Каталог статей

Главная » Статьи » Православная летопись

Региональная и местная церковная летопись с комментариями и научным аппаратом: ХIII-ХХ вв.

См. Региональная и местная летопись с комментариями и научным аппаратом: конец XVIII-XIX вв.

Червленый Яр и Православная церковь

Конец XIII - не позже 1570-х гг.

Каноническая территория Балашовской епархии Русской Православной Церкви частично совпадает с территорией, которая некогда относилась к т.н. "Червленому Яру" - объединению восточнославянских, татарских и, вероятно, мордовских территориальных общин без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам. Это объединение существовало длительное время (конец XIII - не позже 1570-х гг.)

Литература: Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 4, 20, 33, 128.

В 1261 г. митрополит Кирилл с разрешения хана Берке основал в Сарае епископскую кафедру. Первым сарайским епископом стал Митрофан. Позднее епископ Сарайский стал именоваться епископом Сарским и Крутицким. Именно эта епархия окормляла православное население Червленого Яра.

В 1330 г. митрополит Феогност добился передачи церковной юрисдикции над Червленым Яром от Сарской епархии к Рязанской. Но в конце 40-х годов XIV в. Червленый Яр вновь переходит под юрисдикцию Сарской епархии. Однако стараниями рязанского епископа Кирилла Червленый Яр был возвращен под начало Рязанской епархии. К сожалению, пока не найдены конкретные сведения о существовании православных храмов и деятельности клириков времен Червленого Яра.

Литература: Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. М., 2005. С. 70, 73.

Историографический комментарий. Вряд ли можно согласиться с А.Б. Широкорадом, противопоставляющим Сарскую и Рязанскую епархии Православной церкви как «проханскую» и «прорусскую». На самом деле, как подчеркивает В.И Супрун, сарайские владыки, выполняя заветы Александра Невского, своей политикой препятствовали натиску Запада и утверждению католичества на Руси. Кроме того, «наличие при ставке хана клириков позволяло снабжать Русь ценнейшей политической и военной информацией, а также воздействовать на русскую политику Орды».

Источник: Супрун В.И. Справка к 750-летию Сарайской епархии //Православное слово. Ежемесячное издание Волгоградской епархии РПЦ и Православного университета Преподобного Сергия Радонежского. 2011. №5. С. 12.

XVIII век

В 1765 г. в деревне Балашовка, когда еще не было Саратовской губернии и Саратовской епархии, построен православный храм во имя Архангела Михаила. После этого деревня стала называться "селом Архангельским, Балашовка тож". Храм был первой балашовской соборной церковью. В 1842 г. церковь была "поправлена" на средства прихожан, а в 1887 г. "вполне перестроена тщанием" балашовского купца Бородулина Ивана Петровича.

Источники и литература: Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 84; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов. 1912. С. 120.

1767 год. В слободе Самойловка освящен храм во имя святого и чудотворца Николая.

Литература: Катышев А.Г. История православного прихода р.п. Самойловка //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 86-87.

1768 год. Освящена, построенная в 1767 г. в деревне Балашовка, двухпрестольная Троицкая церковь (престолы во имя Св. Троицы и Архистратига Михаила), когда еще не было Саратовской губернии и Саратовской епархии.

Источники и литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 9; Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //Саратовские епархиальные ведомости. 1900 г. №7. С. 471.

Историографический комментарий.

В "Справочной книге Саратовской епархии" (Саратов, 1912. С. 119) ошибочно утверждается, что Свято-Троицкая церковь была построена в 1820 году. Можно предположить, что в этом году был возведен придел во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца и церковь стала трехпрестольной.

В 1777 г. в с. Алмазов Яр родился православный миссионер из крестьян Привалов Семен Климович ("Симеон Алмазовский").

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 131,137.

XIX век

1817 год. В селе Михайловка (ныне Балашовского района Саратовской области) построен храм во имя Архистратига Михаила на средства сельчан. Придел в честь благоверного Александра Невского был возведен в 1889 году.

Литература: Борисенко А.Г., Хайруллин М.В. Михайло-Архангельский храм с. Михайловка - утраченная святыня //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 51-52.

В 1824 году в с. Большой Карай Балашовского уезда родился игумен Оптиной Пустыни Феодосий (в миру Попов Федор Афанасьевич).

Литература: Православие и Хоперское казачество /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004. С. 15.

В 1837 г. в с. Алмазов Яр преставился православный миссионер Привалов Семен Климович.

