Каталог статей

Главная » Статьи » Балашовский Покровский монастырь

История Балашовского Покровского женского монастыря: ошибки, спорные утверждения, малоизученные проблемы.

Когда был основан Балашовский Покровский женский общежительный монастырь?

По мнению А.П. Новикова "начало существованию монастыря было положено в 1862 году" с образованием женской богадельни [1]. Но насколько достоверна эта дата?

Общеизвестно, что Балашовский монастырь был учрежден решением Св. Синода в октябре 1884 года [2]. Именно этот год и является началом существования собственно монастыря. Первой и единственной настоятельницей монастыря была игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка), которая возглавляла обитель с октября 1884 по март 1919 года. 5 марта 1919 года местные власти в официальном письме продолжали обращаться к "настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии"[4].

В 2004 году, в Балашове, отмечался 120-летний юбилей монастыря. Этой дате были посвящены конференция и коллективный труд "Православие и Хоперское казачество"[5].

До 1884 года в Балашове существовала Покровская женская община, создание которой было согласовано со Св. Синодом в 1871 году [6]. (Г.А. Самородова ошибается, считая, что и в 1903 году существовала Покровская женская община[7].)

Женская община не является монастырем. Тем более, монастырем не является богадельня, которая, кстати, возникла не 1862 году, как считает А.П. Новиков, а в 1860 г. Об этом говорится в статье С.К. Назаровой, опубликованной в 2006 г. [8] Важно отметить и то, что женская богадельня (1860 г.) и каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1862 г.) были построены на средства балашовского купца И.И. Иванова и на принадлежавшей ему земле [10]. Таким образом, в 1862 году в Балашове не было ни женской общины, ни тем более монастыря, богадельня же была образована на 2 года раньше.

Другое дело, когда мы говорим о предпосылках образования Балашовского Покровского женского общежительного монастыря. В этом случае, действительно, нужно говорить и о богадельне, и о женской общине. Однако выявление предпосылок образования монастыря не дает оснований искусственно удлинять его историю. Таким образом, можно констатировать использование некоторыми исследователями одного из распространенных приемов "конструирования" локальной истории - смешение предыстории и истории края.

Отклики дореволюционной печати на участие Балашовского Покровского монастыря в I-й Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари (1904 г.)

В местной литературе не дается описания откликов дореволюционной печати на участие Балашовского Покровского монастыря в I-й Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари, проходившей в 1904 году в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце.

Ее устроителем стало Общество попечения об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома. Выставка имела две основных цели: познакомить посетителей с характером работ, производимых в монастырях и мастерских и собрать средства для несчастных детей, лишенных семьи.

Экспозиция состояла из нескольких разделов: монастырских работ, церковной утвари и живописи, исторического и торгово-промышленного. Раздел монастырских работ собрал 78 монастырей, из которых большую часть составляли женские обители. По разделу монастырских работ высшей награды - высшего почетного диплома был удостоен Балашовский Покровский женский монастырь (наряду с Ново-Тихвинским Горно-Уральским женским монастырем).

Вот что сообщалось в четвертом номере «Вестника Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари» (1904, 7 марта) об экспонатах, представленных Балашовским Покровским монастырем: «Особенно большую коллекцию своих произведений прислал Балашовский Покровский женский монастырь. Монастырь этот, находящийся в Саратовской губернии, занимается производством шелка, на выставки представлен постепенно весь ход выработки шелка и образцы шелковой материи. Хороши вышивки по шелку и парче. Есть несколько икон и даже картин, хорошо написанных масляной краской. Настоятельница этого монастыря игуменья Мария настоящая художница: две её копии с картин Рембрандта поражают своей близостью с оригиналом. Одною из монахинь по бархату написана в очень нежных матовых тонах голова Спасителя, обращающая внимание свободой и изяществом письма. Из рукоделий прекрасно исполнен покров на гробницу из шёлка своего производства, расшитый золотом" [9].

В локальных работах отсутствует анализ причин финансовых нестроений, возникших в Балашовском монастыре в начале ХХ века - констатируется только сам факт возникших проблем [10].

