Главная » 2024 » Октябрь » 30 » Первая научная монография по церковной истории Балашовского края (2016).
15:58
Первая научная монография по церковной истории Балашовского края (2016).
В 2016 г. вышла в свет монография кандидата исторических наук, доцента Л.И. Кузеванова "Церковная история Балашовского края" (М.: Изд-во "Перо", 2016. 256 с.). В книге размещены более тысячи ссылок на источники и литературу.

Проведенное исследование позволило автору прийти к ряду интересных выводов. Так, до революции 1917 г. в г. Балашове действовали не шесть православных храмов, как это утверждается в литературе, а гораздо больше. Речь идет о домовых храмах, которые также должны учитываться в общем количестве балашовских церквей. Кроме того, в Балашове функционировала Иоанно-Предтеченская церковь. То есть на момент проведенного исследования можно говорить о четырнадцати храмах (включая Петропавловский молитвенный дом), действовавших в дореволюционном Балашове [1].

Свято-Троицкий собор. Самое раннее здание Троицкой соборной церкви («первый собор») было возведено не в 1820 году, как считалось ранее, а в 1767 г. (освящено в 1768 г.). Период с 1768 по 1805 гг. автор условно называет периодом существования «первого собора», а с 1806 по 1819 гг. — «второго» собора». Исследователь предположил, что примерно в 1820 г. был возведен придел во имя св. Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным («третий собор»). После «слома» главного здания в 1879 г. церковь вновь стала двухпрестольной и в таком виде действовала до октября 1895 г. («четвертый собор»). Здание храма (в котором были заново возведены три престола: во имя Св. Троицы, святителя Николая Чудотворца и св. великомученицы Екатерины), освященное 5-7 октября 1895 года, сделало Троицкую церковь пятипрестольной («пятый собор»).

Однако, как подчеркивает историк, первое здание Троицкой церкви могло быть построено ранее 1767 г. Дело в том, что в практике строительства православных храмов приделы нередко возводились позже, чем основное здание, где располагался главный престол. То есть Троицкая церковь до 1768 г. могла быть однопрестольной (престол во имя Св. Троицы), а в 1768 году, возможно, был освящен придел во имя Архистратига Михаила, и в результате храм стал двухпрестольным [2].

Освящение Свято-Троицкого собора произошло при участии епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Как показано в книге, в ходе визита в имение графини Е.Л. Игнатьевой 6 октября 1895 г. о. Иоанн излечил двух глухонемых юношей. Освящение соборного храма и приезд Иоанна Кронштадтского современники оценивали как важные события в истории Балашова.

В монографии приводяится более тридцати фамилий клириков, служивших в разное время в Свято-Троицком соборе, сообщаются биографические данные соборных протоиереев Романа Левитского, Петра Позднеева и Димитрия Дьяконова, называются фамилии именитых граждан, похороненных в ограде собора [3].

Со Свято-Троицким собором связаны трагические судьбы настоятеля храма, протоиерея Владимира Ивановича Воробьева (1875-1937), и последнего викарного епископа Балашовского, священномученика Иакова (Маскаева, 1879-1937). В 1925-1926, 1929-нач. 1930 гг. благодаря о. Владимиру и священномученику Иакову при соборе сформировались группы клириков, монашествующих и мирян, выступавших против гонений на Церковь.

Автору монографии удалось выявить имена девяти пострадавших в годы гонений, вероятно, проходивших вместе со св. Иаковым по т.н. «делу церковников» (монахини: Горковченкова Татьяна, Дозорова Александра, Дубровина Александра, Сорокина Августина; миряне: Батырев Андрей Алексеевич, Буковский Михаил Павлович, Михайлов Роман Васильевич, Назарова Екатерина Петровна, Остудин Алексей Васильевич [4]).

В ходе исследования автором были изучены материалы, касающиеся истории 25 кладбищ (22 сельских и 3 городских)[5]. Так, например, на городском кладбище при Успенской церкви нашли упокоение известные духовные и общественные деятели (протоиереи: Роман Львович Левитский, Василий Максимович Смирнов, Иоанн Феодорович Алонзов; церковные старосты: Павел Васильевич Камский, Иван Петрович Бородулин; строители кладбищенской церкви купцы Алексей Васильевич Попов и Сергей Васильевич Черникин). Анализ надписей на могилах именитых балашовцев позволил установить наличие в Успенском храме двух приделов. Таким образом, Успенская церковь, после возведения двух приделов, видимо, стала трехпрестольной, считает исследователь.

Автор приводит подробные сведения о сельских храмах Балашовского уезда и служивших в них клириках [6]. Судя по данным, сообщаемым в монографии, в г. Балашове, Балашовском уезде и в подворьях Балашовского Покровского женского монастыря к 1912 г. действовали 140 храмов (14 – в г. Балашове, 120 сельских церквей, 6 храмов – в монастырских подворьях), в которых в разное время служили 492 клирика (протоиереев – 14, священников – 259, диаконов – 57, псаломщиков – 162).

Прихожанами данных храмов являлись более 349 тыс. человек (337709 прихожан в сельских храмах, 10901 – в г. Балашове, 436 - в монастыре, включая подворья). Однако исследователь считает эти цифры не окончательными. Во-первых, в документах отсутствуют исчерпывающие данные о клириках и прихожанах домовых церквей, ряда монастырских подворий, сельских приходских храмов. Во-вторых, не найдены полные сведения о тех храмах, которые погибли в огне пожаров или утрачены из-за ветхости.

В книге сообщается о святых Русской Православной Церкви, жизнь и деятельность которых прямо или косвенно была связана с историей Балашовского края: сщмчч. Гермоген (Долганев), Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), свящ. Дионисий Щеголев, свящ. Михаил Платонов; сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий); преподобномученик иером. Феодор и св. праведный Иоанн Кронштадтский [7]. Видимо, это не окончательный список, нужны новые исследования, которые могут выявить новые имена святых РПЦ, связанных с историей Балашовской земли.

Анализ документов и литературы позволил выявить биографические сведения о некоторых подвижниках благочестия, жизнь которых была связана с землей Балашовской: епископе Павле (Вильчинском), протоиерее Романе Левитском, священниках Прохоре Беневольском, Николае Горизонтове, игумене Феодосии (Попове), мирянине Привалове Семене Климовиче.

Автору удалось зафиксировать примерное количество репрессированных архиереев, клириков, монашествующих и мирян в годы гонений на Церковь, жизнь которых была в той или иной степени связана с историей Балашовского края: архиереев — 10, клириков — 21, монашествующих — 47, мирян — 82 (всего 160 чел.)[8].

В книге содержатся не только интересные исторические факты, но и заслуживающие внимания версии, предположения, историографические суждения, побуждающие читателя к самостоятельному осмыслению непростой церковной истории Балашовского края.

Ссылки и примечания

1. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 6-7, 198.

2. Там же. С. 19.

3. Там же. С. 20-24.

4. Там же. С. 25, 200.

5. Там же. С. 24, 36, 39-40, 42, 43, 46, 53, 55, 56-57,60-61,66-67 и др.

6. Там же. С. 47-113.

7. Там же. С. 10-18, 114-127.

8. Там же. С. 205.

©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук; текст, дизайн обложки книги, 2016-2024

Библиографическое описание материала

Кузеванова Л.М. Первая научная монография по церковной истории Балашовского края (2016) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2016-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-371

Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация".

Категория: Аннотации и объявления |