Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Храм во имя св. мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана – святыня села Чиганак.

Прошло более 1000 лет со времени крещения Руси, и все эти годы главной святыней для православных христиан является храм [1], который св. праведный Иоанн Кронштадтский называл «духовной школой, врачебницей, просветительным местом»[2]. Именно такой духовной школой был храм во имя святых Космы и Дамиана села Чиганак Аркадакского района Саратовской области.

Цель данной работы - изучить основные вехи истории храма во имя Космы и Дамиана села Чиганак. В соответствие с целью были сформулированы и задачи исследования: найти сведения об историческом прошлом данного православного храма; воссоздать основные вехи истории храма.

Исходя из цели работы, сформулированы объект и предмет исследования. Объект исследования: история православных храмов Балашовской епархии Русской Православной Церкви. Предмет исследования: основные вехи истории храма во имя Космы и Дамиана села Чиганак.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые обобщены имеющиеся сведения о храме во имя Космы и Дамиана села Чиганак. Методы исследования: анализ газетных публикаций, музейных материалов, интенет-ресурсов, интервьюирование жителей села, изучение территории храма. Исследование опирается не только на данные, содержащиеся в краеведческой литературе, музейных материалах, но и на воспоминания старожилов села Чиганак - Антиповой Марии Ивановны, Бардакова Ивана Ивановича, Донцовой Анны. Всего в работе использовано более 12-ти наименований источников и литературы. Доклад состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.

1. История возведения храма в селе Чиганак

Храм в селе Чиганак расположен почти в центре села, на небольшом возвышении. Храм объединял верующий народ, сюда приходили поделиться и радостью, и горем. Вся жизнь сельчан была связана с церковью. К сожалению, в настоящее время храм не действует и постепенно разрушается.

Церковь была возведена в честь святых чудотворцев и бессребреников Космы и Домиана. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан - родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: "Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы". За бескорыстное лечение святых братьев называли "безмездными врачами" [3].

Космодамиановская церковь была построена в 1802 году на общественные средства. Это единственная деревянная церковь в Аркадакском районе, срубленная без гвоздей. Имена строителей неизвестны. Но можно предположить, что местные жители принимали активное участие в возведении храма, так как в селе до сих пор есть искусные плотники, мастерство которых передается из поколения в поколение.

Если внимательно посмотреть на храм, то он по своей форме напоминает крест. В восточной части располагался алтарь округлой формы, а с западной – вход в храм. В 1870 году постройка была расширена с южной и северной сторон на 5 аршинов и 9 вершков. Храм мог вместить довольно большее количество верующих: «Площадь 926 кв. аршинов, высота 27 аршинов. Иконостас трёхъярусный, деревянный»[4], - говорится в документе. В алтаре был престол, на восточной стене которого изображён Иисус Христос. «На колокольне было 5 колоколов, большой – 134 пуда 13 фунтов»[5]. Колокольный звон призывал верующих к молитве.

Построен храм из сосновых брёвен, обшитых снаружи деревянным тёсом, украшенным геометрическими рисунками. Внутри стены были утеплены войлоком, а позднее - штукатуркой. В центральной части храма по четырём углам внутри сложены из кирпича девятиугольные колонны, на которых находился купол.

Система отопления располагалась под полами. В центральной части храма сохранились остатки кирпичных печей, из которых тёплый воздух по специальным каналам поступал в четыре кирпичные колонны. Тепло шло также через отдушины в полах, которые были закрыты решётками.

Окна по форме напоминают арку. В храме было довольно светло, так как в каждой из четырёх частей было по 4-6 окон. Все окна расположены на одном уровне. Крыша центральной части четырёхскатная, у приделок – двускатная, покрыта кровельным железом. Дверные проёмы расположены с трёх сторон.

По рассказам старожилов церковь имела ограду, за которой находился вишнево-яблоневый сад. Центральные ворота находились с южной стороны, перед которыми росли две сосны и дуб. Ограда была очень красивой: на столбах находились разноцветные шары.

Внутри церкви было также очень красиво. Иконы и картины, расписанные мастерами, были не похожи друг на друга. У алтаря иконы были все позолоченные.

Перед центральными воротами находилась сторожка, где часто ночевали прихожане, чтобы в праздники успеть на заутреннюю службу. В храме совершали Таинства крещения, венчания, исповеди, причащения и др. Во время пасхальной ночи прихожане со священнослужителями ходили вокруг церкви, пели «Христос воскрес!», звонил колокол, который, как тогда говорили, «сполошил людей». Бывало и так: человек заблудился, например, в пургу, а колокольный звон указывал ему путь к спасению.

Притч состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1912 году в приходе храма было 4490 верующих. Известны имена священника - Михаил Усов и псаломщика - Василий Магаринский. Приход Космодамиановской церкви состоял из пяти населенных пунктов: сел Чиганак, Малиновка, Летяжевка, Памятка и поселка Чистенький. Вели службу два хора: мужской и женский. Хорами управлял Аким Леонтьевич. В селе была земская и церковно-приходская школа [9-12].

2. Храм в период гонений на Церковь

23 января 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Он декларировал принцип невмешательства государства во внутренние дела Церкви, и невмешательства Церкви в управление государством.

Однако на самом деле новые власти взяли курс на массовое закрытие храмов. Давление и репрессии, грубая антирелигиозная пропаганда привели к тому, что в 1922 году в приходе храма во имя Космы и Дамиана осталось всего 1628 верующих. В 1929 году, по рассказам старожилов, был прекращен колокольный звон в храме.

В конце 20-х годов настоятелем храма был Дионисий Ефимович Щёголев. Родился он в 1871 году в крестьянской семье села Рассказань Балашовского уезда. В 1930 году за недоплату налогов он был приговорен к 5-ти годам лишения свободы с выселением за пределы Нижне-Волжского края. Наказание священник отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области.