Однако изучение архивных источников позволяет сделать вывод о том, что своеобразным детонатором возникших нестроений стало уничтожение пожаром, 10 сентября 1909 года, шестиэтажной мельницы. Игуменья Мария возлагала большие надежды на мельничное производство как важный источник погашения взятых кредитов и продолжения строительства монастырского собора. Вот почему, комиссия, проверявшая деятельность монастыря, не нашла личной вины матери Марии в возникших финансовых проблемах.

После объективного разбирательства 11 марта 1911 года император Николай II издал указ, в котором, «во внимание к бедственному положению Балашовского Покровского женского монастыря», давал поручение Св. Синоду решить вопрос с монастырской задолженностью. Одновременно предписывалось погасить часть долга за счет «десятимиллионного фонда, ассигнованного на расходы, непредусмотренные сметами, на экстренные в течение года надобности»[11].

Никто из исследователей пока не обнаружил документальные свидетельства, проливающие свет на дальнейшую судьбу монастырских долгов. Можно предположить, что обители все же удалось расплатиться (полностью или частично) с кредиторами. В пользу этого вывода говорит тот факт, что в приемочном акте 1919 г. и других сохранившихся документах советского времени отсутствуют какие-либо достоверные сведения о долгах монастыря.

До сих пор локальными исследователями не была установлена достоверная дата фактического закрытия монастыря.

9 октября 1918 года состоялось заседание Балашовского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было принято решение о передаче всех "монастырских и церковных имуществ в ведение Отдела Народного Образования, который должен немедленно приступить к учету оного"[12].

Однако процесс передачи имущества Балашовского Покровского женского общежительного монастыря затянулся из-за начавшихся боевых действий Гражданской войны. По крайней мере, опись построек монастыря была составлена только 5 февраля 1919 года, а 5 марта 1919 года балашовские чиновники в официальных бумагах продолжали обращаться к "настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии".

Лишь события февраля-апреля 1919 года (т.е. реальная передача имущества, назначение новых руководителей в новые структуры, а также образование Балашовской Покровской трудовой артели из числа монахинь, послушниц и белиц) можно считать подтверждением самого факта закрытия монастыря.

Приводим текст письма Отдела народного Балашовского уездного исполкома от 5 марта 1919 г (№5)[13].

"Настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии.

Подотдел бухгалтерии Балашовского Уотнароба предлагает Вам в самом непродолжительном времени доставить ему квитанции на свидетельства в бывшем Балашовском отделении Воронежского банка за № 174/3615, 174/3616 и 194/2801 на 3000 рублей; тоже за №№ 23/1914, 257/3120 и 189/1502 на 3000 рублей; тоже на билет, хранящийся в Саратовском отделении Народного Банка Государственной комиссии погашение долгов за №№ 722/460-96733 на 25000 рублей, а всего на 31000 рублей; кроме того доставить и приходно-расходные книги на 1917 и 1918 годы для выяснения остатков сумм по монастырю.

Заведующий Подотделом Бухгалтерии (подпись).

Делопроизводитель (подпись)".

На фирменном бланке типографским шрифтом написано: Р.С.Ф.С.Р. - Балашовский уездный Исполнительный Комитет - Отдел народного образовани - Подотдел Бухгалтерии - Марта 5 дня 1919 г. - № 5 - Г. Балашов, Саратов. губ. Текст письма напечатан на пишущей машинке шрифтом красного цвета.

23 апреля 1919 г. состоялось заседание Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования, на котором было решено "считать, что все хозяйство бывшего Балашовского монастыря принадлежит Балашовской школе-коммуне и финансируется Уотнаробом"[14]. Именно это постановление окончательно завершило собственно историю Балашовского Покровского женского общежительного монастыря как реально действующего хозяйствующего субъекта.

Недостаточно полно местными авторами изучен сюжет о судьбе монастыря в первые годы советской власти.

