Памятные даты |
Главная » Статьи » Храмы и клирики |
![]() Цель данной работы - изучить основные вехи истории храма во имя Космы и Дамиана села Чиганак. В соответствие с целью были сформулированы и задачи исследования: найти сведения об историческом прошлом данного православного храма; воссоздать основные вехи истории храма. Исходя из цели работы, сформулированы объект и предмет исследования. Объект исследования: история православных храмов Балашовской епархии Русской Православной Церкви. Предмет исследования: основные вехи истории храма во имя Космы и Дамиана села Чиганак. Новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые обобщены имеющиеся сведения о храме во имя Космы и Дамиана села Чиганак. Методы исследования: анализ газетных публикаций, музейных материалов, интенет-ресурсов, интервьюирование жителей села, изучение территории храма. Исследование опирается не только на данные, содержащиеся в краеведческой литературе, музейных материалах, но и на воспоминания старожилов села Чиганак - Антиповой Марии Ивановны, Бардакова Ивана Ивановича, Донцовой Анны. Всего в работе использовано более 12-ти наименований источников и литературы. Доклад состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений. 1. История возведения храма в селе Чиганак Храм в селе Чиганак расположен почти в центре села, на небольшом возвышении. Храм объединял верующий народ, сюда приходили поделиться и радостью, и горем. Вся жизнь сельчан была связана с церковью. К сожалению, в настоящее время храм не действует и постепенно разрушается. Церковь была возведена в честь святых чудотворцев и бессребреников Космы и Домиана. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан - родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: "Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы". За бескорыстное лечение святых братьев называли "безмездными врачами" [3]. Космодамиановская церковь была построена в 1802 году на общественные средства. Это единственная деревянная церковь в Аркадакском районе, срубленная без гвоздей. Имена строителей неизвестны. Но можно предположить, что местные жители принимали активное участие в возведении храма, так как в селе до сих пор есть искусные плотники, мастерство которых передается из поколения в поколение. Если внимательно посмотреть на храм, то он по своей форме напоминает крест. В восточной части располагался алтарь округлой формы, а с западной – вход в храм. В 1870 году постройка была расширена с южной и северной сторон на 5 аршинов и 9 вершков. Храм мог вместить довольно большее количество верующих: «Площадь 926 кв. аршинов, высота 27 аршинов. Иконостас трёхъярусный, деревянный»[4], - говорится в документе. В алтаре был престол, на восточной стене которого изображён Иисус Христос. «На колокольне было 5 колоколов, большой – 134 пуда 13 фунтов»[5]. Колокольный звон призывал верующих к молитве. Построен храм из сосновых брёвен, обшитых снаружи деревянным тёсом, украшенным геометрическими рисунками. Внутри стены были утеплены войлоком, а позднее - штукатуркой. В центральной части храма по четырём углам внутри сложены из кирпича девятиугольные колонны, на которых находился купол. Система отопления располагалась под полами. В центральной части храма сохранились остатки кирпичных печей, из которых тёплый воздух по специальным каналам поступал в четыре кирпичные колонны. Тепло шло также через отдушины в полах, которые были закрыты решётками. Окна по форме напоминают арку. В храме было довольно светло, так как в каждой из четырёх частей было по 4-6 окон. Все окна расположены на одном уровне. Крыша центральной части четырёхскатная, у приделок – двускатная, покрыта кровельным железом. Дверные проёмы расположены с трёх сторон. По рассказам старожилов церковь имела ограду, за которой находился вишнево-яблоневый сад. Центральные ворота находились с южной стороны, перед которыми росли две сосны и дуб. Ограда была очень красивой: на столбах находились разноцветные шары. Внутри церкви было также очень красиво. Иконы и картины, расписанные мастерами, были не похожи друг на друга. У алтаря иконы были все позолоченные. Перед центральными воротами находилась сторожка, где часто ночевали прихожане, чтобы в праздники успеть на заутреннюю службу. В храме совершали Таинства крещения, венчания, исповеди, причащения и др. Во время пасхальной ночи прихожане со священнослужителями ходили вокруг церкви, пели «Христос воскрес!», звонил колокол, который, как тогда говорили, «сполошил людей». Бывало и так: человек заблудился, например, в пургу, а колокольный звон указывал ему путь к спасению. Притч состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1912 году в приходе храма было 4490 верующих. Известны имена священника - Михаил Усов и псаломщика - Василий Магаринский. Приход Космодамиановской церкви состоял из пяти населенных пунктов: сел Чиганак, Малиновка, Летяжевка, Памятка и поселка Чистенький. Вели службу два хора: мужской и женский. Хорами управлял Аким Леонтьевич. В селе была земская и церковно-приходская школа [9-12]. 2. Храм в период гонений на Церковь 23 января 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Он декларировал принцип невмешательства государства во внутренние дела Церкви, и невмешательства Церкви в управление государством. Однако на самом деле новые власти взяли курс на массовое закрытие храмов. Давление и репрессии, грубая антирелигиозная пропаганда привели к тому, что в 1922 году в приходе храма во имя Космы и Дамиана осталось всего 1628 верующих. В 1929 году, по рассказам старожилов, был прекращен колокольный звон в храме. В конце 20-х годов настоятелем храма был Дионисий Ефимович Щёголев. Родился он в 1871 году в крестьянской семье села Рассказань Балашовского уезда. В 1930 году за недоплату налогов он был приговорен к 5-ти годам лишения свободы с выселением за пределы Нижне-Волжского края. Наказание священник отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области. 