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 137.

1838 год. Дворянин Абаза Агей Васильевич подарил Вознесенской церкви с. Аркадак Балашовского уезда крест с мощами многих святых Православной Церкви - "Святой Животворящий Крест".

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 252.

1841 год. В Оренбурге в семье казачьего есаула родилась будущая игуменья Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна, 1841-1920).

Литература: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 10.

В 1844 г. в Балашове возведена Ильинская церковь (план строительства утвержден в 1834 г.).

Источник: Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 84.

В 1844 г. родился протоиерей Свято-Троицкого собора Петр Захарович Смирнов (1844-1902).

Источник: Балашов, город. Троицкий собор. Список лиц, погребенных в ограде Св.- Троицкой г. Балашова церкви //Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т.1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 633.

1847 год. Открытие Балашовского духовного училища.

Литература: Кузеванова Л.Л. О выпускниках Балашовского духовного училища [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-348 (дата обращения: 14.05.2015).

1858 год. Возведена однопрестольная Успенская (кладбищенская) церковь "по усердию балашовского купца" Ивана Ивановича Бытнова. На южной стороне церковной ограды построен каменный флигель, в котором помещалась женская богадельня.

Источник: Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 85.

1860 год. Создание купцом И.И. Ивановым близ Балашова на принадлежавшей ему земле женской богадельни.

1862 год. Освящение каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы при женской богадельне (храм построен на средства купца И.И. Иванова и на его земле).

Литература: Региональная и местная летопись с комментариями и научным аппаратом: конец XVIII-XIX вв.

1865 год. Правящим архиереем Саратовской епархии в 1864-1873 гг. был Преосвященный Иоанникий, Епископ Саратовский и Царицынский (в миру Руднев Иван Максимович, 1826-1900). При нем в г. Балашове в 1865 г. был один благочинный - соборный священник Василий Смирнов, окончивший Саратовскую духовную семинарию (СДС) в 1848 году по 2 разряду. В его ведении были "Троицко-Соборный", Ильинский и Покровский ("при богадельне") храмы. В "СЕВ" за этот год упоминаются клирики Свято-Троицкого собора: протоиерей Роман Левитский, священник Иоанн Лавров.

Таким образом, "СЕВ" перечисляют только три балашовских храма. Причем, третий храм был "при богадельне". Как известно, богадельня и Покровский храм были построены на средства балашовского купца И.И. Иванова и на его земле. Однако, издание по каким-то причинам не упоминает старейший храм Балашова - Архангельский.

В Балашовском уезде в это время было семь благочинных:

В 1 округе - священник села Журавка Аркадий Воронцов (окончил СДС в 1846 г. по 2 разряду). В его ведении находились церкви сел Журавка, Краснояр, Баклуши, Скачиха, Аркадак, Ольшанка, Ивановка, Алексеевка, Мещеряковка, Андреевка и некоторых др.

Во 2 округе - священник села Турки Алексий Левитский (окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1838 г. по 3 разряду). В его ведении были церкви сел Гривки, Перевесянка, Колычево, Чириково, Боцманово, Трубецкое, Бабинки, Турки, Красное Колено, Северки и Волжанка.

В деревне Михайловка Перевесенского прихода епископ Иоанникий 24 июня 1865 г. разрешил "вновь построить деревянную церковь, с учреждением при ней впоследствии особого причта и прихода".

В 3 округе - священник с. Дурникино (ныне с. Подгорное Романовского района) Сергий Чумаевский (окончил СДС в 1852 г. со званием студента). В округ входили церкви сел Дурникино, Большой Карай, Рассказань, Свинуха (ныне с. Лесное Балашовского района), Инясево, Алмазов Яр, Старохоперское, Пинеровка, Репное, Лопатино и Малая Грязнуха (ныне с. Заречное Балашовского района).

Согласно представлению благочинного, епископ Иоанникий в 1865 г. разрешил открыть в данном округе общую для духовенства библиотеку. Библиотекарем был назначен священник с. Алмазов Яр Петр Беляевский. Ежегодный внос на содержание библиотеки составлял "от 2-х до 5 р. с каждого штата".

В 4 округе - священник села Трех Островов (ныне р.п. Самойловка) Николай Цветков (окончил СДС в 1832 г. по 2 разряду). В округ входили храмы сел Три Острова (ныне п.г.т. Самойловка), Песчанка, Залесянка, Каменка, Долгоруковка, Благовещенское, Новогривки, Казачка, Полоцкое, Еловатка, Воронино и Красавка.

