Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

"Церкви необходима наука". О проблемах и достижениях в историко-церковных исследованиях.

Русская Церковь в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, считает соблюдение "научных академических традиций", требующих проведения систематических "специальных исследований всего наличного материала", и на этой основе формулирования "вдумчивых критических выводов"[1], - приоритетной задачей. В этой связи, Церковь, сама являющаяся крупным научным центром [2], - "безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом" [3].

Козлов Максим Евгеньевич (на фотографии), председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, митрофорный протоиерей, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (специализировался по кафедре классической филологии - древнегреческий и латинский языки) [4], рассуждая о проблемах церковного образования и науки, говорит следующее:

1."Что касается истории, философии, политологии, мы стараемся, чтобы их объем соответствовал программам светских университетов; во всяком случае, сегодня в семинариях их преподают в объеме никак не меньшем, чем в большинстве провинциальных вузов".

2. "Время обскурантистского отношения к светским предметам в семинариях прошло, и сейчас, наверное, никто не решится озвучить идею, что социология или политология не нужна священникам, хотя, возможно, кто-то так и думает".

3. "Церкви необходима наука, и хотя далеко не каждый священник обязан быть церковным ученым, но без церковных ученых, без историков, без богословов будет просто невозможно решить огромное число задач, стоящих перед Церковью"[5].

4. "Метод научного искания предполагает исследование текстов, фактов, явлений, феноменов и делание из них выводов, а не априорно существующую установку, которая иллюстрируется подобранной «исследователем» фактологией" [6].

Слова Святейшего Патриарха Кирилла и митрофорного протоиерея Максима Козлова полностью относятся к историко-церковной науке, переживающей определенные трудности, вызванные прежде всего увлечением части исследователей, специализирующихся по истории Русской Церкви, постмодернизмом.

Однако, постмодернистские методологии деформирующе влияют на процесс создания современного исторического знания, что проявляется в использовании следующих приемов: в придумывании хронологии, не соответствующей реально происходившим историческим событиям; в отождествлении предыстории с собственно историей; подмена терминов (например, "богадельня - монастырь"); "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему; в отсутствии ссылок на источники и литературу, или использовании "декоративных" ссылок, призванных создать видимость достоверности проведенного исследования; краецентризм (преувеличение роли местных событий и местных деятелей в истории России) и др. [7].

В настоящее время постмодернизм не смог пустить глубокие корни в историко-церковных исследованиях. Наоборот, издаются научные труды, которые можно считать образцовыми. Для примера укажем на монографию доктора исторических наук митрополита Калужского и Боровского (в миру Капалин Герман Михайлович) "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» [8]. В книге сделаны 2002 (две тысячи две) ссылки на источники и литературу при объеме самой книги в 608 страниц.

Доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (в миру Орловский Владимир Александрович), известный российский церковный историк и методолог, основатель нового научного направления, которое можно обозначить как "История и методология исследования подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской", автор около 300 научных трудов. Более сорока лет ведёт систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. До 1990 года записывал воспоминания и изучал опубликованные источники, с 1991 года приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ), позднее - материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. В итоге был исследован обширный комплекс судебно-следственных дел за период 1917-1950-е гг.

Архимандрит Дамаскин - автор научной методологии и методики комплексного изучения материалов, относящихся к подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработанных с учетом принципов раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. Ученым разработан и внедрен в исследовательскую практику канонизации подвижников метод сплошного межархивного и межфондового просмотра документов, содержащих всю полноту биографических данных об искомом лице; обоснована необходимость принципиального разграничения между репрессированными и пострадавшими за веру; сформулирована концептуальная идея о том, что современные практики канонизации являют собой пример плодотворного взаимодействия церковно-канонической и научно-исследовательской деятельности.

В 2011 году в Юго-Западном государственном университете (г. Курск) архимандрит Дамаскин защитил диссертацию кандидата исторических наук «Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганёва) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв.», а в 2017 году в Белгородском государственном национальном исследовательском университете - диссертацию доктора исторических наук «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.»[9].

Из саратовских церковных историков обращает на себя внимание монография клирика Саратовской епархии, преподавателя Саратовской духовной семинарии, протоиерея Михаила Павловича Беликова "Старый собор и Старый город" [10]. В книге объемом 399 страниц сделаны 619 ссылок на источники и литературу. В 2015 году автор монографии стал лауреатом X открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»[11].

В книге другого клирика Саратовской епархии священника Максима Евгеньевича Плякина "Собор Саратовских святых: сборник житий" [12], в разделе "Источники", приведены более 130 наименований использованных архивных и иных документов. В основном тексте книги размещены фотокопии около 90 ценных архивных источников с указанием необходимых реквизитов. Кроме того, в книге опубликованы более трехсот изображений.

