Каталог статей

Главная » Статьи » Краеведение

История и историография Балашовского края: памятные даты (2017-2019 гг.).

2017 г.

5 лет назад опубликована книга В.В. Смотрова и О.В. Смотрова "Дипломат из села Рассказань". В ней, на основе документов и воспоминаний, рассказывается о сложном, но славном жизненном пути Львова Ивана Андреевича (1907-1987).

5 лет назад опубликова статья Т.Л. Васиной "Материалы историко-краеведческих конференций в сборниках Балашовского краеведческого музея".

5 лет назад, 24 апреля 2012 года, Совет депутатов муниципального образования город Балашов присвоил Валентине Гавриловне Рязановой (1923-2013) звание Почётного гражданина Балашова.

10 лет назад вышла в свет коллективная монография "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии".

Входило ли "Среднее Прихоперье" (в т.ч. территория нынешнего Балашовского муниципального района) в состав Хазарского каганата? Например, историк Е.С. Галкина в статье «Территория Хазарского каганата IX - первой половины Х в. в письменных источниках» (дав весьма убедительный историографический обзор имеющейся литературы по данной проблеме, подвергнув научной критике известное «письмо Иосифа») пришла к выводу о том, что «иные источники определенно и постоянно свидетельствуют лишь об одном даннике Хазарии – этносе буртасов. Остальные, такие как волжские булгары, хазарские печенеги, мадьяры и, возможно, славяне, находились в состоянии данничества непродолжительный период, поэтому сведения об их зависимости единичны и не находят подтверждения в других источниках. Что касается территории собственно Хазарии, то ее максимальные размеры в IX – I-й половины X вв. – степная полоса от Прикаспийской низменности на востоке до Приазовья и Восточного Крыма на западе, от Предкавказья на юге (не включая горные владения алан и ас-Сарир) до Волго-Донского междуречья на севере. «Ядром» же хазарских земель в представлениях современников являлась Прикаспийская низменность к западу и юго-западу от устья Волги»,- считает исследователь. Итак, судя по историческим и историографическим данным, приведенным в статье Е.С. Галкиной, нет никаких оснований однозначно утверждать, что «среднее Прихоперье» входило в состав Хазарского каганата. При этом нужно учитывать, что плата дани далеко не всегда означала присоединение территории, на которой жили "данники", к государственному образованию, взимавшему эту дань. Кроме того, некоторые местные исследователи не до конца выяснили содержание термина "Среднее Прихоперье". Так, термин «среднее Прихоперье» используется учеными-географами для обозначения территории Воронежского Прихоперья, в состав которого не входят город Балашов и непосредственно прилегающие к нему территории.

10 лет назад опубликована книга Л.И. Кузеванова "История Саратовского Прихоперья: мифы и факты".

10 лет назад опубликована книга В.И. Грабенко "Из истории села Большой Карай".

Юрт вольного хоперского казака Г. Черного, по мнению А.А. Шенникова, располагавшийся «близ нынешнего города Балашова» (после 1612 года), скорее всего, был формой казачьего общинного землепользования, господствовавшей в тот период. Вероятно, на его территории существовал и городок. В связи с этим представляется весьма убедительной версия В.И. Грабенко, изложенная в книге "Из истории села Большой Карай", о существовании преемственной связи между этим казачьим поселением и будущим селом Большой Карай, вошедшим позднее в состав Балашовского уездаю (Из книги "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии").

15 лет назад вышел в свет коллективный труд "Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.)".

Как известно, в советское время широко использовался пропагандистский трюк с прославлением т.н. «героев гражданской войны». Цель подобных акций очевидна - скрыть омерзительную сущность братоубийственной войны, оправдать жестокости большевиков по отношению, прежде всего, к мирному населению. Опубликованные документы говорят о применении регулярными частями Красной армии отравляющих веществ против крестьян Тамбовской губернии (приказ № 0116), взятии заложников и их массовых расстрелах (приказы 130,171). Причем, в заложники брали не только взрослых, но и детей, в том числе и грудных. Кроме того, осуществлялась «оккупация» целых районов внутри страны в целях военного подавления восставших крестьян. За подобные «подвиги» награждали орденом Красного Знамени. Так, И.Ф. Федько (1897-1939) в марте 1921 года участвовал в подавлении Кронштадского восстания, за что был награжден третьим орденом Красного Знамени. За участие в ликвидации Антоновского восстания был награжден четвертым орденом Красного Знамени. К сожалению, идеализация т.н. героев Гражданской войны присутствует в ряде местных трудов. Например, идеализируется личность "легендарного героя Гражданской войны" войскового старшины Ф.К. Миронова, активно участвовавшего в подавлении восстаний "братьев-казаков", выступивших против большевистского произвола и зверств по отношению к мирному населению.

15 лет назад опубликована брошюра Захарова В.М. и Захаровой Т.А. "Из истории Аркадакского Прихоперья".

