Каталог статей

Главная » Статьи » Церковные иерархи

"Подобные люди нужны миру". К 110-летию со дня преставления Преосвященного Павла (1826-1908).

В церковной истории Балашовского края видное место занимает Преосвященный Павел (в миру Иван Елефериевич Вильчинский). Родился будущий архиерей в ноябре 1826 г. в семье священника села Малая Жмеринка Винницкого уезда Подольской губернии. В 2016 г. исполнилось 190 лет со дня его рождения. Умер епископ Павел в Балашове, в 1908 году, то есть в 2018 г. исполняется 110 лет со дня его кончины.

Будущий архиерей обучался в Подольской духовной семинарии и Киевской духовной академии (1849-1853 гг.), где «окончил курс с званием профессора семинарии и ученой степенью магистра богословия». Во время учебы в академии (29 июня 1853 г.) принял монашество с именем Павел, а 15 июля 1853 г. рукоположен в иеромонаха[1].

По окончании академии, иеромонах Павел 31 октября 1853 г. начинает служить помощником ректора Полтавской семинарии. 6 ноября 1857 г. он перемещается на должность инспектора в Харьковскую духовную семинарию. Здесь он состоял цензором проповедей, «сказываемых лицами», состоявшими на духовно-учебной службе. Во внимание к полезной и усердной службе, иеромонах Павел в 1862 г. возводится в сан архимандрита с присвоением «ему лично должности настоятеля третьекласснаго монастыря». 3 апреля 1867 г. он назначается ректором Владимирской духовной семинарии[2].

8 января 1878 года архимандрит Павел был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, а 4 февраля этого же года перемещен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

Два первых года его викариатства в Казанской епархии прошли под руководством опытного администратора и автора многих богословских трудов архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова), бывшего ректором Киевской духовной академии на момент окончания ее иеромонахом Павлом. После кончины владыки Антония епископ Павел некотрое время исполнял обязанности епархиального архиерея.

Два последующих года Преосвященный Павел был помощником назначенного на Казанскую кафедру архиепископа Сергия (Ляпидевского), ставшего в 1893 году митрополитом Московским и Коломенским[3].

5 апреля 1882 г. владыка Павел назначается епископом Саратовским и Царицынским. Его деятельность на этом поприще была отмечена многими добрыми делами: возведением нового здания местной семинарии и учреждением для семинаристов стипендии имени митрополита Исидора, строительством многих храмов. При нем был открыт Епархиальный училищный совет с отделениями на местах, многочисленные церковно-приходские школы, начато строительство церкви во имя св. Владимира в Саратове.

В 1885 г. владыка Павел принял участие в работе собора поволжских архиереев, проходившего в Казани. Собор был посвящен проблеме «ослабления магометанской и раскольнической пропаганды».

Служение епископа Павла на Саратовской кафедре было отмечено благодарностями Св. Синода. При переходе владыки на Астраханскую кафедру, в знак уважения, саратовское духовенство «преподнесло ему в молитвенную память дорогую икону»[4].

16 декабря 1889 г. последовало «Высочайшее повеление» о назначении Преосвященного Павла епископом Астраханским и Енотаевским. Как и в Саратовской епархии, владыка Павел развернул здесь разностороннюю многополезную деятельность.

Так, по его инициативе во всех уездных городах и населенных пунктах были открыты отделения Астраханского епархиального книжного склада «для просвещения паствы и более удобного распространения среди нее книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, икон, крестиков и других священных предметов».

Как и прежде, владыка большое внимание уделял противораскольнической и противосектанской миссии. Обнаружив неудовлетворительную постановку миссионерского дела, он образовал особую комиссию, которой поручил выработать указания относительно лучшей постановки этого дела. Позднее указания были им рассмотрены и одобрены.

Чтобы придать миссионерской работе планомерность и систематичность, епархия в 1891 году была разделена на три участка с тремя епархиальными миссионерами - бесприходными священниками, и 17 округов с миссионерами из числа приходских священников и мирян. Для каждого миссионера была заведена библиотека противосектанского и противораскольнического направления.

Для практического ознакомления с методикой ведения противораскольнических бесед, по распоряжению Преосвященного Павла, семинаристы принимали участие в публичных собеседованиях с раскольниками.

Для раскольников, искавших путь присоединения к Святой Церкви «на правах единоверия», была отведена церковь при кафедральном соборе во имя Св. Николая со специальным священником.

