Главная » 2024 » Декабрь » 26 » Хоперские казаки и заселение части территории будущего Балашовского края: историографический очерк.
12:14
Хоперские казаки и заселение части территории будущего Балашовского края: историографический очерк.
Проблема происхождения и расселения хоперских казаков (хоперская группа донского казачества) была предметом исследования ряда авторов. Так в авторитетном труде «Казачий словарь-справочник» указывается, что хоперские казаки – это казаки, проживающие с древних лет вдоль реки Хопер [1]. Казачий историк Андрей Андреевич Гордеев (см. изображение) во 2-й части своего труда «История казаков» подчеркивал, что границы между землями донских казаков и московскими владениями проходили по рекам Хопер и Ворона [2]. Карта, опубликованная в книге Владимира Васильевича Смотрова (в соавторстве) «Из Прошлого Балашовского уезда»[3], свидетельствует о том, что на территории будущего Балашовского края были казачьи поселения.

Саратовский историк и краевед Владимир Алексеевич Осипов, ссылаясь на исследование Александра Николаевича Минха, отмечал в верховьях Хопра и Медведицы в середине XVI и первой половине XVII в. наличие казачьих городков по 200-300 человек и более в каждом. Бежавшие из разных областей России оседали здесь и селились семьями [4].

В наибольшей степени разобрался в сути проблемы происхождения и расселения хоперских казаков Александр Александрович Щенников. В монографии «Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв.» (рецензенты монографии: доктор исторических наук Л.Н. Гумилев и доктор исторических наук А.Н. Кирпичников), он доказал, что в хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало объединение татарских, восточнославянских и, вероятно, мордовских территориальных общин без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам, получившее общее название «Червленый Яр». Это объединение существовало длительное время (конец XIII - не позже 1570-х гг.)[5].

С приближением московских войск червленоярский союз общин превратился отчасти в хоперскую группу донских казаков, отчасти в группу «служилых людей»[6]. «Запустенья» юго-восточной Руси не было. При приближении узкой «пустой» полосы, создаваемой московскими войсками в процессе своего постепенного движения, старожильческое население частично оставалось на местах или лишь немного перемещалось и перегруппировывалось [7]. Зародышами русской части казачества были группы населения приречных лесных полос Червленого Яра. Хоперские казаки - прямые наследники червленоярцев, между червленоярским союзом общин и хоперской группой донского казачества не было хронологического разрыва [8]. История же собственно Червленого Яра, как автономного союза общин, завершилась в последней трети XVI века, когда северная часть хоперско-донского междуречья «просто вошла в состав московских земель»[9].

А.А. Шенников пришел к важному выводу о том, что «московское правительство было заинтересовано в том, чтобы не отражать в документах каких-либо старожилов на землях, занятых в ходе «военной колонизации». Правовым основанием присоединения новых земель на юге и было утверждение о том, что «захватываемая земля пуста, не принадлежит никому, или, по обычному русскому юридическому выражению того времени, «впусте лежит»[10].

Автор «Червленого Яра», рассуждая о меняющихся границах расселения хоперских казаков, особо подчеркнул: «Имеются основания думать, что в начале XVII в. бывшие червленоярцы, удержавшиеся под названием хоперских казаков на Хопре ниже устья Савалы, воспользовались упадком московской сторожевой службы во время гражданской войны и снова продвинулись вверх по Хопру, и не только на свои старые земли до устья Вороны, но и дальше. В 1612 году хоперские казаки, а с ними и не упоминавшиеся ранее в источниках медведицские впервые официально упомянуты в связи с тем, что они поддерживали находившегося в Астрахани Заруцкого с Мариной Мнишек и не желали подчиняться ни Москве, ни нижнедонскому общевойсковому казачьему начальству». «В 1614 г.,- продолжает А.А. Шенников, - когда это неподчинение, по-видимому, еще продолжалось, два низовых донских казака-гонца, ехавших с письмом в Москву по Ордобазарской дороге, почему-то предпочли переправляться через Хопер не в обычном месте против урочища Червленый Яр, а выше, близ устья Карачана. Несмотря на эту предосторожность, они все же подверглись нападению, от которого, впрочем, сумели отбиться. Видимо, Червленый Яр в это время снова был не пуст и, вероятнее всего, занят мятежными хоперскими казаками».

