Каталог статей

Главная » Статьи » Новомученики и исповедники Церкви Русской

Священномученик Иаков (Маскаев) и борьба вокруг Свято-Троицкого собора г. Балашова. Окончание.

См. начало статьи здесь.

А.Тимонин привел цифровые данные, которые показывают, что коллектив верующих не только платил налоги, но даже допустил некоторую переплату. В заявлении содержалась просьба «возвратить излишне взятые деньги нашему коллективу верующих» или «зачесть в счет других платежей»[136]. И в этот раз властям не удалось закрыть собор.

Анализируя дальнейшее развитие событий вокруг Свято-Троицкого собора, местные исследователи не учли существенный исторический факт - окончание своего рода периода «постепеновщины» после убийства 1 декабря 1934 г. видного партийного функционера С.М. Кирова.

После этого убийства в конце 1934-1935 гг. в стране начался новый виток политических репрессий. Именно в 1935 году, в обстановке всеобщего страха и подозрительности, и была окончательно решена судьба Свято-Троицкого собора. 16 июня 1935 г. президиум Балашовского горсовета постановил: «Сообщить Президиуму Саратовского Крайисполкома, что в соответствие с его постановлением от 2 июня с/г, Балашовский горсовет объявил о расторжении договора с обществом верующих на здание собора и о том, что всякое другое общество верующих, желающее взять здание и имущество в пользование для культовых целей может в семидневный срок подать об этом заявление в Горсовет и заключить договор» в период с 8-го по 15-е июня «по вывешенному объявлению». Но желающих «не оказалось, о чем составлен соответствующий акт».

Далее следовала ритуальная фраза: «учитывая отсутствие желающих взять молитвенное здание, просить Крайисполком вынести постановление о ликвидации данного молитвенного здания и передаче его Балашовскому Горсовету для использования на культурные цели»[137]. Именно это постановление и стало роковым в судьбах коллектива верующих Свято-Троицкого собора.

Таким образом, в 1935 г. репрессивное давление на коллективы верующих усилилось. Такое отношение к религии вполне соответствовало тем задачам, которые выдвигались большевиками в то время. Так, в декабре 1935 г. на пленуме Саратовского краевого комитета ВКП (б) говорилось о том, что после ликвидации кулачества как класса (т.е. наиболее экономически крепких частных крестьянских хозяйств - Л.К.) теперь нужно «разоблачить, добить остатки классового врага»[138].

Этот важный документ не анализировался местными авторами. Однако его содержание проливает свет на то, почему местные органы власти на рубеже 1935-1936 гг. приступили к ликвидации уже самого здания Свято-Троицкого собора.

После нескольких лет лицемерных разговоров о необходимости передачи храма на «культурные цели», о том, что верующие якобы не могут содержать собор, 16 января 1936 г. президиум Балашовского городского совета констатировал, что здание собора "по его техническому оформлению приспособить для культурных целей невозможно". Принимается давно вынашиваемое решение – «разобрать» здание собора. Был и определен срок – к 1 апреля 1936 г.[139]

По воспоминаниям старожилов Свято-Троицкий собор был взорван «на Пасху» 1 апреля 1936 г. Но эти данные не совсем точны. В 1936 г. Пасха отмечалась 12 апреля[140].

Из мемуарных записок Е.В. Чиркиной выясняется, что с первой попытки взорвать Свято-Троицкий собор не удалось - их было несколько. Во время очередной попытки оторвало руку одному из участников взрывных работ. Перед началом этих работ, оставшуюся ценную утварь собора "прилюдно" растащили. Этот факт подтвердил и ее брат - Павел Караваев - в то время советский служащий[141].

Однако воспоминания должны быть дополнены документальными данными, которые (хотя бы косвенно) могли бы подтвердить факты, сообщаемые старожилами.

В этом отношении важно обратить внимание на заметку некоего Н. Митюхина «Оживить антирелигиозную работу», опубликованную в местной партийной газете «Большевик» 21 марта 1936 года, незадолго до взрыва собора. Она наводит на вполне определенные размышления. Во-первых, мы узнаем, что бюро райкома ВКП (б), заседание которого прошло «не так давно», посчитало «антирелигиозную пропаганду в нашем (т.е. Балашовском – Л.К.) районе самым заброшенным участком работы», что «религия… до сих пор еще продолжает оставаться наиболее удобным прикрытием для антисоветской контрреволюционной работы недобитков классового врага». Было спешно создано «районное организационное бюро союза воинствующих безбожников».

