Главная » 2024 » Октябрь » 18 » К 140-летию учреждения и 105-летию закрытия Балашовского Покровского монастыря.
14:05
К 140-летию учреждения и 105-летию закрытия Балашовского Покровского монастыря.
9 октября 1918 года состоялось заседание Балашовского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было принято решение о передаче всех "монастырских и церковных имуществ в ведение Отдела Народного Образования, который должен немедленно приступить к учету оного"[1].

Однако процесс передачи имущества Балашовского Покровского женского общежительного монастыря затянулся. По крайней мере, опись построек монастыря была составлена лишь 5 февраля 1919 года, а 5 марта 1919 года балашовские чиновники в официальных бумагах продолжали обращаться к "настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии".

Ниже приводим текст письма Отдела народного образования Балашовского уездного исполкома от 5 марта 1919 г (№5)[2].

"Настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии.

Подотдел бухгалтерии Балашовского Уотнароба предлагает Вам в самом непродолжительном времени доставить ему квитанции на свидетельства в бывшем Балашовском отделении Воронежского банка за № 174/3615, 174/3616 и 194/2801 на 3000 рублей; тоже за №№ 23/1914, 257/3120 и 189/1502 на 3000 рублей; тоже на билет, хранящийся в Саратовском отделении Народного Банка Государственной комиссии погашение долгов за №№ 722/460-96733 на 25000 рублей, а всего на 31000 рублей; кроме того доставить и приходно-расходные книги на 1917 и 1918 годы для выяснения остатков сумм по монастырю.

Заведующий Подотделом Бухгалтерии (подпись)

Делопроизводитель (подпись)"

На фирменном бланке типографским шрифтом написано: Р.С.Ф.С.Р. - Балашовский уездный Исполнительный Комитет - Отдел народного образовани - Подотдел Бухгалтерии - Марта 5 дня 1919 г. - № 5 - Г. Балашов, Саратов. губ. Текст письма напечатан на пишущей машинке шрифтом красного цвета.

23 апреля 1919 г. состоялось заседание Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования, на котором было решено "считать, что все хозяйство бывшего Балашовского монастыря принадлежит Балашовской школе-коммуне и финансируется Уотнаробом". В этом же документе используется термин "бывшие монахини" [3].

Не ранее 5 марта 1919 года была организована Покровская (в другом месте - "Балашовская Покровская") трудовая артель из числа "бывших монахинь", которая действовала на основании договора, заключенного с новой властью, в котором, в частности, содержался запрет на прием "новых монахинь". Сохранился список членов артели (198 чел.). Судя по содержанию списка, монахини указывали свое духовное имя и мирскую фамилию. Первой в этом списке стоит имя (духовное) и фамилия (мирская) бывшей настоятельницы - "Мария Мандрыка". Указана и ее новая должность - "художница, насадительница культуры трудовой артели"[4]. Вероятно, название новой должности было придумано самой Марией [Мандрыкой (1841-1920)], вынужденной как-то приспосабливаться к новым социально-политическим условиям.

Следовательно, 23 апреля 1919 года можно считать датой фактического закрытия монастыря как дореволюционного церковного учреждения (использование в официальных советских документах терминов "бывший монастырь" и "бывшие монахини", запрет на прием "новых монахинь", передача монастырского имущества светской организации, назначение новых руководителей в новые структуры, новый порядок финансирования, образование Покровской трудовой артели из числа бывших монастырских насельниц, действующей на основе заключенного с новой властью договора, чисто светское название и содержание должности руководителя артели (бывшей монастырской настоятельницы) - "художница, насадительница культуры трудовой артели".

В новой должности Мария (Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920) пробыла недолго - 13 августа 1920 года она скончалась от рака печени [5].

Таким образом, Балашовский Покровский женский общежительный монастырь просуществовал около 35 лет (1884, октябрь-1919, апрель). Как нами было выявлено, монахиня Мария (Мандрыка) была первой и единственной (последней) начальницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, а затем - первой и единственной (последней) монастырской настоятельницей в сане игуменьи. Игуменья имела право благословлять наперсным крестом. Символом церковной власти игуменьи был настоятельский жезл (см. изображение).

Деятельность же Покровской женской общины (и тем более женской богадельни) относится не к истории монастыря, а к его предыстории [6]. Нужно особо подчеркнуть - женская община не была монастырем. Так, начальница женской общины не имела права благословлять и не имела настоятельского жезла. По общему правилу в женской общине запрещалось пострижение в монахини. Члены женской общины в своей массе были мирянами, которых в литературе иногда ошибочно называют "послушницами", а женские общины - "послушническими монастырями". В официальных церковных документах того времени руководителей женских общин называли начальницами (заведующими), но не настоятельницами. Как известно, женские общины создавались главным образом в целях миссионерства и благотворительности [7].

В какой-то степени, похожая картина вырисовывается с образованием в 1919 году Покровской трудовой артели, которую также нельзя называть женским общежительным монастырем, если вкладывать в это понятие те основные признаки, которыми обладал исторический, ушедший вместе со старой, дореволюционной Россией в небытие, собственно Балашовский Покровский женский общежительный монастырь. В частности, почти ничего неизвестно о жизни и деятельности Екатерины Захаровны Мандрыки (в монашестве Мария) в качестве "художницы, насадительницы культуры трудовой артели" до 13 августа 1920 года, то есть до дня ее кончины. Неясно - как были (и были ли?) реализованы данные полномочия в целях возможного продолжения функционирования монастыря в новых условиях. Нет каких-либо достоверных сведений: 1) о сохранении в трудовой артели монастырского уклада жизни (например, об участии артельщиц в полном суточном круге богослужения), 2) об исполнении работницами артели различного рода монастырских послушаний, 3) о возможной деятельности Марии (а после ее смерти какого-либо другого лица) в качестве своего рода "тайной" настоятельницы-игуменьи, 4) о продолжении практики пострижения в монахини, - то есть о том, что могло хотя бы отчасти свидетельствовать о продолжении существования собственно монастыря.