11 ноября 1932 года там же был вновь арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке №21, отец Дионисий «…проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: "Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами». В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений: «Как священник, я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-ти человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания». 13 января 1933 года тройкой при отделении ОГПУ по Карандинской области о. Дионисий был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь. 26 октября 1937 года вновь был арестован - Аркадакским райотделом НКВД - по обвинению «в антисоветской агитации среди верующих, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, что клеветал на существующую колхозную систему, распуская слухи о голоде», что, конечно же, не соответствовало действительности. Просто власти взяли курс на физическое уничтожение православных священнослужителей, которые мешали «строить коммунизм». Поражает запись, сделанная следователями в «Описи вещей, ценностей и документов» по ходу обыска на квартире о. Дионисия - «При обыске ничего не обнаружено». То есть, о. Дионисий был самым настоящим бессребником. 14 ноября 1937 года тройкой НКВД он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в г. Балашове 23 ноября 1937 года. В этом же году чиганакская церковь была закрыта. Место погребения отца Дионисия неизвестно. Запоздалая реабилитация произошла 7 августа 1989 года. После убийства отца Дионисия были арестованы ещё 6 прихожан (все уроженцы села Чиганак): Юлин Кузьма Антонович, Митина Ирина Егоровна, Антипова Татьяна Зиновьевна, Косарев Дмитрий Филиппович, Костикова Мария Сергеевна и Мыскин Семён Данилович. Пятерых из них приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в Балашовской тюрьме 9 декабря 1939 года [6].
По представлению от Саратовской епархии 27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священника Дионисия Щеголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Имя священномученика Дионисия включено в Собор Саратовских Святых (см. фотографию иконы). 15 сентября 2013 г. у храма во имя Космы и Дамиана в торжественной обстановке была освящена памятная доска, установленная на камне-валуне в честь святого [7]. В годы гонений на Церковь был разрушен купол храма, колокола сбросили, самый большой колокол был разбит и увезён на переплавку. После Великой Отечественной войны в церкви хотели сделать клуб. На месте алтаря должна была располагаться сцена. Но работу завершить не удалось. В итоге в церкви устроили колхозный склад. Местные жители не могли спокойно смотреть, как разрушали святое место, и по ночам, тайно выносили старинные иконы. Эти иконы и по сей день хранятся у них. К сожалению, с каждым годом храм всё больше разрушается. В 90-х годах прошлого столетия несколько раз приезжали осматривать здание специалисты, представители районной власти. Деревянную церковь, лишившуюся купола и колокольни, восстановить, по заключению специалистов, невозможно. Что будет дальше с храмом, покажет время. Изучение источников и литературы позволило прийти к таким выводам: 1.Храм во имя Космы и Дамиана села Чиганак был одним из самых старых православных храмов Балашовского уезда. Особенностью храма в с. Чиганак было то, что сооружен он без единого гвоздя. 2. Храм стал центром духовного воспитания не только жителей с. Чиганак, но и других близлежащих населенных пунктов. В 1912 году в приходе храма было 4490 верующих. В результате гонений на Церковь число верующих сократилось в несколько раз. 3. В 30-е годы прошлого века жертвами массовых репрессий стали священники и прихожане храма. Среди них священномученик Дионисий Щеголев - первый подвижник, официально прославленный в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви. 4. С учетом всех исторических обстоятельств, возникает необходимость строительства нового здания церкви во имя Космы и Дамиана в с. Чиганак. Ссылки и примечания 1. См. Православный храм. URL: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/hramy.php 2. См. История русской святости. М., 1996. С. 394.
3. См. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан . 4. См. Утраченные святыни Аркадакского района //Сельская новь, 2010, 1-3 апреля.
5. Там же. Кроме того, см. фотографии храма в материале «Чиганак. Церковь Космы и Дамиана». URL: http://sobory.ru/article/?object=21526 6. См. Яковлев А., В. Теплов А., Плякин М. Чиганакские мученики //Саратовские вести, 2001, 12 марта. С. 4.
7. См. Щеголев Дионисий Ефимович. URL: http://drevo-info.ru/articles/21929.html; В селе Чиганак освящен памятный камень-валун в честь священномученика Дионисия Щеголева 8. См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С.60,72. 9. Воспоминания старожила Бардакова Ивана Ивановича. 10. Воспоминия старожила Антиповой Марии Ивановны. 11. Воспоминания старожила Донцовой Анны. 12. Справочная кн. Саратовской Епархии. Саратов, 1912. С.162,561 и др. ©Сорокина Галина Евгеньевна, текст, 2014 Материал размещен с разрешения автора. Библиографическое описание материала Сорокина Г.Е. Храм во имя св. мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана – святыня села Чиганак //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следо-пыт". 2014. 17 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-401 Материал был представлен в качестве доклада на Второй межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность» (г. Балашов, октябрь 2014 г.). Об авторе: Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области», руководитель школьного музея. 1-е изображение - икона священномученика Дионисия Щеголева, 2-е - здание храма. Приложения в данном материале по техническим причинам не приводятся. Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. | |
Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 29.01.2021 | |
| Теги: |