По настоянию Преосвященного Павла были приняты меры против различных лжеучителей, приезжавших в Астраханскую губернию. Так раскольничий лжеепископ, приезжавший в Астрахань по несколько раз в год, в 1891 г. был выпровожден «этапным порядком». Своевременно пресекалась деятельность «вожаков сектантства» (Деляка из Дубовки, Иванов с Кавказа и др.). Лжесвященники и раскольничьи «попечители» были преданы суду и подвергнуты денежному штрафу за незаконную выдачу метрических выписок [5].

В 1892 г. Астраханская губерния была охвачена холерной эпидемией. 18 июня заболели восемь и умерли три человека. Затем заболеваемость и смертность стали увеличиваться.

Меры, которые власти вынуждены были принимать в борьбе с распространением эпидемии, вызвали нелепые слухи – якобы холеры вовсе нет, что «заболевших помещают в больницу неосновательно», что доктора действуют неправильно и будто бы «кладут в гробы даже живых, обсыпая их известью».

Даже устройство бесплатных чайных, где люди могли безопасно утолять жажду, было истолковано в том духе, что «в этих чайных в чай подсыпают отраву». Под влиянием слухов «толпа простонародья 21 июня произвела беспорядки: все чайные были разрушены, и все находящееся в них было изломано и перебито; больница для больных холерою была сожжена, причем буйствовавшая толпа делала насилие самоотверженным труженикам - докторам, а одного избила чуть не на смерть. Фельдшер при больнице был убит и тут же сожжен».

На другой день, 22 июня, громадная толпа собралась около губернаторского дома, «буйствовала, шумела, бросала камни в окна». И только после первого выстрела, сделанного полицейскими, «толпа поняла свое безумие и рассеялась». Из Саратова на подмогу прибыли два батальона пехоты, и «порядок в Астрахани был восстановлен, и явилась возможность снова принять меры против распространения холеры».

По предложению Преосвященного Павла во всех храмах совершалось моление об избавлении от холерной эпидемии. 2 июля он дал духовенству специальные руководящие указания о том, как действовать в создавшейся обстановке.

В воскресенье, 5 июля, Преосвященный Павел, после божественной литургии в соборе, «со всем градским духовенством, совершил на кремлевской площади молебствие о прекращении эпидемии, причем произнес трогательное и сильное слово, в котором, между прочим, разъяснил целесообразность принятых начальством противохолерных мер, подверг разбору и порицанию безумные действия народа в Астрахани 21 и 22 июня». Слово архипастыря произвело на собравшийся народ глубокое впечатление.

Священники «неукоснительно и безбоязненно» приходили к больным холерой и умершим для требоисправления, совершали крестные ходы, особые моления об избавлении от холеры. В храме, с церковной кафедры, при посещении домов прихожан и при каждом удобном случае, священнослужители разъясняли «благодетельность» и необходимость мер, принимаемых властями для обуздания эпидемии, призывали «прихожан заблаговременно исполнить христианский долг исповеди и св. Причастия, ежедневно исповедывали и приобщали, ободряли слабых духом, утешали осиротевших и т. п.». 13 июня 1893 г. Преосвященный Павел совершил благодарственное молебствие об окончательном прекращении холерной эпидемии в Астраханской губернии[6].

21 ноября 1892 года, на короткий период, состоялось назначение владыки во епископа Могилевского и Мстиславского, но по случаю болезни Кишиневского eпископа Исаакия, перемещенного на Астраханскую кафедру, указом Св. Синода от 2 декабря 1892 г. епископу Павлу было поручено временно управлять Астраханской епархией. 19 декабря того же года он вторично был назначен епископом Астраханским[7].

Владыка Павел оставил о себе в Астраханской епархии добрую память. Он был пастырем добрым, простым в обращении, образ жизни вел строгий, «пищу вкушал самую простую и в умеренном количестве». Ежедневно совершал богослужение и пpиoбщался св. Таин.

По выходе из храма, он обыкновенно заходил в дома священников и вел с ними беседы по вопросам их пастырского служения. Владыка много приложил усилий для возведенения новых храмов, увеличения состава причтов, улучшения внебогослужебных чтений.

По инициативе епископа Павла в 1892 г. было начато строительство пристройки к помещению дома призрения для заштатных, престарелых, неспособных к труду священноцерковнослужителей и оставшихся после их смерти вдов и сирот[8].

13 ноября 1893 г. епископ Павел был перемещен на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В Пензе он начал строительство нового здания семинарии, которое было освящено в 1899 году. Для епархиального женского училища было построено двухэтажное общежитие, а для Пензенского духовного училища начато сооружение нового учебного корпуса.