Преосвященный Иоанникий разрешил открыть в данном округе общую для духовенства библиотеку (библиотекарь - священник с. Три Острова Феодор Мирандов). Ежегодный внос на содержание библиотеки был определен в "5 руб. серебром с каждого штата".

В 5 округе - священник с. Романовка Петр Меликов (окончил СДС в 1840 г. по 2 разряду). В округ входили храмы сел Романовка, Рязанов Брод (ныне Бобылевка Романовского района), Усть-Щербедино, Малое Щербедино, Чернавка, Щербедино, Завьялово, Чигонак (в настоящее время пишется как "Чиганак"), Пады, Репная Вершина, Мордовский Карай и Марьино.

В 6 округе - священник с. Терновка Алексей Меликов (окончил СДС в 1848 г. со званием студента). В его ведении были храмы сел Михайловка, Терновка, Данилкин Хутор, Ивановка, Березовка, Семеновка, Новопокровское, Малиновка, Котоврас, Мелик, Большая Грязнуха, Козловка и Тростянка. В "СЕВ" за 1865 г. упоминается священник с. Михайловка Георгий Смирнов.

В 7 округ (благочинный не указан) входили храмы сел Сестренки, Голицыно, Ключи, Потьма, Блохино, Зубриловка, Сергиевка, Репьевка, Юсупово, Макарово. В "СЕВ" за 1865 г. упоминается священники с. Сестренки Стефан Полянский и с. Макарово Иоанн Чистопольский.

Император Александр II, по представлению Св. Синода, 6 апреля 1865 г. наградил: наперсным крестом от Святейшего Синода протоиерея Троицкого Собора (г. Балашов) Романа Левитского; скуфьями: священника Троицкого собора Иоанна Лаврова, священников с. Сестренки Стефана Полянского, с. Макарово Иоанна Чистопольского и с. Михайловка Георгия Смирнова.

Литература: Кузеванов Л.И. Епископ Иоанникий и благочинные Балашовского уезда в 1865 г. (по материалам "Саратовских епархиальных ведомостей" за 1865 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-408 (дата обращения: 14.05.2015).

1871 год. В с. Рассказань Балашовского уезда родился священномученик Дионисий Ефимович Щеголев.

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 137.

1871 год. Образование на базе женской богадельни Покровской женской общины (начальница Е. М. Муратова. ("Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины", - читаем в "Саратовских епархиальных ведомостях" за 1871 г.). Возведение при Покровской церкви придела во имя Сергия Радонежского.

Источники и литература: Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №24. С. 420-421; Региональная и местная летопись с комментариями и научным аппаратом: конец XVIII-XIX вв.

1872 год. Начальницей Покровской женской общины становится монахиня Сарра (Мария Васильевна Ананьевская).

Литература: Региональная и местная летопись с комментариями и научным аппаратом конец XVIII-XIX вв.

В 1872 г. был освящен храм во имя св. великомученика Дмитрия Солунского с. Шепелевка Балашовского уезда.

Литература: Вавилина С. Истории храма во имя святого Димитрия Солунского с. Шепелевка Турковского района //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 77-78.

1879 год. Свято-Троицкая церковь была "сломана" "за маловместительностью и ветхостью". Однако, как удалось выяснить автору-составителю данной летописи, два престола, находившихся в трапезной (во имя Архистратига Михаила и во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца) и колокольня (отремонтированная в 1870 г.), продолжали функционировать все время, когда шло строительство новых восточной и средней частей храма и после него. То есть Троицкая церковь вновь стала двухпрестольной и продолжала функционировать без всякого перерыва. Все эти факты говорят о том, что были "сломаны" только восточная часть (в нем располагался главный престол во имя Св. Троицы) и средняя части собора. В этом смысле сегодня уже нельзя говорить, что был построен "новый Свято-Троицкий собор" - были вновь возведены только восточная и средняя части данного храма.

Источники и литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 8-20; Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор: к 125-летию освящения восточной и средней частей здания [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-526 (дата обращения: 19.02.2020); Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 83.

Историографический комментарий.

