Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

"Сохранить память о трагических страницах истории". «Дело» священников Орловых.

Ишутина Людмила Николаевна

В постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года говорится: «… Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории»[1].

Именно к таким невинным жертвам репрессий 30-х годов прошлого века принадлежат священники Орловы - Николай, Алексей и Константин, мои родственники по линии бабушки, Нины Николаевны Орловой (Вечтомовой).

Бабушка была женой протоиерея Василия Вечтомова – настоятеля последнего (после варварского взрыва Свято-Троицкого собора в апреле 1936 года) православного храма города Балашова – кладбищенской церкви во имя успения Божией Матери. Он был безвинно расстрелян 10 января 1938 года в Саратове.

Изучению трагической судьбы моего деда Василия Владимировича Вечтомова был посвящен доклад моей ученицы Юлии Моловичко ««Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова», который был заслушан и высоко оценен участниками Первой Епархиальной межрайонной научно-просветительской конференции, проходившей на базе нашей школы в декабре прошлого года [2].

Мой доклад является продолжением этой большой и очень важной темы. Нужно отметить, что судьбы священников Орловых, репрессированных в 30-е годы прошлого века, никем специально не изучались. В этом смысле мой доклад на сегодня является первым и единственным исследованием. Цель моего доклада – на основе изученных документов изложить биографические данные и трагические обстоятельства жизни и смерти священников Орловых в годы гонений на Церковь Русскую.

В основе проведенного исследования - архивные документы, материалы следственных дел, заведенных в отношении Орловых. Заверенные копии этих документов были присланы нашей семье из архива ФСБ как близким родственникам (Архив УФСБ по Республике Татарстан, следственное дело № 2-13616). Кроме того, были изучены документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан (Ф.980. Оп.1. Д. 321-323; Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 469), в том числе, клировые ведомости, касающиеся рода Орловых, фотокопии которых были присланы по нашей просьбе из этого крупного архивохранилища. Всего использовано более пятнадцати наименований источников и литературы. Доклад состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

I. Священники Орловы

В архивном фонде Вятской духовной консистории в клировой ведомости о церквях г. Елабуги и Елабужского уезда за 1907 г. в Пророко-Ильинской церкви села Гаринское (Гари) Елабужского уезда значится священником Николай Яковлевич Орлов.

Родился он 4 мая 1863 г. в селе Пентубаево Яранского уезда в семье диакона. Прошел курс обучения в Вятской духовной семинарии и в июне 1885 г. получил свидетельство за V класс. С декабря 1885 г. начинает служение в качестве диакона в Космо-Дамиановской церкви села Космо-Дамианово Яранского уезда. В сан диакона был рукоположен 30 января 1886 г.

В августе 1895 г. определен на священническое место в Михайло-Архангельской церкви села Елово Елабужского уезда, а затем рукоположен в сан священника. В этом же селе впоследствии служил священником мой дед – Василий Владимирович Вечтомов, погибший в годы репрессий.

С 1886 г. Николай Яковлевич активно занимался учительской деятельностью: в школе грамоты в деревне Верхние Юсуйки Уржумского уезда, в Космо-Дамиановской церковно-приходской школе Яранского уезда, в Еловской земской школе, в Еловской школе грамоты. С декабря 1904 г. по ноябрь 1906 г. был законоучителем в Токмашевском земском училище. В 1908 г. отец Николай становится депутатом Елабужского окружного училищного съезда.

Николай Яковлевич вел активную миссионерскую деятельность. Так, с 1 октября 1895 г. по 8 ноября 1905 г. исполнял должности заведующего и законоучителя в двух крещено-татарских миссионерских школах Еловского прихода - Верхне-Шурнякской и Айталанской. Владел татарским языком и знал марийские (как тогда говорили, «черемисские») слова. Миссионерская деятельность о. Николая была поддержана братством Св. Николая Чудотворца и Сарапульским Вознесенским братством, членом которых он состоял не один год.

