Каталог статей

Главная » Статьи » Очерки и заметки

"По Промыслу Божьему". Интервью c протоиерей Сергием Приваловым (г. Москва).

Исполняющий обязанности Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Привалов ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО (Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви). Свои вопросы задала директор Епархиальной библиотеки им. игуменьи Марии (Мандрыки) Кузеванова Лариса Леонидовна.

— Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, здравствуйте. Скажите, какие основные сложности встречаются во взаимодействии Синодального отдела с правоохранительными органами, с Вооружёнными силами? Как они преодолеваются, и какую помощь, по Вашему мнению, могут оказать миряне? Спасибо.

— За время существования Синодального отдела у нас сложились добрые отношения с представителями Вооруженных Сил и правоохранительной системы. Наше взаимодействие, особенно в последнее время, проходит конструктивно, все возникающие вопросы решаются в кратчайшие сроки и в позитивном ключе.

Безусловно, определенные проблемы возникают. Как правило, они связаны с бюрократизмом, которым характеризуется работа любого крупного учреждения или ведомства. Очень остро сегодня стоит кадровый вопрос. Одна из наших приоритетных задач — подбор и утверждение кандидатур на должности помощников командиров частей и соединений по работе с верующими военнослужащими, проще говоря, военных священников. При общей малочисленности духовенства в некоторых епархиях, найти священника для работы в воинской части довольно непросто. Особенно такого, который отвечал бы требованиям, которые предъявляются к кандидату, как со стороны Церкви, так и со стороны Министерства обороны. Но с помощью Божией все эти проблемы преодолеваются.

Миряне являются самой действенной силой нашего служения. Все руководители силовых министерств и ведомств одновременно могут являться христианами и, даже исповедуя другую религию, с теплотой относятся к деятельности Русской Православной Церкви по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих, служащих и членов их семей. Миряне также трудятся в нашем Синодальном Отделе и практически во всех епархиальных отделах наряду со священнослужителями. У них имеются свои функциональные обязанности. И их труд так же необходим и востребован, как и труд священников. Существуют общественные благотворительные организации, уставной деятельностью которых является взаимодействие с церковными структурами и оказание помощи в храмостроительстве и православном просвещении. Офицеры запаса с большим воодушевлением прикладывают свою энергию на самое благое дело служение Богу и людям. В приходах бывшие военнослужащие организуют поисковые отряды, военно-спортивные лагеря, паломнические поездки для военнослужащих и членов их семей. Большим подспорьем в нашей деятельности является участие мирян в подготовке информационных материалов, издании духовно-просветительской литературы.

В целом же работа нашего Отдела обширна и многогранна, затрагивает не только действующих силовиков, но и ветеранов и подрастающее поколение. Поэтому мы рады любой помощи от наших доброжелателей.

— Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, позвольте задать Вам следующие вопросы:

1. Как быть верующему человеку, призванному в армию в места, где по тем или иным причинам нет возможности посещать храм, участвовать в таинствах, обращаться к духовнику? Какова в военной сфере ситуация с практической реализацией «права гражданина на свободу совести и вероисповедания»? Что конкретный человек может предпринять в деле отстаивания этого права?

2. Вопрос, возникающий с завидным постоянством, особенно в последнее время в связи с украинскими событиями: разрешено ли православному священнику брать в руки оружие и принимать участие в боях в защиту мирной паствы? О чём православный христианин должен напомнить ближнему, воспринявшему аргументы тех, кто осуждает невмешательство или же, наоборот, вмешательство священнослужителей и верующих в вооружённые конфликты?

3. Многие против любого участия Церкви в работе светских структур (особенно военных и правоохранительных). Ратуя за полную отделённость религии от государства, подвергают остракизму даже рядовых верующих-должностных лиц. Как пастырь что бы Вы посоветовали светским и православным людям, попавшим под опалу за соработничество с Церковью? Спаси Господи!

— 1. Посещение храма, участие в таинствах и общение с духовником — только часть церковной жизни. «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6), — говорит Иисус Христос своим ученикам. Это значит, что христианин живет (по крайней мере, старается жить) в Боге постоянно, и непрерывно пребывает в молитвенном предстоянии Ему и богоугодных делах. Все свои мысли, слова и поступки он соизмеряет с Евангелием, живя и действуя по заповедям Божиим. Конечно, это очень тяжело, особенно в армейской среде, но в этом и состоит христианский подвиг — борясь с греховными помыслами, двигаться к победе над грехом, а значит, ко Христу. Христианин должен проповедовать не только словами, но и делами, и поведением. Он должен быть примером, образцом для окружающих.

Практическая реализация «права гражданина на свободу совести и вероисповедания» осуществляется в каждом конкретном случае исходя из ситуации и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 8 «Свобода совести и вероисповедания». Отсюда и механизм реализации этого права. Для определения порядка доступа военнослужащего к участию в Богослужениях необходимо обратиться к непосредственному командиру или помощнику командира по работе с верующими военнослужащими (должности таких помощников занимают в большинстве случаев священнослужители) или в военный отдел епархии, на территории которой дислоцирована воинская часть.

— 2. В соответствии с 27 и 83 Правилами Святых Апостолов, священнику запрещается состоять на военной службе и поднимать руку на ближнего. 27 правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». В 83 правиле мы находим следующее указание: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся... да будет извержен из священного чина».

Дело священника в условиях гражданского конфликта — молиться и призывать враждующие стороны к миру, а не участвовать в боевых действиях с оружием в руках.

— 3. Указанные деяния противоречат требованиям Конституции Российской Федерации, в частности Главе II «Права и свободы человека и гражданина», статьям 17, 19, 23, 28, 59.

Людям, попавшим под опалу за соработничество с Церковью» рекомендуется заручиться документальным подтверждением этих деяний, а также свидетельством очевидцев и обратиться в судебные инстанции.

Источник: Все, что случается с нами, происходит по Промыслу Божьему //Сайт Синодального информационного отдела РПЦ. - 2015. - 18 августа. URL: http://www.sinfo-mp.ru/privalov.html

©Кузеванова Лариса Леонидовна, составление, формулировки вопросов, заголовок, 2015

Библиографическое описание статьи.

"По Промыслу Божьему". Интервью c протоиерей Сергием Приваловым (г. Москва) /Сост. Л.Л. Кузеванова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2014. - 18 августа. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-555

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историогра-фии".

См. монографию «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария».

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт". Все права защищены.

Категория: Очерки и заметки | Дата добавления: 05.10.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]