Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

Балашовский край: особенности местной церковной истории и некоторые направления ее изучения.

Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук

В местной исследовательской литературе до сих пор ощущается нехватка материалов, в которых бы достоверно освещалась церковная история Прихоперья [6]. Кроме того, в ряде публикаций не учитываются особенности местной церковной истории, что также отрицательно сказывается на результатах исследовательской работы. О каких особенностях идет речь?

В ходе изучения научной литературы выяснилось, что культурно-просветительская и миссионерская деятельность Православной Церкви в Прихоперье осуществлялась в XIV-XVI вв. в рамках т.н. «Червленого Яра» — объединения русских, татарских и, вероятно, мордовских общин [9]. Здесь издавна мирно жили и трудились люди разных национальностей. То есть традиции межнационального сотрудничества в этих местах формировались веками и поэтому очень крепки [11]. Межнациональное сотрудничество на Хоперской земле — давняя и добрая традиция.

Другой особенностью местной церковной истории является весьма разнообразная деятельность Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, руководимого в 1884-1919 гг. начальницей, а затем настоятельницей в сане игуменьи Марией (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна, 1841-1920). События, связанные с Балашовским женским монастырем, до сих вызывают интерес у исследователей [13-16]. Эта тема стала еще более значимой после того, как 2 октября 2013 года Священный Синод РПЦ учредил в г. Балашове Покровский женский монастырь [2].

Деятельное участие в становлении Балашовского Покровского женского общежительного монастыря принимал Преосвященный Павел (Вильчинский, 1826-1908). В 1902-1908 гг. он жил на покое в данной обители, оставил после себя значительное духовно-публицистическое наследие, весьма актуальное в наше время [10]. Владыка был похоронен в склепе строившегося монастырского Покровского собора. Достоверно известно, что в 1922 году склеп с телом покойного был вскрыт [12]. До сих пор не найдены останки владыки.

История Хоперской земли связана с жизнью православных подвижников [сщмчч. Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Гермоген (Долганев), Дионисий Щеголев, Михаил Платонов, сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), сщисп. Виктор (Островидов), прмч. Феодор (Богоявленский) и другие]. На важность изучения духовного подвига новомучеников и исповедников обращено внимание в документах Освященного Архиерейского Собора РПЦ (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)[1].

Исследование церковной истории края невозможно представить без использования материалов, касающихся истории местных храмов, крупнейшим из которых был Свято-Троицкий собор. Перед исследователями стоит важная задача - осуществить сплошное изучение истории православных храмов, когда-либо действовавших на территории Прихоперья.

Учет особенностей местной церковной истории заметен в некоторых опубликованных краеведческих работах. Такие доклады, как «… благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее» (О судьбах служителей Покровского храма села Сокур) (С.А. Вартанова); «Храм Космы и Дамиана – святыня села Чиганак» (Г.Е. Сорокина); «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова – священника Никольской церкви слободы Самойловка)» и "Мирандов Ф.Е. – благочинный 4-го округа Балашовского уезда" (О.А. Михайлова) носят сугубо исследовательский характер. Эти и другие работы были отмечены на научно-просветительских конференциях "Россия Православная: история и современность" (2013, 2014, 2015, 2016 гг.) [3, 4, 5, 8].

Больше внимание стало уделяться исследованию событий новейшей церковной истории края. Используя методы интервью, наблюдения, проблемно-хронологический метод, удалось зафиксировать и опубликовать существенные исторические факты - описания историко-церковных конференций, православных акций, составление обзоров новых публикаций по местной церковной истории и т.д. Новыми направлениями организации исследований стали семинары, на которых анализируются методологические и методические подходы к изучению церковной истории и научно-просветительские историко-церковные чтения [7].