Еще один исторический факт: нами доказано, что 23 сентября 1919 году один из частных кредиторов (некто Засыпкин) пытался в счет непогашенного долга, образовавшиеся еще до революции 1917 года, отсудить в свою пользу мельничный корпус бывшего монастыря. Однако народный суд 3-его участка Балашовского уезда отказался рассматривать иск Засыпкина, мотивируя тем, что "имущество монастыря национализировано и принадлежит "Российской Социалистической Федеративной Советской Республике"[8]. Это дополнительное доказательство того, что исторически сложившееся церковное учреждение - Балашовский Покровский женский общежительный монастырь - в 1919 году, можно сказать, канул в Лету.

Стало быть, ни женскую богадельню, ни Покровскую женскую общину, ни Покровскую трудовую артель во главе с "художницей, насадительницей культуры трудовой артели", сформированную из "бывших монахинь", нельзя считать православным монастырем. Каждая из них имела свою историю, формировавшуюся в специфических условиях, хотя и связанную в разной степени и по разным причинам с историей собственно Балашовского Покровского женского общежительного монастыря (1884-1919). В связи с этим можно говорить о предыстории, собственно истории и постистории (Покровская трудовая артель) Балашовского Покровского женского общежительного монастыря.

Проблема неправомерного отождествления монастыря с другими организациями не нова. 115 лет назад, в 1909 году, епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский, 1851-1919), член Государственного совета (1907) и Св. Синода (1908), лауреат Макариевской премии (1900), выступая на Монашенском съезде, на котором он был председательствующим, говорил: "Открывайте, если угодно и какие угодно союзы, братства, общины…, но не называйте уже их монастырями, дабы не смешивать понятий, не подменивать одно другим, не изменять основному принципу и не делать уступки духу времени в самой сущности дела»[9]. Это высказывание носит четко выраженный методологический характер и весьма актуально на современном этапе изучения местной церковной истории.

Ссылки и примечания

[1]См. Протокол заседания Балашовского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 9 октября 1918 года (п. 5) //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.52. Оп.1. Д.27. Л. 1.

[2]См. БФ ГАСО. Ф.51. Оп. 1. Д.148. - Л.131. Данный документ не подвергался редакторской правке.

[3]См. Протокол №41 заседания Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования от 23 апреля 1919 г. //Протоколы заседаний коллегии Отдела народного образования. БФ ГАСО. Ф.51. Оп.1 Д.12. Л.91. "Однако далеко не все женщины могли быть устроены на работу. На заседании коллегии Уотнароба 23 апреля 1919 года было решено «нанять» всего 50 человек из числа «бывших монахинь». Если учесть, что 54 монахини были нетрудоспособны и подлежали «социальному обеспечению», то судьба еще 70 женщин была поставлена под вопрос. К сожалению, пока не найдены документы, которые бы пролили свет на их дальнейшую жизнь" (См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Моног. Саратов: СГЮА, 2014. С. 113).

[4]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //БФ ГАСО. Ф.51. Оп.1. Д.148. Л.14. Название документа сформулировано автором статьи.

[5]См. Новиков А.П. Установлены дата смерти и место погребения игуменьи Марии //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/14-1-0-271 (дата обращения: 14.02.2024).

[6]. Подробнее об этом см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.:Перо, 2016. С.147-148, 184-186.

[7] Подробнее об этом см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 184-185; Кузеванова Л.М. О научных проблемах в освещении биографии игуменьи Серафимы, уроженки с. Пинеровка [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-857 (дата обращения: 14.02.2024); Кузеванова Л.М. О малоисследованных сюжетах биографии св. Софии Селиверстовой (1871-1938) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-436 (дата обращения: 14.02.2024).

[8] См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Блашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1941-1920). М.: Перо, 2014. С. 67-68.

[9] Цит. по: Зырянов П.Н. Монастыри и монашество в XIX-нач. XX века //Монастыри и монашество в России XI–XX вв. Исторические очерки /Под ред. Н. В. Синицыной. М.: Наука, 2002. URL: https://predanie.ru/book/114109-monashestvo-i-monastyri-v- rossii-xi-xx-vv/#/toc13

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, фотография письма на имя игуменьи Марии, 2018-2024

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. К 140-летию учреждения и 105-летию закрытия Балашовского Покровского монастыря //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018-2024. URL: https://bs-t.3dn.ru/news/2024-10-05-692

Основная часть материала опубликована в монографии: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. Выделения в тексте очерка полужирным шрифтом и курсивом сделаны автором.

1-е изображение - игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920), любезно предоставлено М.Н. Шашкиной (г. Саратов); 2-е изображение - письмо на имя игуменьи Марии из Отдела народного образования Балашовского уездного исполкома от 5 марта 1919 г (№5). Автор фото - Л.И. Кузеванов.

В 2024 году исполняется 140 лет со дня учреждения Балашовского Покровского женского общежительного монастыря (1884, октябрь, по ст. ст.) и 105 лет со дня фактического закрытия данной обители (1919, апрель).

Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация".

Категория: Аннотации и объявления |