Много внимания Преосвященный Павел уделял и устройству церковных школ. Если к 1894/95 учебному году в епархии насчитывалось 196 церковно-приходских и 108 школ грамоты, то ко времени окончания службы владыки в Пензе, всех церковных школ уже было 412, в том числе 1 церковно-учительская[9].

13 мая 1894 году в Пензе было открыто отделение Императорского Православного Палестинского общества, созданного для сбора средств русским паломникам, посещавшим святые места в Палестине, и на поддержание там Православия. Председателем его был утвержден Преосвященный Павел, а товарищем (заместителем) председателя - пензенский губернатор А. А. Горяйнов[10].

Владыка всячески поощрял создание и деятельность обществ трезвости. Однако бороться с пьянством в то время было чрезвычайно трудно: к 1898 году обществ трезвости в епархии было всего пятнадцать[11].

4 июня 1902 г. владыка Павел «по преклонности лет и расстроенному здоровью» был «Высочайше уволен на покой». Поселился он в Балашовском Покровском женском общежительном монастыре, который был его «особенно любимым детищем».

Будучи саратовским архиереем, владыка потратил немало средств и труда на благоустройство, содержание обители и монастырского приюта. Немаловожным был и тот факт, что здесь был погребен его брат. На территории монастырского сада владыке был предоставлен небольшой дом [12].

15 июля 1903 г. исполнилось 50 лет "священнослужения" Преосвященного Павла. Именно в этот день, в 1853 году, он был возведен в сан иеромонаха. На празднование этого юбилея в Балашов съехались почитатели владыки из Саратовской, Астраханской и Пензенской епархий. Как подчеркивал свидетель этих событий, "не было установлено какой-либо программы; ничего не было заранее предусмотрено; оно (чествование - Л.К.) происходило просто, искренне и задушевно как в семейном кругу". Накануне праздника была совершена всенощная, а 15 июля в монастырском храме (вероятно, в Покровской церкви) - литургия, которую совершил сам Преосвященный Павел в сослужении шести протоиереев и иереев. На молебн выходили свыше двадцати священнослужителей, в том числе ректор Пензенской семинарии П.А. Позднев и два пензенских священника П. Голубев и В. Шеляговский. После молебна все направились во флигель, в котором жил владыка Павел. Флигель походил на "дачную постройку" и располагался посреди "обширного монастырского сада", окруженный "зеленеющими плодовыми деревьями". Дом был соединен "открытой галереей" с "пристроенной к нему церковью"[13].

После речи Преосвященного Павла, в которой он поблагодарил всех собравшихся за внимание, с приветствием выступил представитель Саратовского епископа Гермогена - секретарь консистории К.Г. Рыбин. Затем он поднес юбиляру икону св. Александра Невского. Далее с приветствиями выступили: от "саратовского соборного и епархиального духовенства" протоиерей Розанов; от епископа Пензенского Тихона и от "учебных заведений и епархиального духовенства" - ректор семинарии протоиерей П.А. Позднев, от балашовского духовенства и общественности - протоиерей Алонзов (преподнес Преосвященному Павлу икону Казанской Божией Матери), "заменяющий городского голову" Яковлев, смотритель Балашовского духовного училища Сырнев ("прочитал обширный и прочувствованный адрес, подробно изобразивший деятельность Преосвященного Павла в бытность его епископом Саратовским"), от Киевской духовной академии - профессор Голубев. В своем выступлении последний отметил, что академия гордится "таким даровитым и всесторонне развитым питомцем", которому была открыта "ученая дорога", но он предпочел путь архиерейского служения. Затем выступили: профессор Киевской университета Флоринский, священник П. Голубев. Видимо, многие еще хотели выразить свою благодарность юбиляру, но он "сам попросил прекратить приветствия" ввиду утомления и "удалился во внутренние покои для краткого отдыха" [14].

В адрес Преосвященного Павла пришло много телеграмм и писем, в том числе из Казанской и Киевской духовных академий, от Псковского епископа Сергия, "многих настоятелей и настоятельниц монастырей, протоиереев и иереев, начальников учебных заведений". Из Пензенской епархии были получены поздравления от настоятельницы Пайгарского монастыря, протоиереев Ручимского, Любимого, священника Быстрова, преподавателя Знаменского и др. На каждое приветствие юбиляр отвечал с благодарностью. Торжество закончилось около "6 часов пополудни". Нужно отметить и такой немаловажный факт - в честь Преосвященного Павла 15 июля в Саратовской, Пензенской и Астраханской епархиях были совершены "литургии и молебствия о здравии юбиляра с провозглашением ему многолетия" [15].