"Пересказ В.М. Захаровым и Т.А. Захаровой известной информации о спорах между Рязанской и Сарской епархиями о Червленом Яре... ничего не доказывает, т.к. в упоминаемых этими историками источниках нет прямых сведений о том, что «Великая Ворона» - «первое» название Хопра. Еще большую путаницу вносят В.М. Захаров и Т.А. Захарова, утверждая, что митрополит Пимен «первый заменил название Великая Ворона на Хопер…». Из текста источника это отнюдь не вытекает и является простым домысливанием" (Из книги "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии").

20 лет назад вышла в свет статья Г.В. Еремина "Город Балашов в ранние годы", содержащая материалы Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

Георгий Викторович Еремин, известный исследователь истории Пензенского края, впервые обнаружил информацию, подтверждающую два тезиса: 1) Балашовский Свято-Троицкий собор существовал уже в 1806 году (ранее считалось, что первое здание храма было возведено в 1820 году); кроме того, в 1806 г. эта церковь была уже двухпрестольной (до этого считалось, что храм был однопрестольным).

20 лет назад опубликована статья Н.П. Афанасьевой "Региональная летопись: проблемы методологии и методики".

Опыт составления региональной летописи был обобщен Ниной Петровной в научной статье. В ней, на основании изучения литературы, указывается, что формирование стихийного краеведения в составную часть научного регионоведения возможно только «через систему обучения методологии и методике научного исследования». Одной из форм такого обучения краеведов в Балашовс было составление региональной летописи, т. е. «перечней событий по годам, кварталам, месяцам, декадам, дням (а иногда, и часам), происходившим в истории данного региона (чаще всего района, области)». «В чем значение составления такого рода летописей?» – задается вопросом Н.П. Афанасьева. «С методологической точки зрения исследователь должен решить один из самых важных вопросов — какие факты отбирать для летописи? Ответ вроде бы ясен: все. На практике же удается выделить только несколько направлений: политика, экономика, культура, необычные природные явления в истории региона. Именно эти направления и дают название разделам летописи», - отмечает исследователь. Кроме того, выделение тематических разделов делает поиск более осмысленным.

20 лет назад вышел в свет коллективный труд "Очерки истории Балашовского края". Вып.1.

Опубликованы очерки: "Регионоведение на Балашовской земле", "Геологические объекты Прихоперья", "По следам исчезнувших предков", "Заселение Балашовского края", "Пугачевские отряды в Прихоперье", "Балашов - уездный город". В первом очерке, в частности, отмечалось: "Регионоведение отличается от стихийного, любительского краеведения своей научной направленностью и профессионализмом. Балашовское регионоведение только формируется, недавно освободившись от идеологического давления, постепенно преодолевая воинствующее краеведческое любительство".

20 лет назад Н.Е. Палькин (1927-2013) опубликовал книгу очерков и воспоминаний "Балашовское застолье", в которой имеются ценные сведения по истории Балашовского края.

20 лет назад вышел в свет коллективный труд "Балашов уездный город. 1780-1928".

20 лет назад, в 1997 году, скончался известный балашовский краевед Сучков Павел Кириллович (1915-1997).

С 1949 до 1975 года работал директором Борковской школы (сначала семилетней, затем - восьмилетней и средней). С 1966 года занялся изучением истории села. В школе длительное время велись записи воспоминаний, собирались документы и фотографии. Кроме того, краевед использовал документы Саратовского областного архива и данные переписки с органами образования и школами Тамбовской области (Из статьи "Сучков Павел Кириллович об истории села Борки Балашовского района").

25 лет назад вышел в свет первый номер "Балашовского исторического журнала".

Среди опубликованных материалов особый интерес представляет доклад Балашовской уездной управы "О том, чтобы крестьянские дети не вступали в брак до отбывания воинской обязанности". В нем говориться: "В нашем русском крестьянском быту установился такой обычай, по которому каждый крестьянин, если только семьянин он, старается и хлопочет прежде всего о том, чтобы как можно скорее женить сына своего или «дочь пристроить» — как говорят. Поэтому в 18-ти летнем возрасте, когда церковный закон разрешает вступить в брак, а иногда даже с разрешения Епархиального начальства и ранее этого возраста, каждый крестьянский парень всегда почти бывает уже женат. Браки крестьянских детей в 20, а тем более в 25 лет бывают очень редки. Такой обычам, с одной стороны, конечно, похвален, но, с другой стороны, имеет и свои нехорошие стороны. Дело в том, что, следуя этому обычаю, крестьянские дети вступают в брак обыкновенно до отбывания воинской повинности. Начиная свою семейную жизнь с 18 лет, некоторые из них имеют уже к этому времени по двое детей. Наступает 21-й год таким «главам семейства» и каждому из них нужно готовиться к поступлению на военную службу, а многим, может быть, и поступить на таковую.