«Райоргбюро» и должно было в «пятидневный срок» разработать план организации на предприятиях, в колхозах, учреждениях и учебных заведениях ячеек союза воинствующих безбожников с таким расчетом, чтобы в конце марта созвать районную конференцию союза. Именно с 1 апреля 1936 г. в Балашове намечалось проведение «месячных курсов подготовки антирелигиозных работников"[142]. Видимо, эти мероприятия были пропагандистским прикрытием уничтожения здания Свято-Троицкого Собора.

В любом случае сам факт разрушения Свято-Троицкого собора неоспорим. Исторические документы убедительно свидетельствуют - верующие балашовцы, даже в условиях массовых репрессий, пытались вести борьбу с властями за сохранение православной святыни.

В местной исторической литературе не исследован вопрос о движении балашовцев за восстановление взорванного собора. Между тем, спустя примерно год со дня взрыва Свято-Троицкого храма, вероятно, начинается движение за его возрождение. Об этом свидетельствуют репрессии 1937 года, направленных против православных христиан, проживавших в Балашове и прилегающих территориях.

Так, за сбор подписей и средств на восстановление собора в декабре 1937 г. в Балашове были расстреляны монахиня Сушкова Татьяна Павловна, миряне Еремеев Алексей Петрович и Лисюткина Евдокия Васильевна[143]. Можно предположить, что даже гипотетическая возможность восстановления этого храма так напугала власти, что они решили в зачатке уничтожить обозначившееся движение за возрождение святыни.

1937 год стал роковым и для св. Иакова. 25 июля 1937 г. Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила священномученика Иакова (в числе других обвиняемых) к расстрелу. Предположительно он был казнен на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем Барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре 29 июля 1937 году, похоронен в общей могиле.

Такова история мирной борьбы св. Иакова и его духовных детей против гонений на Святую Церковь, во многом вылившуюся в г. Балашове за сохранение главной святыни земли Балашовской Свято-Троицкого собора.

Владыка Иаков причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания[144].

В 2017 г. исполнилось 80 лет со дня трагической кончины священномученика. Балашовцы помнят святителя Иакова. 13 октября 2017 г. Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий освятил памятную доску в честь подвижника на здании Епархиального управления [145].

Ссылки и примечания

[1]См. Предстоятель Русской Церкви указал на необходимость дальнейших усилий по распространению почитания новомучеников и исповедников Российских [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3977902.html
(дата обращения 24. 05. 2016).

[2]См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.05.2016).

[3]См. ГКУВО «Государственный архив Волгоградской области» (ГАВО). Ф. Р-3083. Оп.1. Д. 21. Л.117.

[4]См. ГАВО. Ф. Р-3083. Д.21. Л.118. Приведенные в статье архивные документы не редактировались.

[5]См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.05.2016).

[6]См. Выписка из журнала заседаний президиума Балашовского городского совета от 21 февраля 1930 года //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //Филиал ОГУ «Государственный архив Саратовской области» в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.151. Оп.1. Д.338. Л. 237. Обсуждаемый вопрос назывался так: «Материал о закрытии церковного собора». В постановляющей части документа говорилось о необходимости в трехдневный срок «проработать вопрос об использовании помещения»; Письмо председателя Балашовского горсовета Смирнова в президиум Балашовского окружного исполкома от 26 февраля 1930 г (№ 502) //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //БФ ГАСО. Ф.151. Оп.1. Д.338. Л. 234. Выписка заверена секретарем горсовета Ясаковым. В письме отмечается, что к решению президиума горсовета прилагались решения «общих собраний» на 753 «полулистах».

[7]См. Выписка из протокола №17 заседания Президиума Балашовского окрисполкома от 2 марта 1930 года //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //БФ ГАСО. Ф.151. Оп.1. Д.338. Л. 234. Выписка заверена 5 марта 1930 г. управляющим делами Прониным.