2 сентября 1903 г. в жизни Преосвященного Павла и Балашовского Покровского монастыря произошло радостное событие - освящение домовой церкви при флигеле, в котором на покое жил владыка. От данного храма сохранился Крест деревянный закладной, находящийся ныне в музее Саратовской митрополии, на котором выжжена следующая надпись: «Во Славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича II, по благословению Преосвященнаго Епископа Саратовского Иоанна создан Храм сей при Балашовском женском монастыре в лето от сотворения мира (7411) от Рождества же Христова (1903). Освящен храм сей в честь Пресвятыя Богородицы Скоропослушницы и Св. мученицы Параскевы-Пятницы с благословения Преосвященнаго Гермогена Епископа Саратовского и Царицынскаго Епископом Павлом бывшим Пензенским при Настоятельнице монастыря Игумении Марии и сестрах Св. обители в лето от Рождества Христова (1903) месяца Сентября 2-го дня». Из текста этой надписи становится ясно, что домовая церковь была освящена 2 сентября 1903 года в присутствии игуменьи Марии. Благодаря ее заботам Преосвященный Павел, имевший слабое здоровье, мог теперь совершать богослужения [16].

Владыка Павел, несмотря на «многонемощность», постоянно находился в трудах – молитвенных и литературных. Его перу принадлежали многие статьи и трактаты «по богословским, нравственно-догматическим вопросам», опубликованные в «Саратовском духовном вестнике» и в других изданиях[17].

В своей статье «Истина и свобода в христианском смысле» владыка Павел высказал глубокие, не утратившие актуальности и по сей день, мысли. «Истина освобождает нас от рабства зла. Христианская истина по существу своему требует от нас только добра, указывая к тому истинный путь и направляя по тому пути нашу свободную деятельность… Свободно уклоняться от добра в силу возможности такого уклонения – значит злоупотреблять свободою и поставлять себя в зависимость или в состояние рабства злу»[18]. Только «при свете христ. истины и при содействии Благодати Христовой, мы можем быть в подлинном смысле и разумными и добрыми. Тогда, по слову Самого Господа, можем быть сынами истины и свободы, света и жизни»[19], - писал епископ Павел.

В статье «Христианский взгляд на благосостояние человека в его земной жизни» владыка дает разгадку благополучия людей. «Вера Христианская в точном смысле обнимает собою не только вечную, но и временную судьбу человека; она не презирает потребности и земной нашей жизни, напротив – принимает в них живое участие; в ней разгадка, так сказать, нашего благополучия по времени; в ней и указание тому, чтобы отыскать веками искомое довольство человека в земной жизни»[20], - разъяснял автор статьи.

Каково же главное требование Веры к земному благополучию человека? На этот вопрос Преосвященный Павел дает исчерпывающий ответ – «добродетель – каждый человек и все общество людей должны быть проникнуты духом добродетели, которая должна быть руководителем их во всех житейских отношениях… По закону Правды Божией, благо земной жизни и дары времени могут принадлежать только тем людям, кто прежде всего ищет правды и живет по правде, то есть добродетельно»[21].

Но если самолюбие и личные интересы каждого будут «выше взаимной друг к другу любви и дороже общего блага, то возможно ли будет тогда общение между членами общества и общее благосостояние?». На этот вопрос владыка отвечал отрицательно. «Только нравственные христианские требования, будучи главною основой жизни каждого члена общества и составляя, так сказать, душу всего общества, могут лучше всяких других связей соединять членов общества между собою и направлять их деятельность к общему благу»[22], - подчеркивал епископ Павел.

В другом произведении владыка Павел раскрыл сущность понятия «совесть» с христианской точки зрения. «По указанию христианскому совесть наша 1) дает нам разуметь требования нравственного закона, начертанного Богом в нашей природе или естестве, 2) уясняет или определяет степень соответствия наших действий с требованиями закона и 3) смотря по качеству наших поступков производит в душе нашей такое или другое состояние спокойное или мучительное». Другими словами, совесть – это «глас Божий в человеке»[23].

Совесть «следит за всеми нашими поступками», определяя «меру нашей нравственной виновности», то есть является нашим «нравственным судьею». Мучимые совестью «за порочные дела и утешаемые за добрые, мы этим более или менее научаемся понимать цену добра и вред зла, а в то же время побуждаемся любить добродетель и ненавидеть грех»[24], - учил Преосвященный Павел.

