Каталог статей

Главная » Статьи » Биографии и воспоминания

Об игумене Оптиной Пустыни Феодосии (в миру Федор Афанасьевич Попов, 1824-1903).

В 2024 году исполнилось 200 лет со дня рождения известного церковного деятеля, уроженца с. Большой Карай Балашовского уезда, игумена Феодосия. Ниже приводится текст статьи видного исследователя истории Балашовского края Владимира Васильевича Смотрова [(1939-2015), на снимке] об этом незаурядном человеке (адм. сайта).

Игумен Оптиной Пустыни Феодосий оставил автобиографические воспоминания, которые касаются и Балашовского края. Он стал известен благодаря опубликованной книге С. А. Нилуса «Сила Божия и немошь человеческая».

Звали игумена Оптиной Пустыни Федором Афанасьевичем Поповым. Он родился в селе Большой Карай Балашовского уезда Саратовской губернии в феврале 1824 года. Маленького Федю крестили 8 февраля в местной церкви. В то время с. Б. Карай являлось самым крупным селом в Балашовском Прихоперье. В нем имелись тогда две церкви, сооруженные в 1695 и 1779 гг. Жилье родителей Феди располагалось недалеко от одной из них [1]. По письменным заметкам, оставленным Федором Афанасьевичем, в начале своего рождения он лежал 40 дней без всякого движения в люльке, не подавая никаких звуков. Впервые подал голос при причастим в церковном заведении. С тех пор Федя часто плакал. Родители, Афанасий Родионович и Агафья Андреевна Поповы, были вынуждены взять в няни бедную девочку-сироту. Она гуляла с ним во дворе, иногда подходила к церкви. Здесь он переставал плакать. Такая перемена в поведении малыша была замечена матерью. Агафья Андреевна говорила девочке: «Неси, неси его на паперть!».

Федор родился в многодетной семье. Агафья Андреевна Попова (девичья фамилия Склярова) родила 21 ребенка. Многие из них не доживали до одного, трех и пяти лет. Сама она умерла в 1851 году на 57 году жизни и похоронена на общем кладбище в городе Балашове [2].

При рождении Феди Агафья Андреевна просила служителя церкви назвать его Николаем. Но во время купели священник забыл это имя и нарек Федором, добавив при этом, что ребенок будет впоследствии монахом [3]. В семье Поповых стали расти два Федора. Первый работал конторщиком, много читал, в том числе светских писателей: Загоскина, Марлинского, Полевого, Пушкина. Скончался в 1846 году.

С 1830 по 1835 гг. семья Поповых проживает в с. Макарове Балашовского уезда. Здесь его отец, Афанасий Родионович, работает в должности подвального. С 1832 года оба Федора (старший и младший) учатся у местного сельского священника о. Дмитрия. У него обучалось 13 человек. От него впервые младший Федя узнал: кто ангелы, а кто бесы. Как-то он решил испытать себя, взял веревку, пошел в хлев, решив удавиться. В решающий момент опомнился и сказал: «Бес! Сам лезь в веревку». Тут ударил гром, и дождь стал лить как из ведра. Позже он узнал, что в с. Потьма за Хопром, верстах в трех от села Макарово, была убита женщина от разряда молнии [4].

Недалеко от с. Макарово находилось имение князя Григория Сергеевича Голицына. Усадьба располагалась на горе, а под ней — винокуренный завод. Однажды, совершая прогулку на коне, он заглянул в гости к Поповым. В разговоре Григорий Сергеевич пожелал, чтобы обе Федора учились в с. Зубриловке, но при условии самим найти для детей место проживания. Оказалось, что в с. Зубриловке жил родственник Поповых — священник Иоанн Андреевич Росницкий. Так оба Федора оказались в Зубриловке.

Два года учебы в Зубриловской школе пролетели незаметно. Младший Федя учился прилежно, старший — хуже. Играли в «Казанки», «Шлюцки», "Крысы". Младший был лидером, в драках, делал "разборки" и виновных наказывал, в том числе и детей князя. За все эти проделки учителя стали задавать ему больше уроков. Благодаря феноменальной памяти он удачно выходил из всяких трудных ситуаций. Носил кличку «Галка», так как в играх исполнял обязанности гончей собачки.