Чем сопровождается все это — каждому известно, так что и говорить было бы, кажется, лишним. Рыдания, плач и разные причитывания, убитая горем жена новобранца—составляют такую картину печальную, что для каждого и постороннего даже человека становится невольно как-то грустно. А между тем, все это вызывается действительным горем. Уходит муж. Первой заботой оставшейся после него жены, путем еще не привыкшей к жизненным невзгодам, становится то—где жить и как жить? Идти в семейство мужа—не принимают, идти в родную семью -тоже нет. Приходится поэтому самой искать для себя жизненных средств. В этом случае предлагаются рабочие руки, в прислуги стараются поступить, но женщину с ребенком кто же возьмет? Вследствие этого... молодая жена начинает добывать, свое жизненные средства другим путем—путем нравственного падения своего. В этом случае начинается разврат, торговля cобою, а иной раз и гораздо хуже... Приходит муж года через два. Слыша от других о поведении своей жены во время отлучки, и сам видя ее иногда с незаконным приплодом, он вносить начинает в свою семью раздоры, начинает вести сам нравственно испорченную и уже разбитую жизнь и проч. проч. В этом случае в семьях подымаются ссоры, происходят драки, доходит дело до убийств... Все это, не говоря уже o том, что слишком ранние браки вредны и в гигиенической, и в физическом, и в нравственном отношениях, поневолё обращает на себя внимание каждого. <р> Так как домогаться того, чтобы всем вообще крестьянским детям запрещено было вступать, в ранние 18-летние браки, было бы слишком много, то Уездная Управа, в виду вышеизложенного, а также для прекращения означенных весьма вредных сторон крестьянской жизни, покорнейше просило бы настрящее собрание ходатайствовать пред Правительством,по крайней мере, о том, чтобы крестьянским детям запрещено вступать в брак до отбывания ими воинской повинности".

30 лет назад опубликована монография А.А. Шенникова "Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв.", содержащая важные сведения по предыстории Балашовского края.

Автор монографии указывал, что в хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало объединение татарских, восточнославянских и, вероятно, мордовских территориальных общин без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам, получившее общее название «Червленый Яр». Это объединение существовало длительное время (конец XIII - не позже 1570-х гг.). А.А. Шенников сообщает, что после 1612 года группа «воровских казаков» во главе с неким Гришкой Черным имела «юрт» на Хопре ниже устья реки Карайгар (ныне Карай), т.е. много выше устья Вороны близ нынешнего города Балашова». Все это говорит о том, что территория будущего Балашовского края была заселена в XIV-XVI и что хоперские вольные казаки являлись прямыми преемниками червленоярцев.

40 лет назад, в Балашове, в мае 1977 года, накануне Дня Победы, состоялась встреча ветеранов 167-й стрелковой дивизии. Среди приезжавших на эту встречу был врач Иван Федорович Щурин. Встреча с А.Ф. Сазоновой была для него сюрпризом, который преподнесли ему следопыты школы-интернат, выполняя просьбу ветерана – найти его спасительницу.

90 лет назад, 3 апреля 1927 года, в с. Большой Мелик Балашовского уезда родился известный поэт Николай Егорович Палькин (1927-2013).

95 лет назад, в деревне Родионовка Балашовского уезда (ныне - территория Турковского района Саратовской области, в настоящее время эта деревня уже не существует), в 1922 году, в семье крестьянина, родился поэт Станцев Венедикт Тимофеевич (1922-2009).

В 1929 г. семья Станцевых переехала в Балашов. В 1941 г. Венедикт окончил физико-математический факультет Балашовского учительского института. В первые же дни Великой Отечественной войны записался добровольцем на фронт. В армии служил: стрелком, пулеметчиком, командиром отделения. С сентября 1944 года – корреспондент дивизионной газеты «Боевая гвардейская», с февраля 1945-го – газеты «Гвардеец». После войны - сотрудник газет «Красный воин» (Московский военный округ), «Советское слово» (Группа советских войск в Германии), «Красный боец» (УралВО). Первые стихи опубликованы на Урале в 1957 году. Первый сборник стихов «Роса на стволе» вышел в Свердловске в 1962 году. В.Т. Станцев автор шести книг стихов о судьбе своих сверстников в годы войны. Печатался во многих коллективных сборниках, журналах и газетах (более 40 публикаций). Стихи переведены на украинский, белорусский и литовский языки. В.М. Станцевым написаны поэмы «Мать», «Главком», «Смотрю я памяти в глаза» и другие. Творчество поэта – глубоко патриотично. В.М. Станцев был руководителем секции поэзии Свердловской областной писательской организации, лауреатом премии журнала «Уральский следопыт». Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, восемнадцатью медалями. С 1965 года - член Союза писателей СССР, а затем - Союза писателей России (Из статьи "Станцев Венедикт Тимофеевич (1922-2009). К 95-летию со дня рождения поэта").