Служение о. Николая было отмечено церковным начальством. В 1906 г. он награждается набедренником, а 11 апреля 1910 г. за отличную усердную службу по духовному ведомству - скуфьей.

Николай Яковлевич имел большое семейство. Женат он был на Ларисе Титовой - дочери священника. Орловы имели четырех сыновей и двух дочерей.

1. Старшая дочь Лидия в 1907 г. закончила курсы в Елабужском Епархиальном женском училище, служила учительницей в земском училище. В 1913 г. вышла замуж за псаломщика села Удалова.

2. Старший сын Константин закончил Вятскую духовную семинарию, служил псаломщиком в храме с. Козлово Сарапульского уезда, а затем диаконом [3]. С 1921 г., уже при советской власти, начал служить священником , за что и поплатился жизнью.

3. Второй сын – Аркадий - состоял на частной службе.

4. Третий сын - Николай - обучался в Вятской Духовной семинарии.

5. Младший сын – Алексей - учился в Елабужском духовном училище. Кроме того, закончил еще и бухгалтерские курсы. Незадолго до ареста отца заменил его на посту священника села Гари Елабужского района Татарской автономной республики.

6. Младшая дочь Нина, моя бабушка, обучалась в Елабужском Епархиальном женском училище, была женой протоиерея Василия Вечтомова, в годы советской власти пережила все ужасы положения жены «врага народа»[4].

Таким образом, из шести детей, пятеро, в той или иной степени, связали свою жизнь с церковным служением.

2. Священники Орловы в годы массовых репрессий

Накануне Октябрьской революции 1917 годы Орловы продолжали свое служение: Константин Орлов – диаконом в с. Верхнее-Игринское; Алексей Орлов – псаломщиком в с. Космодамиановское (Новые Сарали).

Революция застала Николая Яковлевича Орлова в с. Гари Елабужского уезда Вятской губернии, где он служил с 1904 года священником в местном храме. В архивных документах указано, что о. Николай привлекался к суду в 1918 г. «за контрреволюцию». Находился в заключении 35 дней и был освобожден «по поручительству». В 1926 г. был снова осужден, но оправдан Верховным Судом СССР. В тот период, видимо, можно было еще избежать смерти за свои убеждения.

Трагедия разразилась в 1930 году, когда началась т.н. «коллективизация крестьянских хозяйств». В архивном фонде исполкома Челнинского кантона Татарской автономной республики (в составе которого в это время входил Елабужский район) в списке кулацких хозяйств, в «Личной карточке кулаков» за 1930 г. значится священник Орлов Николай Яковлевич. В ходе «раскулачивания» был конфискованы дом с надворными постройками на сумму 400 руб.

В списке членов семьи Николая Яковлевича значились: жена Лариса, 69-ти лет, сын Алексей, 30-ти лет; сноха Елена, 30-ти лет, у которых на иждивении находились три дочери: Нина (13 лет), Татьяна (10 лет), третья дочь (имя и возраст в документе не указаны) и сын Анатолий (8 лет)[5].

24 января 1930 года против о. Николая возбуждается уголовное дело, как «не желающего мириться с существующим строем» и «агитирующего против советской власти и ее мероприятий». Он был арестован местным отделом ГПУ (Государственное политическое управление при СНК СССР) и заключен в Елабужский «исправдом» по адресу: г. Елабуга, Московская улица, 142.

Ровно через месяц, 24 февраля 1930 года, был арестован и его младший сын Алексей, который служил священником церкви с. Гари. Из обвинительного заключения против Орловых узнаем, что «на протяжении существования советской власти вышеуказанные попы – отец с сыном проводили агитацию и пропаганду с целью послабления мощи советской власти, проводя таковую под видом богослужения и чтения проповедей в церкви. Священник Орлов Николай, разлагающе действовал на молодежь, запугивая ее всевозможными нелепыми небылицами».