Читая сборник, имеешь четкое представление - что это за изображения и каковы их источники. Так, под изображением на с. 49 имеется такая надпись: "Епископ Гермоген. Из альбома "29-й выпуск воспитанниц Саратовского епархиального женского училища". 1904 г. Из фондов Музея истории Саратовской митрополии". На с. 113 - "Кафедральный собор в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вольска (разрушен в 1930-е гг.). Нач. XX в. Из архива протоиерея Михаила Воробьева". На с. 386 - "Иеромонах Феодор (Богоявленский). 1937-1940. Из собрания А.Л. Беглова". На с. 404 - "Вид на с. Черный Затон. 1870-е гг. Из альбома П.П. Пятницкого, посвященного 100-летию Саратовской губ. Из фонда СОМК" (Саратовского областного музея краеведения - Л.К.).

Из исследователей Урюпинской епархии РПЦ обращают на себя внимание научные труды иерея Евгения Анатольевича Агеева. В 2020 году он успешно защитил диссертацию кандидата теологии по весьма актуальной теме «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.»

На прочной основе архивных источников, хорошего знания литературы по избранной для исследования проблеме, автор диссертации пришел к обоснованным выводам. Так, следуя методологическому принципу историзма, он показал не только гонения на Церковь, но и факты сотрудничества отдельных представителей органов советской власти с приходскими и монастырскими общинами, признания данными чиновниками духовной и социальной роли этих общин, оказания им помощи, нежелания "дословного исполнения новых советских законов, направленных на ущемление прав Церкви". Например, известный красный командир Ф.К. Миронов осуждал обстрелы храмов и "сохранил в разгар Гражданской войны Усть-Медведицкий монастырь и его сестринскую общину от разорения".

Автор отмечает, что "После окончания Гражданской войны на территории округов начали применяться новые декреты и инструкции, касающиеся религиозных организаций. Как следует из изученных источников, передача церковного имущества в Хоперском и Усть-Медведицком округах формирующимся в соответствии с новым советским законодательством приходским общинам проходила в основном без конфликтов. Также очень малое количество конфликтов отмечено в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Это связано с незначительным количеством церковных ценностей в Донском крае, разоренном Гражданской войной. Голод, распространившийся в регионе, также чрезвычайно ослабил приходские общины и оправдал в глазах прихожан происходившее изъятие. Многие приходские и монастырские общины сдали ценности добровольно" [13].

Выводы, изложенные в этих произведениях, убедительны, так как подкреплены ссылками на многообразные исторические источники и литературу. Кроме того, подобные (с научной точки зрения достаточно хорошо оснащенные) историко-церковные издания, легко поддаются академической экспертизе на предмет достоверности излагаемых исторических фактов.

Ссылки и примечания

1. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

2. Церковь имеет аспирантуру и докторантуру, духовные академии, научно-церковный центр "Православная энциклопедия". Церковные научные учреждения осуществляют научное и научно-методическое сопровождение новой научной специальности "Теология", реализуемой в высших учебных заведениях страны.

3. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

4. См. Максим Козлов, протоиерей [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/253316.html (дата обращения: 8.06.2022).

5. См. Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2840441.html (дата обращения: 22.01.2019). Курсив наш.

6. См. Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/5965281.html (дата обращения: 9.10.2022).

7. См. Кузеванов Л.И. Академизм исторического познания. Моног. М.: РИЖ, 2010. С. 71-73; Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 261-263; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 175-197 и др.; Кузеванов Л.И. Постмодернизм в познании прошлого [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/46-1-0-205 (дата обращения: 8.06.2022);

8. См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с.

9. См. Доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский Владимир Анатольевич). К 70-летию со дня рождения /Авт.-сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-768

10. См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с.

11. См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/9329 (дата обращения: 22.01.2019).

12. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

13. См. Агеев Евгений Анатольевич (иерей). Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг. Дис. канд. теологии. М., 2019. С. 196-199.
URL: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/2019/Ageev/Ageev_thesis.pdf. Подробнее об этом см. Кузеванов Л.И. "Книги-явления". Об историко-церковных исследованиях в Урюпинской епархии РПЦ. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-876 (дата обращения: 3.04.2022).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2022

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. "Церкви необходима наука". О проблемах и достижениях в историко-церковных исследованиях //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2022. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-744

1-е изображение - председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, митрофорный протоиерей Максим Козлов; 2-е изображение - митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин); 3-е изображение - архимандрит Дамаскин (Орловский); 4-е изображение - протоиерей Михаил Беликов; 5-е изображение - иерей Максим Плякин; 6-е изображение - иерей Евгений Агеев. Изображения размещены в интернете в свободном доступе. Выделения в тексте курсивом сделаны автором данного материала.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 09.11.2022