В ходе проведенного историографического анализа установлено формирование положительной тенденции - участие профессиональных исследователей в изучении церковной истории Прихоперья. Так, С.М. Иванов изучил историю ряда подворий Балашовского Покровского женского монастыря, располагавшихся на территории нынешней Волгоградской области [13]. А.М. Елдашев реконструировал казанский период жизни и деятельности настоятельницы Балашовского Покровского монастыря игуменьи Марии (Мандрыки) [14]. Новиков А.П. (1956-2015) установил дату смерти игуменьи Марии (Мандрыки, 1841-1920), собрал ряд интересных материалов о Преосвященном Павле (Вильчинском), поднял проблему долгов Балашовского Покровского женского монастыря перед различными кредиторами [15]. Священник Евгений Агеев (Урюпинская епархия) продолжил изучение проблемы долгов балашовской обители, опубликовав ряд уникальных архивных материалов. К примеру, для более глубокого уяснения причин образовавшихся финансовых нестроений в монастыре особенно важными являются многостраничный документ "Журнал Саратовской духовной консистории по делу о ликвидации долгов Балашовского Покровского монастыря" от 20 ноября 1910 года и "Заявление игуменьи Марии епископу Гермогену"[16].

Автор данного очерка проанализировала ряд публикаций о св. Софии (Селиверстовой) и констатировала, что точное место ее рождения пока не выявлено. София родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии, но на территории Сердобского уезда существовали несколько населенных пунктов в названии которых фигурировало слово "Изнаир": 1) с. Богородское (Изнар тож), 2) с. Еланский Изнаир; 3) с. Изнаир (с. Поливановка). Сформулированы конкретные исследовательские задачи по преодолению этого пробела в биографии святой. Кроме того, в опубликованном материале поставлены проблемы методологического характера [17].

В другой нашей статье показано, что Соломия Макаровна Гусева (р. 1851), уроженка с. Пинеровка Балашовского уезда, стала настоятельницей-игуменьей Илецкого Николаевского женского общежительного монастыря, ранее приняв монашеский постриг с именем Серафима. Методолого-историографический анализ выявил большие пробелы в изучении ее жизненного пути: 1) по какой причине, откуда и когда Соломия Гусева переехала на территорию Оренбургского края, 2) как протекала жизнь Соломии в течение сорока лет до поступления в Николаевскую общину, 3) когда и при каких обстоятельствах закончился земной путь игуменьи, 4) была ли у Серафимы преемница или же она была единственной настоятельницей Илецкого Николаевского женского общежительного монастыря, 5) сохранились ли какие-либо изображения Серафимы (Гусевой), 6) был ли освящен монастырский Вознесенский собор, сколько и какие он имел приделы, 7) когда конкретно и при каких обстоятельствах был ликвидирован Илецкий монастырь? Все эти и некоторые другие вопросы пока остаются без ответа, что позволяет сделать вывод: исследование биографии первой настоятельницы Илецкого Николаевского женского монастыря игуменьи Серафимы (Гусевой), уроженки с. Пинеровка Балашовского уезда, должно быть продолжено [18].

История Русской Православной Церкви занимает достойное место в творческом наследии В.В. Смотрова (1939-2015). По его инициативе в 2004 г. вышел в свет коллективный труд "Православие и Хоперское казачество". В очерке "Казачьи традиции в Прихоперье" Владимир Васильевич показал первостепенную роль Православной Церкви в становлении хоперских казаков как защитников Отечества. "Казаки всегда были набожны. Православная Церковь на протяжении веков ковала и пестовала несгибаемый дух русского патриотизма. Это она научила казаков, всех русских людей быть верными - без мести, мужественными - без жестокости, стойкими - без фанатизма", - подчеркивал ученый.

Актуальны наблюдения исследователя, касающиеся семейных традиций хоперских казаков. Они "не признавали вольное, свободное общение мужчин и женщин", "казачку-мать ценили и боготворили", "стариков почитали и берегли". Под благотворным влиянием Православной Церкви происходило постепенное смягчение некоторых нравов, бытовавших в казачьей среде с незапамятных времен. В.В. Смотров впервые в литературе использовал церковные жития как источник по истории Балашовского края.

