Памятные даты |
Главная » Статьи » Церковная история |
В 1884 году, в шестом номере журнала "Саратовские епархиальные ведомости" был опубликован материал священника Прокопия Разумова "Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г." [1]. Сведения о. Прокопия очень важны, так как исходят от очевидца ряда описываемых событий. Фактически о. Прокопий стал первым биографом монахини Сарры. Какую же историческую информацию можно почерпнуть из материала, вышедшего в свет 140 лет назад? Начальница Балашовской женской общины монахиня Сарра (в миру Мария Васильевна Ананьевская) прослужила в этой должности свыше одиннадцати лет и умерла 25 января (по ст. ст.) 1884 года в возрасте 58-ми лет [2]. Мария Васильевна происходила из дворян Тульской губернии, образование получила в институте благородных девиц, "сохранила знание французского языка". Ее отец, Василий Алексеевич Ананьевский, в разное время занимал довольно высокие управленческие должности в Воронеже, Орле, Туле и других российских городах [3]. Мария с ранних лет лишилась матери и вместе со старшей сестрой заведовала хозяйством отца, за что ее прозвали «экономкой». Отец женился вторично. Старшая сестра от первого брака и одна из сестер от второго брака счастливо вышли замуж. Что же помешало Марии пойти по этому же пути? Будучи наблюдательной и впечатлительной девушкой, Мария Васильевна видела все семейные раздоры и неурядицы, и это отдаляло ее от семейной жизни. Неудачный брак одной из сестер окончательно убедил ее в том, что жизнь в браке ей не подходит. Отец Прокопий считал, что разочарование в браке, а также рано проявившиеся задатки духовной жизни (именно в таком порядке), побудили Марию к поступлению в монастырь. Большую роль в жизни будущей монахини сыграла ее няня, с которой она ходила пешком, в лаптях из Тулы в Воронеж и Задонск «на поклонение святым угодникам». Именно няня будила Марию (по ее просьбе) для того, чтобы успеть на утренние богослужения. Однако не все родные и знакомые одобряли религиозность девушки, нередко ей приходилось слышать «насмешки и упреки». Первоначально Мария поступила в Дивеевский монастырь. Здесь она в «пастушеском рубище», босоногая пасла монастырский скот. Вместе с другими сестрами носила ушатами воду для полива монастырского сада, ходила на покос, участвовала в сборе пожертвований на нужды монастыря [4]. В 1861 году Мария становится послушницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Белев Тульской епархии, где прожила одиннадцать с половиной лет. При постройке монастырской соборной церкви носила кирпичи и делала другую черную работу. В 1863 г. была облечена в рясофор, а в 1872 г. приняла монашеский постриг с именем Сарра. В своей келье, в минуты досуга, общалась с сестрами Магдалиной и Сергией. В процессе сбора пожертвований, в Белевском монастыре побывали сестры Балашовской женской общины и рассказали о непорядках, наблюдавшихся в ней. Начальница общины, крестьянка из с. Тростянка Балашовского уезда Муратова Екатерина Михайловна «под предлогом болезни» отказалась от своей должности. По совету игуменьи Павлины и по благословению старца и схимонаха Оптиной пустыни Илариона Сарра согласилась стать начальницей Балашовской женской общины, которую возглавила в ноябре 1872 г. Однако в Балашове Сарра подолгу болела: прогрессировал порок сердца. Иногда силы совсем покидали ее, и она даже отказывалась от должности начальницы. И только благодаря поддержке Преосвященного Тихона (Покровского, 1821-1885) и ряда балашовских купцов, женская община достигла "цветущего положения". Так, при Покровской церкви (заметим, построенной в 1862 г. купцом И.