Каталог статей

Главная » Статьи » Новомученики и исповедники Церкви Русской

Священномученик Иаков (Яков Иванович Маскаев). Балашовский период жизни.

Деятельность викарных епископов Балашовских (1918-1930) - новый сюжет в истории Балашовского края. Цель данной публикации привлечь внимание исследователей локальной истории к судьбам данных деятелей Церкви Русской. Остается еще много "белых пятен" в их биографиях. Мало что известно об их соратниках по ненасильственной борьбе с гонениями на Церковь. Епископ Иаков (Маскаев) был последним викарным епископом Балашовским. Он единственный из семи епископов Балашовских причислен Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Яков Иванович Маскаев - будущий епископ Иаков - родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в крестьянcкой семье. В 1901 году он окончил Оренбургскую духовную семинарию и в сане иерея стал настоятелем храма в селе Зобово[1]. В 1918 г. умирает его жена Валентина, и Яков Иванович принимает монашеский постриг с именем Иаков - в честь апостола Иакова.

В 1923 году он был рукоположен в сан епископа. Позднее хиротония Иакова была подтверждена патриархом Тихоном. 31 июля 1924 г. Иаков был назначен епископом Оренбургским. Владыка отказался от сотрудничества с ОГПУ и церковными «обновленцами». В результате в 1925 году он был арестован, а затем сослан на три года в Самару. По окончании ссылки, 2 января 1928, служил епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, затем - епископом Осташковским, викарием Тверской епархии[2].

6 февраля 1929 года Иаков был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. До него в этой должности служили: Нифонт (Фомин) (23 апреля 1918 - 1919); Николай (Позднев) (11 июля 1921 - 1922); Николай (Коноплёв) (1922 - 1923); Андрей (Комаров) (13 января 1924 - 25 июля 1927); Евгений (Кобранов) (15 сентября 1927 - 13 декабря 1927); Флавиан (Сорокин) (14 декабря 1927 - 17 декабря 1928)[3]. Назначение произвел Патриарший Синод [4]. В Балашов владыка Иаков приехал в марте 1929 г. и поселился в д. 36 по ул. Большая Уральская (ныне ул. Горохова)[5].

Спустя некоторое время власти обвинили Иакова и его сторонников в проведении «среди населения агитации против мероприятий советского правительства и партии». Окружным отделением ОГПУ 13 февраля 1930 г. было арестовано пятнадцать человек - священнослужителей, монахинь и мирян, в т.ч. и епископ Иаков. Всех их бросили в тюрьму г. Балашова[6].

Совсем не случайно через неделю, 21 февраля 1930 г., президиум Балашовского горсовета принимает решение о закрытии Свято-Троицкого собора и направляет его текст на утверждение в президиум Балашовского окружного исполкома. 2 марта 1930 г. президиум Балашовского окружного исполкома обратился уже в крайисполком с предложением о «ликвидации молитвенного здания – собора в г. Балашове» и о передаче его Балашовскому горсовету для использования его на культурные цели»[7]. Дело в том, что в это время именно Свято-Троицкий собор был центром ненасильственного, мирного сопротивления гонениям на Церковь, именно там действовала "дружная община верующих" во главе с епископом Иаковом[8].

Из материалов допросов выясняется, что в одной из проповедей, примерно 25 мая 1929 года, епископ Иаков говорил: «Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет, не дает нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого». И, действительно, в ходе начавшейся коллективизации, власти стали насильно закрывать православные храмы, что не могло не вызвать стихийного протеста. Так, в селах Андреевка (Аркадакский район), Мача (Тамалинский район), Репная Вершина (Балашовский район) верующие препятствовали закрытию церквей. Однако, властям не удалось доказать причастность владыки Иакова к организации этих выступлений. Наоборот, он призывал верующих к христианскому смирению: «Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь»[9].

13 марта 1930 года следствие было закончено, и владыке все-таки было предъявлено обвинение. Ознакомившись с ним, он написал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался». 9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагере. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо - к трем годам концлагеря, шестеро - к трем годам ссылки, один - к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства[10].

Среди этих троих была Раиса Львовна Покровская. Она родилась 5 сентября 1862 года в селе Казачка Балашовского уезда в семье диакона Льва Покровского, работала помощницей учительницы в Балашовском женском монастыре. В 1919 году монастырь был закрыт, но монахини добились разрешения открыть Балашовскую Покровскую трудовую артель, и Раиса, как и многие другие насельницы, продолжала жить на прежнем месте (но уже в артели) вместе со своей сестрой Варварой - монастырской учительницей[11].

