Каталог статей

Главная » Статьи » Биографии и воспоминания

"Любовь, которая сильнее смерти". Наталия Игоревна Бессмертнова и Юрий Николаевич Григорович.

В кратком описании действия второго балета А. Адана "Жизель" говорится: "Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне). Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис. С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти [2].

Наталия Бессмертнова (как и Жизель) вот уже десять лет незримо продолжает помогать своему мужу Юрию Григоровичу (р. 1927) достойно нести бремя самоотверженного служения самому возвышенному из всех искусств - классическому ("белому") балету, ограждая великого мастера от жизненных бед и превратностей судьбы.

Кем же была Наталия Игоревна Бессмертнова в истории мирового балета и, так сказать, в обыденной жизни? Ниже приводим некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные суждения о жизни и творчестве этой удивительной женщины.

"Будущая прима Большого театра родилась в 1941 году в Москве, где и окончила хореографическое училище. Её семья не имела никакого отношения к театру, тем не менее совсем юной Наташе это не помешало покорить сердце ведущих балетмейстеров Большого театра, куда её взяли сразу же после выпуска из училища. Её внешние данные и неисчерпаемый творческий потенциал мгновенно завоёвывают всеобщую симпатию и право исполнять ведущие роли на сцене Большого театра.

Бессмертнова является обладательницей поистине уникального стиля, во многом созданного ей самой. Она первая, кто в образе романтической балерины уделяет внимание не только технике, но и актёрской стороне. Если посмотреть фотографии, сделанные во время различных представлений, нетрудно заметить, насколько выразительным и одухотворённым всегда остаётся лицо Натальи. Недаром её вклад в искусство не ограничивается только живыми выступлениями: за всю свою карьеру она снялась в девятнадцати балетных фильмах, экранизациях таких постановок, как «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Спартак», «Жизель» и многих других [4].

"Яркая индивидуальность артистки проявилась очень рано. Она начинала как лирическая героиня, чему способствовали ее внешние данные, и первоначальный ее репертуар складывался в соответствии с этим амплуа. Вскоре, после исполнения Жизели она раскрылась как романтическая танцовщица, и как артистка, тонко воспринимающая малейшие нюансы хореографического стиля разных эпох и направлений. Это позволило ей довольно быстро расширить сценический репертуар и равно убедительно выступать в балетах классического наследия (Перро, Коралли, Петипа, Фокин, Горский) и сочинениях современных авторов (Вайнонен, Лавровский, Захаров, Голейзовский, Мессерер).

Амплуа романтической танцовщицы, справедливо закрепилось за балериной на долгие годы; одухотворенность танца, необыкновенная музыкальность и пластическая кантилена (свободно льющаяся напевная музыка - сост.) определяли и последующие партии, в том числе современного репертуара, создавая необычное сочетание качеств, сформировав особую индивидуальность и определив ее место в труппе Большого театра"[3]. "Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бессмертновой".

"С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году девушка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.

Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бессмертновой ".

"Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бессмертнова в это время мучилась невыносимыми страданиями". "Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую командировку в Сеул, Бессмертнова настояла на необходимости поездки". "Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась... Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел"[1].

Балетные критики всего мира высоко ценили талант Наталии Бессмертновой, называя её «живой легендой», «величайшей романтической балериной ХХ века», непревзойдённой и по сей день. Джон Парсиваль, один из самых уважаемых английских критиков напишет о ней: «Бессмертнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она — фантастична»[4].

Творческий и жизненный подвиг Наталии Игоревны обессмертил ее имя - она действительно Бессмертнова! Ее искусство, ее кристально чистый, романтический образ будут еще долго радовать и исцелять сердца и души людей, ищущих в этом мире свет истины, добра и красоты.

См. Наталия Бессмертнова. Мемория.

См. балет "Жизель" с Наталией Бессмертновой (1963 г.).

См. 7-й вальс Фредерика Шопена с Наталией Бессмертновой.

См. "Мой серебряный шар". Наталия Бессмертнова.

Ссылки и примечания

1.Наталия Бессмертнова: биография [Электронный ресурс].
URL: https://24smi.org/celebrity/50022-nataliia-bessmertnova.html
(дата обращения: 19.02.2018).

2. Адольф Адан. Жизель. Балет в двух действиях в редакции Ю.Григоровича. Краткое содержание. Действие второе. [Электронный ресурс].
URL: https://www.bolshoi.ru/performances/41/libretto/
(дата обращения: 19.02.2018).

3.Наталья Игоревна Бессмертнова [Электронный ресурс].
URL: http://www.belcanto.ru/bessmertnova.html (дата обращения: 19.02.2018).

4.Кадьян Т. Наталия Бессмертнова: от «Младшей Музы» до главной примы [Электронный ресурс]. URL: http://dailyculture.ru/stati/teatr/nataliya_bessmertnova_
ot_mladshey_muzy_do_glavnoy_primy_/ (дата обращения: 19.02.2018).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарии, 2018

Библиографическое описание материала

"Любовь, которая сильнее смерти". Наталья Игоревна Бессмертнова (19.07.1941-19.02.2008) /Сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. 19 февраля. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-10-23-461

Изображения Н.И. Бессмертновой размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Биографии и воспоминания | Дата добавления: 08.11.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]