Каталог статей

Главная » Статьи » Церковные иерархи

Епископы Балашовские, викарии Саратовской епархии (1918-1930 гг.)

Деятельность епископов Балашовских, викариев Саратовской епархии (1918-1930) - новый сюжет в истории Балашовского края. Цель данной публикации привлечь внимание исследователей локальной истории к судьбам данных деятелей Православной Церкви. Остается еще много "белых пятен" в их биографиях, не сохранились фотографии некоторых епископов. Мало что известно об их соратниках по ненасильственной борьбе с гонениями на Церковь. Почти все они подверглись репрессиям со стороны безбожной власти.

Епископ Нифонт (в миру Николай Петрович Фомин; 7 мая 1885, Кирилловский уезд, Новгородская губерния — по-видимому, 1937) — первый епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии после революции 1917 года. Родился в семье священника Преображенской Липникской церкви Кирилловского уезда. С 10 сентября 1911 года — преподаватель Саратовской духовной семинарии. С 28 августа 1912 года — смотритель Петровского духовного училища в Саратовской губернии.

23 апреля 1918 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. В 1919 году — епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии. Подвергался репрессиям. Упоминается в судебном деле белозерского духовенства 1937 г., по которому было расстреляно около 100 человек в Левашовской пустоши (г. Санкт-Петербург). Имя епископа Нифонта выбито на мемориальной доске, установленной на кладбище Свято-Благовещенского женского монастыря в Вязниках [1].

Епископ Николай (в миру Петр Николаевич Позднев) - второй викарный епископ Балашовский. Родился в 1853 году в с. Слободка Астраханской губернии, в семье псаломщика. Окончил Саратовскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. С 19 декабря 1906 г. - настоятель Свято-Троицкой соборной церкви г. Балашова и благочинный городских церквей. С марта 1907 г. священник церкви Вознесения Господня в Саратове. 11 июля 1921 года стал вторым епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. Позднее уклонился в обновленчество, а затем присоединился к старообрядчеству [2].

Епископ Николай (в миру Николай Алексеевич Коноплёв; 1865, Вологодская губерния — не ранее 1923) — третий викарный епископ Балашовский. Родился в 1865 году в Вологодской губернии в семье священника. Окончил Вологодскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию.

Со 2 сентября 1916 года — смотритель Балашовского духовного училища. Хиротонисан после 1918 года во епископа Петровского, викария Саратовской епархии. В 1922—1923 годах был третьим епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. Дальнейшая судьба неизвестна [3].

Епископ Андрей (в миру Анатолий Андреевич Комаров; 26 июня 1879, село Андросовка, Николаевский уезд, Самарская губерния — 17 июля 1955, Днепропетровск) — четвертый епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. Родился 26 июня 1879 в селе Андросовка-Утевка Самарской губернии в семье священника. Закончил Самарское духовное училище, Самарскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. Был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в Саратове. 13 января 1924 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии (с жительством в Саратове). Подвергался репрессиям. Скончался 17 июля 1955 года [4].

Епископ Евгений (в миру — Евгений Яковлевич Кобранов; 21 января 1892, село Благовещенье, Дорогобужский уезд, Смоленская губерния — 20 ноября 1937, Чимкент), пятый викарный епископ Балашовский. Окончил Смоленское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. С 15 сентября 1927 — пятый епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. Постановлением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области был расстрелян 20 ноября 1937 в Чимкенте [5].

Епископ Флавиан (в миру Геннадий Дмитриевич Сорокин; 17 августа 1882 — 1930-е гг.). С 14 декабря 1927 года — шестой епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. С 18 декабря 1928 года — епископ Венёвский и управляющий Тульской епархией. В 1934 году приговорён к 5 годам ИТЛ. Умер в лагере [6].

Епископ Иаков (Яков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в крестьянcкой семье. Седьмой, последний викарный епископ Балашовский. В 1901 году окончил Оренбургскую духовную семинарию и в сане иерея стал настоятелем храма в селе Зобово. В 1918 г. случилось большое несчастье - умирает его жена Валентина. Яков Иванович принимает монашеский постриг с именем Иаков - в честь апостола Иакова.

