Каталог статей

Главная » Статьи » Знаменательные даты

История и историография Балашовского края: памятные даты (2019 г.).

2019 г.

5 лет назад опубликована монография Л.И. Кузеванова «История Балашовского края: проблемы методологии и историографии». В книге проанализированы основные краеведческие труды местных исследователей, опубликованные главным образом в 90-е годы ХХ и в начале ХХI в., изложена новая историческая информация по истории края.

"Проведенный историографический анализ фиксирует формирование положительной тенденции - участие подготовленных дипломированных исследователей в изучении истории Балашовского края. Так, А. А. Гуменюк убедительно раскрыл особенности начального периода нэпа в Балашовском уезде. С. М. Иванов изучил историю ряда подворий Балашовского Покровского женского монастыря, располагавшихся на территории нынешней Волгоградской области. А.М. Елдашев воссоздал казанский период жизни и деятельности настоятельницы Балашовского Покровского монастыря игуменьи Марии (Мандрыки). Е.Ю. Кошелева издала материал по истории балашовских дореволюционных периодических изданий. В. Г. Миронов плодотворно разрабатывал проблемы методологии и методики исторического краеведения, опираясь на местные материалы, опубликовал несколько биографических очерков о жителях Балашовского края. С другой стороны, проведенное исследование показало, что в изучении локальной истории должна значительно возрасти роль методологического и историографического анализа. Такой анализ позволяет осуществлять аргументированную критику недостоверных сведений исторического характера; выявлять новые направления в изучении локальной истории; систематически сопоставлять факты местной истории с результатами региональных и общенациональных исследований. Все это поможет не только повысить степень достоверности получаемого исторического знания, но и преодолеть неправомерные попытки обособить локальную историю от общенациональной".

5 лет назад вышла в свет книга Л.И. Кузеванова «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)». Книга является первым обобщающим трудом о жизни и деятельности первой и последней настоятельницы монастыря.

Из книги: "Об успешности деятельности монахини Марии в должности настоятельницы монастыря свидетельствуют многие факты: стабильный рост числа монахинь и послушниц в обители, строительство новых храмов, келейных корпусов, иконописной школы, хозяйственных и жилых помещений, привлечение пожертвований для дальнейшего улучшения быта сестер. Успешное участие Балашовского Покровского женского монастыря в различных выставках говорит о серьезных достижениях местного монастырского хозяйства. С другой стороны, участие в выставочной деятельности было важным направлением просветительской деятельности монастыря, демонстрацией достигнутых успехов. На момент начавшейся Гражданской войны 1918-1921 гг. советские чиновники вынуждены были признать образцовым состояние монастырского комплекса, располагавшегося в г. Балашове".

5 лет назад опубликован материал Ю.В. Маловичко, Л.Н. Ишутиной «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова".

Из статьи: "27 декабря на основании обвинительного заключения от 26.12.1937 г. отец Василий был этапирован в г. Саратов. Из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области от 31 декабря 1937 года узнаем, что Василий Владимирович Вечтомов был приговорен к расстрелу. Из опубликованного Списка репрессированных по Саратовской области ясно, что он был расстрелян 10 января 1938 года, место погребения не известно. Справку из Саратовской прокуратуры о реабилитации Василия Владимировича родственники получили лишь в 1995 году, т.е. спустя почти 60 лет со дня его смерти".

5 лет назад вышла книга В.И. Грабенко "Романовский район и его история".

В.И. Грабенко утверждает, что святитель Лука (в миру В.Ф. Войно-Ясенецкий) начал работу над книгой "Очерки гнойной хирургии" "еще в Романовской больнице" [с. Романовка Балашовского уезда, 1909-1910 гг.], что не соответствует действительности. На самом деле, как отмечал сам Святитель, мысль о создании этого труда возникла у него "в конце пребывания в Переславле". В этом городе Валентин Феликсович, как известно, работал в 1910-1917 гг. (Из статьи "Правильны ли подходы к изучению церковной истории? О книге В.И. Грабенко").

5 лет назад, 23 мая 2014 года, в Балашове состоялся первый концерт выдающейся православной певицы Светланы Копыловой.