5 апреля 1930 года Судебное заседание тройки ГПУ ТАССР постановило расстрелять Николая Яковлевича Орлова по печально знаменитой ст. 58-10 действовавшего тогда Уголовного Кодекса. Таким образом, о. Николай был приговорен к смерти фактически во внесудебном порядке – решением т.н. «тройки». Расстреляли его 12 августа 1930 г. в Казани. Конкретное место захоронения неизвестно. Скорее всего, тело Николая Яковлевича было погребено в общей могиле [6]. Через семь лет также погибнет и его зять – протоиерей Василий Вечтомов.

Алексей Орлов был приговорен тройкой ГПУ ТАССР (также 5 апреля 1930 г. и по той же статье) с формулировкой "терроризировал активность бедняцких масс" на 8 лет заключения в концлагере. Освободился из Ухтпечлага НКВД 16 сентября 1937 года. Погиб на фронте в Великую Отечественную войну 27 февраля 1942 года [7].

Не менее трагичной оказалась судьба старшего сына о. Николая – Константина Орлова. В 1919 году он был призван в Красную Армию и прослужил писарем до 1921 года. Затем он стал священником одной из церквей Удмуртии. С 1932 г. служил в селе Люк Ижевского района. С ним жили: мать (74 года), жена Александра и четверо детей [8].

Там же в 1934 году был арестован по ложному свидетельству. Якобы он выступал против «коллективизации». И это в 1934 году, когда она уже, в данном районе Удмуртии, в основном, завершилась!

Все «преступление» о. Константина заключалось в том, что он однажды в частном разговоре выразил недовольство большими налогами, которые возложил сельсовет на него, как на священника [9]. И это возмущение можно было понять, ведь у о. Константина, судя по справке об имущественном положении, не было ни «домов, ни торговых помещений», ни другого крупного имущества. На что же он мог существовать вместе со своей большой семьей?

Из документов становится ясно, что о. Константин был оклеветан некой Р.З., которая хотела таким способом «устроить» своего брата, бывшего священника, на место, которое занимал о. Константин [10].

Итоги расследования, скорее всего, были заранее предрешены, и о. Константин был 20 июня 1934 года осужден Особой Тройкой при ПП ОГПУ Горьковского края на три года заключения [11]. Вернулся из заключения в конце 1936 г. и «был без определенных занятий»[12].

5 ноября 1937 года вновь был арестован и осужден Тройкой НКВД Удмуртской АССР на 10 лет лагерей «за контрреволюционную фашистскую агитацию». Отбывал наказание в Магаданской области, прибыв туда 14 июля 1940 года. Из архивной справки узнаем, что умер он 17 ноября 1941 года от «резкого физического истощения, перелома обеих предплечий» [13]. Таким образом, отец Константин смог прожить в магаданском лагере чуть более года.

Вот так трагически оборвались в годы лютых гонений жизни священников Церкви Русской – Николая, Алексея и Константина Орловых. И только в 1989 году, т.е. спустя почти 60 лет, они были реабилитированы, т.е. признаны невиновными.

Итак, в ходе проведенного исследования удалось выяснить следующее:

1. До революции 1917 года священники Орловы трудились на благо Церкви и Отечества, несли в народ Слово Божие, распространяли среди населения грамоту, воспитывали чад Церкви в духе Христовых Заповедей, преданности Отечеству.

2. В годы гонений на Церковь Русскую священники Орловы в полной мере испили чашу страданий, мучений только за то, что принадлежали к духовенству: о. Николай был расстрелян, старший сын Константин умер в заключении. Младший сын Алексей также подвергся репрессиям, но не озлобился и честно выполнил свой долг перед Родиной. В 1942 году, как и тысячи других патриотов, погиб, защищая Отечество от немецко-фашистских захватчиков.

