Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

"Церкви необходима наука". О проблемах и достижениях в историко-церковных исследованиях.

Русская Церковь в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, считает соблюдение "научных академических традиций", требующих проведения систематических "специальных исследований всего наличного материала", и на этой основе формулирования "вдумчивых критических выводов"[1], - приоритетной задачей. В этой связи, Церковь, сама являющаяся крупным научным центром [2], - "безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом" [3].

Козлов Максим Евгеньевич, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 7 июня 2022 г.), кандидат богословия, митрофорный протоиерей, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (специализировался по кафедре классической филологии - древнегреческий и латинский языки) [4], рассуждая о проблемах церковного образования и науки, говорит следующее:

1."Что касается истории, философии, политологии, мы стараемся, чтобы их объем соответствовал программам светских университетов; во всяком случае, сегодня в семинариях их преподают в объеме никак не меньшем, чем в большинстве провинциальных вузов".

2. "Время обскурантистского отношения к светским предметам в семинариях прошло, и сейчас, наверное, никто не решится озвучить идею, что социология или политология не нужна священникам, хотя, возможно, кто-то так и думает".

3. "Церкви необходима наука, и хотя далеко не каждый священник обязан быть церковным ученым, но без церковных ученых, без историков, без богословов будет просто невозможно решить огромное число задач, стоящих перед Церковью"[5].

Слова Святейшего Патриарха Кирилла и митрофорного протоиерея Максима Козлова полностью относятся к историко-церковной науке, переживающей определенные трудности, вызванные прежде всего увлечением части исследователей, специализирующихся по истории Русской Церкви, постмодернизмом.

Однако, постмодернистские методологии деформирующе влияют на процесс создания современного исторического знания, что проявляется в использовании следующих приемов: в придумывании хронологии, не соответствующей реально происходившим историческим событиям; в отождествлении предыстории с собственно историей; подмена терминов (например, "богадельня - монастырь"); "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему; в отсутствии ссылок на источники и литературу, или использовании "декоративных" ссылок, призванных создать видимость достоверности проведенного исследования; краецентризм (преувеличение роли местных событий и местных деятелей в истории России) и др. [6].

В настоящее время постмодернизм не смог пустить глубокие корни в историко-церковных исследованиях. Наоборот, издаются научные труды, которые можно считать образцовыми. Для примера укажем на монографию доктора исторических наук митрополита Климента (в миру Капалин Герман Михайлович) "Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» [7]. В книге сделаны 2002 (две тысячи две) ссылки на источники и литературу при объеме самой книги в 608 страниц.

Доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (в миру Орловский Владимир Александрович), известный российский церковный историк и методолог, основатель нового научного направления, которое можно обозначить как "История и методология исследования подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской", автор около 300 научных трудов. Более сорока лет ведёт систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. До 1990 года записывал воспоминания и изучал опубликованные источники, с 1991 года приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ), позднее - материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. В итоге был исследован обширный комплекс судебно-следственных дел за период 1917-1950-е гг.

Архимандрит Дамаскин - автор научной методологии и методики комплексного изучения материалов, относящихся к подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработанных с учетом принципов раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. Ученым разработан и внедрен в исследовательскую практику канонизации подвижников метод сплошного межархивного и межфондового просмотра документов, содержащих всю полноту биографических данных об искомом лице; обоснована необходимость принципиального разграничения между репрессированными и пострадавшими за веру; сформулирована концептуальная идея о том, что современные практики канонизации являют собой пример плодотворного взаимодействия церковно-канонической и научно-исследовательской деятельности.

В 2011 году в Юго-Западном государственном университете (г. Курск) архимандрит Дамаскин защитил диссертацию кандидата исторических наук «Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганёва) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв.», а в 2017 году в Белгородском государственном национальном исследовательском университете - диссертацию доктора исторических наук «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.»[8].

Из саратовских церковных историков обращает на себя внимание монография клирика Саратовской епархии, преподавателя Саратовской духовной семинарии, протоиерея Михаила Павловича Беликова "Старый собор и Старый город" [9]. В книге объемом 399 страниц сделаны 619 ссылок на источники и литературу. В 2015 году автор монографии стал лауреатом X открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»[10].

В книге другого клирика Саратовской епархии священника Максима Евгеньевича Плякина "Собор Саратовских святых: сборник житий" [11], в разделе "Источники", приведены более 130 наименований использованных архивных и иных документов. В основном тексте книги размещены фотокопии около 90 ценных архивных источников с указанием необходимых реквизитов. Кроме того, в книге опубликованы более трехсот изображений.

Читая сборник, имеешь четкое представление - что это за изображения и каковы их источники. Так, под изображением на с. 49 имеется такая надпись: "Епископ Гермоген. Из альбома "29-й выпуск воспитанниц Саратовского епархиального женского училища". 1904 г. Из фондов Музея истории Саратовской митрополии". На с. 113 - "Кафедральный собор в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вольска (разрушен в 1930-е гг.). Нач. XX в. Из архива протоиерея Михаила Воробьева". На с. 386 - "Иеромонах Феодор (Богоявленский). 1937-1940. Из собрания А.Л. Беглова". На с. 404 - "Вид на с. Черный Затон. 1870-е гг. Из альбома П.П. Пятницкого, посвященного 100-летию Саратовской губ. Из фонда СОМК" (Саратовского областного музея краеведения - Л.К.).

