верстах, Шлыковка – в 7 верстах, Богдановка – в 7 верстах, Афанасьевка – в 5 верстах, Агарёвка – в 5 верстах, Марьино -Лашмино – в 8 верстах, Голодяевка – в 2 верстах. Количество домов в приходе – 1098. Прихожан мужского пола – 3435 человек. Прихожан женского пола - 3362 человека».

Из «Справочной книги Саратовской епархии» (Саратовский уезд. Село Сокур), изданной в 1912 году, узнаем кто служил в храме. Священник Иван Иванович Тифлов, студент семинарии, законоучитель. Священник Александр Николаевич Соловьёв, 40 лет, окончил духовную семинарию, законоучитель. Диакон Николай Алексеевич Серебряков, 46 лет, окончил курс в духовном училище. На службе с 1887 года.

В 1928 году церковь закрыли и использовали долгое время как колхозный склад стройматериалов. Во время Великой Отечественной войны в храме было зернохранилище. В 2005 году силами односельчан храм получил второе рождение. В нём начали проводить церковные службы.

5 июня 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (ныне - Митрополит Саратовский и Вольский) совершил в стенах храма Божественную литургию, а затем обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он выразил надежду на возрождение храма. В 2013 году храм начали реставрировать. Сменили купол, произвели покраску стен, вставили окна. С возрождением храма можно надеяться и на возрождение духовной жизни села.

Глава 3. Репрессированные служители храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы

3.1. Лебедев Алексей Николаевич.

Из материалов к жизнеописаниям репрессированных священнослужителей я узнала о Лебедеве Алексее Николаевиче. Он служил настоятелем в храме села Сокур более 20 лет. Родился он в селе Алай Вольского уезда Саратовской губернии 2 февраля 1855 года в семье священника. В 1876 году окончил духовную семинарию и по рекомендации руководства учебного заведения был назначен Преосвященным Тихоном (Покровским), епископом Саратовским и Царицынским на должность учителя греческого языка в Камышинское духовное училище.

21 августа 1880 года за усердную и полезную учительскую деятельность Преосвященным Тихоном был назначен настоятелем храма в селе Сокур (храм находился в центре села: деревянный, рядом был дом священника), рукоположен в сан иерея. В период с 1889 по 1899 годы состоял законоучителем двух земских школ: в селе Сокур и деревне Каменке, а также безвозмездно заведующим школ грамоты по всем деревням сокурского прихода. Со времени открытия в октябре 1888 года Сокурской церковно-приходской школы безвозмездно состоял в ней заведующим и законоучителем по ноябрь 1899 год. Награждён за благоустройство Сокурской церковно-приходской школы архипастырским благословением с внесением в послужной список Священным Синодом.

23 октября 1899 года перемещён протоиреем к соборной Михаило-Архангельской церкви г. Сердобска. 3 ноября 1899 года назначен председателем Сердобского уездного отделения епархиального училищного совета. 14 августа 1901 года перемещён к Успенской соборной церкви г. Царицына. С сентября 1901 по 1911 год состоял законоучителем в соборной церковно-приходской школе безвозмездно. 3 ноября 1899 г. назначен председателем Сердобского уездного отделения епархиального училищного совета. Согласно указу Саратовской Духовной Консистории от 15 июля 1899 г. за № 10187 также безвозмездно состоял заведующим соборной церковно-приходской школой.

С 23 января 1900 г. был членом Сердобского уездного училищного совета и депутатом от духовного ведомства на собраниях Сердобской городской думы и в местных уездных собраниях. Согласно резолюции епископа Николая (Налимова) от 26 января 1900 г. № 35 состоял членом комитета по постройке в Сердобске нового соборного храма.

С 1 сентября 1901 по 1911 гг. служил законоучителем в соборной церковно-приходской школе безвозмездно. С 13 сентября 1903 по 1909 гг. состоял законоучителем в 4-м городском начальном мужском училище. Согласно указу Саратовской Духовной Консистории от 12 марта 1904 г. № 5707 ему был поручен ближайший надзор за бесплатной народной библиотекой в хуторе Ново-Никольском Царицынского уезда. С 4 сентября 1906 по 3 октября 1909 гг. состоял законоучителем 7-го женского городского училища г. Царицына. С 1909 по 1910 гг. служил законоучителем 14-го мужского городского начального училища. По представлению Царицынской городской думы, с утверждения Преосвященного Гермогена (Долганева), епископа Саратовского и Царицынского, с 10 сентября 1908 г. состоял законоучителем городского реального училища. Попечителем Казанского учебного округа допущен к преподаванию Закона Божьего в реальном училище с июня 1910 г.

Резолюцией Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, от 30 сентября 1911 г. № 1639 назначен настоятелем Вознесенской церкви Царицына, на что был выдан указ Саратовской Духовной Консистории от 10 октября № 2057. С 15 октября 1911 г. состоял законоучителем Вознесенской церковно-приходской школы. В августе 1912 г. педагогическим советом реального училища был командирован в г. Казань, где в Духовной академии прослушал профессорские богословские лекции на устроенных учебным округом краткосрочных законоучительских курсах. Распоряжением управляющего Казанским учебным округом от 3 декабря 1912 г. № 24332 утвержден в должности штатного законоучителя реального училища.

