Памятные даты |
Главная » Статьи » Церковная история |
В интересной книге С.К. Назаровой "Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда" сообщаются сведения только о шести православных храмах дореволюционного Балашова [1]. Автор называет Михайло-Архангельскую, Свято-Троицкую соборную, Ильинскую, Покровскую, Успенскую (кладбищенскую) и Преображенскую церкви [2]. Однако в этот перечень не были включены домовые храмы: при Балашовской тюрьме [3], два монастырских - настоятельский в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1889 г.) и при домике Преосвященного Павла - во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы и св. муч. Параскевы (освящен в 1903 г.) [4]. Причем, домовая церковь при домике Преосвященного Павла была сохранена и после его смерти в 1908 году [5]. Кроме того, домовые церкви функционировали при Балашовском духовном училище (Александро-Невский храм) [6] и при богадельне Успенской кладбищенской церкви (во имя свм. Агафии) [7]. В книге С.К. Назаровой не упоминается Иоанно-Предтеченская церковь. С.К. Назарова пишет о Преображенском храме, который, по ее мнению, возведен в 1912 г.[8] Но о городской балашовской церкви с таким наименованием ничего не сообщается в "Саратовских епархиальных ведомостях" (1865-1918 гг.). Зато есть сведения об Иоанно-Предтеченской церкви за 1913-1918 гг. [9]. Можно предположить, что фактически С.К. Назарова пишет не о Преображенском, а об Иоанно-Предтеченском храме. Вместе с тем, может возникнуть проблема: "Как называть храм г. Балашова, построенный в 1912 (1913) году: Преображенским или Иоанно-Предтеченским? Это один и тот же храм или два разных?". В дореволюционных документах речь идет только об Иоанно-Предтеченском храме. В советских документах, наоборот, называется Преображенская церковь (С.К. Назарова взяла за основу документы именно этого времени), но нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви [19]. Могло быть и такое: Иоанно-Предтеченский храм был возведен на месте часовни (возможно, с таким же наименованием), которая, по некоторым данным, располагалась недалеко от Свято-Троицкого собора. Однако пока нет ответа на вопрос: почему нет никаких сведений об Иоанно-Предтеченской церкви в советских "ликвидационных" документах? Нужны дополнительные исследования. Таким образом, в дореволюционном Балашове было не шесть, а гораздо больше православных храмов. Видимо, приведенный выше список также не окончательный. Нужны дополнительные исследования и уточнения. Вызывает сомнение датировка возведения ряда православных храмов г. Балашова. Так, С.К. Назарова пишет, что Михайло-Архангельская церковь была построена в 1768 г. Однако в «Саратовских епархиальных ведомостях» за 1895 г. указана другая дата – 1765 г.[20] Автор книги утверждает, что Ильинский храм «1849 года постройки»[21], в «Саратовских епархиальных ведомостях» указана иная дата - 1844 г. [22] Приводя информацию о храмах Балашовского Покровского монастыря, С.К. Назарова не всегда сообщает даты их возведения, хотя они известны. Например, Покровская церковь была построена в 1862 г. при женской богадельне [23] (ни женской общины, ни тем более монастыря тогда еще не было).
В публикации С.К. Назаровой уделено внимание Свято-Троицкому собору [24]. Однако и здесь имеются спорные утверждения. Например, С.К. Назарова пишет о построении «однопрестольного» собора в 1820 году[25]. Однако самое раннее здание Троицкой церкви, как нам удалось выяснить, построено в 1767 г. и освящено в 1768 г. Причем уже в это время церковь была двухпрестольной (во имя Св. Троицы и во имя Архистратига Михаила) [26]. В 1806 г. в Троицкой церкви действовали те же два престола [27]. Вероятно, 1806, 1820, 1879 гг. были временем, когда происходили капитальные перестройки здания Троицкой церкви. В книге С.К. Назаровой говорится о том, что в 1900 г. была построена Успенская (кладбищенская) церковь. При этом она добавляет: «по другим данным» – в 1904 г.[28] Но почему-то автор книги не учел данные, содержащиеся в «Саратовских епархиальных ведомостях». В этом авторитетном историческом источнике указывается, что данный храм был возведен не в 1900, а в 1858 году [29]. Исторические данные, сообщаемые в "Саратовских епархиальных ведомостях", весьма надежны, так как основаны на материалах архива Саратовской духовной консистории [30]. Таким образом, в местных исследованиях должна появиться (или усилиться) историографическая составляющая, что позволит сопоставлять, критически оценивать данные, полученные разными авторами по той или иной актуальной проблеме церковной истории. Ссылки и примечания 1.См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.4. 2. Там же. С.8-25. 3. См. Сведения о состоянии капиталов Балашовского уездного отделения губернского попечительного о тюрьмах комитета (средства пожертвованы на тюремную церковь). Сообщение зав. Балашовской тюрьмой в карательный отдел губотюста (17.03.1919 г.) //ОГУ «Государственный архив Саратовской области» (ГАСО). Ф. Р-546. Оп.1. Д.16. Л.48. 