Высокий научный уровень публикаций по местной церковной истории демонстрирует исследователь из р.п. Самойловка Саратовской области Михайлова Ольга Алексеевна. Так, в ее статье "«Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова)" в подтверждение сделанных выводов приведено 18 ссылок на различные исторические источники и литературу, сформулированы ряд примечаний, в материале "Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда)" - 25 ссылок, в статье "Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда" - 65 ссылок на источники и литературу [12].

Из исследователей Урюпинской епархии РПЦ обращают на себя внимание научные труды иерея Евгения Анатольевича Агеева. В 2020 году он успешно защитил диссертацию кандидата теологии по весьма актуальной теме «Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг.»

На прочной основе архивных источников, хорошего знания литературы по избранной для исследования проблеме, автор диссертации пришел к обоснованным выводам. Так, следуя методологическому принципу историзма, он показал не только гонения на Церковь, но и факты сотрудничества отдельных представителей органов советской власти с приходскими и монастырскими общинами, признания данными чиновниками духовной и социальной роли этих общин, оказания им помощи, нежелания "дословного исполнения новых советских законов, направленных на ущемление прав Церкви". Например, известный красный командир Ф.К. Миронов осуждал обстрелы храмов и "сохранил в разгар Гражданской войны Усть-Медведицкий монастырь и его сестринскую общину от разорения".

Автор отмечает, что "После окончания Гражданской войны на территории округов начали применяться новые декреты и инструкции, касающиеся религиозных организаций. Как следует из изученных источников, передача церковного имущества в Хоперском и Усть-Медведицком округах формирующимся в соответствии с новым советским законодательством приходским общинам проходила в основном без конфликтов. Также очень малое количество конфликтов отмечено в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Это связано с незначительным количеством церковных ценностей в Донском крае, разоренном Гражданской войной. Голод, распространившийся в регионе, также чрезвычайно ослабил приходские общины и оправдал в глазах прихожан происходившее изъятие. Многие приходские и монастырские общины сдали ценности добровольно" [13].

Выводы, изложенные в этих произведениях, убедительны, так как подкреплены ссылками на многообразные исторические источники и литературу. Кроме того, подобные (с научной точки зрения достаточно хорошо оснащенные) историко-церковные издания, легко поддаются академической экспертизе на предмет достоверности излагаемых исторических фактов.

Ссылки и примечания

1. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

2. Церковь имеет аспирантуру и докторантуру, духовные академии, научно-церковный центр "Православная энциклопедия". Церковные научные учреждения осуществляют научное и научно-методическое сопровождение новой научной специальности "Теология", реализуемой в высших учебных заведениях страны.

3. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

4. См. Максим Козлов, протоиерей [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/253316.html (дата обращения: 8.06.2022).

5. См. Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2840441.html (дата обращения: 22.01.2019). Курсив наш.

6. См. Кузеванов Л.И. Методология истории: академизм и постмодернизм: монография. М.: Российская историография, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-181; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 175-197 и др.

7. См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с.

8. См. Доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский Владимир Анатольевич). К 70-летию со дня рождения /Авт.-сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-768

9. См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с.

10. См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/9329 (дата обращения: 22.01.2019).

11. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

12. См. Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399 (дата обращения: 30.06.2018); Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-589 (дата обращения: 30.06.2018); Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-613 (дата обращения: 30.06.2018).

13. См. Агеев Евгений Анатольевич (иерей). Церковная жизнь в условиях гонений на материалах Хоперского и Усть-Медведицкого округов в 1917-1930 гг. Дис. канд. теологии. М., 2019. С. 196-199.
URL: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/2019/Ageev/Ageev_thesis.pdf. Подробнее об этом см. Кузеванов Л.И. "Книги-явления". Об историко-церковных исследованиях в Урюпинской епархии РПЦ. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-876 (дата обращения: 3.04.2022).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2020-2022

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. "Церкви необходима наука". О проблемах и достижениях в историко-церковных исследованиях //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2020-2022. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-744

1-е изображение - председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви митрофорный протоиерей Максим Козлов; 2-е изображение - митрополит Климент (Капалин); 3-е изображение - архимандрит Дамаскин (Орловский); 4-е изображение - протоиерей Михаил Беликов; 5-е изображение - иерей Максим Плякин; 6-е изображение - Михайлова Ольга Алексеевна (1-й ряд, вторая слева. Фото Л.Л. Кузеванова); 7-е изображение - иерей Евгений Агеев. Изображения (кроме 6-го) размещены в интернете в свободном доступе. Выделения в тексте курсивом сделаны автором данного материала.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 22.06.2022