Содержание этих трудов владыки говорит о его фундаментальной богословской подготовке, прекрасном знании реальной жизни, христианской любви к ближнему.

За свою ученость, деятельность по духовному просвещению, «за многополезную службу церкви Божией», епископ Павел был избран почетным членом Киевской и Казанской академий, общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской академии. Владыка Павел был награжден орденами Св. Анны третьей, второй и первой (с Высочайшей грамотой) степени; Св. Владимира четвертой, третьей и второй степени; св. благоверного князя Александра Невского, «Высочайше установленными» знаками Православного Палестинского общества и Красного Креста. В священном сане епископ Павел прослужил 55 лет, в сане епископа – 30 лет[25].

В 1908 году, «в Великий четверг, в день воспоминания прощальной Господней вечери любви, преосвященный последний раз совершил таинство Св. Евхаристии». Он уже не мог служить в храме и поэтому «утешался только очищением своей совести таинством покаяния и частым приобщением Св. Тайн». Преосвященный Павел умер на 82-м году жизни в ночь с 3 на 4 июня 1908 г. Через час о кончине старца-епископа известил звон колоколов всех церквей Балашова[26].

В своем духовном завещании владыка Павел «испросил прощение и молитв всех знаемых и родных». Свою библиотеку он завещал женскому монастырю и местному духовному училищу, награды – в ризницу Александро-Невского собора г. Саратова. О бескорыстии и аскетическом образе жизни владыки говорил тот факт, что после его смерти каких-либо денежных накоплений не оказалось[27]. Первая панихида об усопшем была совершена в домовой церкви, видимо, при домике, в котором жил владыка Павел.

На похороны епископа прибыли: епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич), викарный епископ Вольский Палладий (Добронравов), духовник Преосвященного Павла «маститый» архимандрит Крестовой церкви г. Саратова Дионисий, многие другие представители церковных и светских кругов, в том числе из Астрахани, Царицына[28].

6 июня, в домовой монастырской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, была совершена соборная панихида, а в пять часов вечера тело усопшего было перенесено в придельный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского монастырской Покровской церкви[29]. Здесь было совершено всенощное заупокойное бдение. На литию, чтение кафизм и канона выходили Преосвященные Митрофан и Палладий, а с ними 18 протоиереев и священников.

По распоряжению епископа Палладия в шесть часов во всех храмах совершены были ранние заупокойные литургии, а в восемь часов началась Божественная литургия в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского у гроба почившего владыки. Литургию совершали оба епископа в сослужении архимандрита Дионисия, протоиереев, иереев, протодиакона и четырех диаконов.

Затем было совершено отпевание и погребение в специально устроенном склепе в правом приделе строившегося монастырского Покровского собора при участии епископов, архимандрита и 22 протоиереев и иереев[30]. В дальнейшем этот придел предполагалось освятить во имя Св. Апостолов Петра и Павла[31].

Насколько были велики всеобщая скорбь и преклонение перед усопшим владыкой Павлом свидетельствуют надгробные речи, произнесенные 7 июня.

Особенно проникновенной была речь епископа Митрофана, ставшей «дорогим и благоухающим венком над гробом почившего». В ней он охарактеризовал владыку Павла «как крепкого и постоянного молитвенника, стойкого хранителя святоотеческих преданий и уставов Православной церкви, светильника, поставленного на свешнице и светом своего учения, а главным образом примером благочестивой жизни, просвещавшего пастырей и богодарованную паству». Епископ Митрофан увидел в совпадении дат увольнения на покой и смерти владыки Павла (4 июня) «перст Божий», указавший на «тот вечный покой, который уготован почившему в небесных обителях»[32].

Протоиереи А.В. Шанский и И. А. Дентовский произнося свои речи, «содрогались от рыданий и душивших их слов», а И.А. Дентовский «упал на гроб и старческим голосом взывал: «к кому я теперь пойду с своей нуждой, с своим горем в моем одиночестве!»[33].

Балашовский уездный наблюдатель церковных школ священник Стефан Софинский в своем «Слове» отметил, что «жизнь покойного Владыки шесть лет протекала перед нашими глазами, - шесть лет он пребывал среди нас, как светильник «горяй и светяй», и мы в его жизни видели много такого, что требовало от нас глубокого подражания, чему можно было поучиться, что вызывало с нашей стороны сердечное умиление».

«Вера почившего святителя, - подчеркивал о. Стефан, - была крепка, как скала; ни на какие компромиссы ни с своим разумом, ни со своей совестью и разумом других людей покойный не шел и не мог идти»[34].

