Каталог статей

Главная » Статьи » Храмы и клирики

«Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова).

Михайлова Ольга Алексеевна

К числу актуальных задач отечественной историко-церковной науки относится изучение роли и места приходского духовенства в жизни дореволюционной России. Выяснение биографических данных священников – важная составная часть подобных исследований.

Данная работа посвящена судьбе самойловского священника Николая Парфеновича Горизонтова, жившего во второй половине XIX века.

«Во Имя отца и Сына и Святого Духа. Лето 1884 года октября 5 дня, я, нижеподписавшийся, положил сие писание для последующего рода человеческой памяти...» - с этих строк начинается рукопись Николая Парфеновича, которую он поместил в бутыль и замуровал в стену часовни Никольской церкви.

Рукопись была найдена 30 июля 1936 года при разборке часовни и передана в фонды Саратовского архива. Копия хранилась у местных краеведов, а затем в школьном музее. В 1990 году с открытием районного краеведческого музея рукопись была передана в его фонды. Нужно отметить, что данный документ публиковался в советской местной периодике, но глубокому исследованию не подвергался.

Основой данного исследования стало изучение не только данной рукописи, но и архивных источников. Были изучены сведения из журналов Балашовской уездной земской управы за 1876-1885 годы, хранящихся в Балашовском филиале Государственного архива Саратовской области. Особую группу исследуемых источников составили материалы центральной и местной периодической печати: «Саратовские епархиальные ведомости», «Саратовский листок», «Саратовский дневник» за 1867-1899 годы. Интересные сведения были почерпнуты из «Памятных книг Саратовской губернии», «Трудов Саратовской губернской ученой архивной комиссии».

Основными методами исследования стали поиск информации в архиве и периодике Саратовской губернии XIX в. и отбор актуальных сведений.

I. Рождение, учеба и начало церковного служения

Николай Парфенович Горизонтов родился 170 лет назад, 14 октября 1844 года, в слободе Песчанка Балашовского уезда в семье священника Парфения Гавриловича и Татьяны Ефимовны. Удаленность Песчанки от центров культуры не помешали Парфению Гавриловичу быть одним из образованнейших людей губернии, усердным корреспондентом «Императорского Русского Географического Общества» и «Саратовских губернских ведомостей».

Парфений Гаврилович живо интересовался археологией, древностями, историей края. Писал статьи в губернские газеты. Вместе с женой воспитал четверых детей: дочерей Людмилу и Александру, сыновей Ивана и Николая.

Выбор профессии сыновьями был предопределен самим фактом рождения в семье священника. Однако своеобразные взгляды Ивана на окружающую действительность помешали ему окончить Саратовское духовное училище. Перед выпускными экзаменами его отчислили из семинарии с формулировкой: «Увольняется из семинарии по неблагонадежности к духовному званию…» [1]. Он посвятил свою жизнь журналистике, став издателем газеты «Саратовский листок».

А вот Николай оправдал надежды отца. В возрасте десяти лет его отдали в Саратовское духовное училище. Он был принят в архиерейский хор при Преосвященном Афанасии (известном любителе церковного пения), так как обладал превосходным дискантом.

Полный курс семинарии Николай окончил в 1866 году и служил недолгое время псаломщиком и регентом в слободе Баланда. 19 ноября 1867 года рукоположен в священнический сан с направлением в село Козловка Балашовского уезда.

За усердие в служении и любовь к крестьянам был утвержден катехизатором по 6-му благочинному округу Балашовского уезда, являлся председателем церковно-приходского попечительства в Козловке, а также гласным Балашовского уездного земского собрания и членом Губернского статистического комитета.

20 июня 1876 года Сербия и Черногория объявили войну Турции. В душах русских людей сербско-турецкая война вызвала небывалый эмоциональный подъем. Жители Саратовской губернии, как и многие россияне, помогали своим братьям по вере деньгами, оружием, участвовали в боевых действиях. В жизни о. Николая наступил важный этап: с благословления епископа Тихона, он отправился в Сербию.