В 2007 г. по инициативе В.В. Смотрова вышел в свет большой коллективный труд "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии". В нем ученый опубликовал очерки: "Защитники Православия" - об игумене Оптиной Пустыни Феодосии (в миру Попов Федор Афанасьевич, уроженец с. Большой Карай Балашовского уезда); известном миссионере из крестьян Семёне Климовиче Привалове (уроженец с. Алмазов Яр Балашовского уезда) и св. Дионисии Щеголеве (уроженец с. Рассказань Балашовского уезда). В.В. Смотров первым ввел в местное информационное пространство важные для краеведения и воспитания молодежи материалы, в которых подчеркиваются такие черты подвижников Православия, как бессребреничество, милосердие, христианская любовь к людям.

В книге "Село Рассказань в истории Балашовского уезда (2009) Владимир Васильевич повествует о большой роли местных православных священников в повседневной жизни крестьян. Так, 2 марта 1903 г. Рассказанское сельское общество поручило наблюдение за постройкой двух земских школ приходскому священнику о. Николаю Архангельскому. Именно к нему в октябре 1904 г. обращалась Балашовская уездная управа за помощью в устранении недостатков в строительстве школ. Автор книги подчеркивает, что "благодаря усилиям священника", "классы были просторные, светлые, с высокими потолками и обилием больших окон".

Кроме того, в центре с. Рассказань размещалась церковно-приходская школа, в которой занимались 25 человек. Обучение было бесплатным, заведовал школой священник Федор Антонович Николаев. Выпускником этого учебного заведения был сын местного кузнеца - Федор Петрович Винокуров, через много лет ставший академиком АН Белорусской ССР [19].

Краеведческие исследования Г.В. Еремина (1927-2015) по своему научному уровню приближаются к профессиональным. Например, в 1997 году им опубликована интересная статья "Город Балашов в ранние годы". Изучив материалы Российского государственного архива древних актов, Георгий Викторович пришел к выводу, что уже в 1806 году в городе существовал двухпрестольный (престолы в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила) каменный Свято-Троицкий собор [20]. Ранее считалось, что первое здание собора было однопрестольным и возникло в 1820 году.

Л.И. Кузеванов опубликовал книги и статьи, непосредственно касающиеся церковной истории и историографии Прихоперья. В частности, в результате критического анализа имеющейся литературы и источников, был сделан вывод о том, что в истории Балашовского Покровского монастыря была всего одна настоятельница - игуменья Мария (Мандрыка). По стечению обстоятельств, она оказалась первой и единственной монастырской настоятельницей. Опубликован и проанализирован список членов Покровской трудовой артели, созданной Марией после закрытия монастыря. Изучены положения договора, заключенного между новой властью и монахинями. Большое внимание автор уделил проблеме происхождения Екатерины Захаровны Мандрыки (в монашестве Мария). Например, ее дедушкой был герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Н.Я. Мандрыка. Его имя высечено на мраморной доске в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Храме Христа Спасителя. Впервые обобщена информация о подворьях Балашовского Покровского монастыря, об участии монастыря в выставочной деятельности; изучен порядок сбора пожертвований, сформировавшийся в обители; изложены некоторые малоизвестные причины финансовых нестроений, образовавшихся в обители в начале ХХ века; выявлена точная дата фактического закрытия Балашовского Покровского монастыря; установлено, что попытки взыскания долгов с уже бывшего Балашовского монастыря предпринимались даже в 1919 году, т.е. в советское время; изучено взаимодействие последнего епископа Балашовского, викария Саратовской епархии Иакова (Маскаева) и бывших монастырских насельниц в 1929-1930 гг.; прослежены судьбы некоторых сестер обители в 1937-1938 гг. Исследователь уточнил содержание таких понятий, как "предыстория", "собственно история", "постистория" применительно к Балашовскому Покровскому женскому общежительному монастырю (1844-91919).

В монографии Л.И. Кузеванова "Церковная история Балашовского края", содержащей более тысячи ссылок на источники и литературу, показано, что в 30-е годы прошлого века на территории Балашовского края находили приют насельники из других закрытых властями обителей. Весьма вероятно, что то же самое происходило и с насельницами. Дело в том, что в имеющихся источниках совершенно недостаточно прямых и достоверных сведений о бывших сестрах именно Балашовского Покровского монастыря. Указание на то, что они родились в прихоперских населенных пунктах еще не является окончательным доказательством их принадлежности именно к этой обители. Сестры могли вернуться на малую родину после закрытия других монастырей (и не только Саратовской епархии), в которых они проходили послушания. Перед исследователями стоит задача найти о них более подробные сведения.