И. Ивановым) была возведена каменная колокольня. Кроме того, выстроили ряд каменных и деревянных помещений, расширили сад, сестры стали выращивать качественный и очень крупный (так называемый «миндальный») картофель. При общине действовал кирпичный завод, производивший 200-300 тыс. кирпичей в год. Община приобрела в Области Войска Донского земельный участок в 560 десятин, использовавшийся для разведения скота и полеводства. Всего община имела 200 голов мелкого и крупного скота. Функционировали мастерские, в которых сестры вышивали золотом, гладью, ткали ковры, шили по заказам церковные облачения, хоругви, плащаницы и др. В результате удавалось получать ежегодный доход в 5-7 тыс. рублей. К 1884 году в общине проживали 150 женщин, а также девочки-сироты и дочери, погибших в русско-турецкую войну, воинов. Во время войны женщины шили для воинов белье, ухаживали за ранеными в качестве сестер милосердия. В богадельне жили десять одиноких пожилых и «безродных» женщин. Все имущество общины оценивалось в 20-40 тыс. рублей, десять тысяч из которых были пожертвованы самой Саррой (деньги остались после смерти отца) и ее родными. Планировалось возведение соборной церкви, для чего были приобретены в достаточном количестве бут, камень и известь [5]. 21 января 1884 г. Сарра отправилась в Саратов для представления в Саратовскую епархию годичного отчета о состоянии «экономической части общины» и для получения дозволения на поездку в Москву и Санкт-Петербург по делам общины. Как отмечает о. Прокопий, «поездку эту Сарра считала необходимой в виду возбужденного ею ходатайства пред Святейшим Синодом о переименовании общины в монастырь». Врачи предупреждали Сарру о нежелательности дальних и продолжительных поездок (из-за наличия у нее застарелого порока сердца), тем более в холодное время года. Однако монахиня, повинуясь долгу, все же решилась на поездку, которая закончилась для нее трагично. Преставилась монахиня Сарра 25 января 1884 г. в г. Аткарске, имея отроду 58 лет. Погребена она была в Балашове, в левом приделе Покровской церкви под иконой Покрова Пресвятой Богородицы. В погребении приняли участие одиннадцать священников и два диакона при большом стечении народа. Перед отпеванием надгробную речь произнес о. Прокопий Разумов, а после отпевания – протоиерей Роман Левитский. Всеобщую любовь к почившей монахине выразил о. Прокопий Разумов. 1 февраля 1884 г. в своей надгробной речи он, в частности, сказал: «У гроба твоего, мать Сарра, собрались священнослужители, сестры, тобою управляемые, и жители Богоспасаемого града и весей, чтобы воздать праху твоему последнее должное!... Ты отходишь в другой мир… Долголетний день твой трудовой жизни кончился; после трудов, совершивши все, что тебе предназначено Богом, ты возвращаешься домой, на покой, к Отцу Небесному; там встретят тебя родные и знакомые твои, отошедшие прежде тебя в вечность; с радостью встретят они тебя… веруем, что ты предстанешь перед лицо Божие помилованною и оправданною; чего не успела восполнить по немощи человеческой, то восполнится молитвами пастырей святой церкви, молитвами сестер обителей сей, молитвами родных и знакомых твоих. Если это сбудется – вспомни и нас всех, когда придешь пред лицо Божие, - вспомни и не забудь, потому что и мы непрестанно будем поминать тебя в своих молитвах. Мир и покой вечной душе твоей в обителях отца небесного!»[6]. Можно сказать, что при монахине Сарре были созданы определенные предпосылки для образования Балашовского Покровского женского общежительного монастыря. Однако монастырь был открыт в октябре 1884 года, спустя восемь месяцев после кончины Сарры. Как нами было установлено, первой и последней монастырской настоятельницей стала монахиня Мария (Мандрыка, 1841-1920). Как настоятельница она была удостоена сана игуменьи и получила настоятельский жезл [9]. Материал священника Прокопия Разумова, не только жившего в то время, но и бывшего очевидцем событий, собиравшего свидетельства о жизни почившей монахини, позволяет внести некоторые важные коррективы в современные публикации о монахине Сарре и Балашовском женской общине, изложенные и обоснованные в нашей книге "Церковная история Балашовского края" [7]. Приводим краткое содержание данных корректив. Во-первых, становится очевидной одна из главных причин поступления Марии Васильевны в монастырь - разочарование в семейной жизни. Мария наблюдала сцены семейных раздоров и неурядиц. Неудачный брак одной из ее сестер также не способствовал стремлению к созданию семьи. Можно предположить и другую причину - слабое здоровье девушки, постепенное развитие у нее тяжелой болезни - порока сердца. Во-вторых, из материала о. Прокопия выясняется, что