Несколько писем о. Николая по пути в Сербию и обратно были опубликованы в «Саратовском листке». Командующий войсками знаменитый русский генерал Михаил Григорьевич Черняев принял о. Николая на должность священника при своем штабе. Черняев в благодарственном письме, адресованном епископу Тихону, сообщал: « … Священник Горизонтов прибыл в Делиград во время трехдневного боя против веры сильнейшего врага, которую с помощью Божией нам удалось и на этот раз отразить. … Горизонтов находится теперь при главном штабе и принимает на себя служение в походной церкви (Джунинской позиции) устроенной усердием одного из русских офицеров … » [2]. За участие в этой войне о. Николай был награжден сербским орденом Такова 3-й степени. Затем он вернулся на родину.

II. Слобода Самойловка в жизни о. Николая

1 сентября 1878 о. Николай был утвержден помощником настоятеля Никольской церкви слободы Самойловка. Видимо, это событие было долгожданным в его жизни, т.к. Николай Парфенович был потомком первого священника слободы Самойловки, служившего в этой же церкви. Отсюда становится понятен его интерес к истории поселка. Свои мысли и впечатления он изложил в рукописи, написанной 5 октября 1884 года. В ней прослежены основные этапы истории слободы, ее жителей и вехи жизни самого Н.П. Горизонтова. Текст рукописи можно условно разделить на следующие части: 1) История образования Самойловки; 2) Строительство храмов; 3) Открытие учебных заведений; 4) Быт самойловцев; 5) Краткие биографические сведения из жизни священника Н.П. Горизонтова.

«Во Имя отца и Сына и Святого Духа [3].

Лето 1884 года октября 5 дня, я, нижеподписавшийся, положил сие писание для последующего рода человеческой памяти. Склалась сия каменная постройка на месте Святого престола церкви, построенной вместо сгоревшей в свое время. Слобода Самойловка, Три Острова тож, стала населяться сначала 18 столетия из Киевской, Черниговской и Полтавской губернии, людей бежавших от господствующих. В 1878 году, мне рассказывал 70-летний старик Погорелый Павел, что ему говорил его дед, что когда впервые поселенцы подъехали к залесянским курганам, то две недели стояли около них, побоялись переехать Терсу, текущую в густом лесу, наполненном хищными зверями. Лес был и по Коневке и по всем оврагам толстый и густой.

Первая церковь [4] была срублена в 1754 году из дубов. Она стояла, где теперь часовня на Успенской площади. В 1807 году началась строиться каменная [5]. В 1821 году ее освятили, а в 1835 году протоирей Николай Филиппович Молдавский, мой прадед, на свой счет перенес ее деревянную церковь на эту площадь [6]. Престол стоял недалеко от левой стороны алтаря, нынешней деревянной церкви. В 1860 году она сгорела вместе с 250 дворами. Прежде в слободе пожары были частые и большие. В 1864 году Топиловка и Тарановка [7] сгорели в числе 340 дворов и все по неосторожности. В 1882 году освятили церковь в Ольшанке [8] и приписали к нашей Никольской церкви, где мы служили с настоятелем [9] по очереди.

Теперь в Островах четыре священника [10] и один в Залесянке [11] … В Островах теперь, кроме Залесянки и Ольшанки 11000 душ обоего пола. Народ религиозный, но пьют водку сильно. Пропивают по 50000 рублей в 4-х кабаках. Здесь 4 мужских и одно женское училище. В 1878 году было только одно».

Православное духовенство всегда считало одной из своих главных задач распространение образования среди своих прихожан. В 1878 году о. Николай стал инициатором открытия в Самойловке училища, в котором преподавал семь лет. «Я поступил [12] и на свой счет открыл при своей церкви и другое [13] потом вскоре и третье [14] и т.д. Учащихся во всех школах мужского пола 425, женского пола – 30. В своем училище я стал учителем и законоучителем…».

В начале занятия в Самойловском 2-м училище проходили на частной квартире. Затем сельское общество выделило на строительство отдельного помещения 2400 рублей, которое и было возведено в 1882 году. Училищное здание было длиной шесть, шириной пять саженей. Состояло из двух классных комнат, двух прихожих, комнаты для учителя и сторожа. Крыша была крыта железом. «Училище это выстроено из лучших материалов, очень прочно и красиво, благодаря постоянному наблюдению за постройкой местного священника Н.П. Горизонтова. Следует даже сказать, что и сама постройка состоялась по его влиянию на общество», - сообщалось в документах Балашовского уездного земского собрания. С 10 января 1881 года была введена должность помощника учителя. С отцом Николаем стал преподавать священник Иван Питаевский. По итоговым экзаменам 1882 года училище признано одним из лучших в Балашовском уезде.