100 лет назад в Балашове был создан Военно-революционный комитет, которому перешла высшая военная и административная власть в городе и уезде (19 ноября 1917 г.).

В его состав вошли: К.А. Тупальский (председатель ВРК, фельдфебель 135 запасного пехотного полка, Неудахин (большевик), Осташкин (беспартийный), Богданов и Беспалов (левые есеры) [Из книги "Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.)"].

105 лет назад, в 1912 году, издана "Справочная книга Саратовской епархии".

"Справочная книга Саратовской епархии" была издана по распоряжению Преосвященного Алексия (Дородницына), епископа Саратовского и Царицынского в 1912-1914 гг. В ней содержится перечень храмов епархии, в том числе, Балашовского уезда: указаны время постройки храма, количество престолов, численность прихожан, капитал церкви, информация о священнослужителях. Однако эти данные не всегда точны и полны. Так, в книге сообщается, что "Храм монастыря (Балашовского Покровского женского общежительного – Л.К.) построен в 1862 году тщанием Балашовского купца Иллариона Ивановича Иванова, каменный, с такой же колокольнею, двухпрестольный: главный престол - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а придел во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца…». При этом сообщается лишь одна дата - 1862 год - год возведения основного здания храма. Может сложиться впечатление, что и придел был построен в этом же году. На самом деле он был возведен позже, в 1871 году, на средства того же купца (Из статьи "Справочная книга Саратовской епархии" о Балашовском монастыре. К 105-летию со дня издания").

105 лет назад, в Балашове, в ноябре 1912 году, начала выходить еженедельная газета «Балашовский голос». Редактором ее была Эразмина Эдуардовна Ивинская, а издателями – Михаил Иванович Ивинский и Александр Иванович Маторин. В программе газеты содержались такие пункты, как «образование школьное и внешкольное» и «научный отдел" (Из статьи "Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати").

2018 г.

5 лет назад, 5 марта 2013 года, умер Почетный гражданин Саратовской области и Балашовского района, поэт Николай Егорович Палькин.

Первое стихотворение («Переправа») опубликовал в 1941 году в газете «Большевик» (ныне "Балашовская правда"). Николай Егорович с 1958 года являлся членом Союза писателей РСФСР, с 1976 по 1983 гг. - главным редактором литературного журнала «Волга». В 1982 году он совершил, по всем меркам, мужественный поступок - опубликовал в данном журнале статью Михаила Лобанова «Освобождение» о романе Михаила Алексеева "Драчуны", в которой впервые анализировалась народная трагедия – голод 1933 года в Поволжье. Редактор журнала поплатился за свою смелость. Было принято специальное постановление Секретариата ЦК КПСС, согласно которому журнал со статьей Лобанова изъяли, а Николая Егоровича уволили с работы.

Н.Е.Палькин автор нескольких десятков книг. Среди них: «Поле золотое» (1957), «Куст калины» (1970), «Соловьи России» (1975), «Избранное» (1981), «О, Волга!» (1985), «Город волжской судьбы» (1990), «Созвездие Девы» (1995), "Балашовское застолье: Лирические повести, очерки" (1997), "Саратовский калач" (2008).

На стихи Н.Е. Палькина созданы популярные в народе песни (композиторы В. Г. Захаров, В. С. Левашов, С. С. Туликов, Г. Ф. Пономаренко, Г. Д. Заволокин и др.). “В мое творчество, – вспоминала Народная артистка СССР Людмила Зыкина, – Николай Палькин вошел песней С. Туликова “Что хотите, говорите...”. Поэт очарован русской землей, любуется ее природой, давними традициями, в которых воплощается русская душа. Подкупают чистота стиха, его незатейливость... Основа творчества поэта – это Россия, ее люди. Им он предан без остатка”

Вот отрывок из очень в свое время популярной песни, написанной на слова Николая Егоровича: "На тропинке луной запорошенной /Мы с тобой распрощались давно. /Что ж ты ходишь за мною, хороший мой, /Что ж ты снова стучишься в окно... /От тебя не закроюсь я ставнями, /Посиди у окна моего. /Только счастья чужого не надо мне, /хватит мне на мой век своего" (Из статьи "Какой же простой и красивый был Николай Егорович человек". К 90-летию со дня рождения Н.Е. Палькина).

10 лет назад вышла в свет книга В.В. Смотрова, О.В. Смотрова, В.Т. Стаценко "Село Рассказань в истории Балашовского Прихоперья".

10 лет назад вышла в свет книга С.К. Назаровой "Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда".