Историк собрал и обобщил данные о протоиерее Свято-Троицкого собора Романе Львовиче Левитском, других соборных клириках; доказал, что во время строительства нового здания Свято-Троицкого собора (восточная и средняя его части) деятельность соборной церкви не прекращалась: в западной части собора (трапезная), не подвергшейся "разборке", функционировали престолы во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца. Им уточнены даты возведения ряда храмов г. Балашова, в т.ч. и Свято-Троицкого собора, установлено, что одно из самых ранних зданий Троицкой церкви было возведено не в 1820 году, как считалось ранее, а в 1767, освящено в 1768 году. Причем, уже в то время храм был двухпрестольным - в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила; выявлены новые имена тех, кто служил в балашовских храмах; проведен историографический анализ местной литературы по церковной истории края. Историком найдены и опубликованы архивные сведения о деятельности митрополита Саратовского Серафима (Александрова, 1867-1937) в 1931-1932 гг., касающейся храмов г. Балашова [21].

Полученные историко-церковные знания используются на практике. Так, в рамках епархиальных проектов "Православный книгоноша" (автор Л.М. Кузеванова), "Разрушенные храмы - разрушенные традиции" (автор Л.Л. Кузеванова), ставших победителями Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива" в 2015 году, до общественности были доведены результаты исследований по истории православных храмов Балашовского края и биографий местных подвижниках благочестия [22]. Одним из результатов проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской", ставшего в 2016 году победителем Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива" (автор Л.М. Кузеванова)[23], было изготовление пяти мемориальных досок в честь святых, жизнь которых была связана с историей Балашовского края [Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Михаил Платонов, Дионисий Щеголев и Феодор (Богоявленский)]. По благословению епархиального архиерея часть мемориальных досок установлена и освящена. В 2018 г. в рамках Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива" победителем стал епархиальный проект "Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность"" (автор Л.И. Кузеванов) [24].

Источники и литература

Источники

1. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 2017 года (п. 3) //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html (дата обращения: 10.12.2017).

2. Журнал №123 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви (п.9) //Журналы заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275888.html (дата обращения: 4.04.2016)

3. Информационное письмо «О Первой Епархиальной школьной научно-просветительской конференции «Православие на Балашовской земле»» //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №10; Информационное письмо «О Второй Епархиальной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность" //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №6; Информационное письмо "О Третьей Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность». URL: http://www.balashovblag.ru/index.php/articles/108-anonses/4092--l-r.html (дата обращения: 21.09.2017) и др.

4. В Балашовской епархии ведется работа по сбору материалов о репрессированных насельницах Покровского монастыря.
URL: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3365024.html (дата обращения: 21.09.2020)

Литература

5. См. Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. «Сохранить память о трагических страницах истории». Размышления после 2-й Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №11.

6. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 175-197.

7. См.: Кузеванова Л.Л. Возрождение монашеских традиций на Балашовской земле: интервью с монахиней Варварой //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №11; Кузеванова Л.Л. История Русской Церкви в исследованиях школьников Прихопёрья //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2013. №12; Кузеванова Л.Л. Два года трудов на ниве Христовой. Интервью с Преосвященнейшим Тарасием, епископом Балашовским и Ртищевским. URL: https://balashovblag.ru/articles/109-pravslovo/2920-two-years.html (дата обращения: 4.04.2016); Кузеванова Л.Л. «Со Христом, в Его Церкви, ко Спасению». Интервью с атаманом Балашовского станичного казачьего общества войсковым старшиной Подкорытовым Николаем Михайловичем //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №1 и др.

8. См. Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. 101 с.

9. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л.: Наука, 1987.

10. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 133-134.

11. См. Кузеванов Л.И. Православная Церковь и Червленый Яр //Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. С. 46.