В литературе содержатся ошибочные утверждения, касающиеся престолов Свято-Троицкого собора. Так, в книге-путеводителе "Большой, как солнце, Балашов", вышедшей под редакцией А.В. Антоненко в Саратове в 2022 году утверждается: "Еще в 1820 (по другим сведениям - в 1806 году) на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято-Троицкий храм. Спустя почти 60 лет, в 1879 году, началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. Архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным" (См. "Большой, как солнце, Балашов": книга-путеводитель. Саратов: ООО "Издательство "КУБиК"", 2022. С. 71. URL: http://rubinline.ru/book/ (дата обращения: 8.06.2022). Из раздела "Сборник составили" (С. 184) можно узнать, что гл. редактором издания был А.В. Антоненко, а функцию основного составителя текстов очерков, видимо, выполнила научный сотрудник МУ "Балашовский краеведческий музей" М.Л. Карамышева. Книга подписана в печать 18.04.2022. Тир. 300 экз.).

Но ведь здание, в котором находился престол во имя Св. Троицы, было "сломано", а значит, он не мог там находиться. Кроме того к престолу вообще ничего нельзя что-либо "пристроить". 5 октября 1895 г. заново возведенный престол во имя Св. Троицы был освящен (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 83) во вновь построенной восточной части собора. По сложившейся в Церкви традиции, престолы из ветхого здания храма, планируемого к разборке, утилизировались: "деревянные части престола должны быть сжигаемы с возможным благоприличием и пепел всыпаем в текущую воду; если материал престола каменный, то таковой должен быть сложен в непопираемое место, под церковь" (См. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб, 1900. С. 148-149). Вероятно, до начала "разборки" ветхой (восточной) части Троицкого собора, из нее был извлечен и утилизирован престол в честь Св. Троицы.

Кроме того, как указывалось выше, в 1806 году Свято-Троицкий храм был уже двухпрестольным. Первое же здание этой церкви было возведено в 1767 и освящено в 1768 году и также было двухпрестольным

1883 год. Перестроена Покровская церковь с. Репное (ныне Балашовского района Саратовской области).

Литература: Щетинина Е. А. История православного прихода села Репное //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 59-60.

1884 год. Образование Балашовского Покровского женского общежительного монастыря (с октября 1884 г. первая и единственная начальница, а с февраля 1885 года - первая и последняя настоятельница монастыря (получила сан игуменьи) Мария (Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920).

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 147-148.

25 мая 1885 г. В Покровской церкви Балашовского женского монастыря Преосвященный Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил игуменье Марии настоятельский жезл.

Источник: Саратовские пархиальные ведомости. 1885. № 13. С. 205.

1887 год. Начало строительства монастырского Покровского собора.

Источники: Письмо Саратовской духовной консистории в Строительный отдел Саратовского губернского управления от 19 февраля 1887 г. //ОГУ "Государственный архив Саратовской области"(ГАСО). Ф. 656. Оп. 1. Д. 229. Л. 1-3; "Подписка". Документ составленный саратовским архитектором А. Салько //Там же. Л. 4; Пояснительная записка у устройству каменной церкви в Балашовском женском монастыре (составлена А. Салько) с приложением двух чертежей храма //Там же. Л. 5-15; Протокол Строительного отдела Саратовского губернского управления от 19 марта 1887 г. //Там же. Л. 17-18; Записка архитектора А. Салько "Францу Ивановичу" (фамилия не названа) //Там же. Л. 20-20 об.

1889 год. Освящение монастырской домовой настоятельской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Литература: Региональная и местная летопись с комментариями и научным аппаратом: конец XVIII-XIX вв.

17 ноября 1893 г. Кончина протоиерея Свято-Троицкого собора Левитского Романа Львовича (1824-1893).

Литература: Кузеванов Л.И. Протоиерей Свято-Троицкого собора Роман Львович Левитский. К 195-летию со дня рождения //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-529 (дата обращения: 14.05.2015).

1 января 1894 г. Скончался известный в Саратовской епархии протоиерей Ф.П. Кипарисов, который некоторое время работал сельским учителем в с. Турки Балашовского уезда.

Источник: Саратовские епархиальные ведомости. 1894. №3. С. 121.

1895 г., 3-6 октября. Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Балашовском уезде по случаю освящения восточной и средней частей здания Свято-Троицкого собора в г. Балашове.

3-5 октября 1895 г. Иоанн Кронштадтский находился в Балашове и принял участие в освящении двух престолов (главного и в правом приделе).

6 октября 1895 г. Иоанн Кронштадтский находился в имении графини Е. Л. Игнатьевой (в двух верстах от села Алмазов Яр) и излечил там двух глухонемых мальчиков.

