Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Возвращение святыни. Церковь во имя Архангела Михаила села Переезд.

Ермолаева Татьяна Юрьевна, учащаяся 11 класса МКОУ "СОШ №2 р.п. Екатериновка Саратовской области"

Текст доклада был представлен на Первую Епархиальную межрайонную школьную научно-просветительскую конференцию "Православие на Балашовской земле" (13 декабря 2013 г.).

Введение

Святейший Патриарх Кирилл, выступая 31 октября 2013 года на XVII Всемирном Русском Соборе, подчеркнул: "Сегодня отрицание ценностей стало одним из самых опасных проявлений сил духовного разрушения. В этой ситуации защита ценностей — это защита нашего духовного суверенитета". Вот почему мы не можем позволить искажать нашу историю, важным духовным стержнем которой на протяжении многих веков было Православие.

В этой связи весьма актуально изучить местный опыт духовного окормления, центром которого всегда был православный храм. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский называл православный храм «духовной школой, врачебницей, просветительным местом». Именно такой "врачебницей и духовной школой" и был храм во имя Архангела Михаила с. Переезд Екатериновского района Саратовской области.

Цель данного доклада – на основе изучения документов, литературы восстановить важные моменты в истории возведения, осквернения и возрождения храма во имя Архангела Михаила в с. Переезд.

В ходе исследования выбранной темы было изучено восемнадцать наименований источников (в т.ч. полевые, видеоматериалы) и литературы. При подготовке доклада использовались такие методы исследования, как проблемно-хронологический, актуализации, интервью и наблюдение. Доклад состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, словаря терминов.

Глава I. Возведение и функционирование храма до революции 1917 года.

Село Переезд было основано в 1797 году переселенцами из Воронежской и Рязанской губерний. Уже в 1828 -1832 годах в Переезде был построен храм во имя Козьмы и Дамиана (разрушен в годы советской власти). Церковь строилась на средства прихожан и стояла на том месте, где сейчас находится сельский Дом культуры.

В конце XIX века потомственным почетным гражданином города Моршанска Михаилом Михайловичем Рымарёвым было предложено построить в селе ещё одну каменную церковь на его собственные средства. Руководство будущей постройкой принял на себя 7 декабря 1899 года губернский инженер Александр Николаевич Клементьев (1852—1919). 17 февраля 1900 года проект плана постройки был утвержден. Церковь была спроектирована в византийском стиле, пятиглавой. Позднее к церкви подстроили колокольню. Храм был рассчитан на шестьсот человек. Строительство храма закончилось в 1906 году. Завершал строительство зять М.М. Рымарёва — Фёдор Александрович Столыпин. Впоследствии Михаил Михайлович Рымарёв и его дочь были похоронены в церковном склепе.

Церковь представляла собой традиционный крестово-купольный пятиглавый храм, без трапезной, с пристроенной через небольшую галерею трёхъярусной колокольней. В центральном нефе имелся подвал с криптой под алтарём. Первый ярус колокольни являлся также и западным притвором. Фундаменты были выполнены из рваного бутового камня известкового происхождения на известковом растворе.

Стены — из глиняного обожжённого кирпича. Толщина кирпичной кладки со штукатуркой составляла 940 мм (3,5 кирпича). Кровля храмовой части — крестообразная, цилиндрическая - была покрыта чёрной кровельной сталью.

19 августа 1906 года храм был освящён во имя Архистратига Михаила. К 1912 году общее количество прихожан Михайло-Архангельской церкви составило 2890 человек. К приходу были приписаны деревни Апушка, Свищёвка, Марьинка, Покровка, Богохранимовка (Платцовка), посёлок при станции Екатериновка и хутора Столыпин и Елагин. В причт входили священник и псаломщик. При церкви работали три церковно-приходские школы в селе Переезд, двуклассные в деревне Свищёвке и при станции Екатериновка.

Глава II. Осквернение Михайло-Архангельской церкви в годы гонений на Церковь Русскую.

После Октябрьской революции 1917 года верующим удавалось ещё некоторое время защитить церковь от осквернения. В 1929 году был заключён договор с коллективом верующих на право пользования зданием Михайло-Архангельской церкви.

Однако, в начале 1930-х годов (точная дата не известна), с началом активной атеистической кампании, церковь была закрыта. Старожилы вспоминают, что особо ревностные приверженцы нового строя пытались разрушить храм, но безуспешно. Вот почему, чтобы здание не пустовало, решили приспособить его под зернохранилище. Однако из церкви не удалось сделать склад, и поэтому она многие годы пустовала.

А куда исчезло церковное имущество? Об этом практически никакой информации не сохранилось. Известно только то, что крыльцо и чугунные оконные рамы вывезли в Екатериновский районный Дом культуры, иконы разобрали местные жители, и некоторые из них использовались даже в качестве колод для корма скоту. Церковный склеп, где были похоронены в т.ч. и добрые христиане, построившие церковь, был осквернен.