[8]Например, в документах Балашовского окрисполкома говорится о 12841 жителе, якобы, заявившем о желании закрыть Свято-Троицкий собор. То есть фактически были указаны все избиратели г. Балашова на начало 1930 г. (всего избирателей – 12942) [См. Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //БФ ГАСО. Ф.151. Оп.1. Д.338. Л. 236].

[9]Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 24.05.2016).

[10]Текст документа не редактировался. Имя и отчество старожила не указаны.

[11]См. «Кто всетки взорвал Собор» (так в тексте). Такое название дал своей записке Неудахин. Запись сделана от руки на листке линованной бумаги (две страницы), хранится в Балашовском краеведческом музее (БКМ №1587). Текст записи полностью и в первозданном виде публикуется впервые.

[12]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 119-120.

[13]См. Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1900. №7. С. 471.

[14]В статье Г.В. Еремина утверждается, что Троицкая церковь была возведена в 1806 году (См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3. С. 18).

[15]См. СЕВ.1895. №18. С. 83.

[16]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //СЕВ. 1895. №22. 15 ноября.

[17]См. Письмо протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года //БФ ГАСО. Ф. 3. Оп .5. Д. 8. Б/л.

[18]См. Письмо протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года //БФ ГАСО. Ф. 3. Оп. 5. Д. 8. Б/л.

[19]См. Письмо протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года //БФ ГАСО. Ф. 3. Оп. 5. Д. 8. Б/л.

[20]См. Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. М.: Типо-литография Д.Г. Гаврилова, 1880. С. 2.

[21]См. Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. С. 3-8.

[22]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 933.

[23]См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //СЕВ. 1894. № 20. С. 914. В этом материале говорится о «благочинном протоиерее И.Ф. Алонзове». В 1903 году на торжествах, посвященных 50-летию священнослужения Преосвященного Павла, он выступал от имени всего балашовского духовенства и общественности (См. Чествование бывшего Пензенского епископа Преосвященного Павла по случаю исполнившегося 50-летия священнослужения его //Пензенские епархиальные ведомости. 1903. №15. С.648-649.

[24]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 933.

[25]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 934.

[26]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 934.

[27]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 934-935.

[28]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 935.

[29]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 940.

[30]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 935.

[31]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 936.

[32]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 936.

[33]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 936-937.

[34]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 937.

[35]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 937.

[36]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С.937.

[37]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 937.

[38]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 938.

[39]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 938; Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //СЕВ. 1895. № 22. С. 941.

[40]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 938.

[41]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 939.

[42]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 939.

[43]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 939.

[44]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 940.

[45]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 940.

[46]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник (СДВ). 1908. №28. С. 4.

[47]Похоронена под кладбищенским храмом с. Алмазов Яр (См. Третий благочиннический округ //Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 639).

[48]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //СЕВ. 1895. №22. 15 ноября. С. 941.

[49]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 941.

[50]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 942.

[51]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 943.

[52]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С.944.

[53]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С.945.

[54]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С.946-947.

[55]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 947.

[56]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 948.

[57]См. БФ ГАСО. Ф.1. Оп. 1. Д. 75. Л. 5.

[58]См. СЕВ. 1886. №8. С. 239.

[59]См. СЕВ. 1901. №23. С. 403.

[60]См. СЕВ. 1905. №1. С. 6.

[61]См. СЕВ. 1902. №11. С. 256.

[62]См. Саратовский духовный вестник (СДВ). 1907. №2. С.14.

[63]См. Петр Алексеевич Позднев - настоятель Свято-Троицкого собора /Автор-сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-267 (дата обращения 24.05.2016)

[64]См. Чествование бывшего Пензенского епископа Преосвященного Павла по случаю исполнившегося 50-летия священнослужения его //Пензенские епархиальные ведомости. 1903. № 15. С. 647

[65]См. Епископы Балашовские, викарии Саратовской епархии (1918-1930 гг.) /Автор-сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2012-06-14-272 (дата обращения 24.05.2016).

[66]См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 546.

[67]См. БФ ГАСО. Ф. 25 ИА. Оп.1. Д. 14. Б/л.