"Спевки бывают три раза в неделю", - писал о. Николай. «Хор 40 человек из крестьян любителей, денег не получают за это, равно и я также люблю хор [15]. Поют очень хорошо, такого хора в уезде нет. В училище занятия бывают с 13 ноября до страстной недели, или как растает снег. А весной и летом не бывают занятия. Летом ловлю рыбу сетями на реке Красавке и по прудам. Иногда поймаю пуда полтора рыбы и мер шесть раков».

Николай Парфенович приводит очень ценный исторический материал, характеризующий развитие местной экономики. «Цены иной год: пшеница от 50 коп. до 2 руб. за пуд, 2 рубля редко, а больше рубль. Рожь от 35 копеек до 1 руб. 65 коп. за пуд, ячмень от 30 коп. до 60 коп., овес 17-35 коп., пшено от 50 коп. до 2 руб. Мясо от 3 коп до 11 коп., рыба от 2 коп. до 10 коп. Лошади от 5-25 руб., самая лучшая – 30 руб., крестьянская корова от 15 до 50 руб., овцы 4-7 руб. Сеют больше пшеницу. Масло коровье 17-23 коп., постное 10-25 коп.».

Отец Николай с горечью писал о местных нравах. Если крестьяне соблюдали посты, старались жить по уставу, то «мировой судья, доктор и все дворяне живут глупо и грешно. В церковь они не ходят, развратничают и вообще подают глупые примеры народу, а получают с народа косвенно и с земства мировой судья 3000 руб., а доктор 1500 руб., да практика на дому 500 руб.».

Отец Николай отмечает, что прихожане его «любят за проповеди и любовь к пению». Вместе с тем, он считал, что детей в Самойловке воспитывать было трудно, так как слобода находилась «далеко от воспитательного центра и ездим в духовное училище с детьми в Балашов на лошадях, не кормя все 60 верст, а потом в семинарию в Аткарск и в Саратов по железной дороге». На момент написания рукописи, Николай Парфенович болел чахоткой и думал, что не проживет и трех лет, но с Божией помощью прожил еще 15 лет.

III. Служение в городе Саратове

24 мая 1889 года о. Николаю было предоставлено место священника в г. Саратове при учебно-исправительном приюте [16] для несовершеннолетних правонарушителей, где действовала церковь во имя святого князя Михаила Черниговского. Современники Николая Парфеновича так характеризуют этот период его служения: « … одно время не без успеха нёс обязанности смотрителя приюта. Администрация приюта и даже создатель этого учреждения, член государственного совета Галкин-Врасский, хорошо знали деятельность священника и смотрителя и ценили труды его. Он отличался аккуратностью, твердостью и удивительной любовью к порядку, хотя гуманные чувства не чужды были его сердцу, и он любил справедливость» [17]. В 1894 году о. Николай был переведен в церковь исправительного арестантского отделения г. Саратова. 7 февраля 1899 года после непродолжительной болезни Николай Парфенович отошел ко Господу. В «Саратовском дневнике» писали: «Где бы покойный не служил – в селе, или городе – он служил истово, по чести, входил в нужды прихожан, наставлял их советами, как пастырь добрый, вникал в их общественные и семейные дела. Насколько он был близок прихожанам – видно между прочим из того, что до последней минуты крестьяне бывших его приходов (Козловки и Островов) при случае обращались к покойному за советом сюда, в город. Везде, где служил отец Николай, он учреждал школы, устраивал певческие хоры и неукоснительно был законоучителем; здесь в Саратове он преподавал Закон Божий в трех городских училищах».

Из некролога мы узнаем, что «похороны Николая Парфеновича Горизонтова проходили 9 февраля 1899 года. Литургию служили 12 священников, пели два хора певчих. Церковь полна была лиц, пришедших отдать последний долг усопшему, не говоря уже о заключенных и учениках городских училищ, в которых покойный был законоучителем. На похоронах присутствовали саратовский городской голова, члены правления приюта и тюремного комитета, много лиц из общества. Умер священник на 55 году жизни, священствовал 31 год, учителем и законоучителем был более 25 лет. Имел награды: камилавку, наперсный крест, знак Красного Креста и сербский орден Такова» [18].