В 1929 году власти закрыли и артель, а вскоре Раису Львовну арестовали. На вопрос следователя, знает ли она епископа Иакова, она ответила: «Епископа Иакова Маскаева я знаю и неоднократно слыхала его проповеди в церквях, он пользуется большим авторитетом среди верующих и имеет на них влияние...» Раису Львовну обвинили в том, что она «распускала среди населения явно антисоветские слухи, имела связь с монашками окрестных сел, через коих и обрабатывала местное население в антисоветском духе». Виновной она себя не признала. Власти приговорили ее к высылке из Балашова. Раиса Львовна была отправлена под надзор властей в город Воронеж, где через три месяца, в сентябре 1930 года, скончалась[12].

Саратовский исследователь А.П. Новиков, кроме Р.Л. Покровской, называет еще ряд насельниц монастыря, репрессированных примерно в это же время: С.Л. Байкину, Т.Н. Горковченкову, А.Г. Дозорову, А.С. Дубровину, В.И. Ишину, Т.Н. Кожухову, А.М. Лутцеву, Х.А. Махрову, Т.И. Милесину, Е.И. Новояшеву, К.А. Попову, А.И. Сорокину, О.С. Степанову, Е.С. Табакурову, М.Е. Чренову[13]. Из этого списка в Балашовской Покровской трудовой артели, образованной после закрытия Балашовского женского монастыря в 1919 году, работали только Р.Л. Покровская и А. И. Сорокина [14].

Епископ Иаков был отправлен в Вишерское отделение Соловецкого концлагеря и в конце июня прибыл в пересыльный пункт в городе Кемь… Так закончилось служение последнего из семи балашовских викариев Саратовской епархии исследуемого периода. Преследования православного иерарха продолжались еще шесть лет. 25 июля 1937 года Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила Иакова (в числе других обвиняемых) к расстрелу. Предположительно он был казнен на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем Барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре 29 июля 1937 года, похоронен в общей могиле [15].

Примерно в это же время была приговорена к расстрелу большая группа монастырских насельниц [16]. Однако нужно снова обратить внимание на тот факт, что среди скорбного списка приговоренных к смерти женщин только Д.И. Гуркина, М.С. Дедюкина и Т. П. Сушкова фигурируют в 1919 году в списках Балашовской Покровской трудовой артели [17]. Причем, Д.И. Гуркина в этом же, 1919 году, была вычеркнута из списка членов артели, видимо, как выбывшая [18]. Остальные женщины не числились в списке работниц артели.

Владыка Иаков причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. День памяти 29 июля [19].

Комментарий. Во всех этих событиях остаются неясными некоторые моменты. Например, связь "дела Иакова" с деятельностью перечисленных выше монастырских насельниц. Можно предположить, что репрессии против представителей Церкви в Балашове проходили в несколько этапов. Вполне возможно, что ряд монахинь могли привлечь внимание ОГПУ вне связи с "делом Иакова", т.е. они могли выступать против закрытия православных храмов самостоятельно. Не исключено, что в это время в Балашове и его окрестностях могли жить монахини, прибывшие из других регионов страны. Необходимо тщательное и комплексное изучение политических дел за 1934-1937 годы, учитывая тот факт, что в это время в массовом порядке совершались фальсификации результатов следствия.

Обращает на себя внимание некоторые формулировки расстрельных дел. Так, бывшая насельница Балашовского Покровского монастыря Сушкова Татьяна Павловна была приговорена в конце 1937 года к смерти, в том числе и за то, что собирала подписи граждан за восстановление Свято-Троицкого собора [20], взорванного в апреле 1936 года – накануне Святой Пасхи [21]. Видимо, даже гипотетическая возможность восстановления этого храма так напугала власти, что они решили вот таким варварским способом в зачатке уничтожить обозначившееся движение за возрождение Святыни.

В имеющейся литературе несколько противоречива информация о детях Я.И. Маскаева. Есть сведения о том, что жена Якова Ивановича, Валентина, умерла при родах девятого ребенка. В официальной биографии священномученика сообщается, что "впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца". Кроме того, говорится о том, что после ареста Владыки в 1925 году "дети его остались без средств к существованию, и в храмах города (Оренбурга - Л.К.) устраивались тарелочные сборы на «архиерейских детей», дети зачастую сами ходили с тарелочкой. Авторитет владыки, любовь паствы к нему, его почитание были столь велики среди православных, что они с охотой и обильно жертвовали сиротам"[22].

Однако существуют и другие версии. Например, Е.А. Шабунин пишет: "Дальнейшая судьба детей Владыки Иакова неизвестна. Установлено лишь, что на момент ареста в 1937 г. с Владыкой проживала одна из его дочерей" [23]. Но данный автор не сообщает ее имя и возраст. Существует мнение и о том, что, что из девяти детей владыки выжили только пять, приводятся их имена и даты жизни [24]. Но при этом не даются ссылки на исторические источники, что не может не вызывать сомнений в достоверности сообщаемой информации. Вероятно, есть необходимость в специальном исследовании этого вопроса.