[68]См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 546.

[69]См. Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати /Автор-сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2013-08-29-279 (дата обращения 24.05.2016).

[70]См. БФ ГАСО. Ф. 25 ИА. Оп.1. Д. 14.

[71]См. СЕВ. 1917. №17-18. С. 629.

[72]См. БФ ГАСО. Ф.1. Оп. 1. Д. 75. Л.6.

[73]См. СЕВ. 1865. №7. С. 1.

[74]См. СЕВ. 1866. №38. С. 1306.

[75]См. СЕВ. 1865. №13. С. 616.

[76]См. СЕВ. 1866. №17. С. 595.

[77]См. СЕВ. 1867. №17. С. 895-896.

[78]См. СЕВ. 1868. №1. С. 6-8.

[79]См. СЕВ. 1869. №16. С. 323.

[80]См. СЕВ. 1869. №16. С. 323.

[81]См. СЕВ. 1871. №19. С. 366.

[82]См. СЕВ. 1871. №21. С. 414-415.

[83]См. СЕВ. 1872. №8. С. 101-103.

[84]См. СЕВ. 1871. №24. С. 418-419.

[85]См. СЕВ. 1872. №4. С. 57-59.

[86]См. СЕВ. 1872. №23. С. 502-504.

[87]См. СЕВ. 1879. №41. С. 229.

[88]См. СЕВ. 1874. №11. С. 201-203.

[89]См. СЕВ. 1880. №23. С. 111.

[90]См. СДВ. 1911. №6. С.14.

[91]См. СЕВ. 1880. №24. С.115.

[92]См. СЕВ. 1891. №11. С. 229.

[93]См. СЕВ. 1883. №27. С. 178.

[94]См. СЕВ. 1889. №5. С.113.

[95]См. СЕВ. 1894. №11. С. 161.

[96]См. СЕВ. 1896. №19. С. 425.

[97]См. СЕВ. 1897. №12. С. 266.

[98]См. СЕВ. 1897. №15. С. 307.

[99]См. СЕВ. 1897. №18. С. 354.

[100]См. СЕВ. 1901. №11. С. 273.

[101]См. СЕВ. 1905. №12. С. 293.

[102]См. СЕВ. 1902. №10. С. 220.

[103]См. СЕВ. 1902. №15. С. 421.

[104]См. СЕВ. 1914. №16. С. 5

[105]См. СДВ. 1906. №41-42. С. 12.

[106]См. СДВ. 1908. №34. С. 11.

[107]См. СДВ. 1909. №26. С. 10.

[108]См. СДВ. 1909. №27-28. С. 9.

[109]См. СЕВ. 1914. №21. С. 7.

[110]См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 546.

[111]См. СЕВ. 1915. №4. С. 124.

[112]См. СЕВ. 1916. №21. С.782

[113]См. СЕВ. 1915. №25. С. 1050.

[114]См. СЕВ. 1916. №3. С. 56.

[115]См. СЕВ. 1916. №31-32. С. 1168.

[116]См. СЕВ. 1917. №2. С. 44.

[117]См. Балашов, город. Троицкий собор. Список лиц, погребенных в ограде Св.-Троицкой г. Балашова церкви //Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т.1. С. 633. Здесь же указаны реквизиты архивного документа: РГИА. Ф. 549. Оп.2. Д.32. Л.37.

[118]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 168.

[119]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. [Электронный ресурс].
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf
(дата обращения: 24.05.2016).

[120]См. Саратовские подвижники /Яковлев А.А., Теплов В.В., Плякин М.Е. Саратов: Летопись, 2000. С. 135,138,139,176.

[121]См. Саратовские подвижники. С.129,131,160,162,164.

[122]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. [Электронный ресурс].
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf
(дата обращения: 24.05.2016).

[123]См. конверт заказного письма во ВЦИК. На нем, в частности, написано "комиссии по церковным делам, гр. Смидович от исполнительного органа Коллектива верующих Соборного храма г. Балашова" //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 390.

[124]См. Прошение коллектива верующих Соборного храма г. Балашова Нижне-Волжского края во ВЦИК СССР от 24 марта 1932 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 388-389 об. Подписи не разборчивы.