9 ноября 1918 года местное «Бюро коммун» докладывало уездному земельному отделу о положении дел в Балашовском Покровском женском монастыре. «Балашовский женский монастырь, судя по имеющимся в нем всевозможным отраслям промышленности, - говорилось в докладе, - можно назвать образцовым культурным хозяйством. При опытном знании разнообразной отрасли промышленности настоятельницей монастыря, последней поставлено в монастыре на должную высоту: садоводство, огородничество, пчеловодство, шелководство, скотоводство, а также проводится обучение: художеству, рукоделию, ткацкому мастерству шерстяных и бумажных материй, выделки всевозможных ковров, вязальному производству чулок, пуховых платков, скатертей и т.п. Имеется портняжная мастерская, молочная ферма, и сапожно-башмачное производство: и т.д. Монастырские постройки находятся в самом опрятном виде с комфортабельной обстановкой и везде проглядывается чистота и опрятность, и Земельному Отделу оставалось бы приветствовать такую организацию, но последний почему-то это хозяйство до сего времени не взял на учет и не поставил туда ответственное лицо, которое бы охраняло это народное достояние. Настоятельница же монастыря в настоящее время находится в самом критическом положении, осаждаемая каждый день неизвестными личностями, которые распоряжаются монастырским имуществом, как собственным, и последняя не знает кто в настоящее время является настоящим хозяином монастырского богатства. Таким образом монастырь, за неимением ответственных лиц, начинает приходить в совершеннейший упадок. Все его культурное производство рушится, монастырские работницы стеснены солдатами, занявшие помещения последних. Разные мастерские монастыря превратились в жилые помещения за изгнанием монахинь из их квартир солдатами. В образцово поставленном саду пасут скот гр. пос. Японии. Во многих жилых постройках проживают какие-то неизвестные личности. Скот, мебель и др. пред. (предметы – сост.) увозятся разными советскими учреждениями без всяких расписок, и к довершению всех этих бедствий в прошлую ночь с 7-го на 8-е ноября в корпусе монахинь взломано несколько замков от сундуков последних и похищено последнее монашеское домашнее имущество: одежа, обувь и т.п. В виду вышеизложенного не мешало бы Уездному Земотделу принять срочные меры к сохранению монастырского народного достояния»[15].

Этот документ был опубликован Л.Н. Маслнниковой[16]. Однако текст документа в ряде мест ею процитирован с искажениями (например, вместо «проводится» - «производится»; «везде проглядывается чистота и порядок»- «везде – чистота и порядок»; «за изгнанием монахинь из их квартир солдатами» - «потому что монахини изгнаны солдатами с их квартир»; «похищено последнее монашеское домашнее имущество» - «похищено личное монашеское имущество»). То есть, Л.Н. Масленникова самовольно осуществила редактирование первоисточника без соответствующих оговорок и разъяснений, что недопустимо. Мало того, не была приведена необходимая в таких случаях достоверная архивная ссылка на цитируемый документ[17].

В повествовании Л.Н. Масленниковой об этом периоде истории монастыря содержаться существенные лакуны. Например, она не называет фамилии и предыдущей должности заведующего монастырским хозяйством, назначенного новыми властями. Это недостающее звено выявил В.В. Смотров. Новым руководителем стал учитель из села Мача А.Д. Кулаков [18].

Вместе с тем, как показало изучение архивных документов, и после назначения «ответственного лица» ситуацию не изменилась. Из объяснительной записки А.Д. Кулакова выясняется, что на территории монастыря уже в феврале 1919 годы разместились: «Гурт 9-й армии», 130-й эвакопункт, «полевая аптека» (заведующий Ширинский), «команды красных офицеров», отдел социального обеспечения и «15 семейств частных лиц».

Все эти «квартиранты» чувствовали себя «полными хозяевами». Они самовольно ломали заборы для «топлива», занимали монастырские конюшни, сараи, стали выгонять учительниц из занимаемых ими жилых помещений, превратили чердак одного из зданий «отхожее место».

Новые хозяева неподобающим образом обращались с монахинями, которые вынуждены были обращаться «не раз, а двадцать раз» к А.Д. Кулакову с жалобами на «безобразия», творимые со стороны военных (в записке отмечается, что беззащитные женщины «плакали»)[19]. На требование А.Д. Кулакова прекратить самоуправство, «красные командиры» отвечали «насмешками» и заявляли, что в случае сопротивления все прежние обитатели будут выброшены за пределы монастыря «в 24 часа»[20].

Непрошенные гости в монастырском пруду начали стирать белье, что приводило к распространению «эпидемической заразы». По всем дорогам, ведущим в монастырское хозяйство, в хозяйственном дворе, на дорогах были «набросаны кучи навоза и всякого прочего мусора». Дороги оказались неисправными, «мосты разломаны», вокруг монастырских помещений стало «грязно», выливались «разные нечистоты», от которых шло «страшное зловоние».