Книга С.К. Назаровой - первое обобщающее исследование по истории храмов Балашовского уезда. Вместе с тем, данное произведение не лишено ошибок и спорных утверждений. Так, автором утверждается, что в дореволюционном Балашове функционировало шесть православных храмов: Михайло-Архангельский, Свято-Троицкий соборный, Ильинский, Покровский, Успенский (кладбищенский) и Преображенский. Однако С.К. Назарова почему-то не включает в этот список домовые храмы: при Балашовской тюрьме, два монастырских - настоятельский в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1889 г.) и при домике Преосвященного Павла - во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы и св. муч. Параскевы (освящен в 1903 г.). Причем, домовая церковь при домике Преосвященного Павла была сохранена и после его смерти в 1908 году. Кроме того, домовые церкви функционировали при Балашовском духовном училище (Александро-Невский храм) и при богадельне Успенской кладбищенской церкви (во имя свм. Агафии). В книге С.К. Назаровой нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви, хотя такой храм существовал.

10 лет назад опубликована монография Л.И. Кузеванова "Академизм и современные трактовки локальной истории", в которой изложены некоторые теоретические вопросы изучения местной истории, в т.ч. и истории Балашовского края.

В Российской Федерации понятие «региональный» (в отличие от «макрорегиональный», «межрегиональный») соответствует субъекту РФ – республике, краю, области, автономной области и автономному округу, городу федерального подчинения. Соответственно, региональная история - это история субъекта РФ (с учетом менявшихся в прошлом границ и статуса этой территории). Региональная историография изучает в основном процесс накопления исторических знаний о субъекте РФ. Термины «местная история», «локальная история» близки по своему смыслу (лат. localis – местный), хотя по-разному трактуются исследователями. Так, например, Л.П.Репина, В.В. Зверева и М.Ю. Пономарева отмечают, что «в многочисленных исследованиях в области локальной истории, главным образом истории отдельных деревень и приходов в средние века и в начале нового времени, анализировались не только основные демографические характеристики, структура семьи и домохозяйства, но и социальная и географическая мобильность, социальные функции полов, локальные политические структуры и социально-культурные представления». «Микроподходы, - по мнению этих авторов,- получили наиболее широкое распространение и последовательное развитие именно в рамках нового типа локальной истории, основанного на максимальной детализации и индивидуали-зации исследуемых объектов. Микроподходы становились все более привлекательными, по мере того как обнаружи-валась неполнота и неадекватность макроисторических выводов…» Регионоведы Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, анализируя эту проблему с историко-географических позиций, различают «региональный» и «локальный» уровни размещения населения. Они подчеркивают, что «локальные системы – это первичные ячейки территориальной общности людей, сеть близко расположенных населенных пунктов…» В условиях современной России к таким локальным системам (или - локальным общностям) ученые относят «территориально-административные части субъекта РФ – города, районы, муниципальные образования» . В связи с этим условно можно говорить о местной (локальной) истории, как истории «частей субъектов РФ» в их историческом развитии, и, соответственно, о локальной историографии. Например, для балашовцев местной (локальной) историей является история Балашовского края, то есть тех территорий, административным центром которых был г. Балашов - Балашовский уезд, Балашовский округ, Балашовский район и т.д. В данном случае локальная историография призвана изучать процесс накопления знаний о данных исторических территориях (Из книги "Академизм и современные трактовки локальной истории").

15 лет назад вышел в свет труд В.В. Самошкина "Хроника Антоновского восстания. Документальный очерк. Александр Антонов. Страницы биографии".

"Исследователь истории «антоновщины» В.В. Самошкин (который касается и событий на территории Балашовского края ) отмечает, что в современной исторической литературе стало преобладать мнение, суть которого в том, что антоновцы были повстанцами, а «саму антоновщину» нельзя больше именовать «эсеро-кулацким мятежом или политическим бандитизмом». Вместе с тем, В.В.Самошкину, считавшему себя почему-то родоначальником «кардинального пересмотра отношения к Антоновскому восстанию» , не удалось полностью преодолеть устаревшие подходы к изучению истории этой, как он считает, «последней крестьянской войны в нашей стране» . Во-первых, непонятно - почему В.В.Самошкин, противореча самому себе, постоянно называет это восстание крестьян советскими политизированными терминами - Антоновский мятеж, антоновщина? При использовании этих терминов в книге, претендующей на «новое прочтение» истории этого события, автору необходимо было пояснить содержание, которое он в них вкладывает. Во-вторых, есть ли основания называть Антоновское восстание «войной» и фактически обособлять его от общего хода Гражданской войны? Исторично ли ставить в один ряд крестьянские восстания под предводительством Болотникова, Разина (XVII в.), Булавина, Пугачева (XVIII в.) и Антонова (XX в.)? Все эти восстания имели множество особенностей, обусловленных конкретным историческим периодом. Например, если следовать логике В.В.Самошкина, то тамбовские крестьяне восстали в 1920 году против легитимного политического режима, а не в ходе продолжавшейся гражданской войны. В-третьих, В.В.Самошкин не учитывал того бесспорного факта, что большевики сознавали повстанческий, массовый, народный характер движения Антонова. Так, в докладе комиссии штаба войск ВНУС Республики (декабрь 1920 г.) подчеркивалось, что «к сожалению, до самого последнего времени характер движения не был определенно оценен местными органами, трактовался как «бандитизм», даже таким «авторитетным органом, как губчека» (Из книги "История Саратовского Прихоперья: мифы и факты").