7 октября был освящен третий престол собора (без участия о. Иоанна Кронштадтского).

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 15-18.

1895 год. Тщанием протоиерея Дентовского возведена домовая церковь (с каменной колокольней) во имя св. мученицы Агафии при женской богадельне, располагавшейся в ограде Успенской (кладбищенской) церкви. К этому времени богадельня находилась в ведении Балашовского Покровского женского монастыря.

Источники и литература: Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 120; Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 85.

12 августа 1899 год. Кончина П.Г. Розен (1825-1899), бывшей игуменьи Митрофании, получившей в 1873-1874 году скандальную известность. По т.н. "Делу игуменьи Митрофании" была осуждена на 14 лет ссылки в Енисейскую губернию. Св. Синод запретил П.Г. Розен называться монахиней, игуменьей, носить камилавку и церковные награды. Будучи уже старой и больной женщиной она, по приглашению игуменьи Марии, подолгу жила в Балашовском Покровском монастыре. Находясь в паломнической поездке в Иерусалиме изготовила и пожертвовала в Балашовский монастырь точную копию с Голгофской святыни, то есть Распятия Господня с предстоящими, а также другие иерусалимские святыни.

Источники и литература: Дело игуменьи Митрофании. С ее портретом и со снимками почерков на документах, подлежавших экспертизе. Подробный стенографический отчет, составленный Е.П. Забелиной. М.: Тип. Современ. извест., 1874. 335 с.; Русская старина, 1902, вып. 4-6; Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. М., 2010. С. 66 и др.; Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 153 и др.

XХ век

В начале ХХ века в селе Переезд (ныне Екатериновского района Саратовской области) силами местных жителей был возведен православный храм во имя Архангела Михаила.

Литература: Ермолаева Т. Ю. Возвращение святыни. Церковь во имя Архангела Михаила села Переезд //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 95-96.

1902 год. Скончался протоиерей Свято-Троицкого собора Петр Захарович Смирнов (1844-1902).

Литература: Балашов, город. Троицкий собор. Список лиц, погребенных в ограде Св.- Троицкой г. Балашова церкви //Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т.1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 633.

1903 год. Освящение церкви при домике Преосвященного Павла (Вильчинского) во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы и св. муч. Параскевы.

Литература: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1941-1920). М.: Перо, 2014. С. 57.

1903 г. В Оптиной Пустыни скончался игумен Феодосий (в миру Попов Федор Афанасьеич - уроженец с. Большой Карай Балашовского уезда).

Литература: Православие и Хоперское казачество /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004. С. 19.

1905 год. Игуменьей Марией (Мандрыкой) поставлен вопрос о возведении пристройки с алтарем к строившемуся (с 1887 г.) соборному монастырскому Покровскому храму.

Источники: Письмо Саратовской Духовной консистории в Строительный отдел Саратовского губернского управления от 7 октября 1905 г. //ГАСО. Ф. 656, Оп. 1. Д. 1065. Л. 1-1 об.; Пояснительная записка архитектора А. Салько //Там же. Л. 2; Приложения к пояснительной записке: чертеж западного фасада пристройки, чертеж восточного фасада пристройки, чертеж "Разрез по линии А.Б.", чертеж "Разрез по линии СД", чертеж восточного фасада Покровского храма, чертеж западного фасада Покровского храма, чертеж "План церкви", чертеж "Продольный фасад", чертеж храма "Разрез по линии СД", чертеж "План крыши", чертеж "Разрез по линии АБ" //Там же. Б/л; протокол Строительного отдела Саратовского губернского управления от 20 октября 1905 г. за № 303 об утверждении проекта строительства пристройки с алтарем к Покровскому храму //Там же. Л. 4.

1906 год. 14 июля скончался протоиерей с. Рязанов Брод (Бобылевка тож) Иоанн Павлович Кедров (1829-1906), с 1881 г. благочинный 5-го округа Балашовского уезда.

Источник: Памяти покойного о. протоиерея И. П. Кедрова //Саратовский духовный вестник. 1906. № 39-40. С. 8).

В некрологе отмечались такие черты о. Иоанна, как "глубокая вера" (которая была для него "путеводною звездою", "в ней покойный черпал силы и энергию в своих нелегких трудах и треволнениях жизни"), "удивительная трудоспособность" (он служил в приходе, имевшем более 700 дворов; одновременно был окружным благочинным, несколько лет - наблюдателем церковных школ округа, депутатом, законоучителем в нескольких школах и т.д.).