"Светлана чрезвычайно умна. Несколько шутливых, как бы невзначай брошенных в зал вопросов, и она убеждается, что ее творчество знают и любят. Актриса не боится подтрунивать над собой, рассказывая интересные случаи из своей жизни и творческой деятельности. Одна из важных задач концерта – поведать зрителю о новых творческих находках, стихах, песнях, показать часть из них. А в этом, согласитесь, всегда есть определенный риск – ведь проще спеть знакомое, давно ставшее популярным. Но Светлана, как и всякая творческая личность, сознательно идет на этот риск, стремится художественными средствами пробиться к сердцу зрителя, убедить его вместе с ней идти к новым творческим открытиям. В центре творчества певицы – Христос, Его Церковь, Спасение души человеческой. Светлана – глубоко верующий человек, вот почему ей, так щедро одаренной от природы, удается в своих песнях раскрыть величайший духовный смысл заповедей Святого Евангелия.

«Не убий»… И перед замершими от волнения зрителями возникает образ живого, еще не появившегося на свет ребенка, но уже приговоренного к смерти – смерти страшной, называемой абортом. Песнь-притча была исполнена так талантливо, эмоциональное напряжение было настолько велико, что после ее окончания установилась необычайная тишина. А затем весь зал стоя долго аплодировал певице. Поистине талант, красота, соединенные с верой, делают чудеса – чудеса духовного исцеления" (Из статьи "Триумф духовности, красоты и таланта. О концерте Светланы Копыловой в Балашове").

10 лет назад опубликована коллективная монография "Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны. Историко-биографическое исследование".

Монография снабжена историографическим обзором, в котором проанализированы ряд общероссийских, региональных и локальных трудов, относящихся к теме исследования. Кроме того, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, подведены итоги проведенной работы в «Заключении». В книге имеются разделы: «Библиография», «Указатель биографий», обширные по объему «Примечания». Использовались архивные материалы, в т.ч. Министерства обороны РФ, периодическая печать, опубликованные и неопубликованные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, удачно применялся метод интервью для сбора исторических фактов. В итоге удалось зафиксировать 123 биографии участников войны и тружеников тыла. Важно, что материалы данной книги можно использовать в обобщающих работах по истории Великой Отечественной войны. Например, приведенные факты убедительно свидетельствуют о том, что сталинские репрессии существенно не повлияли на патриотическую позицию уроженцев с. Рассказань, как ушедших на фронт, так и оставшихся в тылу. В этом плане поучительна судьба Ф.П. Винокурова. Федор Петрович Винокуров (1900-1990), которому В.В. Смотров посвятили еще и отдельную книгу, прошел путь от простого сельского парня до академика АН БССР. Ему, как и многим в то время, пришлось испытать на себе репрессии 1937 г. Но он не ожесточился, не сломался, не встал на путь коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Наоборот, государством был использован его богатый опыт по возведению гидротехнических сооружений. В январе 1945 г. Ф.П. Винокуров был привлечен к выполнению ответственного правительственного задания – подготовке Ливадийского, Воронцовского и Юсуповского дворцов, а также прилегавших к ним территорий и подъездных дорог, к проведению Крымской конференции.

15 лет назад вышел в свет коллективный труд "Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки)".

В этой книге, в очерке «Локально-исторические исследования и Хоперский край», обращалось внимание на существенный недостаток методологии исследования В.М. Захарова: «пересказ содержания работ краеведов… по той или иной проблеме – необходимый, но только первый шаг на долгом и многотрудном пути познания истории Прихоперья. Научный анализ подобных произведений невозможен без применения сравнительно-исторического метода».

15 лет назад опубликована книга С.К. Назаровой "Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели".

15 лет назад вышел в свет коллективный труд "Православие на Балашовской земле".

15 лет назад опубликована книга А.А. Хрекова "Древности Прихоперья".

Монография А.А. Хрекова «Древности Прихоперья» неоднократно становилось предметом специального исследования. Так, ряд важных замечаний об этом произведении высказал известный археолог, доктор исторических наук Е.И. Нарожный. По его мнению, А.А. Хреков слишком категоричен в трактовке особенностей заселения «отдельных миерорегионов Прихоперья» и не учитывает результатов исследований своих предшественников.

Специфика кочевого хозяйства трактуется автором «Древностей Прихоперья» упрощенно («Кочевое хозяйство не требует чрезвычайных усилий …», - пишет А.А.Хреков, - поскольку всего "несколько пастухов справляются с многочисленными стадами. Поэтому в кочевом обществе всегда находятся свободные руки, владеющие оружием…»).