до Сарры в Балашовской женской общине наблюдались непорядки, что, видимо, и привело к отставке прежней настоятельницы Муратовой ("подвидом болезни"). Предстоит выяснить какие конкретно непорядки имели место и какую роль в них играла прежняя начальница общины. Во-третьих, становится ясно, что современники Сарры не считали (заметим, и не могли считать) Балашовскую общину монастырем, а ее руководительницу "настоятельницей". Священник Разумов в некрологе говорит о Сарре как о "начальнице" Балашовской женской "общины" - это видно прежде всего в названии опубликованного им материала. В-четвертых, cвященник Прокопий свидетельствует: монахиня Сарра умерла в 58 лет, то есть еще относительно молодой. В связи с этим, утверждение о том, что она прожила более 60 лет порождает сомнение. Причем, не может не вызывать возражения сама "методика" доказательства этого сомнительного утверждения: не раскрывается название исторического документа, а приводится лишь "глухая" ссылка на архивные фонд, опись, дело, лист. Такой подход к анализу архивных документов неоднократно критиковался и не может быть приемлемым в профессионально организованном исследовании. Нужно обязательно указывать название документа (в тексте статьи или в ссылке), чтобы читатель мог убедиться в уровне достоверности сообщаемых сведений. Ведь под "глухой" архивной ссылкой могут скрываться документы, достоверность которых может быть весьма сомнительной (например, в архивах содержится много документов никем не подписанных, черновики докладов и справок и т.д.). В-пятых, совсем непонятно размещение в анализируемых материалах фотографии женщины в одежде, похожей на монашескую, которая якобы и есть монахиня Сарра. Но если в случае с днем рождения Сарры в них приводится "глухая", но все-таки архивная ссылка, которую можно проверить в тульском архиве (и одновременно проверить на достоверность сообщение о. Прокопия), то с фотографией (якобы Сарры) ситуация "патовая" - никакой ссылки вообще нет. То же самое можно сказать о тираде: "Отец и мать её были людьми глубоко верующими и богобоязненными – в воскресные дни вместе с детьми они непременно посещали богослужения в Благовещенском кафедральном соборе, а в доме их царила атмосфера полного согласия и доброжелательности. Именно в эти годы у Марии были заложены основы молитвенного строя ее души". И снова никаких ссылок. "Бессылочный" подход к биографии монахини Сарры виден и в других рассуждениях. Например, сообщается даже о чувствах и мыслях Марии Васильевны, но вот откуда почерпнута эта информация - узнать невозможно по той же причине - нет ссылок на документы и литературу. Налицо явное постмодернистское "конструирование" прошлого. "Бессылочно"-постмодернистский подход к биографии монахини Сарры четко прослеживается и в других материалах. Так, утверждается: "Путешествия по святым местам, поклонение мощам угодников Божиих, общение с насельниками монастырей и паломниками – все это обогатило Марию новым духовным опытом и послужило прочным основанием для принятия окончательного решения посвятить дальнейшую жизнь свою служению Богу и Церкви". Неизвестно - на чем основан этот "благодушный" вывод. В-шестых, спорно и такое утверждение: "Сарра вновь стала хлопотать перед епархиальным начальством, и в январе 1884 г. получила архиерейское благословение на поездку в Санкт-Петербург. Она решила немедленно отправиться в столицу, чтобы предстать пред Св. Синодом и лично доложить о состоянии дел в вверенной ей обители... Отправившись в путь, Сарре удалось добраться лишь до Аткарска, где 25 января (6 февраля) 1884 г. с нею приключился сердечный приступ, от которого она вскоре, причастившись Св. Тайн, скончалась". Ссылки на документы или литературу также отсутствуют. Но ведь Сарра поехала не в Санкт-Петербург, а в Саратов, с годичным отчетом о состоянии «экономической части общины». Она только планировала получить "дозволение" на поездку "в Москву и Санкт-Петербург". Кто сегодня может точно сказать - получила она это "дозволение" или нет? То есть налицо - явное "конструирование" истории - Сарра якобы заранее получила архиерейское благословение и поехала в столицу. Кроме