12. См. Смотров В.В. Епископ Павел и тайна его перезахоронения //Из истории Прихоперья и Балашовского уезда. Сб. ст. краеведов. Балашов, 2011. С. 103-107.

13. См. Иванов С.М. Царицынское подворье Балашовского Покровского женского монастыря. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-392 (дата обращения: 19.10.2019).

14. См. Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская [Электронный ресурс]. URL: https://www.ippo.ru/old/library/prav/person/1/index.html (дата обращения: 9.09.2020).

15. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край, 2001. №1. С. 7; Новиков А.П. Установлены дата смерти и место погребения игуменьи Марии. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/14-1-0-271 (дата обращения: 4.04.2016).

16. См. История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней) /Сост. и науч. ред. священник Е. Агеев. М.: Спасское дело, 2022. С. 112-145; 150-154. Священник Евгений Агеев - кандидат теологии.

17. См. Кузеванова Л.М. К 150-летию со дня рождения прмч. Софии. О малоисследованных сюжетах биографии. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-436 (дата обращения: 16.12.2021).

18. См. Кузеванова Л.М. Настоятельница из Пинеровки. О научных проблемах в освещении биографии игуменьи Серафимы. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-857 (дата обращения: 14.12.2021).

19. См. Кузеванов Л.И. Подвижник изучения истории Балашовского Прихоперья Смотров Владимир Васильевич (1939-2015). URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/17-1-0-194 (дата обращения: 14.12.2021).

20. См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал, 1997, №3. С. 18.

21. См.: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. С. 46-147; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. 232 с.; Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. 256 с.; Кузеванов Л.И. История Балашовского Покровского женского монастыря: малоизученные сюжеты //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви, 2013, №9; Кузеванов Л.И. Подворья Балашовской обители //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви, 2014, №10; Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Яков Иванович Маскаев). Балашовский период жизни //Балашовская правда, 2013, 6 августа; Кузеванов Л.И. Балашовский Покровский женский общежительный монастырь: предыстория, собственно история и постистория. http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-664 (дата обращения: 7.04.2020); Кузеванов Л.И. Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове? URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-11-03-268 (дата обращения: 4.04.2016); Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор. К 255-летию со времени освящения первого здания (1768 г.). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-600 (дата обращения: 14.12.2021); Кузеванов Л.И. Протоиерей Свято-Троицкого собора Роман Львович Левитский. К 200-летию со дня рождения. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-529 (дата обращения: 14.12.2021); Кузеванов Л.И. Кто служил в Свято-Троицом соборе?. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-531 (дата обращения: 4.04. 2016); Кузеванов Л.И. Исследование церковной истории Балашовского края: некоторые итоги и перспективы. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-06-25-450 (дата обращения: 14.12.2021); Кузеванов Л.И. Митрополит Серафим (Александров) и «дело» о балашовских антиминсах (1931-1932 гг.). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-796 (дата обращения: 15.03.2020) и др.

22. См.: Кузеванова Л.Л. Вышла в свет первая монография об игуменье Марии (1841-1920) //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №12; Кузеванова Л.Л. Введение //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Изд-во «Перо», 2015. С. 7-15; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 31; Кузеванова Л.М. Подвижник балашовского краеведения. Чтения памяти В.В. Смотрова (1939-2015). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-444 (дата обращения: 12.05.2022); Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. Россия Православная: история и современность. URL: https://balashovblag.ru/articles/109-pravslovo/5333-2015-11-15-14-29-28.html (дата обращения: 14.05.2017).

23. Новомученики и исповедники земли Балашовской. Автор: Кузеванова Лариса Михайловна. Скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

24. Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович. Скриншот (20.08.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

Библиографическое описание статьи

Кузеванова Л.М. Балашовский край: особенности местной церковной истории и некоторые направления ее изучения //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2021-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-699

©Кузеванова Лариса Михайловна, текст, 2021-2024

Материал размещен с разрешения автора.

Фотография часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы (2013) размещена с разрешения ее автора Л.Л. Кузевановой. Скриншоты двух извещений сделаны Л.М. Кузевановой.

Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация".

Категория: Церковная история | Дата добавления: 24.11.2024