Однако Е.И.Нарожный предлагает учитывать мнение Г.Е.Маркова, считавшего: «Отнесение к числу кочевников только «чистых» скотоводов вообще лишено оснований. Как известно, ни один хозяйственный тип, в том числе и кочевничество, никогда не существовало. Хозяйство всегда комплексно. Но при этом в хозяйственном комплексе одни виды деятельности занимают подчиненное положение, тогда как другие дают основные средства для существования, определяя хозяйственный тип …» А «при изучении кочевого образа жизни и экономики кочевнических древностей одного или нескольких степных народов, - в свое время предупреждала С.А. Плетнева, - перед историком неизбежно встают вопросы, на которые он, как правило, не может ответить, не исследовав кочевников всесторонне, т.е. во взаимодействии всех проявлений кочевничества с учетом эпохи, в которую существует то или иное кочевое сообщество».

Или же: «Полная характеристика «кочевничества» возможна только при рассмотрении всех особенностей кочевого образа жизни, т.е. не только в экономике и общественных отношениях, но и в политике, быту, материальной культуре, идеологии…»

В противном случае у неискушенного читателя может сформироваться восприятие кочевников только как «варваров». А это, в свою очередь, вызывает вполне справедливые возражения у других авторов, полагающих, что «… кочевники – это не просто какая-то масса людей, бесцельно перемещающаяся по степи, это не какая-то бродячая толпа или только разрушительная сила, как часто изображали их в дореволюционной литературе (и, к сожалению, этот взгляд до сих пор окончательно не преодолен), а - это определенная форма хозяйствования и образ жизни, которые во многом детерминированы специфическими природными условиями» (Д. Кшибеков).

Е.И. Нарожный считает спорным тезис А.А. Хрекова о том, что только нехватка «продуктов земледелия» и только отсутствие «изделий высококвалифицированных мастеров» заставляло кочевников «стремиться к тем или иным формам симбиоза с земледельцами и «цивилизованными странами»». Или: «в VIII в. сармато-аланские … племена" (?-Е.Н.) вошли «в состав Хазарского каганата и историческая обстановка в южно-русских степях стала более спокойной».

А.А. Хреков утверждает, что с исламом среди жителей Золотой Орды начинает распространяться и новое «самоназвание», позволяющее им воспринимать себя как «мусульман». Е.И. Нарожный считает такое утверждение также слишком категоричным, «поскольку процесс исламизации не только городского, но и кочевого населения в Золотой Орде протекал совсем неоднозначно».

Наряду с возникновением мусульманских общин среди «новообращенного» населения и переселением в Золотую Орду духовных лиц из различных мусульманских регионов, «строительством мечетей и формированием связанной с ними исламской «инфраструктуры» (появлением проповедников, чтецов Корана, муэдзинов и обучавшихся канонам ислама лиц)», обстановка в Золотой Орде продолжала оставаться «достаточно непростой». Письменные источники, к примеру, сообщают о том, что еще Узбек-хан «умертвил нескольких знатных лиц, и убил множество бахшей и волшебников».

По мнению Е.И. Нарожного, А.А. Хреков упрощенно трактует вопрос о веротерпимости в Золотой Орде («при общем господстве язычества, а позднее – мусульманства, золотоордынцы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям»). Экстремизм в отношении к этим религиям автор «Древностей Прихоперья» приписывает лишь «фанатикам», а в качестве примера к своим выводам указывает на то, что «хан Бату был язычником, его сын Сартак – христианином, а брат Берке-мусульманином».

Е.И.Нарожный рекомендует учитывать следующие факты: указанные выше исторические деятели «принимали ту или иную религию в силу определенной политической и внутридинастической конъюнктуры», что общеизвестно. В самой же Золотой Орде конфессиональная обстановка была гораздо сложнее (как замечает Е.И. Нарожный, А.А. Шенников приводит пример возможного существования среди кочевников буддистов).

Отношение ханов Золотой Орды к христианским церковнослужителям также общеизвестно - они неоднократно вызывались в кочевую ставку. На территории Золотой Орды активно действовали и миссионеры-католики, поскольку вся территория этого государства была «поделена» римско-католической церковью на два викариата – «Восточная Татария» и «Газария».

Известны ныне и археологически засвидетельствованные примеры разрушений христианских храмов на Руси, а также использование религии в решении внутриполитических проблем и в противостоянии с Хулагуидами и с другими покоренными государствами Закавказья.

Вызывает сомнения тезис о том, что в Золотой Орде «достаточное распространение письменность получила … как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения».

