Каталог статей

Главная » Статьи » Святые Церкви Русской

Святой Гермоген: "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва".

Вся жизнь св. Гермогена (в миру Георгий Ефремович Долганев, 25.04/7.05.1858-29.06.1918) была без остатка отдана Русской Церкви и Отечеству.

Нужно отметить, что его служение было связано с Балашовским краем. Так, 29 июня 1903 года, он, в качестве правящего архиерея, посетил г. Балашов с архипастырским визитом и встретился с известным церковным деятелем Преосвященным Павлом (Вильчинским, 1826-1908), жившим на покое в Балашовском Покровском монастыре. Епископ Гермоген "приветствовал" владыку Павла "с днем тезоименитства"[1].

К сожалению, в литературе встречаются не всегда объективные оценки деятельности святителя [2]. С чем это связано? Многие современные исследователи, декларируя необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории, на практике ограничиваются сугубо политической оценкой прошлого, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий. Эти авторы, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви начала ХХ века, фактически оставляют без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь.

Отсюда вытекает и некоторое недопонимание сути подвига епископа Гермогена, его деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования", имевшего место в годы Первой русской революции 1905-1907 гг. Это недопонимание выражается в характеристике святителя как "черносотенца" [3], хотя сам этот термин не имеет в литературе более или менее единообразного толкования.

На самом деле, политические аспекты деятельности св. Гермогена в годы Первой русской революции и в последующие годы нельзя преувеличивать, искусственно отделять от его многопланового архипастырского служения, а тем более считать ее "черносотенной", вкладывая в эту характеристику сугубо отрицательный смысл.

Каков же был подлинный смысл служения Отечеству епископа Геромогена в тяжелейшие годы "революционного беснования", в чем причины обращения святителя к политическим аспектам жизни тогдашнего российского общества?

В письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», епископ Гермоген предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "толь­ко через ве­ру и Цер­ковь Пра­во­слав­ную мож­но со­хра­нить и за­щи­тить Рос­сию от злоб­ных де­мо­ни­че­ских про­ис­ков вра­гов Свя­той Церк­ви и пра­во­слав­ной От­чиз­ны. Толь­ко через Цер­ковь мож­но вли­вать по­сто­ян­ную жи­вую струю, под­дер­жи­вать в на­ро­де рус­ском, ис­ко­ни пре­дан­ном ей, дух ве­ры и тем са­мым вос­пи­ты­вать его в иде­а­лах веч­но­го спа­се­ния". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я ни­ко­гда не был, не мо­гу быть и не бу­ду по­ли­ти­ком или ру­ко­во­ди­те­лем по­ли­ти­че­ской пар­тии, хо­тя бы и са­мой луч­шей из всех пар­тий в Рос­сии"[4]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[5].

Святитель, на основе горького опыта общения с деятелями Саратовского отделения сугубо политической организации "Союз русского народа", не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия [6]. Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был "почетным председателем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [7].

Надо отметить, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [8].

Св. Иоанн Кронштадтский, олицетворявший собой соборное, духовное начало Русской Церкви, высоко оценивал роль св. Гермогена в истории Русской Церкви. Он говорил, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[9].

20 августа 2000 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, епископ Гермоген был канонизирован в лике священномученика [10]. 4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви св. Гермоген включён в собор «Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг.»[11].

Таким образом, если подходить к истории с научных позиций, то будет совершенно ясно, что те, кто реально, не щадя своей жизни, отстаивали традиционные духовные основы тогдашнего российского общества, защищали от разрушения Отечество, неизбежно становились в рады борцов, несших на себе всю ответственность и всю тяжесть последствий этой борьбы. Именно к таким деятелям и относился св. Гермоген - один из духовных столпов российского православно-религиозного патриотизма.

Ссылки и примечания

1. См. П.I.А. Посещение гор. Балашова Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном Епископом Саратовским и Царицынским //Саратовские епархиальные ведомости, 1903, №17. С. 830.

В наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть прежде всего канонизированных архиереев. Вот некоторые выдержки из справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др." (См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 30.01.2018)]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" (См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 30.01.2018); "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" (См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс]. URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 30.01.2018). По этому поводу конкретно высказался Святейший Патриарх Кирилл 19 декабря 2016 года: "В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23)... святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам (См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 30.01.2018). В любом случае автор (или редактор) произведения, в котором затрагивается тема "святительства", должен разъяснить читателям конкретный смысл, вкладываемый в содержание термина "святитель" (просто архиерей или канонизированный архиерей), сославшись при этом на соответствующую историко-церковную литературу. Иначе неизбежна путаница в понятиях, что, в какой-то степени, может принизить в сознании неискушенного читателя историческое значение святителей - канонизированных Церковью архиереев.

2. См. Романовский район и его история: Региональная энциклопедия. В 2 ч. Саратов: Буква, 2014. Ч.1. С. 100.

3.См. Гермоген (Долганёв) [Электронный ресурс].
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермоген_(Долганёв) (дата обращения: 30.01.2018). Автор этой статьи прямо называет св. Гермогена "черносотенцем".

4. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.). http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018); Гермоген (Долганев). [Электронный ресурс]. https://drevo-info.ru/articles/16142.html (дата обращения: 30.01.2021).

5. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88.

6. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014, №4. С. 17,18 и др.

7. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. https://drevo-info.ru/articles/21736.html
(дата обращения: 30.01.2018).

8. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.). http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

9. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс].
https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-svyashhennomuchenik-germogen-dolganev (дата обращения 30.01.2018).

10. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 96.

11. См. Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4885005.html (дата обращения 30.01.2018).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2021-2024

Материал размещен с согласия автора.

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. Святой Гермоген: "Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2021-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-698

В 2023 году исполнилось 165 лет со дня рождения сщмч. Гермогена (в миру Георгий Ефремович Долганев).

Изображение священномученика Гермогена (Долганева) размещено в интернете по адресу: Гермоген (Долганев). URL: https://drevo-info.ru/articles/16142.html (автор не указан). Данный сайт разрешает использование своих материалов при условии ссылки на соответствующую страницу.

Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация".

Категория: Святые Церкви Русской | Дата добавления: 16.11.2024