15 лет назад опубликована статья саратовского историка М.Е. Скиданова ""Золотое десятилетие" балашовского краеведения".

"М.Е. Скиданов рассматривает развитие краеведения в Балашовском уезде в рамках концепции т.н. "золотого десятилетия советского краеведения" ("ЗДСК"), опираясь при этом, в основном, на труды С.О. Шмидта. Но что удивительно - тирада о "ЗДСК" никак не расшифровывается и преподносится читателю как самоочевидное понятие. На самом деле это далеко не так: неизбежно возникают вопросы - почему "советское", почему "золотое"? Каковы критерии оценки? Захват большевиками в октябре 1917 г. власти не означал, что Россия за несколько лет превратилась в советскую. Началась кровопролитная Гражданская война, затем стала осуществляться "новая экономическая политика" с ее весьма серьезным откатом к капитализму. То есть в 20-е годы в России социализм только еще формировался: наряду с небольшим социалистическим, плановым сектором экономики существовал и довольно мощно развивался частнособственнический. И если бы не командно-репрессивный разворот внутренней политики советского государства, проявившийся прежде всего в т.н. "коллективизация сельского хозяйства", то неизвестно в каком направлении развивалось бы дальше российское краеведение, превратилось ли бы оно в подлинно "советское"? Одно совершенно очевидно: "старое" российское краеведение продолжало существовать и в 20-е годы ХХ в., пытаясь только как-то приспосабливаться к новым политическим реалиям. Вот почему наработки "старого" краеведения легли в основу деятельности вновь созданных краеведческих организаций. Да и новые "советские" краеведческие кадры не могли появиться «вдруг». Ведь для ведения поисковой работы нужна была подготовка, определенный уровень образования. Всем этим обладали кадры "старой" интеллигенции. Другой тогда еще не было" (Из статьи "Было ли краеведение 20-х годов ХХ в. "советским" и "золотым"?)

15 лет назад опубликована статья А.В. Кучеряева "Дело Г.И. Солонина".

15 лет назад опубликован первый сборник материалов Балашовского краеведческого музея "Музей как отражение истории края. Прихоперье и Саратовский край в панораме веков".

25 лет назад вышел в свет первый номер "Российского исторического журнала". В журнале, наряду со статьями по методологии и историографии, истории регионов России, систематически публиковались материалы по истории Балашовского края. Так, например, были опубликованы материалы: "Город Балашов в ранние годы", "Балашов на рубеже XVIII и XIX столетий ", "Игумен Оптиной Пустыни", "К.Б. Веселовский – П.А. Столыпин и Балашовское земство", "Балашовский уезд в годы Русско-японской войны", "Саратовский отряд Черемухина", "Парад Победы как историческое событие. Балашовцы – участники парада Победы" и др.

25 лет назад опубликована статья старейшины балашовского краеведения Д.П. Госькова (1900-1990) "Далекое прошлое Балашова".

Даниил Прокопьевич родился в деревне Раскатихе Пермской губернии в семье крестьянина-середняка. В 1918-1920 г.г. работал в сельском Совете, волостном исполкоме, инструктором-организатором Алапаевского уездного исполкома. С 1920 по 1944 гг. служил в армии, райвоенкомом в г.г. Соликамске и Березниках, зам. военкома Свердловского облвоенкомата и литовского республиканского военкомата. С 1945 г. работал в г. Балашове старшим преподавателем Куйбышевских курсов усовершенствования офицерского состава местных органов военного управления (КУОС МОВУ). Награжден многими орденами и медалями. После выхода на пенсию Даниил Прокопьевич много внимания уделял краеведению. С 60-х годов он вел переписку с музеями, библиотеками, архивами разных городов, воинскими частями, ветеранами-балашовцами. Краевед в течении многих лет занимался исследованием исторических документов в Балашовском филиале Саратовского областного госархива. В 1985 г. на выставке в Центральном государственном архиве древних актов были представлены его краеведческие записки «Балашовская старина» (Из статьи "Даниил Прокопьевич Госьков - балашовский краевед").

25 лет назад вышла в свет статья В.В. Смотрова "Пугачевские отряды в Прихоперье".

45 лет назад опубликована первая краеведческая статья видного исследователя истории Балашовского Прихоперья Владимира Васильевича Смотрова "Управляющий имением - декабрист".

80 лет назад родился известный саратовский историк-краевед, археолог Миронов Валерий Григорьевич (1938-1996), занимавшийся изучением истории Балашовского края.