1908 год. Скончался, живший на покое с 1902 года в Покровском монастыре, Преосвященный Павел (Вильчинский).

Литература: Кузеванов Л.И. "Подобные люди нужны миру". О жизни и деятельности Преосвященного Павла (Вильчинского, 1826-1908) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/29-1-0-822

Об ошибках и спорных положениях при освещении данного сюжета местной церковной истории см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 186-188.

1909-1910 гг. Работа в Романовской земской больнице в качестве главного врача, известного хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого (в монашестве Лука, епископ РПЦ, священноисповедник).

Источники и литература: Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). "Я полюбил страдания...": Автобиография. М., 1995; Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого): 2-е изд. М., 2013; Кузеванова Л.М. Священноисповедник Лука - великий патриот своего Отечества. К 60-летию со дня преставления/ [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-632 (дата обращения: 14.10.2019).

1909 год. Протоиерей Д.П. Дьяконов отправляет докладную записку о захоронениях "в ограде Св.-Троицкой соборной г. Балашова церкви" в комиссию великого князя Николая Михайловича.

Источник: Балашов, город. Троицкий собор. Список лиц, погребенных в ограде Св.- Троицкой г. Балашова церкви //Материалы у «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Т.1: Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Сарнатовская и Симбирская /Изд. подгот. Д.Н. Шилово. СПб.: «Дмитрий Булалнин», 2012. С. 633.

6 декабря 1911 год. Скончался известный священник А.В. Разсудов (родился в с. Малая Грязнуха Балашовского уезда).

Источник: Саратовский духовный вестник. 1912. №1. С. 29.

1913 год. В документах упоминается Иоанно-Предтеченская церковь г. Балашова.

Источник: Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1914. №1. С.1. Читаем: "От 8 декабря 1913 г. № 7692 священник церкви села Ключей Балашовского уезда Павел Побединский перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви города Балашова".

Историографический комментарий.

Возможно, С.К. Назарова писала об этой же церкви, называя ее "Преображенской" (См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда . Балашов, 2008. С. 12).

1916 год. Скончался известный священник с. Казачка Балашовского уезда Василий Пятницкий.

Источник: Саратовские епархиальные ведомости. 1916. №33. С. 1271.

С апреля 1918 года. Деятельность первого викарного епископа Балашовского Нифонта (в миру Николай Петрович Фомин; 7 мая 1885, Кирилловский уезд, Новгородская губерния — по-видимому, 1937). 23 апреля 1918 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. В 1919 году — епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии.

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

Август 1918 года. Ограбление Балашовского Покровского женского общежительного монастыря.

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 190.

26 декабря 1919 года. Кощунственное вскрытие мощей "Святого Животворящего Креста" в Вознесенской церкви с. Аркадак Балашовского уезда по инициативе Н. Черемухина.

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 251-252.

С июля 1921 года. Деятельность викарного епископа Балашовского Николая (в миру Петр Николаевич Позднев). 11 июля 1921 года стал епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. Позднее уклонился в обновленчество, а затем присоединился к старообрядчеству.

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

1922-1923 гг. Деятельность викарного епископа Балашовского Николая (в миру Николай Алексеевич Коноплёв; 1865, Вологодская губерния — не ранее 1923). Дальнейшая судьба неизвестна.

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

С января 1924 года. Деятельность викарного епископа Балашовского Андрея (в миру Анатолий Андреевич Комаров; 26 июня 1879, село Андросовка, Николаевский уезд, Самарская губерния - 17 июля 1955, Днепропетровск).

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

С сентября 1927 года. Деятельность викарного епископа Балашовского Евгения (в миру Евгений Яковлевич Кобранов; 21 января 1892, село Благовещенье, Дорогобужский уезд, Смоленская губерния — 20 ноября 1937, Чимкент).

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

С декабря 1928 года. Деятельность викарного епископа Балашовского Флавиана (в миру Геннадий Дмитриевич Сорокин; 17 августа 1882 — 1930-е гг.).

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 170.

1929 год. 6 февраля 1929 года известный деятель Православной Церкви епископ Иаков (Яков Иванович Маскаев) был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии и стал последним викарным епископом Балашовским. Прибыл в Балашов, видимо, в марте и поселился на ул. Большая Уральская (ныне ул. Горохова), д. 36.

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 117.