[125]См. Выписка из заседания президиума Балашовского окружного исполкома советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 3 мая 1931 г. (прот. №28) //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 369. Выписка заверена управделами Прониным.

[126]См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.21. Ссылка на источник отсутствует.

[127]Цит. по: Кашеваров А. Н. Государство и Церковь: 1917–1945 гг. СПб., 1995. С. 102

[128]См. Выписка из протокола заседания президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Нижне-Волжского края от 29 декабря 1931 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 41, 500. Выписки заверены Прониным и Полянским.

[129]См. письмо предприятия «Металлом» в «Металлзавод» от 7 января 1932 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 14-15.

[130]См. Письма заместителя председателя Балашовского райисполкома Энгалечева от 20 января 1932 г. (исх. № 903) в 3-ю объединенную школу пилотов и авиатехников и электростанцию //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. ЛЛ. 18-19,21. Письма заверены секретарем Прониным.

[131]См. Телеграмма из ВЦИКа в адрес Балашовского горсовета //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 38.

[132]См. Выписка из журнала № 12 заседания президиума Балашовского горсовета от 18 февраля 1932 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 37,39.

[133]См. Письмо Балашовского горсовета во ВЦИК от 15 марта 1932 года //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 40.

[134]См. Письмо балашовского районного финотдела (райфо) в крайфу (краевое финуправление, г. Саратов) от 8 апреля 1932 года за №903 (черновой вариант) //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 76.

[135]См. Писенко К.А. Исторический обзор налогообложения церковных имуществ в истории России //Церковь и время. 2003. № 2. С. 98-99. Кроме того, см.: Карманова Г.Н. Жизнь православных верующих по сводкам ОГПУ 1930 года //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 28. История. Вып. 34. С. 148-153.

[136]См. Заявление члена церковного совета при Свято-Троицком соборе г. Балашова Андрея Тимонина //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 78-78 об. Заявление заверено круглой печатью, на которой можно различить слова: «Кол. Верующих Св. Троицкого Собора г. Балашов». В центре печати изображен православный крест.

[137]См. Постановление президиума Балашовского горсовета от 16 июня 1935 года //Протоколы заседаний и постановления президиума Балашовского городского совета //БФ ГАСО. Ф.218. Оп.6. Д. 10 (2…) (неразборчиво). Л. 122.

[138]См. Об итогах проверки партдокументов в Саратовской краевой организации ВКП (б). Постановление пленума Саратовского краевого комитета ВКП (б) от 19 декабря 1935 года //Большевик. 1936. 8 января.

[139]См. п. 22 Протокола №2 заседания президиума Балашовского горсовета от 16 января 1936 года //Протоколы заседаний и постановления президиума Балашовского городского совета //БФ ГАСО. Ф.218. Оп.6. Д.10 (2…) (неразборчиво). Л. 4. Протокол подписали председатель горсовета Гаранин и секретарь Васин.

[140]См. Пасха [Электронный ресурс]. URL: http://apteka2005.narod.ru/pasha.htm (дата обращения 24.05.2016).

[141]См. Кузеванов Л.И. Из мемуарных записок Е. В. Чиркиной: о Свято-Троицком соборе и Покровском женском монастыре [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-09-15-288 (дата обращения: 24. 05. 2016).

[142]См. Митюхин Н. Оживить антирелигиозную работу //Большевик. 1936. 21 марта.

[143]См. Саратовские подвижники. С.140, 156, 178.

[144]См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. [Электронный ресурс].
URL:http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf
(дата обращения: 24.05.2016).

[145] См. Освящена памятная доска в честь сщмч. Иакова (Маскаева) [Электронный ресурс]. URL: https://balashovblag.ru/news/novosti-eparhii/7037-2017-10-13-11-56-35.html
(дата обращения: 13.10.2017).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016-2017

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Маскаев) и борьба вокруг Свято-Троицкого собора г. Балашова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2016. – 2017. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-604

Изображение священномученика Иакова (Маскаева) размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Новомученики и исповедники Церкви Русской | Дата добавления: 28.05.2016
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]