Памятные даты |
Главная » Статьи » Церковная история |
Просветов Ростислав Юрьевич В 40-50-е годы XX века святые источники являлись теми центрами, вокруг которых сосредотачивалась религиозная жизнь определенных групп православных людей, не приемлющих установленных советской властью принципов существования и лишенных возможности вести нормальную церковную жизнь из-за малого количества или совершенного отсутствия церквей и пастырей. Борьба советских органов с почитанием святых источников не прекращалась никогда. Чтобы остановить поток верующих, источники пытались уничтожать, засыпали землей, замуровывали, цементировали, но все было тщетно. Православные люди стремились к ним не только за целебной водой, но и за «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14), то есть за утолением духовной жажды, за благодатью Святого Духа.В то непростое время большая часть России представляла собой духовную пустыню. В Саратовской области насчитывалось всего 11 действующих церквей. Балашовская область в этом отношении выглядела несколько лучше. Здесь в 1954 году насчитывалось 26 церквей, в том числе в районах, выделенных из областей: Воронежской – 15, Сталинградской – 6, Саратовской – 4 и Тамбовской – 1. Во всех городах области – Балашове, Ртищево, Борисоглебске, Урюпинске и Новохоперске – имелись действующие церкви. При этом верующие ходатайствовали об открытии новых церквей, но все ходатайства отклонялись. За неимением храмов в некоторых селах были оборудованы молитвенные дома, где совершались церковные службы. Так было в селах Большая Грязнуха Балашовского района, Терса Еланского района и Куровка Вязовского района[1]. Но самое большое беспокойство и озабоченность у районных и областных властей вызывало не это, а широкое почитание святых источников-колодцев и многолюдное паломничество к ним в особые, памятные дни. Большим почитанием у балашовцев пользовался источник в с. Лопатино. Сельский храм, в котором находилась чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы, был разрушен, икона сокрыта до времени, а местом паломничества, совершения молебнов и акафистов стал местный источник. Так, 24 июня 1954 г. на празднование к Лопатинскому источнику пришло свыше двух тысяч паломников из Балашова, Балашовского, Романовского, Родничковского, Красавского, Турковского и Ново-Покровского районов[2]. Мириться с таким открытым проявлением религиозного чувства ни районные, ни областные власти не собирались. Тем более, что в организации богослужений на источниках зачастую участвовало незарегистрированное духовенство, а количество паломников год от года росло. Активно велась антирелигиозная пропаганда, так называемое "разоблачение святых мест". В 1958 г. уполномоченный Совета по Саратовской области даже специально отчитывался перед Москвой о ходе выполнения указаний по прекращению паломничества и закрытию святых мест. В своем докладе он сообщал: «Меры по прекращению паломничества к так называемым “святым местам” мною проводятся с 1956 года. В этом году мною был снят с регистрации священник Хвалынской церкви Кургаев, который в районе г. Хвалынска у почитаемого родника на месте бывшего монашеского скита организовал молебен с участием 400 верующих. Родник по моей рекомендации был тщательно закрыт и он с того времени верующими не посещается. В Балашовском районе около села Лопатино имеется почитаемый колодец, к которому до 1958 года в десятую пятницу после Пасхи стекалось до 4 тысяч верующих из сел Балашовского района, а также и некоторых сел Тамбовской и Воронежской областей. В 1958 году в результате опубликования разоблачительной статьи в областной газете “Заря молодежи” об обманных действиях организаторов указанного “святого места” количество паломников к этому колодцу сократилось в 10 раз»[3]. К мерам по прекращению паломничеств и почитаний святых мест привлекались и священнослужители. Под давлением властей архиепископ Саратовский и Вольский Палладий (Шерстенников) был вынужден запретить духовенству епархии не только участвовать в паломничествах и совершать молебны на источниках, но и служить в эти дни в церквах. Более того, в своих проповедях он призывал также и верующих не принимать участие в паломничествах, а их организаторов называл «самочинниками»[4]. Уполномоченный отчитывался, что в период с 10 марта по 10 апреля 1958 г. в с. Лопатино и в окружающих почитаемый родник селах проводились партийные, комсомольские собрания, собрания колхозников, на которых были обсуждены и одобрены меры по ликвидации святых мест. В районной и городской газетах были помещены статьи, разоблачающие действия организаторов. А весной, после подсыхания почвы, обещал, что почитаемое место