В 1835 году семья возвратилась из с. Макарово в город Балашов. Здесь Афанасий Родионович Попов построил два дома: один - каменный, другой-дубовый из вековых деревьев [5]. Весь 1835 год младший Федя прожил в Балашове. В этом же доме стал жить родной брат его матери—Фока Андреевич Скляров, родом из слободы Остров. Это был очень умный человек, находился на службе по питейной части, комиссионером у откупщиков — Петра Ивановича Ковалева (или Коваленкова), Устинова и Образцова. П. И. Ковалев жил до самой смерти в городе Балашове, а с ним и Фока Андреевич. В этих же заведениях служил по откупу дистанционным поверенным младший брат его матери — Петр Андреевич Скляров.

В 1836 году Афанасий Родионович Попов поступает работать на место подвального в городе Аткарске. В этом году закончился винный откуп П. И. Ковалева. Сам он возвращается в Балашов и вскоре снимает водяную мельницу на реке Терсе Аткарского уезда (на двенадцать лет). Там же он взял в аренду рыбную ловлю, начиная от села Сосновки до с. Матяшова. В основном, рыбу продавали в слободе Елани.

Спустя некоторое время Афанасий Родионович забирает младшего сына Федора на мельницу, а жена остается с многочисленным семейством в Балашове. Там Феде показалось скучно, и он начинает выдавать себя за сумасшедшего. Федю возвращают назад в Балашов и отдают на попечение родной тетке, проживавшей во флигеле, во дворе их дома. Самое деятельное участие в судьбе младшего Федора приняли бывшие хозяева Ковалевы. Они пригласили доктора из села Пады. После очередной имитации сумасшествия Феде удалось добиться от родителей благословения и посетить Киево-Печерскую Лавру. Это посещение оказало решающее влияние на его религиозные убеждения. Поход в Киев он совершает вместе с сыном балашовского купца — Федором Андреевичем Какирбашевым. В воспоминаниях игумена Феодосия отмечается, что примерно с 1845 по 1857 год городским головой в городе Балашове были Туркин Филипп Александрович и Рожков [6]. К этому времени Федору Афанасьевичу Попову шел тридцать третий год. В 1856 году умирает его отец в возрасте шестидесяти лет. Погребен в селе Добром Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Не безынтересен и такой факт, упоминаемый в рукописи Феодосия и в книге Нилуса. Жительница Балашова Мария Ильинична П. (40 лет) пожертвовала большие суммы денег на устроение в городе Балашове женской обители. Тогда таковой в городе не было. Со временем ее желание исполнилось и в Балашове появляется женский монастырь [7].

Бабушка игумена Феодосия жила в селе Репном. Жила небогато, но была очень религиозна. Посещала часто сельскую церковь, где священниками были Алексей и Иоанн Росницкие. Она владела искусством врачевания, лечила даже неизлечимые болезни, применяя самые простые средства, в основном, травы: девятисил, полынь, чернобыль и др. Ходила пешком за 10—20 верст, посещала как бедных больных, так и богатых. Принимала странников на ночлег, угощала их как родных, от всей души. Особенно дружна она была с о. Филаретом и старушкой по фамилии Арбузова. Они были друзьями «до гробовой доски».

Его бабушка была по тому времени замечательной акушеркой. Они повивала одного мальчика из с. Решки, которым впоследствии стал генералом Репнинским [8].

На самом деле настоящая фамилия игумена Оптиной Пустыни должна быть не Попов, а Вагаев. Последняя была изменена на фамилию Попов. Это получилось при размежевании земли. Конфликт возник между землемером и прадедом Вагаевым из-за пяти рублей. Межевой намекал на то, что за услуги надо «подкинуть» деньгами, а Вагаев не уступил, Поэтому землю ему нарезали в одном месте, а мельницу предложили строить в другом. Конфликт затянулся, Вагаев вынужден был поехать в Петербург, прихватив с собой грамоту и деньги. Ни то, ни другое не помогло. Не добившись ничего, Вагаев умирает в этом городе.