Детский приют превратился «в развратное убежище». Дети ходили оборванные, в кладовой были навалены кучи грязного белья, никаких мер к улучшению детского питания не принималось. Из-за нехватки кроватей большинство воспитанников спали «прямо на полу»[21]. Растаскивание монастырского имущества продолжалось и в 1919 году с помощью «записок-требований», исходивших от многочисленных советских начальников. В архиве сохранилось множество подобных документов с безапелляционным требованием о выдаче той или иной организации или частному лицу какого-либо монастырского имущества: мебели, строительных материалов, различного рода инвентаря, о вселении в монастырские помещения «ценных» работников [22].

Жители поселка Япония, как и в 1918 году, разбирали заборы, ломали плодовые деревья», уносили монастырское имущество. В феврале 1919 года сгорело самое лучшее помещение монастыря - настоятельский корпус. Виновники пожара так и не были выявлены [23]. Бесчинства на территории монастыря привели к «полному хаосу и анархии, как в самом хозяйстве, так в детском приюте»[24].

В апреле 1919 года начинаются преследования прихожан монастырских храмов, прежде всего насельниц бывшего монастыря. Вот что, например, можно прочитать в записке зав. уездным отделом народного образования Гнедова в адрес А.Д. Кулакова: «Предлагаю Вам объяснить общине верующих, взявших на попечение храмы монастыря, чтобы они немедленно приступили к выносу иконостаса из причта. В случае отказа приступить к выносу иконостаса средствами монастыря, откомандировать для этой цели двух столяров или плотников…»[25]

Катастрофическая обстановка сложилась вокруг монастыря в ходе начавшихся ожесточенных боев между красными и бело-зелеными за Балашов в июле 1919 года. Из содержания документов узнаем, что «фруктовый сад весь расхищен, поломан и протоптан». И бело-зеленые и красные забирали у монастыря лошадей. При переходе монастырского хутора из рук в руки, «все хлебные запасы, мука, пшено были съедены войсками». Монастырские сторожа, «спасаясь от бандитов», разбежались [26].

После окончания Гражданской войны произошло событие, которое до сих пор не находит каких-либо рациональных объяснений. Как выяснил В.В. Смотров, в 1922 году из склепа монастырского Покровского собора исчезает тело Преосвященного Павла, усопшего в 1908 году. 27 июня в местные органы власти поступило сообщение о том, что в подвале собора вскрыт гроб с телом епископа. Срочно была создана комиссия в составе: представитель ОГПУ Кениг, представитель уездной милиции Гришин, священник монастырской Покровской церкви Николай Розанов и Неудахин. Комиссия установила, что крышка гроба слегка сдвинута, но тело покойного находилось на прежнем месте. Никаких следов глумления обнаружено не было. Однако после окончания работы комиссии тело покойного таинственно исчезает. До сих пор не найдено каких-либо свидетельств о месте перезахоронения Преосвященного Павла[27].

В имеющейся литературе отсутствует какая-либо более или менее достоверная информация о Балашовской Покровской трудовой артели, до сих пор не были известны списки ее членов.

Артель была организована не ранее 5 марта 1919 года из числа насельниц бывшего Балашовского Покровского монастыря. Артель действовала на основании договора, заключенного с новой властью. Сохранился список ее членов (198 чел.). Судя по содержанию списка, монахини указывали свое духовное имя и мирскую фамилию. Первой в этом списке стоит имя (духовное) и фамилия (мирская) бывшей игумении - "Мария Мандрыка"[28].

Главную роль в создании артели сыграла бывшая настоятельница монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Ее новая должность была определена, скорее всего, самой Марией и звучала весьма торжественно – «насадительница культуры трудовой артели»[29].

Перечень производственных специальностей бывших монахинь и послушниц говорит о внушительных кадровых возможностях артели (портнихи, садовницы, учителя, рукодельницы, фотографы, переплетчицы, огородницы, маляры, ткачи, башмачницы, вязальщицы, чеканщицы, чулочницы, позолотчицы, пчеловоды, кулинары, хлебопеки). Кроме того, виден и разнообразный возрастной состав женской артели: от 18 до 84 лет.