Заключение

Судьба священника Николая Парфеновича Горизонтова представляет немалый интерес: он был потомком первого священника слободы Самойловка, участником Cербско-турецкой войны 1876-1877 годов, а главное - великим тружеником на ниве Христовой.

Большой интерес представляет рукопись, которую нам оставил о. Николай. В ней мы находим бесценные свидетельства быта приходского священника 1880-х годов XIX века, описание повседневной жизни крестьян, местной интеллигенции.

Важной заслугой Николая Парфеновича было открытие в Самойловке 2-го в слободе земского училища. Это было непросто: необходимо было убедить крестьян в необходимости строительства помещения, найти средства на отопление и обслуживание здания, приобретение учебных пособий, убедить родителей отпускать детей в школу, уговорить самих детей ходить в нее. Словом, он был и попечителем, и учителем школы. Нужно особо отметить, что Николай Парфенович Горизонтов обеспечивал функционирование не только церковно-приходских, но и народных земских школ.

Построенное с его помощью училище продолжало действовать и в советское время, но уже в качестве школы II ступени, а затем восьмилетней школы. Как это было принято в то неспокойное время, Никольская церковь была переоборудована в кинотеатр, а во дворе поставлен памятник В.И. Ленину. В настоящее время в отреставрированном здании Никольской церкви расположен храм Архистратига Михаила.

К сожалению, у нас нет фотографии Николая Парфеновича Горизонтова, но мы не оставляем надежды когда-нибудь ее разыскать.

Ссылки и примечания

1. См. Коссович А. «Каменный Гость», «Икс», «Не я». Три псевдонима одного редактора, фельетониста, издателя» //Заря Молодёжи, 1987, 11 и 18 июля.

2. См. Саратовские епархиальные ведомости. 1876, №41.

3. См. Самойловский краеведческий музей (филиал ГУК «СОМК»). НВСП-189. Копия рукописи священника Горизонтова (написана в 1884 году).

4. В публикации К.Г. Рыбина «Архив Саратовской Духовной Консистории» (раздел «Об освящении церквей»), говорится, что в 1867 году в слободе Самойловке был освящен Никольский храм, деревянный (См. Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Саратов, 1889. Т. 2. Вып. 1. С.190). 5. Отец Николай имел в виду начало строительства каменного Успенского храма. Грамота на строительство Успенской церкви с приделами во имя Николая Чудотворца и Александра Невского была получена 2 августа 1804 года.

6. 1835 год стал знаменательным для жителей слободы Самойловки. Каждый день радовал крестьян звон колоколов церквей в честь Николая Чудотворца и Успения Божией Матери. Оба храма стояли на одной центральной площади, сегодня это Красная площадь рабочего поселка. В Самойловке к 1835 году проживало около 10 тысяч православных, которые в воскресенье и праздничные дни всей семьей посещали церковь. Конечно, на площади такому количеству людей поместиться было уже трудно, поэтому протоиреем Николаем Филипповичем Молдавским – настоятелем церкви Николая Чудотворца - было принято решение разобрать деревянный храм и перенести его на другое место, что и было сделано. С тех пор в Самойловке появилась еще одна площадь, в центре которой стояла Никольская церковь. Сегодня на месте Никольского храма находится церковь Архистратига Михаила.

7. Топиловка и Тарановка - названия улиц слободы Самойловки. В 1963 году эти улицы были переименованы: Топиловка была объединена с улицами Шоссейной, Красным переулком и получила имя Ленина, а улица Тарановка стала именоваться Лесной (См. документы сектора по делам архивов администрации ОМО Самойловского района. Ф.1. О.1. Д.22. Л.32).

8. «В поселке Ольшанке, Балашовского уезда, 4 февраля 1882 года, местным благочинным освящена новоустроенная деревянная церковь в честь и в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня» (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1882, №12. С. 57).

9. Настоятелем являлся священник Тиванов Харитон.