Балашовское начальство отреагировало на эту поездку по-своему. Местный предводитель дворянства Струков под видом расследования хитростью овладел документами и бросил их в горящую печку [9]. Мельница поступила в опись Палаты Государственных Имуществ и стала сдаваться с аукциона от казны на арендной основе.

А ведь грамота была вручена Петром I Вагаеву за попытку доставить по реке Хопер в Воронеж несколько coт вековых дубов для строительства флота (1697— 1698 гг.). К сожалению, плоты занесло в рукава заливов и они не дошли до места назначения. Лишь несколько плотов доплыли до Новохоперской крепости. В Балашовском уезде это, видимо, одна из первых попыток сплава леса в весеннее половодье. Вагаев на лошадях добирается до Воронежа, добивается приема у Пегра I и объясняет провал своей затеи. Царь жалует Вагаеву водяную мельницу на Хопре около села Репного и несколько десятин леса с землею на вечное потомственное владение. Грамота, дарованная Петром I, была зафиксирована в церквях Репинской и Беломойской [10]. Дарованная земля и лес были огорожены глубоко прорытой канавой. Сейчас эта местность называется «Крутица», а прежде — «Лес Вагаева», имея в виду их прежнюю коренную фамилию.

Будучи в Воронеже, мордвин Вагаев встречается со священником Митрофаном. Последний вводит его в православную веру и осуществляет крещение в реке Воронеже. Возвратившись к месту своею проживания в село Большой Мелик, он убеждает своих односельчан (язычников-идолопоклонников) принять святое крещение. Это ему удается... По заказу Вагаева был отлит колокол и по его указанию выслан царице. С. Л. Харизоменов в своей книге «Материалы по истории заселения Саратовской губернии» пишет об обратном. Екатерина I прислала, якобы, в дар жителям с. Репного колокол, который был установлен в местной церкви [11]. Федор Афанасьевич Попов скончался 10/23 октября 1903 года в ОптинскоЙ обители [12].

Удивительно легко игумен Феодосий ведет летописное повествование о людях, о событиях, о душе человеческой и о силе Божьей. И это ценно. Теперешнее поколение людей, благодаря его записям, может более отчетливо представить себе события, происходившие в Балашовском крае в XIX веке.

Источники и литература

1. См. Нилус Сергей. Сила Божья и немощь человеческая. Изд. Свято-Троицкой Сергневой Лавры. 1992. С. 18—19.

2. Там же. С. 11.

3. Там же. С. 31.

4. Там же. С. 21.

5. Там же. С. 30.

6. Там же. С. 53, 101.

7. Там же. С. 74.

8. Там же. С. 15.

9. Там же. С.11.

10. Там же. С.10.

11. См. Харизоменов С.А. Материалы по истории заселения Саратовской губернии //Труды СУАК. Т.1. Вып. 2. Саратов, 1868. С.274.

12. См. Игумен Феодосий (Попов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.netref.ru/optinskij-paterik.html?page=64

©Смотров Владимир Васильевич, 2014

Материал размещен с разрешения автора. Текст статьи В.В. Смотрова под названием "Игумен Оптиной Пустыни" ранее был опубликован под редакцией Л.И. Кузеванова в "Российском историческом журнале" (1996, №3. С.18-21).

Библиографическое описание статьи

Смотров В.В. Об игумене Оптиной Пустыни Феодосии (в миру Федор Афанасьевич Попов, 1824-1908) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2021-2022. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-683

Фотография В.В. Смотрова размещена с разрешения О.В. Смотрова.

См. материал "Подвижник изучения истории Балашовского Прихоперья Смотров Владимир Васильевич (1939-2015)".

Вся информация, размещенная на данном сайте (включая изображения), предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и наследников автора. Все права защищены.

Категория: Биографии и воспоминания | Дата добавления: 27.06.2021