того, если бы монахиня Сарра получила "дозволение" ехать в Москву и Санкт-Петербург от правящего (с 1882 года) архиерея епископа Павла (Вильчинского, см. изображение), то о. Прокопий не приминул бы отметить этот важный момент в некрологе, напечатанному в "Саратовских епархиальных ведомостях" спустя более месяца после кончины Сарры (по тексту этого источника видно, что священник положительно относился к личности почившей монахини). Но данных сведений в анализируемом источнике нет, что дает основание предположить, что "дозволения" со стороны епископа Павла могло и не быть. Судя по карте дорог Саратовской губернии того времени, из Аткарска Сарра могла вернуться в Балашов на перекладных, так как на этом участке маршрута Саратов-Балашов в 1884 году железнодорожного сообщения еще не было [8]. Уже в то время епископ Павел мог планировать приглашение на должность начальницы, а затем и настоятельницы будущего Балашовского Покровского женского общежительного монастыря своей духовной ученицы монахини Марии (Мандрыки), на что он как правящий архиерей имел полное право. Как известно, Мария (Мандрыка) стала начальницей вновь образованного монастыря в октябре 1884 года, а в феврале 1885 года - настоятельницей, получив сан игуменьи и настоятельский жезл. То есть эта проблема нуждается в специальном исследовании с привлечением новых исторических материалов. Таким образом, можно констатировать, что изучение истории Балашовской женской общины находится в самом начале и вряд ли будет правильно нехватку исторических фактов компенсировать "конструированием" никогда не происходивших событий. Ссылки и примечания 1. См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 174-179. По новому стилю - 6 февраля 1884 г. 2. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174, 179. 3. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174. 4. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 175-176. 5. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 177-178. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви старец Иларион прославлен в лике преподобного для общецерковного почитания. Прп. Иларион (в то время Родион) вместе с родными девять лет прожил в Саратове. Здесь, под покровительством Преосвященного Иакова (Вечеркова), он принимал участие в миссионерской деятельности (См. Преподобный Иларион Оптинский. 6. См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174,179. Надгробная речь о. Прокопия была опубликована в "Саратовских епархиальных ведомостях" отдельно (1884, №6. С. 179-181). 7. См. об этом подробнее: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 182-186, 250 (прим. к ссылке № 954) и др. Нужно отметить, что А.П. Новиков (1955-2015), о трудах которого идет речь в нашей книге, в 2001 году придерживался иной точки зрения на вопрос о возрасте монахини Сарры на момент ее кончины [См. Балашовский край, 2001, №1. С. 15 (прим. №3)], нежели в статье, опубликованной в 2016 году, т.е. уже после его ухода из жизни. Видимо, есть необходимость в специальном источниковедческом и историографическом исследовании этой проблемы. 8. См. Почтовая карта Российской империи, изданная Почтовым департаментом в 1881 г. Исполнена Картографическим заведением А. Ильина. Санкт-Петербург. 9. См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 88 и др. ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2020-2024 Материал размещен с разрешения автора. Библиографическое описание материала Кузеванов Л.И. "Ты возвращаешься домой, к Отцу Небесному". К 140-летию со дня преставления монахини Сарры. 2020-2024. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-570 В 2024 году исполнилось 140 лет со дня преставления монахини Сарры (Ананьевской). Материал опубликован в монографии: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо 2016. Изображение Преосвященного Павла размещено в интернете по адресу: https://drevo-info.ru/articles/13675002.html (автор не указан). Данный сайт разрешает использование своих материалов при условии ссылки на соответствующую страницу. Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Церковная история | Дата добавления: 09.11.2024 | |