4. Информация об освящении домовой церкви в настоятельском корпусе содержится в епархиальном справочнике (См. Справочная кн. Саратовской епархии. Саратов, 1912. С.121). Об освящении домовой церкви при домике Преосвященного Павла (Вильчинского) можно узнать из надписи, сделанной на Кресте деревянном закладном, оставшемся от данного храма и ныне хранящемся в музее Саратовской митрополии. Вот текст этой надписи: "От данного храма сохранился Крест деревянный закладной, находящийся ныне в музее Саратовской митрополии, на котором выжжена следующая надпись: «Во Славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича II, по благословению Преосвященнаго Епископа Саратовского Иоанна создан Храм сей при Балашовском женском монастыре в лето от сотворения мира (7411) от Рождества же Христова (1903). Освящен храм сей в честь Пресвятыя Богородицы Скоропослушницы и Св. мученицы Параскевы-Пятницы с благословения Преосвященнаго Гермогена Епископа Саратовского и Царицынскаго Епископом Павлом бывшим Пензенским при Настоятельнице монастыря Игумении Марии и сестрах Св. обители в лето от Рождества Христова (1903) месяца Сентября 2-го дня». Из текста этой надписи становится ясно, что домовая церковь была освящена 2 сентября 1903 года в присутствии игуменьи Марии. 5. См. Опись имущества Балашовского Покровского женского монастыря (1911 г.) //БФ ГАСО. Ф.60. Оп.1. Д.1. Л. 94. 6. См. Саратовский духовный вестник (СДВ). 1912. № 40-41. С. 41; О ликвидации домовой церкви при бывшем духовном училище г. Балашова и передаче культурного имущества в церковь с. Большой Карай Романовской волости, пострадавшую от пожара. Из переписки Балашовского уисполкома с губотуправом (1918 г.) //ГАСО. Ф. Р-456. Оп.1. Д.974. Л. 8; Д. 975. Л. 40. В документах 1900 г. упоминается диакон домовой церкви при Балашовском духовном училище Сергий Салтыковский (См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1900. №9. С. 143). На широко известной фотографии Балашовского духовного училища отчетливо видна маковка домовой церкви. 7. См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 120. 7. См. СЕВ. 1895. №18. С. 84. 8. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С.12. 9. См. СЕВ. 1914. №1. 10. См. СЕВ. 1914. №1. С. 1 11. См. СЕВ. 1916. №21. С.783. 12. См. СЕВ. 1916. №22. С. 830. 13. См. СЕВ. 1916. №22. С.830. 14. См. СЕВ. 1918. №13-15. С.148. 15. См. СЕВ. 1918. №13-15. С.145-146. 16. См. СЕВ. 1918. №16-18. С.204. 17. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 12. 18. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 13. 19. См. Список не закрытых церквей и молитвенных домов, находящихся в пользовании коллективов верующих по Балашовскому району и г. Балашову. Составлен 7 февраля 1932 г. //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 28-30. В этом списке есть раздел с информацией о закрытых храмах. О Преображенском храме, закрытом в 1929 г. ("в прошлом году"), писали в своей жалобе от 24 марта 1930 г. прихожане Свято-Троицкого собора (См. Прошение коллектива верующих Соборного храма г. Балашова Нижне-Волжского края во ВЦИК СССР от 24 марта 1930 года //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л. 388-389 об.). 20. См. СЕВ. 1895. №18. С. 84. 21. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 11. 22. См. СЕВ. 1895. №18. С. 84. 23. См. Справочная книга Саратовской епархии. С. 121. 24. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 14-24. 25. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С. 14. Кроме того, в публикации С.К. Назаровой не проанализирована, на первый взгляд, противоречивая информация о количестве престолов в Свято-Троицком соборе после его реконструкции и освящения в конце XIX века. Судя по письму протоиерея Романа Левитского в Балашовскую земскую управу (1881 г.), центральная российская власть утвердила возведение трех новых престолов в строящемся здании собора (БФ ГАСО. Ф.3. Оп.5. Д.8. б/л.), а в итоге их оказалось пять (См. Справочная кн. Саратовской епархии. – Саратов: Типография Союза Печатного Двора, 1912. С.119). Значит, два из пяти престолов (во имя св. Архистратига Михаила и во имя св. Митрофания, Воронежского Чудотворца) во время строительства продолжали действовать в трапезной церкви. Главный престол - во имя Св. Троицы, судя по тому же письму о. Романа, находился в главном здании, которое было "разобрано" из-за ветхости. 26. См. Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //СЕВ. 1900. №7. С.471. Эта страница "СЕВ" размещена на втором снимке справа. 27. См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал. 1997. №3. С.18. 28. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 25. 29. См. СЕВ. 1895. №18. С. 85. 30. См., например, раздел "СЕВ", который так и называется "Архив Саратовской Духовной Консистории" (СЕВ. 1895. № 19. С. 362). ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2023 Материал размещен с разрешения автора. Библиографическое описание статьи
Кузеванов Л.И. Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове? Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Церковная история | Дата добавления: 17.01.2023 | |