10. В год написания рукописи (1884 г.) в Успенской церкви священниками служили: Мирандов Федор Елпидифорович и Питаевский Иван Львович. В Никольской церкви служили священники: Тиванов Харитон и Горизонтов Николай Парфенович.

11. В год написания рукописи в Залесянской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы служил священником Орлов Петр Ефимович, он же в 1884 году был утвержден благочинным 4-го Самойловского округа Балашовского уезда.

12. Поступил на службу в Никольскую церковь в слободе Самойловка.

13. Отец Николай имеет в виду открытие 14 ноября 1878 года 2-го училища.

14. Отец Николай имеет в виду открытие 3-го Самойловского училища.

15. О хоре Николая Горизонтова мы нашли сведения в журналах Балашовской уездной земской управы, где перечисляются имена учителей земских школ, занимающихся с учениками пением. Отдельно выделено имя священника Горизонтова, «имеющего лучших хор в уезде».

16. Приют был основан по инициативе Галкина-Враского на частные пожертвования 30 сентября 1873 г. в районе Гуселки в 8 верстах от Саратова. Детей обучали грамоте, закону Божию, пению, сельскому хозяйству, ремеслам, рукоделию, домашнему садоводству, огородничеству и полевым работам.

17. См. Саратовский дневник. 1899, №31.

18. См. Саратовский дневник. 1899, №33.

Приложение

Краткая летопись жизни Н.П. Горизонтова (14.10.1844-07.02.1899)

1844 г. 14 октября в семье священника слободы Песчанка Балашовского уезда Саратовской губернии родился мальчик Николай.

1854-1866 гг. Учеба Николая в Саратовской духовной семинарии.

1867 г. 6 октября утвержден на место священника в село Козловка Балашовского уезда. 19 ноября рукоположен в священнический сан.

1874 г. Утвержден катехизатором по 6-му благочинному округу Балашовского уезда.

1876 г. 10 июня в селе Козловка открыто церковно-приходское попечительство под председательством священника Николая Горизонтова.

1876-1877 гг. Участие о. Николая в Сербско-турецкой войне. Награждение орденом Такова 3-й степени.

1877 г. Горизонтов значился гласным Балашовского земского собрания.

1878 г. Горизонтов являлся законоучитель Козловского училища. 25 апреля был избран действительным членом Губернского статистического комитета. 1 сентября утвержден помощником настоятеля в Трех-Островско-Николаевском приходе. По инициативе Горизонтова в Самойловке открыто 2-е училище.

1881 г. Избран кандидатом в уполномоченные на епархиальные и духовно-училищные съезды с 1882 года на трехлетие.

1882 г. В Самойловке по инициативе Горизонтова открыто училище.

1884 г. 5 октября написана рукопись и замурована в стену часовни Никольской церкви слободы Самойловка.

1885 г. 12 ноября 1885 года за усердную и полезную деятельность по преподаванию Закона Божия в течении 1884-1885 учебного года в сельском училище, преподано священнику Николаю Горизонтову архиерейское благословление.

1889 г. 24 мая года о. Николаю предоставлено место священника в городе Саратове при учебно-исправительном приюте малолетних правонарушителей в Гуселке.

1889 г. За службу по духовному ведомству награжден Св. Синодом ко дню Святой Пасхи благословлением.

1894 г. 6 сентября был переведен из учебно-исправительного приюта в церковь исправительного арестантского отделения г. Саратова.

1895 г. 11 августа утвержден законоучителем в 8-м женском начальном училище г. Саратова.

1897 г. Награжден наперсным крестом.

1899 г. Умер 7 февраля после непродолжительной болезни.


©Михайлова Ольга Алексеевна, текст, фотография, 2014

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова)
//Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2014. 7 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399

Первое изображение - св. Николай Чудотворец; второе - храм во имя св. Николая Чудотворца слободы Самойловка.

Сведения об авторе: Михайлова Ольга Алексеевна, заведующая Самойловским краеведческим музеем (филиал ГУК «СОМК»).

Материал представлен в качестве доклада на Второй межрайонной научно-просветительской конференции «Россия Православная: история и современность» (г. Балашов, октябрь 2014 г.).

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Храмы и клирики | Дата добавления: 03.02.2021
| Теги: Михайлова О.А.