В списке трудовой артели числилось 198 человек (24 фамилии вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует о выбытии этих женщин из артели). Таким образом, в списке остается 174 фамилии.

Сличение списка членов трудовой артели с перечнем фамилий репрессированных в 30-е годы "монашек" [31] позволяет заключить: сталинским чисткам подверглись пять членов Балашовской Покровской трудовой артели. Вот эти фамилии: Гуркина Дария, Дедюкина Мария, Покровская Раиса, Сорокина Августина и Сушкова Татиана [32]. Предстоит выяснить судьбу других бывших насельниц монастыря (возможно, покинувших его до марта 1919 г. или ставших работницами артели).

Недостаточно исследованным является сюжет о судьбе монастырских построек в годы советской власти.

Во второй половине 20-х годов прошлого века можно было еще видеть на территории бывшего монастыря фруктовый сад площадью около 8 десятин, выращенный монахинями. Монастырские здания были заняты железнодорожными учреждениями, а округа была застроена жилыми домами. Но что показательно, в документах для обозначения территории бывшего монастыря по-прежнему использовались термины «монастырское поместье», «монастырский сад»[33].

В 1927 году на этой территории было запланировано строительство уездной больницы. Власти поставили вопрос о разборке монастырского Покровского собора «на кирпич». Вот полная формулировка этого решения: «Произвести пробную разборку кирпича здания недостроенной монастырской церкви, в целях утилизации последней на кирпич»[34].

Анализ докладных записок ВРИД Уполномоченного О.М.Х. В.Т. Журкина в Балашовский окрисполком «о завершении работ по разборке Покровского собора и недопустимости задержки зарплаты рабочим» позволил установить, что «разбирала» храм бригада из 100 человек, и что «работы» были завершены 18 августа 1928 года[35].

Ссылки и примечания

[1]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. - 2001.- №1.- С.3.

[2]См., например, Православные Русские обители. СПб.: Русский паломник, 1909. С. 504.

4]См. Кузеванов Л.И. "Художница, насадительница культуры трудовой артели". О судьбе игуменьи Марии в 1919 году //ННС «Балашовский следопыт». URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/30-1-0-384

[5]См. Смотров В.В., Смотров О.В., В.М. Голованов и др. Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки). - Балашов, 2004.

[6]См. Кузеванов Л.И. Когда возник Балашовский Покровский женский общежительный монастырь: в 1862 или 1884 году? URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-04-27-270

[7]См. Самородова Г.А. Журнал «Нива» о Балашовской земской сельскохозяйственной выставке 1903 года //Российский исторический журнал. - 1995. - №4. – С.30.

[8]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. - 2006. - 12 мая. - С.3. Назарова С.К. ссылается на Протокол №10 очередного заседания Балашовской Городской Думы от 28 мая 1910 года (См. Протоколы Балашовской Городской Думы за первую половину 1910 года. - Балашов: Типография С.И. Сойкина (б/г). - С. 186 //Протоколы Балашовской Городской Думы. 1906-1910. Б.Г.У. //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове. - Читальный зал. - Ф.1. - оп. 1. Все материалы переплетены в один том, титульный лист отсутствует.

Для сравнения можно привести данные из брошюры "Ставропигиальный Борисоглебский Аносин женский монастырь" (М.,2007). В этой работе указывается на образование сначала церкви (1799 г.), а при ней богадельни (1821 г.). Затем было образовано "женское общежитие". Но отсчет истории самого монастыря ведется с 1823 года, то есть когда был образован монастырь и была назначена первая игуменья обители (С.6). Таким образом авторы брошюры четко разделяют историю и предысторию данного монастыря.

[9]См. Вестник № 4 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 7 марта 1904 г. //Сайт «Православная выставка». URL: http://pravoslavie-expo.ru/ history/detail.php?ID=476

Вестник № 9 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари.
URL: http://pravoslavie-expo.ru/history/detail.php?ID=459

[10]См. Справочная книга Саратовской епархии. - Саратов, 1912. - С. 121.

[11]См. Дело о сгоревшей паровой мукомольной мельнице, принадлежавшей Балашовскому женскому монастырю //БФ ГАСО. – Ф.60. – Оп.1. – Д. 1. -Л. 215 и др.