В.Г. Миронов справедливо отмечал, что современные профессиональные исследователи "в большинстве своем самоустранились от широкомасштабной пропаганды исторических знаний о местном крае". Вот почему историческое краеведение в регионах попало в руки дилетантов, "тиражирующих в средствах массовой информации неточные, искаженные, а порой и тенденциозно подтасованные артефакты местной истории". В.Г. Миронов считал, что "назрела острая необходимость в пересмотре сложившегося отношения к краеведению".

В его понимании накопление знаний по истории российских регионов прошло пять этапов. Особый интерес для целей данного историографического очерка представляет пятый этап. "Применительно к Саратовскому Поволжью он начался со второй половины 1980-х годов и продолжается по настоящее время", -считал В.Г. Миронов. Во второй половине 1986 года у краеведов-любителей и преподавателей кафедры истории СССР досоветского периода (затем—кафедра истории России) Саратовского университета возникла мысль о необходимости возрождения общественной краеведческой организации, подобной Саратовской губернской ученой архивной комиссии (СУАК), возникшей сто лет назад. В этих целях при СГУ в январе 1987 года было создано Саратовское научное общество краеведения (СНОК), проводившее регулярные заседания по местной тематике. В его составе насчитывалось до 30 человек (в основном, не профессиональные историки). Однако качественный уровень докладов и сообщении данного общества "оставлял желать лучшего". В связи с активной подготовкой к 400-летнему юбилею г. Саратова Устав СНОК был пересмотрен в сторону приближения к организационному уровню СУАК: наличие секций и отделений, более активная nponaганда историко-культурных знаний "с предварительной апробацией собранных материалов на заседаниях", переход к самостоятельной издательской деятельности и т. д. С января 1989 года преемником СНОК стало Саратовское историко-краеведческое общество (СИКО), внесшее существенный вклад в научную подготовку юбилея Саратова. К руководству СИКО пришли ученые исторического факультета СГУ. За два года был подготовлен к депонированию первый выпуск «Трудов СИКО», а в 1992 году вышел второй. СИКО выступило инициатором проведения с 1989 года ежегодных краеведческих чтений на базе СОМК. К сожалению, в силу разных причин, вузовские преподаватели вскоре отошли от научного и организационного руководства деятельностью СИКО. С другой стороны, в СГУ, других саратовских вузах возникли целые группы ученых, целенаправленно работающих со студентами по изучение местной истории в самых разных ее аспектах (археология, социально-экономическое, культурное развитие региона и т. д.), появились "аспиранты и соискатели и даже диссертации по историческому краеведению региона".

Однако, по мнению В.Г. Миронова, сохраняется еще достаточно много нерешенных проблем. Первая из них - необходимость "разработки концепции, методологии и понятийного аппарата исторического краеведения как специфического компонента исторической науки". Вторая - "определение объектов собственно историко-краеведческого познания, приемов и методов краеведческих исследований". Третья - "определение соотношения любительского и научного исторического краеведения". В.Г. Миронов специально подчеркивал: "Самодеятельный «краевед», не вооруженный историческими знаниями, заполонил сегодня архивы и библиотеки и тем самым стал существенной помехой для специалистов"; "настоящим бичом стали на местах хищнические раскопки археологических памятников, коллекционирование и продажа древних предметов, старых книг" (Из статьи В.Г. Миронова "Состояние, проблемы и перспективы регионального исторического краеведения (на примере Нижнего Поволжья)".

90 лет назад родился Народный артист РФ Саранцев Юрий Дмитриевич (1928-2005), уроженец с. Большой Мелик Балашовского района.

Саранцев Юрий Дмитриевич — советский и российский киноактёр, Народный артист России (2000), родился 7 октября 1928 г. в селе Большой Мелик Балашовского района Саратовской области в семье военного и домохозяйки. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Сергея Юткевича и Михаила Ромма). С 1951 года — актёр Театра-студии киноактёра, с 1957 года — киностудии имени Горького.

Рос болезненным ребёнком, врачи рекомендовали сменить климат. Отца Юры перевели служить на Дальний Восток, вместе с ним переехала и его семья. Новый климат благотворно подействовал на мальчика. В Доме пионеров стал заниматься в драмкружке. Видимо, это и повлияло на его последующее решение поступать во ВГИК (хотя он увлекался еще и спортом).

