Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Загадка Иоанно-Предтеченского храма г. Балашова.

В книге С.К. Назаровой "Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда"[1] нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви. Между тем, в официальных «Саратовских епархиальных ведомостях», где систематически публиковались все сведения о назначениях и перемещениях клириков Саратовской епархии, имеется информация об этом храме.

В первом номере «СЕВ» за 1914 год читаем: «Резолюциями Его Преосвященства предоставлены места: Священнические: От 8 декабря 1913 г. № 7692 священник церкви села Ключей Балашовского уезда Павел Побединский перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви города Балашова»[2].

Какой вывод напрашивается при ознакомлении с этой записью? Данный храм был уже действующим в 1913 г. (а возведен, возможно, в 1912 г.), и, таким образом, был последним православным храмом, построенным и освященным до революции 1917 г.

Однако это не единственная запись в «Саратовских епархиальных ведомостях», касающаяся клириков Иоанно-Предтеченского храма. 14 июля 1916 г. священник Иоанно-Предтеченской церкви Павел Лебединский назначается полковым священником в 135 пехотный запасный полк, расквартированный в Балашове[3] и, одновременно, перемещается на место священника в Успенскую (кладбищенскую) церковь[4]. Видимо, это было связано с неявкой к месту службы, в Успенский храм, священника Александра Калишевича[5].

В марте 1918 г. псаломщик Александр Фиолетов, «за принятием на военную службу», освобождается от своих обязанностей[6]. И, вероятно, на его место был назначен «гражданин того же города» Андрей Турковский[7].

В списке священнослужителей Саратовской епархии, награжденных Преосвященнейшим Досифеем, епископом Саратовским и Царицынским 20 апреля - 3 мая 1918 г. (за № 1924) находим имя священника Иоанно-Предтеченской церкви города Балашова Семена Каныгина, награжденного камилавкой[8]. В этот храм Семен Каныгин был перемещен на место священника 19 августа 1916 г. из Покровской церкви с. Чернавка Балашовского уезда [9].

Возникает вопрос: не является ли храм, который С.К. Назарова называет «Преображенским»[10], Иоанно-Предтеченской церковью? Именно о священнике Семене Каныгине и ведет речь С.К. Назарова, рассуждая о «Преображенской церкви»: «Службу вел священник Семен Каныгин. На 1919 год находился в Греции»[11].

Можно предположить, что в книге С.К. Назаровой фактически говорится не о Преображенской церкви, а об Иоанно-Предтеченском храме, в котором служил не только священник Семен Каныгин, но и другие клирики. На сайте Государственного архива Саратовской области (ГАСО) размещен Указатель к метрическим книгам правоcлавных храмов. Так, на 1914 г. по Иоанно-Предтеченской церкви г. Балашова имеется 3168 ед. хр., на 1917 - 3422 ед. хр.[12]

Вместе с тем, видимо, может возникнуть проблема: "Как называть храм г. Балашова, построенный в 1912 (1913) году: Преображенским или Иоанно-Предтеченским? Это один и тот же храм или два разных?". В дореволюционных документах речь идет только об Иоанно-Предтеченском храме. В документах советского времени, наоборот, называется Преображенская церковь (вероятно, С.К. Назарова взяла за основу именно эти документы), но нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви [13].

Могло быть и такое: Иоанно-Предтеченский храм был создан на месте часовни (возможно, с таким же названием), которая, по некоторым данным, располагалась недалеко от Свято-Троицкого собора. Если это так, то неизбежно возникает вопросы: зачем понадобилась еще одна церковь около Свято-Троицкого собора? Почему нет никаких сведений в советских "ликвидационных" документах об Иоанно-Предтеченском храме? Нужны дополнительные исследования.

Ссылки и примечания

[1]См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда.- Балашов, 2008.

[2]См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1914. №1. С. 1.

[3]СЕВ. 1916. №21. С.783.

[4]СЕВ. 1916. №22. С.830.

[5]СЕВ. 1916. №22. С.830.

[6]СЕВ. 1918. №13-15. С.148.

[7]СЕВ. 1918. №13-15. С.145-146.

[8]СЕВ. 1918. №16-18. С.204. Семен Каныгин учился в Балашовском духовном училище (См. СЕВ. 1890. №14. С.339; 1892. №14. С.333). После окончания Саратовской духовной семинарии Семен Каныгин в 1900 г. получает место священника при Ильинской церкви (См. СЕВ. 1900. №14. С.256.).

[9]См. СЕВ. 1916. №25-26. С. 959.

[10]См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.12.

[11]См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.13.

[12]См. Указатель к метрическим книгам православных церквей [Электронный ресурс]. URL: http://saratov.rusarchives.ru/bd/metr_bd/metr_prav/b/14_2.html (дата обращения: 2.04.2015).

[13] См. Список не закрытых церквей и молитвенных домов, находящихся в пользовании коллективов верующих по Балашовскому району и г. Балашову. Составлен 7 февраля 1932 г. //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). – Ф.236. – Оп.1. – Д.189. - Л. 28-30. В этом списке есть раздел с информацией о закрытых храмах. О Преображенском храме, закрытом в 1929 г. ("в прошлом году"), писали в своей жалобе от 24 марта 1930 г. прихожане Свято-Троицкого собора (См. Прошение коллектива верующих Соборного храма г. Балашова Нижне-Волжского края во ВЦИК СССР от 24 марта 1930 года //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л.388-389 об.).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2015

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Загадка Иоанно-Предтеченского храма г. Балашова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2015. – 2 апреля. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-546

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии"

См. материал "Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове?"

Изображение иконы Иоанна Предтечи размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 16.09.2017
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]