«По другим сведениям, - подчеркивает А.А. Шенников, - после 1612 года группа «воровских казаков» во главе с неким Гришкой Черным имела «юрт» на Хопре ниже устья реки Карайгар (ныне Карай), т.е. много выше устья Вороны близ нынешнего города Балашова»[11].

Причем, слова «воровские казаки» А.А. Шенниковым заключены в кавычки. Известно, что московские власти так называли прежде всего тех, кто выступал против них (например, «Тушинский вор»); воров же, в современном смысле слова, тогда называли по-другому - "тать". То есть для объективного исследователя "воровские" казаки, о которых пишет А.А. Шенников, - это не люди «низшего сорта», а казаки, отстаивавшие свое понимание свободы. Намекать на обратное – значит смотреть на исторические события глазами только московского правительства, т.е. «идти за документом».

Важно подчеркнуть и другое - А.А. Шенников не отделял атамана Г. Черного и его казаков от той части вольного хоперского казачества, которая решила «снова продвинуться вверх по Хопру», дальше «старых казачьих земель». Другими словами, наличие юрта Г. Черного «близ нынешнего города Балашова» - всего лишь один из многих фактов, подтверждающих существование казачьих поселений на территории будущего Балашовского края.

Для того чтобы лучше разобраться в вопросе о причинах весьма своеобразного расселения хоперских казаков, нужно обратиться к общинной и полукочевнической специфике хозяйства вольных донских, в т.ч. и хоперских казаков - наследников червленоярцев.

Автор монографии «Червленый Яр» подчеркивал, что хоперские казаки, как и другие восточнославянские казачьи группы, по крайней мере, до середины XVIII века, «местами и дольше», имели «хозяйство с преобладающим пастбищным скотоводством и второстепенным, иногда еще очень слабым земледелием».

Что же представлял из себя т.н. казачий юрт в условиях общинного казачьего землепользования на Дону и Хопре? Юрт представлял собой полосу земли, вытянутую перпендикулярно реке. "На ней близ реки находились зимние пастбища с загонами для хранения сена и кормления скота, сезонно обитаемые зимние селения (базы, зимовки) и крепость-убежище (городок), он же общинный центр»[12]. Дальше от реки располагались поля, далеко разбросанные друг от друга вследствие применения залежной системы земледелия. Еще дальше располагались летние пастбища. «По этой полосе, - отмечает ученый, - совершалось сезонное возвратно-поступательное кочевание казачьих семей…» Остатки кочевания на расстояния до 20 км отмечались даже в середине XIX в.[13] Вплоть до XVIII в. у донских казаков не было ни станиц, ни хуторов, а лишь городки, зимовники (базы), летники (коши)[14]. Даже в XVIII в. у хоперских казаков - составной части донского казачества - можно было встретить «жилые полуземлянки под названием «шиш» в виде конических шалашей с очагами»[15].

Стало быть, юрт вольного хоперского казака Г. Черного, скорее всего, был формой казачьего общинного землепользования – господствовавшего в исследуемый период. Вероятно, на его территории существовал и городок. В связи с этим представляется весьма убедительной версия Виктора Ивановича Грабенко о существовании преемственной связи между этим казачьим поселением и будущим селом Большой Карай [16], вошедшим позднее в состав Балашовского уезда.

А.А. Шенников отмечал, что там, где осуществлялась «вольная колонизация» окраин России, отмечаются некие общие черты социально-экономической эволюции: ничтожная плотность населения, практически неограниченное многоземелье, полная неспособность государства как-либо контролировать использование неизмеренных и необмежованных земель, господство предельно экстенсивных систем хозяйства вообще и т.н. заимочного общинного землепользования, фактическое владение землей со стороны казачьей общины, занятие и эксплуатация членами общины (в пределах общинной территории) такого количества земли, какое они могли физически освоить [17].

Интеграция казачества в рамках Российского государства проходила непросто. Как отмечает историк Виктор Михайлович Безотосный, донские казаки лишь в 1671 году приняли присягу на верность царю - самыми последними из всех казачьих войск. Мало того, «неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства». И лишь с 1721 года, то есть при Петре I, казачьи части стали находиться в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В этом же году царь упраздняет выборность войсковых атаманов и вводит институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Окончательно же независимость казачество потеряло при Екатерине II после подавления Пугачевского восстания. Символом этого события стала ликвидация Запорожской Сечи. Только в 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск, а в 1838 году был утвержден первый устав для казачьих частей [18].