1930 год. Балашовским окружным отделением ОГПУ 13 февраля 1930 г. было арестовано пятнадцать человек - священнослужителей, бывших монастырских насельниц и мирян, в т.ч. и епископ Иаков. Всех их поместили в тюрьму г. Балашова, а затем приговорили к разным срокам заключения или ссылки.

Литература: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М., 2016. С. 118-120 и др.

21 февраля 1930 г. президиум Балашовского горсовета принимает решение о закрытии Свято-Троицкого собора и направляет его текст на утверждение в президиум Балашовского окружного исполкома.

Источник: Выписка из журнала заседаний президиума Балашовского городского совета от 21 февраля 1930 года //Материалы расторжения договоров с коллективами верующих, о закрытии церквей и использовании их под культурно-просветительные и общественные помещения (выписки из протоколов, переписка, списки и т.д.) //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф. 151. Оп. 1. Д. 338. Л. 237).

1932 год. Михайло-Архангельская церковь с. Михайловка (ныне Балашовского района Саратовской области) была закрыта 19 марта 1932 года, а здание было передано под зернохранилище. Колокольню приспособили под пожарную вышку. Крест с купола храма убрали в 1936 году. В 1937 году были сброшены колокола и разрушена колокольня.

Литература: Борисенко А.Г., Хайруллин М.В. Михайло-Архангельский храм с. Михайловка - утраченная святыня //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 51-52.

1936 год, апрель. Взорван Свято-Троицкий собор.

Литература: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 72.

Историографический комментарий.

По воспоминаниям старожилов Свято-Троицкий собор был взорван «на Пасху» 1 апреля 1936 года. Но эти данные не совсем точны. В 1936 году Пасха отмечалась 12 апреля. Кроме того, воспоминания должны быть дополнены документальными данными, которые (хотя бы косвенно) могли бы подтвердить сам факт взрыва собора именно 1 апреля 1936 года.

В этом смысле важно обратить внимание на заметку некоего Н. Митюхина «Оживить антирелигиозную работу», опубликованную в местной партийной газете «Большевик» 21 марта 1936 года, незадолго до предполагаемого взрыва собора. Она наводит на вполне определенные размышления. Во-первых, мы узнаем, что бюро райкома ВКП (б), заседание которого прошло «не так давно», посчитало «антирелигиозную пропаганду в нашем (т.е. Балашовском – Л.К.) районе самым заброшенным участком работы», что «религия… до сих пор еще продолжает оставаться наиболее удобным прикрытием для антисоветской контрреволюционной работы недобитков классового врага». Было спешно создано «районное организационное бюро союза воинствующих безбожников».

«Райоргбюро» и должно было в «пятидневный срок» разработать план организации на предприятиях, в колхозах, учреждениях и учебных заведениях ячеек союза воинствующих безбожников с таким расчетом, чтобы в конце марта созвать районную конференцию союза. Именно с 1 апреля 1936 года в Балашове намечалось проведение «месячных курсов подготовки антирелигиозных работников" . Видимо, эти мероприятия были пропагандистским прикрытием уничтожения здания Свято-Троицкого Собора (См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 72-73). Однако и этот документ не отвечает на вопрос - когда конкретно в апреле 1936 г. был взорван храм? Возможно, установить дату взрыва поможет изучение местных партийных документов за 1936-1937 гг.

1937 год. Храм во имя св. Дмитрия Солунского с. Шепелевка (ныне Турковского раойна Саратовской области) был закрыт, колокола сброшены, а колокольня разрушена. Полностью уничтожить храм в это время не позволили прихожане.

Литература: Вавилина С. Истории храма во имя святого Димитрия Солунского с. Шепелевка Турковского района //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Научн. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015. С. 77-78.

2 ноября 1937 года. В Балашове был расстрелян священномученик Дионисий Ефимович Щеголев.

Литература: Смотров В.В., Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 138.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, историографические комментарии, 2015-2021

Библиографическое описание материала

Региональная и местная церковная летопись с комментариями и научным аппаратом: ХIII-ХХ вв. /Автор-сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-456

Материал размещен с разрешения автора-составителя. Фотография выдающегося церковного историка Н.Ф. Каптерева (1947-1917) размещена в интернете в свободном доступе.

Содержание летописи постоянно обновляется и уточняется по мере выявления новых исторических фактов. Некоторые интернет-материалы по указанным нами ссылкам могут не открываться по техническим и иным причинам.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Православная летопись | Дата добавления: 02.06.2022