В 1923 году он был рукоположен в сан епископа. Позднее хиротония Иакова была подтверждена патриархом Тихоном. 31 июля 1924 г. Иаков был назначен епископом Оренбургским. Владыка отказался от сотрудничества с ОГПУ и церковными «обновленцами». В результате в 1925 году он был арестован, а затем сослан на три года в Самару. По окончании ссылки, 2 января 1928, служил епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, затем - епископом Осташковским, викарием Тверской епархии.

6 февраля 1929 года Иаков был назначен епископом Балашовским, седьмым по счету (начиная с 1918 г.) викарием Саратовской епархии. Назначение произвел Патриарший Синод. В Балашов владыка Иаков приехал в марте 1929 г. и поселился на ул. Большая Уральская (ныне ул. Горохова) в д. 36.

Спустя некоторое время власти обвинили Иакова и его сторонников в проведении «среди населения агитации против мероприятий советского правительства и партии». Окружным отделением ОГПУ 12 февраля 1930 г. было арестовано пятнадцать человек - священнослужителей, монахинь и мирян, в т.ч. и епископ Иаков. Всех их бросили в тюрьму г. Балашова.

Совсем не случайно через неделю, 21 февраля 1930 г., президиум Балашовского горсовета принимает решение о закрытии Свято-Троицкого собора и направляет его текст на утверждение в президиум Балашовского окружного исполкома. 2 марта 1930 г. президиум Балашовского окружного исполкома обратился уже в крайисполком с предложением о «ликвидации молитвенного здания – собора в г. Балашове» и о передаче его Балашовскому горсовету для использования его на культурные цели». Дело в том, что в это время именно Свято-Троицкий собор был центром ненасильственного, мирного сопротивления гонениям на Церковь, именно там действовала "дружная община верующих" во главе с епископом Иаковом.

Из материалов допросов выясняется, что в одной из проповедей, примерно 25 мая 1929 года, епископ Иаков говорил: «Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет, не дает нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого». И, действительно, в ходе начавшейся коллективизации, власти стали насильно закрывать православные храмы, что не могло не вызвать стихийного протеста. Так, в селах Андреевка (Аркадакский район), Мача (Тамалинский район), Репная Вершина (Балашовский район) верующие препятствовали закрытию церквей. Однако, властям не удалось доказать причастность владыки Иакова к организации этих выступлений. Наоборот, он призывал верующих к христианскому смирению: «Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь».

13 марта 1930 года следствие было закончено, и владыке все-таки было предъявлено обвинение. Ознакомившись с ним, он написал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался». 9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагере. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо - к трем годам концлагеря, шестеро - к трем годам ссылки, один - к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства.

Среди этих троих была Раиса Львовна Покровская. Она родилась 5 сентября 1862 года в селе Казачка Балашовского уезда в семье диакона Льва Покровского, работала помощницей учительницы в Балашовском женском монастыре. В 1919 году монастырь был закрыт, но монахини добились разрешения открыть Балашовскую Покровскую трудовую артель, и Раиса, как и многие другие насельницы, продолжала жить на прежнем месте (но уже в артели) вместе со своей сестрой Варварой, которая была монастырской учительницей.

В 1929 году власти закрыли и артель, а вскоре Раису Львовну арестовали. На вопрос следователя, знает ли она епископа Иакова, она ответила: «Епископа Иакова Маскаева я знаю и неоднократно слыхала его проповеди в церквях, он пользуется большим авторитетом среди верующих и имеет на них влияние...» Раису Львовну обвинили в том, что она «распускала среди населения явно антисоветские слухи, имела связь с монашками окрестных сел, через коих и обрабатывала местное население в антисоветском духе». Виновной она себя не признала. Власти приговорили ее к высылке из Балашова. Раиса Львовна была отправлена под надзор властей в город Воронеж, где через три месяца, в сентябре 1930 года, скончалась.

Епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в пересыльный лагерь в городе Кемь… Так закончилось служение последнего из семи балашовских викариев Саратовской епархии исследуемого периода. Преследования православного иерарха продолжались еще шесть лет. 25 июля 1937 года Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила Иакова (в числе других обвиняемых) к расстрелу. Предположительно он был казнен на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем Барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре 29 июля 1937 г., похоронен в общей могиле.

Примерно в это же время были приговорена к расстрелу большая группа насельниц бывшего Балашовского Покровского монастыря. Однако нужно обратить внимание на тот факт, что среди скорбного списка приговоренных к смерти женщин только Д.И. Гуркина, М.С. Дедюкина и Т. П. Сушкова фигурируют в 1919 году в списках Балашовской Покровской трудовой артели. Причем, Д.И. Гуркина в этом же, 1919 году, была вычеркнута из списка членов артели, видимо, как выбывшая.

Владыка Иаков причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Обращает на себя внимание некоторые формулировки расстрельных дел. Так, бывшая монахиня Балашовского монастыря Сушкова Татьяна Павловна была приговорена в конце 1937 года к смерти в том числе и за то, что собирала подписи граждан за восстановление Свято-Троицкого собора, взорванного в апреле 1939 года. Видимо, даже гипотетическая возможность восстановления этого храма так напугала власти, что они решили вот таким варварским способом в зачатке уничтожить обозначившееся движение за возрождение Святыни [7].

C научной точки зрения было бы весьма плодотворным проследить, возможно, имевшее место взаимодействие викарных епископов Балашовских с настоятельницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря (с 1919 года руководителем Балашовской Покровской трудовой артели) игуменьей Марией (Мандрыкой) и монахинями монастыря (затем - работницами артели).

Таким образом, можно констатировать, что функционирование викарных епископов Балашовских в 1918-1930 гг. было уникальным явлением в истории Балашовского края, вызванного особенностями революционного времени и реалиями дальнейшей кардинальной ломки общественных отношений в России.

Можно ли говорить о какой-то преемственности между Балашовским викариатством 1918-1930 гг. и нынешней Балашовской епархией? Нужно подчеркнуть, что в 2011 г. впервые в истории края появляется самостоятельная Балашовская епархия, а вместе с ней и институт правящего епископа Балашовского и Ртищевского. Первым правящим архиереем стал Преосвященнейший Тарасий (Владимиров) [8].

В 1918-1930 гг. самостоятельной Балашовской епархии не было, существовало лишь Балашовское викариатство во главе с викарным епископом. Это было связано с тем, что 2 (15) апреля 1918 г. Поместный Собор вынес «Определение о викарных епископах». Как отмечает протоиерей Владимир Цыпин, "издание этого «Определения» было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий и мыслилось как первый шаг в этом направлении"[9]. Именно, "как первый шаг". Однако задуманную реформу, то есть разделение епархий на округа во главе с викарными епископами, как это предполагалось Поместным Собором 1917-1918 гг., реализовать не удалось из-за обрушившихся на Церковь репрессий [10]. В связи с этим, с научных позиций сегодня было бы не совсем корректно говорить о "преемственности" института викарных епископов Балашовских 1918-1930 гг. с современным институтом правящих епископов Балашовских и Ртищевских.

Видимо, существует необходимость в проведении специального исследования, которое, возможно, подтвердило бы на конкретных фактах идентичность функций и статуса викарных епископов Балашовских и функций и статуса реально действовавших в то время правящих епископов Саратовских. То есть нужно доказать, выполняли ли реально викарные епископы Балашовские функции правящего архиерея или это было всего лишь пожеланием, декларацией о намерениях.

Пока же о преемственности между Балашовской викарной кафедрой 1918-1930 гг. и кафедрой правящего епископа Балашовского и Ртищевского, возникшей в 2011 году, можно говорить лишь в символическом смысле. Нужно иметь в виду, что современная Балашовская епархия действует в совершенно иной исторической обстановке, перед ней встают иные проблемы, чем перед викарными епископами времен лютых гонений на Церковь Русскую.