11 ноября 1932 года там же был вновь арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке №21, отец Дионисий «…проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: "Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами». В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений: «Как священник, я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-ти человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания».

13 января 1933 года тройкой при отделении ОГПУ по Карандинской области о. Дионисий был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь.

26 октября 1937 года вновь был арестован - Аркадакским райотделом НКВД - по обвинению «в антисоветской агитации среди верующих, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, что клеветал на существующую колхозную систему, распуская слухи о голоде», что, конечно же, не соответствовало действительности. Просто власти взяли курс на физическое уничтожение православных священнослужителей, которые мешали «строить коммунизм».

Поражает запись, сделанная следователями в «Описи вещей, ценностей и документов» по ходу обыска на квартире о. Дионисия - «При обыске ничего не обнаружено». То есть, о. Дионисий был самым настоящим бессребником.

14 ноября 1937 года тройкой НКВД он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в г. Балашове 23 ноября 1937 года. В этом же году чиганакская церковь была закрыта. Место погребения отца Дионисия неизвестно. Запоздалая реабилитация произошла 7 августа 1989 года.

После убийства отца Дионисия были арестованы ещё 6 прихожан (все уроженцы села Чиганак): Юлин Кузьма Антонович, Митина Ирина Егоровна, Антипова Татьяна Зиновьевна, Косарев Дмитрий Филиппович, Костикова Мария Сергеевна и Мыскин Семён Данилович. Пятерых из них приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в Балашовской тюрьме 9 декабря 1939 года [6].

По представлению от Саратовской епархии 27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священника Дионисия Щеголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Имя священномученика Дионисия включено в Собор Саратовских Святых (см. фотографию иконы). 15 сентября 2013 г. у храма во имя Космы и Дамиана в торжественной обстановке была освящена памятная доска, установленная на камне-валуне в честь святого [7].

В годы гонений на Церковь был разрушен купол храма, колокола сбросили, самый большой колокол был разбит и увезён на переплавку. После Великой Отечественной войны в церкви хотели сделать клуб. На месте алтаря должна была располагаться сцена. Но работу завершить не удалось. В итоге в церкви устроили колхозный склад.

Местные жители не могли спокойно смотреть, как разрушали святое место, и по ночам, тайно выносили старинные иконы. Эти иконы и по сей день хранятся у них. К сожалению, с каждым годом храм всё больше разрушается. В 90-х годах прошлого столетия несколько раз приезжали осматривать здание специалисты, представители районной власти. Деревянную церковь, лишившуюся купола и колокольни, восстановить, по заключению специалистов, невозможно. Что будет дальше с храмом, покажет время.

Изучение источников и литературы позволило прийти к таким выводам:

1.Храм во имя Космы и Дамиана села Чиганак был одним из самых старых православных храмов Балашовского уезда. Особенностью храма в с. Чиганак было то, что сооружен он без единого гвоздя.

2. Храм стал центром духовного воспитания не только жителей с. Чиганак, но и других близлежащих населенных пунктов. В 1912 году в приходе храма было 4490 верующих. В результате гонений на Церковь число верующих сократилось в несколько раз.

3. В 30-е годы прошлого века жертвами массовых репрессий стали священники и прихожане храма. Среди них священномученик Дионисий Щеголев - первый подвижник, официально прославленный в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви.

4. С учетом всех исторических обстоятельств, возникает необходимость строительства нового здания церкви во имя Космы и Дамиана в с. Чиганак.

Ссылки и примечания

1. См. Православный храм. URL: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/hramy.php

2. См. История русской святости. М., 1996. С. 394.

3. См. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан .
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4132.htm; Максим Плякин, диакон. Дионисий Ефимович Щёголев. Православная энциклопедия. Т. 15. С. 268.
URL: http://www.pravenc.ru/text/178339.html

4. См. Утраченные святыни Аркадакского района //Сельская новь, 2010, 1-3 апреля.

5. Там же. Кроме того, см. фотографии храма в материале «Чиганак. Церковь Космы и Дамиана». URL: http://sobory.ru/article/?object=21526
Текст Декрета Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" можно посмотреть на сайте Конституции Российской Федерации.
URL: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/

6. См. Яковлев А., В. Теплов А., Плякин М. Чиганакские мученики //Саратовские вести, 2001, 12 марта. С. 4.

7. См. Щеголев Дионисий Ефимович. URL: http://drevo-info.ru/articles/21929.html; В селе Чиганак освящен памятный камень-валун в честь священномученика Дионисия Щеголева
//Официальный сайт Балашовской епархии Русской Правсолавной Церкви. 2013. 16 сентября. URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/news/
novosti-eparhii/2615-2013-09-16-17-57-21.html

8. См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С.60,72.

9. Воспоминания старожила Бардакова Ивана Ивановича.

10. Воспоминия старожила Антиповой Марии Ивановны.

11. Воспоминания старожила Донцовой Анны.

12. Справочная кн. Саратовской Епархии. Саратов, 1912. С.162,561 и др.

©Сорокина Галина Евгеньевна, текст, 2014

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Сорокина Г.Е. Храм во имя св. мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана – святыня села Чиганак //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следо-пыт". 2014. 17 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-401

Материал был представлен в качестве доклада на Второй межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность» (г. Балашов, октябрь 2014 г.).

Об авторе: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области», руководитель школьного музея.

1-е изображение - икона священномученика Дионисия Щеголева, 2-е - здание храма.

Приложения в данном материале по техническим причинам не приводятся.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 29.01.2021
| Теги: Сорокина Г.Е.