Глава III. Возрождение святыни.

В 1991 году храм во имя святого Архангела Михаила заново освящён архиепископом Саратовским и Вольским Пименом. В мае этого же года храм был передан верующим. Местные жители вернули в церковь две большие иконы Архангелов Михаила и Гавриила. Было много попыток по восстановлению храма. Простые граждане, предприниматели, жители земли Екатериновской жертвовали свои сбережения на это благородное дело. Но средств всё равно не хватало.

В поисках выхода из сложившейся ситуации главой Екатериновского муниципального района Александром Васильевичем Курбатовым и депутатом Саратовской областной Думы Юрием Александровичем Заиграловым была поставлена и осуществлена цель – храм Михаила Архангела был включён в реестр вновь выявленных памятников историко-культурного наследия Саратовской области. Была разработана и отправлена заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России». И когда, наконец, был решён вопрос о выделении средств из федерального бюджета, возникла проблема с определением собственника церкви, ибо без этого деньги на восстановление не выделялись. И собственник был определен - Саратовская Епархия. В 2005 году на восстановление храма было выделено 2 млн. рублей. Благодаря этим средствам начались реставрационные работы. 19 апреля этого же года на храме были установлены четыре малых купола зелёного цвета с позолоченными крестами. Они были освящены благочинным Ртищевского округа священником Вячеславом Кузнецовым.

В 2007 году была восстановлена наружная кирпичная кладка, отремонтирована кровля, установлен новый купол на центральный барабан, восстановлены лестничные пролеты и перекрытия колокольни, а в начале марта был совершён чин освещения креста на центральный купол. Из-за ненастной погоды освящённый крест был установлен спустя четыре дня. В 2009 году на центральном барабане храма были установлены восемь новых пластиковых окон. В 2011 году установлена новая входная дверь, осуществлен монтаж внутренней электропроводки. В 2012 году при большом скоплении народа установили купол и на колокольню.

В самой церкви ещё было много работы: нужно было очистить захламленные помещения, подвал. Большую помощь оказали волонтеры. Среди них были учащиеся школы с. Кипцы, школы с. Переезд и СОШ №2 р.п. Екатериновка. Весной 2012 года, по просьбе отца Нестора, ребята старших классов помогали вынести мусор, камни из церкви, расчистить территорию.

28 января 2011 года, в связи с изменениями в Уставе прихода, храм был перерегистрирован в Министерстве Юстиции РФ с наименованием: Местная религиозная организация православный Приход храма Архангела Михаила с. Переезд Екатериновского района Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

За время действия восстановленной церкви поменялось несколько настоятелей. В 1991 г. настоятелем был поставлен отец Иоанн Казюра (реставратор по профессии ). В 1992 году отца Иоанна перевели в г. Аткарск. В 1992 – 1993 годах церковь возглавлял отец Александр (Судаков), в 1993-2004 годах - отец Игорь (Глотов).

С 2004 по 2012 год настоятелем храма являлся отец Андрей (Орехов). Именно при нём начали активно поступать деньги на восстановление храма. С 9 мая 2012 года церковь возглавил иеромонах Нестор (Сергей Алексеевич Бузланов), который пришёл в священники имея историческое образование и стаж работы школьным учителем истории в школе с. Кипцы Екатериновского района. В указе Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, в частности, говорится: "Настоящим определением Вы, иеромонах Нестор (Бузланов Сергей Алексеевич), назначаетесь настоятелем Местной религиозной организации православного Прихода храма Архангела Михаила с. Переезд Екатериновского района Саратовской области Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и, по совместительству, штатным священником храма Великомученицы Екатерины р.п. Екатериновка Екатериновского района Саратовской области".

На сегодняшний день церковь осуществляет полный комплекс служб. Приход осуществляет постоянное сотрудничество со школами района, в частности со школой с. Переезд, СОШ № 2 р. п. Екатериновка. Проводятся совместные рождественские и пасхальные встречи, экскурсии по храмам, беседы учеников со священником.

Массу впечатлений и детям, и взрослым принесли пасхальные экскурсии 2013 года. Ребята с огромным вниманием слушали рассказы по истории праздника, наблюдали за работами под куполом церкви по восстановлению внутреннего убранства церкви. Но, наверное, самое большое впечатление осталось от восхождения на колокольню и возможности каждому позвонить в церковные колокола.

Ещё долго школа «бурлила», переживая эмоции от посещения церкви. Нужно отметить, что на данном мероприятии присутствовали и ребята-мусульмане. Для них это было прикосновением к истории своего края, части культуры своего народа. Некоторые ребята нашей школы являются на данный момент постоянными прихожанами церкви Архангела Михаила.

По моему мнению, восстановление церквей - важное направление по возрождению духовности нашего народа. Просветительская же работа пастырей, сельских священников, очень полезна в деле правильного воспитания молодого поколения. Главное, не перейти определённую черту, не забыть главного призвания церкви – спасать человеческие души, помогать людям обрести гармонию с Богом и с самим собою. И здесь очень многое зависит от личности священников.