Не менее дискуссионно звучит и утверждение А.А. Хрекова: «…у России две опоры, две ноги – Киевская Русь и Золотая Орда». Если такое отношение к Киевской Руси не вызывает никаких возражений, то подобное и столь однозначное восприятие роли Золотой Орды в истории России выглядит сомнительным (Из статьи "Хреков Анатолий Анатольевич. "Древности Прихоперья". Научно ли научно-популярное издание?").

15 лет назад вышла в свет статья доктора исторических наук Е.И. Нарожного "О книге А.А. Хрекова «Древности Прихоперья» (Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 200 с.)».

15 лет назад опубликована статья А.А. Гуменюка "Балашовский уезд Саратовской губернии в период перехода к нэпу: к постановке проблемы", в которой впервые на богатом архивном материале показаны сложнейшие перипетии осуществления НЭП на территории Балашовского уезда.

Автор обоснованно подчеркивает, что «из-за голода 1921-1922 гг. влияние нэпа в Саратовской губернии было совершенно незаметно». Продналог взимался с наименее пострадавших от голода уездов, среди которых был и Балашовский уезд. Остальные же территории губернии вовсе были освобождены от уплаты налога. Эти наблюдения исследователя помогают проследить ход реализации новой экономической политики в начальный период на довольно значительной части Саратовского края.

А.А. Гуменюк обратил внимание на важный момент в осуществлении нэпа на территории Балашовского Прихоперья: внеэкономическое принуждение при взимании продналога. То есть продналог для балашовского крестьянства был весьма тяжелым бременем. Автор статьи удачно зафиксировал один из многих парадоксов нэпа. Осенью 1921 года балашовские кустари не испытывали недостатка в сырье. Но причина этого явления была не в каких-то быстрых успехах новой политики, а в массовом забое крестьянами скота из-за неурожая и бескормицы. (Вот откуда появилось сырье для кожевенников и «овчинников».)

На основании статистических данных историк пришел к вводу о том, что к началу 1923 года частный сектор торговли в Балашовском уезде значительно превосходил государственный и кооперативный по числу предприятий . В статье содержится серьезная заявка на новое прочтение истории нэпа на территории Балашовского края. Суть его в том, что «советской работой в уезде занимался аппарат традиционной крестьянской общины, к институтам которой плавно перешли функции низового советского аппарата» .

20 лет назад вышел в свет коллективный труд "Балашов. Светлый город на чистой реке".

Тексты по истории города и Балашовского уезда подготовлены сотрудниками Балашовского краеведческого музея.

20 лет назад опубликована статья А.В. Посадского "Саратовский отряд Черемухина".

"Историк А.В. Посадский с личностью Н. Черемухина и его отрядом связывает даже «перелом» в борьбе советской власти с повстанческим движением на территории Саратовской губернии, в том числе и в Балашовском При-хоперье. Подобные отряды были многофункциональными, т.к. занимались не только борьбой с восставшими, но и «изъятием дезертиров», «выкачкой» хлеба и т.д., что делало их центрами власти, хотя и непостоянными" (Из книги "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии").

25 лет назад вышел в свет труд Г.И. Чурсина "Балашовскому железнодорожному узлу - 100 лет".

40 лет назад опубликована книга Е.А. Печурина и В.В. Танонина "Город Балашов".

75 лет назад, в 1944 году, здание храма во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Ртищево, в котором ранее располагалась этапная комендатура, было передано коллективу верующих. Договор был подписан настоятелем храма о. Николаем Ивановичем Вариным.

75 лет назад, в 1944 году, погиб Герой Советского Союза Данукалов Алексей Федорович (1916-1944), один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Родился в с. Новоросляевка Дергачёвского р-на Саратовской обл. В 1936 г. окончил Балашовский техникум механизации сельского хозяйства.

80 лет со дня рождения Смотрова Владимира Васильевича (1939-2015).

Смотров Владимир Васильевич - видный исследователь локальной истории, автор (соавтор) многих книг и статей по истории Балашовского края. Достаточно назвать такие коллективные труды с его значительным участием, как "Православие и Хоперское казачество"(2004), "Балашовское Прихоперье в огне Гражданской войны" (2006), "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии" (2007).

Большое внимание исследователь уделял истории своего родного села Рассказань. Среди многочисленных публикаций на эту тему можно назвать следующие книги и монографии: "Они из села Рассказань" (1992), "Крестьянские судьбы" (1995), "История села Рассказань" (2002), "Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Историко-биографическое исследование" (2009), "Академик из села Рассказань" (2010), "Дипломат из села Рассказань" (2012).