Владыка Павел был «учителем благочестия и мудрым советником для всех обращавшихся к нему за советом, а в часы досуга и отдохновения – прекрасным собеседником по всем вопросам современной жизни».

Скончался архипастырь «напутствуемый таинствами и молитвами церкви, скончался в мире со своей совестью и примиренный со всеми окружающими его. Как полный и зрелый плод, он отпал от земной жизни, выбыл из числа членов земной воинствующей церкви Христовой и перешел в лоно церкви небесной, в число членов Церкви торжествующей на небеси»[35].

В заключительной части своей надгробной речи другой священник - о. Стефан Голубев - произнес о владыке Павле замечательные слова: «Подобные люди нужны миру: чтобы украшать его собою, молиться за него. Они умеют молиться, знают, о чем молиться. Они так близки к Богу, что с молитвою на устах и отходят к Нему»[36].

Священник монастырской Покровской церкви Симеон Табернакулов, обращаясь к почившему владыке, сказал: «В последнее смутное время, когда люди бредут по распутиям западных, часто нехристианских учений необходимы такие учителя как Ты, учивший устно и письменно как жить по-христиански… Если тяжела утрата для нас, то она еще тяжелее для сестер обители во главе с их настоятельницей. Кто заменит им отца, благодетеля, руководителя и разумного советника»[37].

Телеграммы с соболезнованиями, пришедшие в адрес игуменьи Марии по случаю кончины Преосвященного Павла, были наполнены скорбью по почившему и горечью утраты.

Вот что писал в телеграмме выдающийся государственный деятель того времени, председатель Совета Министров Петр Аркадьевич Столыпин: «Балашов, игумении Марии. Глубоко скорблю о кончине Преосвященного Павла, шлю сердечное соболезнование в постигшей монастырь тяжёлой утрате. Статс-секретарь Столыпин»[38].

Настоятельница Паймгарского женского монастыря игуменья Евпраксия (Веретишкина) сообщала игуменье Марии: «Сердечно жалеем почившего дорогого святителя и благодетеля нашего Владыку Павла, обязаны молиться вечно об упокоении души, примите матушка мое соболезнование…»[39].

Профессор Киевской духовной академии С.Т. Голубев писал: «Кончина Владыки – это перенесение в житницу небесного Домовладыки созревшего зерна»[40]. Саратовский епархиальный учебный совет решил почтить память владыки Павла совершением панихиды во всех церковных школах епархии[41].

Таким образом, Преосвященный Павел, как архипастырь, богослов, патриот своего Отечества, своим личным примером исполнения христианского долга оказал большое положительное влияние на формирование христианских основ мировоззрения нескольких поколений священнослужителей, монашествующих и мирян, в том числе и живших на Балашовской земле. Многие его мысли о личности православного христианина и путях ее совершенствования, основанные на обобщении опыта реальной жизни, остаются актуальными и по сей день.

Статья А.П. Новикова "Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности" содержит элементы постмодернистского "конструирования" прошлого, а также ряд серьезных ошибок.

Во-первых, А.П. Новиков, сообщая факты биографии Преосвященного Павла, часто не ссылался на источники, что, безусловно, подрывает доверие к достоверности сообщаемой им информации. Например, первая ссылка появляется лишь на шестой странице статьи, где автор повествует о саратовском периоде жизни епископа. Но и она не решает проблемы достоверности сообщаемых сведений, так как посвящена подсчету количества церквей, построенных в бытность владыки Павла саратовским архиереем, а не собственно биографии епископа [42]. А как же быть с достоверностью приведенной в статье А.П. Новикова информации за 1826-1881 годы, то есть до назначения владыки Павла епископом Саратовским и Царицынским, ведь там нет ни одной ссылки на источники и литературу?

Та же картина наблюдается с данными о преобразовании женских общин в монастыри в Саратовской епархии, подготовке священников и церковнослужителей в семинарии и духовных училищах, об организации церковно-приходских школ, церковно-приходских попечительств, богаделен, миссионерской деятельности, о просьбе владыки Павла уйти на покой и поселиться в Балашовском Покровском женском монастыре [43].

А.П. Новиков пишет о том, что в 1882 году "монастырь" приобрел 546 десятин 430 сажень земли близ станицы Филоновской Хоперского округа Области Войска Донского "при непосредственном содействии" епископа Павла [44]. Но Балашовский Покровский женский монастырь возник в 1884 году, а утверждение о "содействии" владыки Павла не подтверждено ссылкой на источник. Приводя сведения о преобразованиях в Балашовском монастыре, Александр Павлович ссылается на работу А. Бреусова, но не приводит названия, места и года ее издания [45].