Иногда протоиерей Алексий Лебедев и сам писал для церковной прессы, его статьи печатались в "Саратовских епархиальных ведомостях". Так, в 1916 г. он опубликовал статью "Паломничество учащихся Царицынского реального училища к святыням г. Царицына", где он рассказал об экскурсии, проведенной под его руководством в старинные храмы г. Царицына, о древнейших иконах, находившихся в этих храмов и т.д. Отец Алексий и его семья проживали в Царицыне на Троицкой улице, в доме, принадлежавшем Успенской соборной церкви.

За время епархиальной службы награждался различными церковными наградами: набедренник - 1882 г., архипастырское благословение с внесением в послужной список - 1889 г., архипастырское благословение - 1889 г., скуфья -1890 г., камилавка -1896 г., в 1900 г. получил в качестве награды Библию; золотой наперсный крест – 1907 г., орден Святой Анны 3-й степени – 1909 г., благословение Священного Синода с выдачей грамоты – 1911-1912 гг., медаль «В память царствования императора Александра III», медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ», медаль «В память 300-летия Дома Романовых» -1912 г.

Из казны жалования не получал, а пользовался доброхотными пожертвованиями от прихожан. Отец Алексий был женат. Супруга – Мария Григорьевна (1864 г.р.), была дочерью священника, окончила Саратовское епархиальное женское училище. У о. Алексия и матушки Марии было 10 детей. В 1915 году исполнилось 35 лет пастырского служения протоиерея Алексия в пользу Церкви. Журнал «Епархиальные ведомости» написал об этом событии.

Но настало в России время бедствий и трагических ошибок: закрывали и разоряли храмы, церковно-приходские школы и училища. 10 апреля 1921 года о. Алексей был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и приговорён к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 мая 1921 года в 2 часа ночи.

3.2. Серебряков Николай Алексеевич

Не менее трагично сложилась судьба Серебрякова Николая Алексеевича. Родился Николай Алексеевич 9 мая 1866 года. В 1888 году закончил семинарию и был направлен служить в село Сокур. В 1891 году женился на Елизавете Петровне (24.04.1875-26.09.1960), дочери священника. В семье Серебряковых было 6 детей: 5 дочерей и один сын Алексей (умер во младенчестве) [6].

Н.А. Серебряков до 1917 года служил диаконом в храме Покрова. Он был знатным мастером по дереву: делал комоды, столы, стулья, шкатулки, буфеты, и всё без единого гвоздя и шурупа (у родственников сохранился стол его работы). А после революции 1917 года работал столяром в Сокурской школе колхозной молодёжи. Приходилось Николаю Алексеевичу и отруб пахать и засеивать подсолнухом, чтобы прокормить свою многочисленную семью (из воспоминаний А.Н.Серебряковой).

В 1936 году его арестовали «за религиозную пропаганду среди молодёжи», конфисковав всё имущество и богатейшую библиотеку. Для семьи настали трудные времена. В тюрьме Николай Алексеевич пробыл несколько месяцев и вернулся домой душевнобольным человеком. Прожил после возвращения совсем недолго: 2 марта 1936 года он умер и был похоронен на сельском кладбище.

Я отправляла запросы в Управление ФСБ по Саратовской области с просьбой о поиске информации об архивном следственном деле Н.А. Серебрякова. К сожалению, в государственном архиве таких данных нет. Но я продолжила поиски, и обратилась в Главный информационный центр МВД России. Возможно, будет получена ценная историческая информация.

У поэта Расула Гамзатова есть строки: "Если ты стреляешь в свое прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки". Эти слова стоит помнить нам, сегодняшним, потому что только осознание прошлого поможет нам в духовном возрождении.

Заключение

Так сложилась жизнь двух людей, служивших когда-то в храме Покрова села Сокур. На их плечи выпало немало забот и тягот жизни. Однако они стойко и с верой переносили всё, оставаясь добросердечными людьми, всегда готовыми прийти на помощь ближнему своему.

Я считаю, что историю нашей страны делают именно такие люди: сильные духом, порядочные и честные, любящие свою семью. Изучая их жизнь, мы сможем понять и осмыслить многие факты истории. Истории и героической, и трагической одновременно. Я горжусь, что живу на той земле, где когда-то жили такие сильные духом и верующие люди. Они часть нашей большой истории. Наша задача сохранить память о них.

Список использованных источников и литературы

1. Воспоминания Серебряковой Анны Николаевны (записала С.А. Вартанова).

2. Справочная кн. Саратовской епархии. Саратов, 1912.

3.Из архива ФСБ. Список репрессированных во времена богоборческой власти
//Православное слово. 1997. Май. № 5(54). С 4.

4. Материалы к жизнеописаниям репрессированных священнослужителей Волгоградской епархии. Волгоград: Прин-Терра-Дизайн, 2011. Вып.1. С.18-28,121.

5. Мир Православия: сб.ст. /Сост. Н.Д. Барабанов, О.А. Горбань. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. Вып.7. С.322.

©Вартанова Светлана Александровна, 2014

Материал размещен с разрешения автора.

На фотографии храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Сокур.

Ссылки, примечания, приложения и другие фотографии, содержащиеся в оригинальном тексте доклада, по техническим причинам в данной публикации не указываются.

Библиографическое описание статьи.

Вартанова С.А. «… благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее». О судьбах служителей Покровского храма села Сокур //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2014. – 2 сентября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-391

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт". Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 07.07.2017
| Теги: Вартанова С.А.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]