будет занято под калды [то есть загоны] на летний период для колхозного скота[5]. В отчете за 1959 г. он уже сообщал: «В составе бригады я выезжал в Балашовский район, где после тщательного ознакомления с лопатинским водоисточником, бесед с населением и руководителями с. Лопатино, а также бесед с руководителями района, принял участие в разработке плана практических мероприятий по прекращению паломничества к лопатинскому колодцу и закрытию его. В этом плане были намечены пункты и сроки проведения партийных, комсомольских собраний, сходов граждан с. Лопатино и Б[ольшой] Грязнухи. Намечены и другие конкретные меры по ликвидации лопатинского почитаемого места. После проведения собраний в указанных селах и предприятиях г. Балашова, на которых выступающие разоблачали шарлатанские действия организаторов паломничества к лопатинскому колодцу и требовали его прекращения, со “святого” лопатинского места были сняты кресты и иконы. Снятие произведено тем же лицом, которое и ставило их, т.е. одним из организаторов этого “святого места” Гоголевым Лазарем, а место паломничества подготовлено для посадки леса. По решению облисполкома от 8 мая 1959 года на базе лопатинского родника строится водопровод, который полностью удовлетворяет потребности в воде население села Лопатино. Для осуществления этих работ Облисполкомом выделено 100 тысяч рублей. Сооружение водопровода будет закончено к 10 июля 1959 года. Таким образом, лопатинский колодец из очага притяжения кликуш и юродствующих, во Христе шарлатанов превращается в неиссякаемый родник прекрасной по своим качествам воды, которая по трубам будет подаваться к домам трудящихся села Лопатино, а также и к животноводческим помещениям местного колхоза»[6]. Как видим, местные органы власти боролись не столько с самими святыми источниками, сколько с их почитанием, с проявлением открытого религиозного чувства, чуждого советской идеологии. К 60-м годам XX века вся религиозная жизнь в Советском Союзе была поставлена под жесткий контроль. Не имеющие где приклонить голову верующие люди, вновь были поставлены вне закона. Часто святые источники были единственным прибежищем, где они могли публично служить и молиться. Несмотря на активную борьбу советских органов, паломничество к святым местам все же не прекращалось ни на один год. Другое дело, что людской поток, этот живой ручеек со временем становился все меньше и меньше. И все же веру не удалось "зацементировать". Сейчас уже обретена икона святой мученицы Параскевы, по-прежнему существует святой источник в селе Лопатино и к нему, по-прежнему, совершается ежегодный крестный ход. Ссылки и примечания [1] Архивный отдел администрации Балашовского муниципального района. Ф. 1238. Оп. 1. Д. 1. Л. 190. [2] Там же. Л. 196. [3] Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1681. Л. 14. [4] Там же. Л. 15. [5] Там же. Л. 16. [6] Там же. Л. 18 ©Просветов Ростислав Юрьевич, текст, фотография автора статьи, 2016-2024 Текст и фотография размещены с разрешения автора. Библиографическое описание статьи Просветов Р. Ю. О борьбе с почитанием святого источника в с. Лопатино в 50-х годах XX века //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-609 Данная работа была представлена в качестве доклада на IV межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2016 г.). Об авторе. Просветов Ростислав Юрьевич окончил исторический факультет Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, автор учебно-методического материала «Из истории Тамбовского края» (2002), соавтор книги «Кирсанов православный» (1999, 2012), «Очерки истории города Кирсанова: годы и люди» (2014), автор и соавтор двух десятков статей в «Тамбовской энциклопедии» (Тамбов, 2004; 2020). В 2012–2018 гг. осуществлял подготовку и комментирование многотомного научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., ответственный редактор четвёртого тома. Награждён архиерейской грамотой и удостоен патриаршей медали в честь 100-летия Поместного Собора 1917–1918 гг. В 2017 году удостоен первого места в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству» за книгу «Митрополит Вениамин (Федченков). Служение в Америке» (Отчий дом, 2016). Автор-составитель юбилейного альбома «Священный Собор» (Издательство Московской Патриархии, 2017), занявшего третье место в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее иллюстрированное издание». Автор-составитель книги «Жизненный путь митрополита Вениамина Федченкова. 1880–1961. Серия «Портрет на фоне эпохи». (Правило веры, 2022) [См.: http://rostislav.prosvetov.ru/o-sebe-2]. Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Церковная история | Дата добавления: 29.09.2024 | |