Отсутствие каких-либо ссылок делает сомнительными утверждения А.П. Новикова о том, что Преосвященный Павел "непосредственно участвовал" в строительстве монастырского Покровского собора и "не забывал" о балашовской обители "и в те годы, когда служил на астраханской и пензенской кафедрах"; по этой же причине сомнителен рассказа Александра Павловича о причинах поселения владыки Павла именно в Балашовском Покровском монастыре, о домике, в котором он жил, о том, что "сам юбиляр (епископ Павел - Л.К.) на неоднократные обращения дать согласие на проведение торжеств всякий раз отвечал отказом, по природной скромности своей считая, что вряд ли заслуживает повышенного внимания к своей персоне"[46].

А.П. Новиков "конструировал" местную церковную историю, когда писал, что 29 июня 1903 г. правящий архиерей Гермоген (Долганев), будучи с визитом в Балашове, "окончательно" согласовал "и решил ряд вопросов, прежде всего о проведении юбилейных торжеств" с владыкой Павлом, жившем на покое в Балашовском Покровском монастыре [47]. Однако внимательное изучение статьи "Посещение гор. Балашова Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном Епископом Саратовским и Царицынским", на которую ссылался Александр Павлович, позволяет говорить о том, что в ходе визита епископа Гермогена в Балашов вопрос об организации каких-либо юбилейных торжеств в честь владыки Павла вообще не поднимался и нигде не обсуждался. 29 июня епископ Гермоген лишь "приветствовал" владыку Павла "с днем тезоименитства"[48]. Причем в этот момент никто, включая правящего архиерея, не говорил о какой-либо юбилейной дате, иначе этот факт был бы зафиксировано в статье автора, подписавшегося инициалами "П.I.А".

Сообщая те или иные факты, А.П. Новиков часто не называл авторов или названия цитируемых материалов, давая лишь "глухую" ссылку на архивные фонды [49]. Такой подход не приемлем в профессионально организованном исследовании. Дело в том, что под "глухой" архивной ссылкой может скрываться документ не внушающий никакого доверия в смысле его достоверности (никем не подписанная справка, случайные записи, черновики и т.п.).

А.П. Новиков утверждал, что Балашовский Покровский женский монастырь возник в 1862 году [50]. На самом деле монастырь был учрежден в октябре 1884 г. и первой его настоятельницей была игуменья Мария (Мандрыка) [51]. А.П. Новиков ошибочно называл 1862 год как дату образования женской богадельни [52]. Но как показала С.К. Назарова, эта богадельня была возведена в 1860 году [53]. Таким образом, А.П. Новиков произвольно "конструировал" историю Балашовского Покровского монастыря и данные биографии Преосвященного Павла в нужном себе русле. Вот почему научная ценность анализируемой статьи А.П. Новикова невелика.

О том что это так, говорит еще один факт. А.П. Новиков писал, что Преосвященный Павел "скончался тихо и мирно, напутствуемый св. таинствами и молитвословиями, примиренный со своей совестью и со всеми окружающими"[54]. При этом снова не сделал никакой ссылки. Но ведь эти слова впервые написал не А.П. Новиков, а священник Стефан Софинский. В своем надгробном "Слове" 7 июня 1908 г. он сказал, что владыка Павел скончался «напутствуемый таинствами и молитвами церкви, скончался в мире со своей совестью и примиренный со всеми окружающими его"[55]. Налицо почти полное совпадение текстов. Видимо, А.П. Новиков лишь чуть-чуть подправил текст о. Стефана.

Ссылки и примечания

[1]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. Астрахань: Типография П.С. Цейхенштейна, 1902. С. 182-183; П.I.А. Посещение гор. Балашова Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном Епископом Саратовским и Царицынским //Саратовские епархиальные ведомости. 1903. №17. С. 830.

[2]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6; Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 184, 186; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. С.183.

[3]См. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. С. 184, 186.

[4]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[5]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 7; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. С. 185-187.

[6]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 7; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. С.187-189.

[7]См. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. С. 184; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. С. 184.

[8]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 7; Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 года. С. 184-185.

[9]См. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. С. 188; К.С. Краткий очерк деятельности преосвященнейшего епископа Павла на Пензенской кафедре //Пензенские епархиальные ведомости. 1903. №20. С. 812-813.