[12]См. Протокол заседания Балашовского исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 9 октября 1918 года (п. 5) //Филиал ОГУ "Саратовский государственный архив" в г. Балашове. - Ф.52. - Оп.1. - Д.27. - Л. 1.

[13]См. Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове. - Ф.51. - Оп. 1. - Д.148. - Л.131. Данный документ не подвергался редакторской правке.

[14]См. Протокол №41 заседания Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования от 23 апреля 1919 г. //Протоколы заседаний коллегии Отдела народного образования. - Филиал ОГУ "Саратовский государственный архив" в г. Балашове. - Ф.51.- Оп.1 - Д.12. - Л.91.

[15]См. Доклад Бюро коммун Балашовскому Уездному Земельному Отделу по обследованию Балашовского монастыря. 9 ноября 1918 г. //Отчет о работе Земельного Отдела за 1918 год //БФ ГАСО. – Ф.52. - Оп.1. – Д.46. - Л.52.

[16]См. Балашов - уездный город. 1780-1928 /Отв. ред. В.В. Мещеряков. – Балашов, 1997. - С.56-58.

[17]Л.Н. Масленникова привела всего одну ссылку под №46, объединив в ней большой материал за разные годы, в т.ч. и данные о ноябрьском (1918 г.) документе Бюро коммун. Но этот документ находится в другом фонде.

[18]См. Смотров В.В. Епископ Павел и тайна его перезахоронения //Из истории Прихоперья и Балашовского уезда. Сб.ст. краеведов. – Балашов, 2011. – С.105.

[19]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.123.

[20]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.122-122 об.

[21]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.95.

[22]См., например, Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.98-119, 132.

[23]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.95.

[24]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.95.

[25]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.128.

[26]См. Акт о приеме имущества и построек Покровского женского монастыря от 5 февраля 1919 года //БФ ГАСО – Ф.51. – Оп.1. – Л.121.

[27]См. Смотров В.В. Епископ Павел и тайна его перезахоронения //Из истории Прихоперья и Балашовского уезда. Сб.ст. краеведов. – Балашов, 2011. – С.106.

[28]См. Имена, фамилии членов Балашовской трудовой артели //Филиал ОГУ "Саратовский государственный архив" в г. Балашове. - Ф.51.- Оп.1 - Д.148. - Л.14.

[29]См. Кузеванов Л.И. "Художница, насадительница культуры трудовой артели". О судьбе игуменьи Марии в 1919 году // ННС «Балашовский следопыт». URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/14-1-0-258

[31]См. Саратовские подвижники /А.А. Яковлев, В.В. Теплов, М.Е. Плякин. Саратов, 2000. С. 125-188.

[32]См. Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Яков Иванович Маскаев). Балашовский период жизни //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-210

[33]См. Докладная записка по вопросу о постройке Уездной больницы в гор. Балашове //Материалы о коммунальном строительстве и ремонте в городе и уезде - больниц, школ и рабочих жилищ //БФ ГАСО. – Ф.39. – Оп.1. – Д. 1525. - Л.53.

[34]См. Докладная записка по вопросу о постройке Уездной больницы в гор. Балашове //Материалы о коммунальном строительстве и ремонте в городе и уезде - больниц, школ и рабочих жилищ //БФ ГАСО. – Ф.39. – Оп.1. – Д. 1525. - Л.53 об.

[35]См. Докладные записки ВРИД Уполномоченного О.М.Х. В.Т. Журкина в Балашовский окрисполком о завершении работ по разборке Покровского собора и недопустимости задержки зарплаты рабочим //Материалы о коммунальном строительстве и ремонте в городе и уезде - больниц, школ и рабочих жилищ //БФ ГАСО. – Ф.39. – Оп.1. – Д. 1525. - Л.411-412.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, фотография, 2012

На снимке - один из бывших келейных корпусов Балашовского Покровского женского монастыря (современный адрес - ул. Депутатская, 27).

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. История Балашовского Покровского женского монастыря: ошибки, спорные утверждения, малоизученные проблемы //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 17 октября. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-269

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Балашовский Покровский монастырь | Дата добавления: 16.01.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]