Памятные даты |
Главная » Статьи » Очерки и заметки |
![]() Постепенно обитатели станции начинают понимать - что это за опасность. Мыслящий океан Соляриса, изучив мозг человека и тайны его психики, каким-то непонятным способом посылает на космическую станцию "гостей" - материализованные воспоминания, извлеченные из самых потайных уголков человеческого подсознания. "Гости" - не копии когда-то живших людей, а именно материализованные воспоминания о том, о чем человек старается не думать, надеясь, что все кошмарные события, произошедшие по его вине, навсегда "похоронены" в прошлом. Кельвин также становится вынужденным участником этих загадочных событий - в своей комнате он встречает "гостью" в образе давно умершей, любимой жены Хари. Трагизм ситуации усиливается от сознания того, что Крис был невольным виновником ее самоубийства, которое он мог предотвратить, но из-за самонадеянности не предотвратил, о чем горько жалел. Крис, первоначально переживший шок от появления на станции "двойника" погибшей жены, постепенно влюбляется в "гостью". Видимо, она воплотила в себе не только все лучшее, что хранил в своей памяти Кельвин о своей жене, но и что-то свое, особенное, все более проявлявшееся по мере их общения. Поняв, что женщина в образе Хари тоже полюбила его, он хочет бежать с ней со станции, даже улететь на Землю, не понимая того, что материализованное воспоминание может существовать только при постоянной энергетической "подпитке" со стороны мыслящего Океана... Перед расставанием Хари оставила записку: "Любимый... не делай себе ничего плохого - это для меня". Она "исчезла. Блеск и порыв ветра. Слабый порыв. Ничего больше" [1]. В одной старой песне есть трогательные слова, передающие душевное состояние мужчины, потерявшего навсегда ту, которая дороже всего на свете: "Я не знаю, где найти тебя, я не знаю, как до тебя дотянуться, я слышу твой голос в звуке ветра, я чувствую тебя внутри себя, в душе и в сердце..." Это состояние трагического отчаяния, невозможности спасти любимую женщину сумел талантливо передать актер Василий Лановой (Кельвин) в спектакле "Солярис", поставленном режиссером Борисом Ниренбургом по мотивам одноименной повести Станислава Лема, показанном в 1968 году на советском телевидении. Подлинным открытием стала игра студентки Щукинского театрального училища Антонины Пилюс (Хари), воплотившей в себе лучшие черты любящей женщины: заботливая нежность, ум, кротость, сочетающаяся с решительностью в критической ситуации, самопожертвование ради любимого. Именно этот телеспектакль лучше всего передает творческий замысел С. Лема, нежели экранизация повести, осуществленная А. Тарковским в 1972 году. Можно сказать, что нашумевший тогда вариант "Соляриса" Тарковского незаслуженно оставил в тени замечательное произведение, коим является анализируемый телеспектакль [2]. В наше время повесть Станислава Лема "Солярис" интересна не техническими деталями космической техники, считавшейся фантастической в 60-е годы прошлого века, не философскими рассуждениями по проблеме "Человек и Космос", а оригинальным художественным раскрытием извечных проблем: пагубности эгоизма в отношениях двух любящих сердец; необходимости особой чуткости и понимания очень сложного внутреннего мира женщины, живущей по особым, часто неведомым мужчине, законам. Ссылки и примечания 1. См. текст повести С. Лема "Солярис" [Электронный ресурс].
2. См. запись телеспектакля "Солярис" (1968 г.). ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2022-2023 Библиографическое описание материала Кузеванов Л.И. "Она исчезла. Блеск и порыв ветра. Слабый порыв. Ничего больше". О телеспектакле "Солярис" (1968) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-803 Изображения Хари и Кельвина - скриншоты из телеспектакля "Солярис" (1968, режиссёры: Л. Ишимбаева, Б. Ниренбург). Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт", указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Очерки и заметки | Дата добавления: 24.07.2023 | |