3. Священники Орловы оказались безвинными жертвами существовавшего тогда безбожного режима власти. Десятки тысяч, таких же, как они, простых россиян, оказались заложниками безумных социальных экспериментов, осуществлявшихся безответственными политическими деятелями на живом теле российского народа.

Использованные источники и литература

Источники

1. О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших /Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2011. 2 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400907.html

2. Архивная справка Главного Управления МВД по Магаданской области от 4 августа 2014 г. //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

3. Билет-квитанция К.Н. Орлова на проезд на пароходе до места заключения. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

4. Выписка из протокола №19 Тройки НКВД Удмуртской АССР от 5 ноября 1937 г. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

5. Заключение в отношении К.Н. Орлова по делу №1338. Заверенная копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

6. Клировые ведомости, касающиеся рода священников Орловых. 12 фотокопий архивных документов (Национальный архив Республики Татарстан. Ф.980. Оп.1. Д.322) //Личный архив Л.Н. Ишутиной. Отдельная папка.

7. Летопись рода Орловых. Рукопись //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

8. Обвинительное заключение по следственному делу №1338. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

9. Протокол допроса Орлова К.Н. от 30 апреля 1934 г. по делу № 1338. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

10. Следственное дело № 2-13616. Копия //Архив УФСБ по Республике Татарстан.

11. Справка об имущественном положении К.Н. Орлова. Заверенная копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

12. Показания К.Н. Орлова при предъявлении обвинения. Заверенная копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

13. Учетно-статистическая карточка заключенного Бирлага К.Н. Орлова. Составлена 30.09.1940 г. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

Литература

14. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моног. Саратов: СГЮА, 2014.

15. Моловичко Ю.В. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2013. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-337

Ссылки и примечания

1.См. О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших /Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2011. 2 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400907.html

2.См. Моловичко Ю.В. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2013. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-337

3.См. Протокол допроса Орлова К.Н. от 30 апреля 1934 г. по делу № 1338. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

4.См. Архив администрации города Сарапула. Ф. 980. Оп. 1. Д. 321. Л.444; Д. 323. Л.432; Клировые ведомости, касающиеся рода священников Орловых. 12 фотокопий архивных документов (Национальный архив Республики Татарстан. Ф.980. Оп.1. Д.322) //Личный архив Л.Н. Ишутиной. Отдельная папка.

5.См. Национальный архив Республики Татарстар (НА РТ). Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 469. ЛЛ. 1 об, 75-78 об.

6.См. Архив УФСБ РA по РТ, следственное дело № 2-13616.

7.См. Архив УФСБ РA по РТ, следственное дело № 2-13616.

8.См. Протокол допроса Орлова К.Н. от 30 апреля 1934 г. по делу № 1338. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной

9.См. Показания по существу дела //Протокол допроса Орлова К.Н. от 30 апреля 1934 г. по делу № 1338. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной

10.См. Показания К.Н. Орлова при предъявлении обвинения. Заверенная копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной. В докладе указаны только инициалы доносчицы.

11.См. Заключение в отношении К.Н. Орлова по делу №1338. Заверенная копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

12.См. Выписка из протокола №19 Тройки НКВД Удмуртской АССР от 5 ноября 1937 г. Копия //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

13.См. Архивная справка Главного Управления МВД по Магаданской области от 4 августа 2014 г. //Личный архив Л.Н. Ишутиной.

©Ишутина Людмила Николаевна, текст, фотография, 2014

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала

Ишутина Л. Н. "Сохранить память о трагических страницах истории". «Дело» священников Орловых //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2014. 17 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-402

На фотографии - Алексей Орлов с женой Еленой.

Об авторе: Ишутина Людмила Николаевна – учитель биологии МОУ «Средняя школа № 5 г. Балашова Саратовской области». Данная работа была представлена в качестве доклада на Второй межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность» (г. Балашов, октябрь 2014 г.).

Приложения в данном материале по техническим причинам не приводятся.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 26.10.2019
| Теги: Ишутина Л.Н.