Важные для понимания специфики хоперского казачества сведения приводит историк Наталья Николаевна Великая. В частности она указывает, что переселение части хоперских казаков в Предкавказье совершалось из контактной зоны, которой являлись верховья Дона. В районе исхода исследователями отмечено смешанное, чересполосное проживание русских и украинцев, разные антропологические типы населения. Здесь этнические процессы не были завершены, то есть прочное однородное этническое ядро так и не сложилось"[19].

Таким образом, хоперских казаков вполне можно отнести к категории постоянного («старожильческого») населения, жившего на части территории будущего Балашовского края.

Ссылки и примечания

1. См. Казачий словарь-справочник /Сост. Г.В. Губарев. Сан Ансельмо, 1969. Т.3. С. 249.

2. См. Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Ч.2. С.4-6.

3. См. Смотров В.В., Смотров О.А., Филоненко В.А. Из прошлого Балашовского уезда. Балашов, 2010. С. 50. По нашему мнению, история собственно Балашовского края начинается с 1780 года, т.е. с образованием Балашовского уезда и уездного города Балашова. Самой большой исторической территорией Балашовского края была Балашовская область, в границах которой условно маркируется максимальная территория будущего Балашовского края. Подробнее об этом см.: Кузеванов Л.И. О понятиях "локальная история" и "Балашовский край" в свете требований принципа историзма. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2023-10-06-685
(дата обращения: 20.10.2023).

4. См. Осипов В.А. Очерки истории Саратовского края. Конец XVI и XVII вв. Саратов, 1976. С. 71. На этот же факт обратил внимание старейшина балашовского краеведения Даниил Прокопьевич Госьков в своей работе "Далекое прошлое Балашова" (См. Госьков Д.П. Далекое прошлое Балашова //Балашовский исторический журнал, 1993, №3. С. 17). В этой работе краевед использует понятием "предыстория Балашова" (С. 19).

Осипов Владимир Алексеевич (1905-1996) родился в с. Инясево Балашовского уезда (ныне Романовский район). В 1928 г. окончил общественно-экономическое отделение педагогического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского, преподавал на рабфаке при СГУ, читал лекции в Саратовском автодорожном институте (ныне СГТУ им. Гагарина Ю. А.). С 1935 г. трудился на историческом факультете СГУ, в т.ч. в должности декана. Под редакцией и с участием В.А. Осипова был подготовлен двухтомный труд «История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года» (См. Осипов Владимир Алексеевич.
URL: http://www.sounb.ru/calendar/calendar.php?ELEMENT_ID=13535
(дата обращения: 17.10.2023).

5. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С.4,20,33,128. Рецензенты монографии: доктор исторических наук Л.Н. Гумилев и доктор исторических наук А.Н. Кирпичников.

6. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 128.

7. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.104, 129.

8. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.125.

9. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.103.

10. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.110.

11. См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.108.

12. См. Шенников А.А. Чевленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.114.

13. См. Шенников А.А. Чевленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.115.

14. См. Шенников А.А. Чевленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.116.

15. См. Шенников А.А. Чевленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.117.

16. См. Грабенко В.И. Из истории села Большой Карай, Балашов, 2007. С. 16.

17. См. Шенников А.А. Чевленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С.70-71.

18. См. Безотосный В. Кто такие казаки //Родина, 2004, №4. С. 10.

19. Великая Н.Н. Об этнических особенностях казачьих групп //Российский исторический журнал, 2006, №1. С. 47-48.

Дополнительно по этой проблеме см.: Кузеванов Л.И. Казачья трасса: Хопер-Терек-Кубань //Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Мат. I Международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции /Под. ред. В.Б. Виноградова, С.Н. Лукаша. Красндар-Армавир, 2006. С. 43-44; Елисеенко М.М. Хоперские казаки до переселения на Северный Кавказ //Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. С. 45-47.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2023-2024

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. Хоперские казаки и заселение части территории будущего Балашовского края: историографический очерк //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2023-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2023-10-17-687

Изображение казачьего историка Гордеева Андрея Андреевича (1886-1977) размещено в интернете по адресу: https://ria1914.info/index.php/Гордеев_Андрей_Андреевич (автор не указан). Данный сайт разрешает использование своих материалов при условии ссылки на соответствующую страницу.

Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация".

Категория: Комментарии |