Ссылки и примечания

[1]См. Игум. Дамаскин (Орловский), Д. Н. Никитин. Иаков //Православная энциклопедия: Элек. вер. – Т.20.- С.480-481. URL: http://www.pravenc.ru/text/200207.html
К сожалению, в разных источниках указываются разные даты рождения Иакова. Так, в материале "Дело барнаульского архиепископа Иакова (Маскаева)" приводится 1878 г. URL: http://listock.ru/imp_698

[2]Cм. Священномученик Иаков (Маскаев) //Сайт Орской епархии Русской Православной Церкви. URL: http://www.orskeparh.ru/?content=page&id=125

[3]См. Балашовская епархия //Открытая православная энциклопедия "Древо".
URL: http://drevo-info.ru/articles/15712.html
К сожалению в этой публикации не совсем точно указаны даты служения викарных епископов Балашовских.

[4]См. Сергий (Страгородский) митрополит Нижегородский и Арзамасский (1924-1934) //Сайт Нижегородской Митрополии РПЦ.
URL: http://www.nne.ru/bishops/b_35.php

[5]Cм. Священномученик Иаков (Маскаев) //Сайт Орской епархии Русской Православной Церкви.
URL: http://www.orskeparh.ru/?content=page&id=125; Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). – Ф. Р-3083. – Д.21. – Л. 117-118.

[6]Cм. Игум. Дамаскин (Орловский). Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский //Православная энциклопедия. - М., 2009. - Т. 20. Электронная версия статьи размещена на сайте "Седмица.RU". Церковно-научный центр "Православная энциклопедия".
URL:http://www.sedmitza.ru/text/748535.html

[7]См. Выписка из журнала заседаний президиума Балашовского городского совета от 21 февраля 1930 года //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове (БФ ГАСО). - Ф.151.- Оп.1. - Д.338. – Л.237.
Обсуждаемый вопрос назывался так: «Материал о закрытии церковного собора». В постановляющей части документа говорилось о необходимости в трехдневный срок «проработать вопрос об использовании помещения»; Письмо председателя Балашовского горсовета Смирнова в президиум Балашовского окружного исполкома от 26 февраля 1930 г (№ 502) //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //БФ ГАСО. - Ф.151.- Оп.1. - Д.338. – Л.234. Выписка заверена секретарем горсовета Ясаковым.

[8]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf

[9]Cм. Священномученик Иаков (Маскаев) //Сайт Орской епархии Русской Православной Церкви. URL: http://www.orskeparh.ru/?content=page&id=125

[10]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf

[11]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове. – Ф.51. – Оп.1. – Д.148. – Л.15 об.

[12]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf.

[13]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //"Балашовский край". Приложение к "Российскому историческому журналу. - 2001. - №1. - С.9-14.

[14]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове. – Ф.51. – Оп.1. – Д.148. – Л.15-15 об. Всего подверглись сталинским репрессиям пять бывших членов Балашовской Покровской трудовой артели: Гуркина Дария, Дедюкина Мария, Покровская Раиса, Сорокина Августина, Сушкова Татьяна.

[15]Cм. Игум. Дамаскин (Орловский). Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский //Православная энциклопедия. - М., 2009. - Т. 20. Электр. версия статьи размещена на сайте "Седмица.RU". Церковно-научный центр "Православная энциклопедия".
URL: http://www.sedmitza.ru/text/748535.html;
Шабунин Е.А. Иаков (Маскаев Яков Иванович), Архиепископ Барнаульский //Образование и православие.
URL: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3604-11.html

[16]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.14.

[17]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове. – Ф.51. – Оп.1. – Д.148. – Л.14 об.,15,16.

[18]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове. – Ф.51. – Оп.1. – Д.148. – Л.15 об.

[19]См. Иаков (Маскаев). Краткая биография.
URL: http://www.peoples.ru/state/religious_figure/iakov_maskaev/

[20]См. Новиков А.П. Указ. соч. - С.13.

[21]См. Кузеванов Л.И. "Предотвратить то громадное несчастье..." Тайны сооружения и гибели Свято-Троицкого собора //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-241

[22]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf

[23]См. Шабунин Е.А. Иаков (Маскаев Яков Иванович), Архиепископ Барнаульский //Образование и Православие.
URL: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3604-11.html

[24]См. URL: http://r-g-d.org/forum/lofiversion/index.php/t15101.html

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, составление, комментарии, заголовок, 2012

Материал размещен с разрешения автора.

Данный материал опубликован и на бумажном носителе.

Фотография епископа Иакова (Маскаева) размещена в Интернете по адресу:
http://www.pravenc.ru/text/200207.html

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Яков Иванович Маскаев). Балашовский период жизни //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2012. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-210

См. монографию «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)».

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт". Все права защищены.

Категория: Новомученики и исповедники Церкви Русской | Дата добавления: 25.02.2016
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]