Снимался в кино с 1951 года, преимущественно в ролях второго плана и эпизодах. Ю.Д. Саранцев стал известен по фильмам: «Планета бурь», «Гиперболоид инженера Гарина», «Дай лапу, Друг!», «В бой идут одни "старики"», «Жестокий романс», «Время собирать камни» и других. Иннокентий Степанов в фильме «Жизнь прошла мимо» — одна из лучших работ актёра в кино. Много работал на дублировании фильмов. Его голосом говорит Остап Бендер (исполнитель роли - Арчил Гомиашвили). Юрий Дмитриевич умер 24 августа 2005 года в Москве, похоронен на Николо-Архангельском кладбище. С 1954 года Юрий Саранцев был женат на актрисе Вере Петровой (умерла в декабре 2001 года). Дочь — Екатерина Саранцева (1962 г.р.) в юности снялась в фильме «На горе стоит гора» (1977), но профессиональной актрисой не стала (Из статьи "Народный артист РФ Саранцев Юрий Дмитриевич (1928-2005). К 90-летию со дня рождения").

95 лет назад, 3 мая 1923 года, родилась Рязанова Валентина Гавриловна (1923-2013), Почетный гражданин г. Балашова, ветеран Великой Отечественной войны, известный общественный деятель.

В плеяде подлинных патриотов России достойное место занимает Рязанова Валентина Гавриловна (1923-2013), участница Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., известный общественный деятель. Родилась она в Балашове, в маленьком домике за Хопром, в семье рабочих. Сначала она училась в начальной школе №5, а с 1938 года - в средней школе №38 (ныне СОШ №7), которую закончила в 1941 г.

По воспоминаниям Валентины Гавриловны, в самом начале Великой Отечественной войны она увидела в газете «Правда» "снимок трех девушек в пилотках, под ним маленькую статью, в которой рассказывалось, что они добровольно идут защищать Родину". Она поняла, что "должна попасть на фронт". "Поговорила с девчонками, показала им газету. Мы тут же написали заявление и пошли к военкому. Он посмотрел на нас, таких молоденьких, и пообещал пригласить, когда понадобимся. В общем, сходу попасть на фронт не получилось".

И только в 1942 г. мечта Валентины попасть на фронт осуществилась. 12 апреля она, вместе с другими студентками учительского института, была призвана в ряды Красной Армии. Зачислили ее в 100-й отдельный батальон Воздушного наблюдения оповещения связи (ВНОС), состоявший почти из одних девушек..." (Из статьи "Мы шли защищать Родину!". К 95-й годовщине со дня рождения Рязановой Валентины Гавриловны").

100 лет назад (пер. пол. 1918 г.) в Балашове произошли политические события, связанные с деятельностью первого председателя Балашовского исполкома Г.И. Солонина.

"Ревизионная комиссия (во главе с «главным ревизором» Несмачным ), специально избранная 15 июня 1918 года VI съездом местных Советов для расследования деятельности Солонина, вопрос о его виновности выделила в отдельное «дело». К 20 июля «дело» было завершено, а подробный доклад был направлен в Саратовскую Коллегию обвинителей. Главное обвинение, сформулированное комиссией, заключалось в том, что Солонин, будучи председателем исполкома, то есть советским руководителем, «выдвинутым Октябрьской революцией», выступил против Брестского мира, заключение которого одобрил IV Всероссийский съезд Советов (14-16 марта 1918 г.). Подчеркнем, комиссия никак не связывала это обвинение с партийной принадлежностью Г.И. Солонина" (Из книги "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии").

100 лет назад (январь 1918 г.) в Балашове создается вооруженное формирование "Рабоче-крестьянская социалистическая армия", комиссаром которой был назначен К.А. Тупальский.

100 лет назад (17 июля 1918 г.) состоялся VI Балашовский уездный съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, отстранивший Г.И. Солонина от всех руководящих должностей.

110 лет назад, в январе 1908 года, в Балашове, начал выходить «Сельскохозяйственный листок Балашовского земства», издаваемый уездной земской управой. В нем публиковались: распоряжения правительства и постановления Земского собрания, касающиеся сельского хозяйства; сведения о деятельности Балашовского земства и сельскохозяйственных обществ; рекомендации; сведения о состоянии посевов и т.д. Первым редактором был зав. экономическим отделом Балашовской уездной земской управы Михаил Михайлович Обухов (Из статьи "Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати").

110 лет назад, в 1908 году, в Балашове, начал выходить журнал агиткультурного учреждения Балашовского земства при д. Гусевка «Отчет по опытам с кормовыми растениями за…год. Балашовская сельскохозяйственная опытная станция им. В.Л.Нарышкина» (издавался в 1908-1914 гг.) (Из статьи "Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати").

См. продолжение (2019 г.)

©Кузеванов Леонид Иванович, составление, заголовок, комментарии, 2017

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала.

Кузеванов Л.И. История и историография Балашовского края: памятные даты (2017-2019 гг.) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2017-12-09-412

Фотография Владимира Васильевича Смотрова размещена с разрешения О.В. Смотрова.

См. Балашовская летопись.

См. Местная церковная летопись.

См. Местная церковная история: памятные даты.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

См. продолжение (2019 г.)

Категория: Краеведение | Дата добавления: 11.07.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]