Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

Об убийстве священника Константина Хитрова и его семьи 30 ноября 1906 г. в с. Городище.

В годы Первой русской революции (1905-1907 гг.), когда в результате действий революционных элементов, разгула стихии, страна была охвачена хаосом, стали происходить события, которые с позиций здравого смысла трудно объяснить. Так, 4 мая 1906 года, в Балашове (ул. Архангельская,10, ныне - Коммунистическая, 12) были убиты бывший городской голова Д.П. Камский и его супруга Екатерина Ивановна [1]. В 1907 г. были убиты две насельницы Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [2]. На территории Саратовской епархии происходили и другие подобного рода события. В "Саратовском духовном вестнике" даже была заведена своего рода рубрика "Скорбная летопись Саратовской епархии" [3].

Ниже приводится текст материала, опубликованный в этом журнале [4]. В нем речь идет об убийстве в с. Городище Саратовской губернии о. Константина Хитрова и его семьи в ноябре 1906 г. Убийство было весьма странным и наводит на размышления о его политической направленности.

"В ночь на 30-е ноября сего года летопись Саратовской епархии омрачилась зверским убийством священника села Городищ градского Царицынского благочиннического округа [5] о. Константина Хитрова и его семьи: матушки Капитолины Арсениевны и сына Николая, второй сын Сергей - чуть жив.

Злодеи проникли в дом через окно стеклянного коридора по подставной лестнице; убийство совершено около 2-х часов ночи; мученик о. Константин прострадал, не приходя в сознание, целый час и умер около 3-х часов ночи. Об убийстве дано было знать в города Царицын с ближайшего полустанка по телефону, вся уездная и городская полиция была моментально поставлена на ноги, дали знать и родным убитых и местному благочинному.

Последний, за отсутствием почтовых лошадей, по непролазной грязи едва-едва попал в село Городище к 12-ти часела дня, куда следом прибыли священник Космолинский, родственник убитых, и священник Булычев, ближайший сосед по селу. Пока медицинский персонал и судебный следователь производили осмотр, в храме соборне была совершена первая панихида по убиенным. По тщательном осмотре письменного стола о. Константина все церковные и строительные документы найдены в целости, на столе в молитвеннике на видном месте лежали 50 рублей, видимо положенных батюшкой на поездку 1-го декабря в город; наперсный иерейский крест и часы тоже были целы; грабители унесли только полученную братскую кружку от 21 ноября в сумме 15-18-ти руб., что приходилось на долю убитого; сберегательных книжек от храма злодеи не коснулись. Когда осмотр был окончен, тела приведены в порядок и одеты, была совершена вторая панихида. Народ плакал навзрыд, т. к. все, знавшие даже только почивших, очень их любили. 1-го декабря по желанию родных состоялось перенесение тел убитых в город Царицын для погребения; гроба несли всю дорогу (18 верст) на руках крестьяне. При въезде в город печальная процессия была встречена духовенством в белых облачениях и с колокольным печальным перезвоном отнесены в церковь Покрова Пресвятые Богородицы, где тесть погибшего о. Арсений Соколов состоит настоятелем.

В 6 часов вечера в сослужении 16-ти иереев и 7-ми диаконов благочинный протоиерей Белин совершил по чину великую панихиду: храм едва вмещал молящихся. 2-го декабря вновь были совершены в 9 и 5 ч. вечера соборне панихиды и опять храм был полон богомольцев, которые шли толпами туда весь день; по просьбе приходящих богомольцев совершались и частные панихиды; над телами усопших градскими диаконами и духовенством по очереди читалось св. Евангелие. Так как родственники убитых не успели еще съехаться, то отпевание погибших было отложено на 4-е декабря.

3-го декабря позднюю литургию совершал соборне о. благочинный, после которой была совершена духовенством панихида; в этот день их было совершено около семи. 4-го декабря была совершена о. настоятелем храма священником Соколовым в сослужении 4 иереев поздняя литургия, а после оной отпевание безвременно погибших. На отпевание вышел о. благочинный протоиерей Модест Белин в сослужении 26-ти иереев и всех диаконов градских церквей. После отпевания и прощания с почившими, прах о. Константина был обнесен священниками вокруг храма, а затем гробы временно были помещены в усыпальницу при храме. Задержкою предания земле служило неприбытие родителей почившего.

9-го декабря состоялось погребение убиенных; после поздней литургии, совершенной соборне о. благочинным, над гробами мученика иерея и его семьи была совершена великая панихида, после которой духовенство градских церквей подняло прах о. Константина, а сельчане - прах его семьи и при печальном перезвоне отнесли их к месту вечного упокоения. Погребение состоялось, с разрешения Его Преосвященства [6], в ограде Покровского храма; тысячи народа перебывала за эти печальные дни у гроба погибших; злодеяние произвело на всех удручающее действие.

Покойный родился 8-го января 1874 г. в селе Алае, Вольского уезда, священствовал с 1896 года и в настоящем приходе с 1898 г., пользуясь общею любовью всех своих прихожан. В июле 1905 года он начал сооружать огромный каменный храм и довел его уже до сводов [7], но видно угодно было Господу Богу призвать его к себе раньше, чем окончится новое желание славы Божией; после него остались круглые сироты: дочь Валентина 10 лет и сын (чуть живой) Сергей 5 лет.

Мир праху твоему, безвременно погибший пастырь-труженик; да будет вечным памятником о тебе твоему приходу заложенный и поднятый на высоту храм Господень; будь уверен, что все сослужители престола Божия отныне не забудут в своих молитвах: убиенных священно иерея Константина, рабу Божию Капитолину и отрока Николая".

Ссылки и примечания

1. См. Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т. 1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилов. – СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2012. - С.634. Дмитрий Павлович Камский был погребен под левым приделом Успенской (кладбищенской) церкви. Снаружи, на стене храма, была поставлена икона преподобного Димитрия Прилуцкого и Св. Екатерины. На иконе надпись: "Под алтарем Господним покоятся прахи строителя и ктитора сего святого храма Дмитрия Павловича и его супруги Екатерины Ивановны Камских, пострадавших от злодейской руки 4-го мая 1906 года. Царь Небесный, не лиши этих тружеников и мучеников Своего Небесного Царствия". С.К. Назарова ошибочно считает, что убийство супругов Камских произошло "в 1905 г." (См. Назарова С.К. Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели. Балашов: О.А. Николаев, 2004. - С.123). Кроме того, см. историографический комментарий к этому событию: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. - Саратов: СГЮА, 2014. - С.226.

2. См. Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки) /Под ред. Л.И. Кузеванова. - Балашов,2004. - С.60.

3. См. Саратовский духовный вестник. - 1906. - №41-42. - С. 19.

4. См. Убийство священника и его семьи //Саратовский духовный вестник. - 1906. - №41-42. - С. 19-20. Текст не подвергался редактированию.

5. Ныне п.г.т. Городище - административный центр Городищенского района и Городищенского городского поселения Волгоградской области.

6. Правящим архиерем тогда был святой священномученик Гермоген (Долганев).

7. Здание церкви, которое почти построил о. Константин, сохранилось (см. фотографию).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; заголовок, составление текста, примечания, 2015

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Об убийстве священника Константина Хитрова и его семьи 30 ноября 1906 г. в с. Городище //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2015. – 31 июля. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/14-1-0-535

На фотографии - церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" п.г.т. Городище Волгоградской области. Фотография размещена в интернете в свободном доступе.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии"

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 12.10.2017
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]