Если говорить о преемственности в собственно организационном смысле, то ныне действующий епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий стал преемником епископа Саратовского и Вольского Лонгина - ныне митрополита Саратовского и Вольского, который до ноября 2011 года управлял территорией современной Балашовской епархии в качестве правящего архиерея.

Противоречивы сведения о детях Я.И. Маскаева. Большинство исследователей сходятся на том, что их было девять. Есть сведения о том, что жена Якова Ивановича, Валентина, умерла при родах девятого ребенка. В официальной биографии священномученика сообщается, что "впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца". Кроме того, сообщается, что после ареста Владыки в 1925 году "дети его остались без средств к существованию, и в храмах города (Оренбурга – Л.К.) устраивались тарелочные сборы на «архиерейских детей», дети зачастую сами ходили с тарелочкой. Авторитет владыки, любовь паствы к нему, его почитание были столь велики среди православных, что они с охотой и обильно жертвовали сиротам"[11].

Шабунин Е.А. же пишет, что "Дальнейшая судьба детей Владыки Иакова неизвестна. Установлено лишь, что на момент ареста в 1937 г. с Владыкой проживала одна из его дочерей". Но данный автор не сообщает ее имя и возраст [12]. Видимо, есть необходимость в специальном исследовании этого вопроса. При этом нужно особое внимание обратить на соответствующие метрические свидетельства и свидетельства о смерти. Обнаружение этих и иных документов должно окончательно выяснить судьбу всех детей священномученика Иакова.

В 2017 г. исполнилось 80 лет со дня трагической кончины священномученика. Балашовцы помнят святителя Иакова. 13 октября 2017 г. Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий освятил памятную доску в честь подвижника на здании Епархиального управления [13].

Ссылки и примечания

1.См. Нифонт (Фомин). URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Нифонт_(Фомин).

2.См. Николай (Позднев) //Архиереи. URL: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_640

3.См. Николай (Коноплев). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_(Коноплёв).

4.См. Андрей (Комаров).
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_(Комаров). Фотография размещена там же.

5.См. Евгений (Кобранов).
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_(Кобранов). Фотография размещена в Интернете по адресу:
http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?
HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu3ceCZfOWd60W8fe
5Uc8qicW03ceCZfOWd67yefe8fdO8ctmY*

6.См. Флавиан (Сорокин).
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Флавиан_(Сорокин).

7.См. Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) //Православный календарь [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4809.htm (дата обращения: 3.05.2016); Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). – Ф. Р-3083. – Д.21. – Л. 117-118; филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.51. Оп. 1. Д.148. Л.14-19; Саратовские подвижники. Саратов: Летопись, 2000. С.178.

8. См. Тарасий, епископ Балашовский и Ртищевский (Владимиров Сергей Николаевич) //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1649402.html

9. См. Владимир Цыпин, протоиерей. История Русской Церкви. I. Поместный Cобор Русской Православной Церкви 1917-1918.URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/439989/

10. См. Викарий //Православная энциклопедия.
URL: http://www.pravenc.ru/text/158444.html

11. См. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) //Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.
URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/novomuchenniki.pdf

12. См. Шабунин Е.А. Иаков (Маскаев Яков Иванович), Архиепископ Барнаульский
//Образование и Православие.
URL:http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3604-11.html

13. См. Освящена памятная доска в честь сщмч. Иакова (Маскаева) [Электронный ресурс]. URL: https://balashovblag.ru/news/novosti-eparhii/7037-2017-10-13-11-56-35.html
(дата обращения: 13.10.2017).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, комментарии, 2016

Материал размещен с разрешения автора-составителя.

Изображение священномученика Иакова (Маскаева) размещено в Интернете по адресу:http://www.altai.eparhia.ru/eparhia/history/?id=5647&print=1

Библиографическое описание статьи.

Епископы Балашовские, викарии Саратовской епархии (1918-1930 гг.) /Автор-составитель Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2016. – 3 мая. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-06-14-272

См. монографию «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)».

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковные иерархи | Дата добавления: 09.12.2015
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]