Отец Нестор, настоятель храма Архангела Михаила, показывает положительный пример жизни православного христианина. Он с одинаковым рвением носит и рабочий костюм, ремонтируя церковь, и рясу священника, проповедуя с амвона, и может быть в роли учителя, гармонично связывая воедино историю и религию в проповеди верующим.

Заключение

Проведенное изучение истории храма во имя Архангела Михаила позволило прийти к таким выводам:

1.В селе Переезд силами местных жителей в начале ХХ века был возведен уникальный православный храм, который стал духовным центром как села Переезд, так и близлежащих населенных пунктов.

2.Особую роль в сооружении православной святыни сыграли губернский инженер Александр Николаевич Клементьев и потомственный почетный гражданин города Моршанска Михаил Михайлович Рымарёв, члены его семьи. В отдельных изданиях фамилия инженера Клементьева неправильно пишется "Клеме".

3.В годы гонений храм был осквернен, но разрушить его не удалось.

4.Выявлена полная картина возрождения храма в годы реформ и сформирован полный список настоятелей современного храма.

5.Нужно выяснить точную дату закрытия храма, продолжить поиски растащенного в годы гонений имущества и внутреннего убранства храма.

6. Необходимо установить список настоятелей храма, служивших с 1906 и до закрытия церкви, проследить их судьбы в годы массовых репрессий.

Я горжусь тем, что в нашем районе есть такое чудо как наш храм. Я горжусь тем, что в деле его восстановления есть частица моего труда, и труда моих одноклассников.

Список использованных источников и литературы.

Источники.

1.Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Всемирного русского народного собора (31 октября 2013 г.) //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. - 2013. - 31 октября.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3334783.html

2. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" //Сайт Конституции Российской Федерации.
URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/

3.Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Официальный сайт компании "КонсультантПлюс".
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149069/

4.Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html

5.Справочная книга Саратовской епархии. – Саратов, 1912.

6.Указ №39 Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия. О назначении иеромонаха Нестора (Бузланова) //Официальный сайт Балашовской епархии Русской Православной Церкви. - 2012. - 11 мая.
URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/arhierei/
arh-ukazi/arh-ukazi-2012/988--39-----.html

7.Храм Михаила Архангела в селе Переезд /Видиеоматериал.
URL: http://www.youtube.com/watch?v=1nP5ft6-3aY

8.Полевые материалы автора (ПМА). Интервью с отцом Нестором, 2013, 16 сентября.

Литература.

1.Антипин В. Переезд. Церковь Михаила Архангела //Сайт "Народный каталог православной архитектуры". - 2011. - 8 октября.
URL: http://sobory.ru/article/?object=12542

2.Елин А.И. Благодатный край хлеборобов.– Саратов:ОАО «Приволжское книжное издательство», 2004.

3.История русской святости. – М., 1996.

4.Михайло-Архангельская церковь (Переезд) //Ртищевская энциклопедия.
URL: http://wikirtishchevo.wikinet.org/wiki/Михайло-Архангельская_церковь_(Переезд)

5.Переезд (Саратовская область).
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Переезд_(Саратовская_область)

6.Пузырев Е. Преображается святой храм //Районная газета "Слава труду". - 2005. - 29 апреля.

7.Пузырев Е. Очередной этап реставрации //Районная газета "Слава труду". - 2009. - 21 марта.

8.Село Переезд. Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила.
URL: http://osimka.livejournal.com/18255.html

9.Семенова Л. Освящён и установлен крест //Районная газета "Слава труду". - 2007. - 17 марта.

10.Храм во имя Архангела Михаила в с. Переезд //Официальный сайт Балашовской епархии Русской Православной Церкви. - 2012. - 9 января.
URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/2011-12-23-07-07-03/
2012-01-05-09-16-32/2012-01-05-09-19-47/
414-2012-01-09-07-10-38.html

Словарь терминов.

1.Крипта (др.-греч. κρυπτή) — крытый подземный ход, тайник; сводчатое подземное или полуподземное помещение.

2.Неф (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное помещение христианского храма крестово-купольного или базиликального типа.

3.Окормление духовное – пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве.

4.Притвор — пристройка перед входом в храм, может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма, обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

5.Трапезная — церковное помещение (часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка) для совместного приёма пищи, богослужений, а также общественных нужд.

©Ермолаева Татьяна Юрьевна, 2013

Материал размещен с разрешения автора.

Руководитель работы: Хахулина Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания МКОУ "СОШ №2 р.п. Екатериновка Саратовской области".

Библиографическое описание статьи.

Ермолаева Т. Ю. Возвращение святыни. Церковь во имя Архангела Михаила села Переезд //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2013. – 2 сентября.
URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-291

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт". Все права защищены.

Фотография храма размещена на сайте Ртищевского благочиния Балашовской епархии Русской Православной Церкви.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 23.09.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]