[10]См. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. С.191; К.С. Краткий очерк деятельности преосвященнейшего епископа Павла на Пензенской кафедре //Пензенские епархиальные ведомости. 1903. №20. С. 818.

[11]См. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая. С.193; С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенскйи и Саранский (Некролог). С. 7.

[12]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенскйи и Саранский (Некролог). С. 7

[13]См. Чествование бывшего Пензенского епископа Преосвященного Павла по случаю исполнившегося 50-летия священнослужения его //Пензенские епархиальные ведомости. 1903. №15. С.647; Опись имущества Балашовского Покровского женского монастыря //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.60. Оп.1. Д.1. Л.94-95 об.

[14]См. Чествование бывшего Пензенского епископа Преосвященного Павла по случаю исполнившегося 50-летия священнослужения его. С.648-649. В данном материале, видимо, были допущены опечатки: епископ Гермоген назван "Германом", а протоиерей Розанов - "Разумовым".

[15]См. Чествование бывшего Пензенского епископа Преосвященного Павла по случаю исполнившегося 50-летия священнослужения его. С.649.

[16]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 57. 19 августа 2017 г. данный крест митрополит Лонгин передал в дар Покровскому женскому монастырю (См. Митрополит Лонгин посетил Балашовскую епархию [Электронный ресурс]. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/mitropolit-longin-posetil-balashovskuyu-eparkhiyu17
(дата обращения 19.09.2017).

[17]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 7.

[18]См. Епископ Павел (Вильчинский). Истина и свобода в христианском смысле //Саратовский духовный вестник. 1907. № 2. 14 января. С. 2.

[19]См. Епископ Павел (Вильчинский). Истина и свобода в христианском смысле. С. 3.

[20]См. Епископ Павел (Вильчинский). Христианский взгляд на благосостояние человека в его земной жизни //Саратовский духовный вестник. 1907. №27. 22 июля. С. 2.

[21]См. Епископ Павел (Вильчинский). Христианский взгляд на благосостояние человека в его земной жизни. С. 2.

[22]См. Епископ Павел (Вильчинский). Христианский взгляд на благосостояние человека в его земной жизни. С. 3.

[23]См. Епископ Павел (Вильчинский). Совесть с христианской точки зрения //Саратовский духовный вестник. 1907. №16. С.2.

[24]См. Епископ Павел (Вильчинский). Совесть с христианской точки зрения. С. 3.

[25]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенскйи и Саранский (Некролог). С. 7.

[26]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенскйи и Саранский (Некролог). С. 4.

[27]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[28]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 4.

[29]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 5.

[30]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 5; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 57.

[31]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 5.

[32]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 5.

[33]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 5.

[34]См. Софинский Стефан, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Павла, бывшего епископа Пензенского и Саранского //Саратовский духовный вестник. 1908. №28. С. 8.

[35]См. Софинский Стефан, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Павла, бывшего епископа Пензенского и Саранского. С. 9.

[36]См. Голубев Стефан, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Епископа Павла //Саратовский духовный вестник. 1908. № 29. 20 июля. С. 10.

[37]См. Табернакулов Симеон, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Епископа Павла //Саратовский духовный вестник. 1908. № 29. С.11.

[38]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[39]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[40]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[41]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог). С. 6.

[42]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край. 2002. №1. С.3-6, 27.

[43] См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 6-9.

[44]См. Новиков А.П. Указ. соч. С.9.

[45] См. Новиков А.П. Указ. соч. С.28, ссылка 6.

[46] См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 10-11.

[47] См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 12.

[48] См. П.I.А. Посещение гор. Балашова Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном Епископом Саратовским и Царицынским //Саратовские епархиальные ведомости. 1903. №17. С. 830.

[49] См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 28, ссылка 4; С. 29, ссылки 11-12, 16-17,20-21, 25, 29-30.

[50] См. Новиков А.П. Указ. соч. С.9.

[51] См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мандрыка. М.: Перо, 2014. С.28-29.

[52] См. Новиков А.П. Указ. соч. С.9.

[53] См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая.

[54] См. Новиков А.П. Указ. соч. С.24.

[55]См. Софинский Стефан, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Павла, бывшего епископа Пензенского и Саранского //Саратовский духовный вестник. 1908. №28. С. 9.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. "Подобные люди нужны миру". К 110-летию со дня преставления Преосвященного Павла (1826-1908). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-581

Изображение Преосвященного Павла размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Церковные иерархи | Дата добавления: 14.09.2017
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]