Благодаря обширной документальной основе и наличию научного аппарата, данные работы используются в обобщающих исторических трудах (монографиях, сборниках научных трудов и диссертациях). Так, например, ссылки на труды В.В. Смотрова имеются в авторитетном издании Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского "Очерки истории Саратовского Поволжья" (1999, 2006). [Из статьи "О материалах к чтениям памяти Смотрова Владимира Васильевича (1939-2015)"].

100 лет назад, 21 февраля 1919 года, были кощунственно вскрыты святые мощи преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия Афонских в монастырской Покровской церкви.

100 лет назад, 28 февраля 1919 года, было принято решение о закрытии Рождество-Богородицкой церкви Царицынского подворья Балашовского Покровского женского монастыря.

100 лет назад (не ранее марта 1919 г.) игуменья Мария (Мандрыка) сформировала Балашовскую Покровскую трудовую артель из числа насельниц Балашовского Покровского женского монастыря незадолго до его закрытия.

Артель действовала на основании договора, составленного монахинями 22 апреля 1919 г. 23 апреля 1919 г. на заседании уездного отдела народного образования обсуждались условия данного договора (сам документ не сохранился). В протоколе заседания отмечены те его пункты, которые были приняты новой властью. Во-первых, «все монахини б. монастыря оставались на прежнем месте». Во-вторых, сестры соглашались выполнять «при первом требовании Уотнароба все работы полевые, садовые и ого-родные». В-третьих, «хлебные и овощные продукты Уотнароб оставляет» монахиням «по норме на годичное пропитание». В-четвертых, «все доходы полученные от других производств (кроме сада, огорода, поля и хозяйства)» должны идти в распоряжение монахинь. В-пятых, прекращался прием новых монахинь. В-шестых, монастырь предоставлял возможность «Единой Трудовой Школе-Коммуне», созданной на территории монастыря , пользоваться «всеми наличными производствами и ремеслами, как наглядными пособиями пришкольных трудовых процессах». Особым пунктом оговаривались условия «рыбной ловли» в монастырском пруду. Ловить рыбу монахини могли теперь только с разрешения «заведующего монастырем». По тем временам договор был довольно либеральным, так как обеспечивал не только минимум продуктов, необходимых для пропитания женщин, но и давал возможность заработать какие-то дополнительные средства. Сохранился список членов артели (198 чел.). Судя по содержанию списка, монахини указывали свое духовное имя и мирскую фамилию. Первой в этом списке стоит имя (духовное) и фамилия (мирская) бывшей игуменьи - "Мария Мандрыка". Указана и ее новая должность - "художница, насадительница культуры трудовой артели". Вероятно, название новой должности было придумано самой Марией Мандрыкой, вынужденной как-то приспосабливаться к новым социально-политическим условиям. В списке трудовой артели числилось 198 человек, но 24 фамилии вычеркнуты, что, видимо, свидетельствует о выбытии этих женщин из артели. То есть в списке остается 174 фамилии. Перечень производственных специальностей бывших монахинь и послушниц, указанных в списке, говорит о внушительных кадровых возможностях артели (портнихи, садовницы, учителя, рукодельницы, фотографы, переплетчицы, огородницы, маляры, ткачи, башмачницы, вязальщицы, чеканщицы, чулочницы, позолотчицы, пчеловоды, кулинары, хлебопеки). Кроме того, виден и разнообразный возрастной состав женской артели: от 18 до 84 лет (Из книги "Церковная история Балашовского края").

100 лет назад (апрель 1919 г.) был фактически закрыт Балашовский Покровский женский монастырь.

Опись оставшегося после разграбления монастырского имущества была составлена лишь 5 февраля 1919 года. Но 5 марта 1919 года балашовские чиновники в официальных бумагах продолжали обращаться к «настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии». Вот текст этого письма. "Настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии. Подотдел бухгалтерии Балашовского Уотнароба предлагает Вам в самом непродолжительном времени доставить ему квитанции на свидетельства в бывшем Балашовском отделении Воронежского банка за № 174/3615, 174/3616 и 194/2801 на 3000 рублей; тоже за №№ 23/1914, 257/3120 и 189/1502 на 3000 рублей; тоже на билет, хранящийся в Саратовском отделении Народного Банка Государственной комиссии погашение долгов за №№ 722/460-96733 на 25000 рублей, а всего на 31000 рублей; кроме то-го доставить и приходно-расходные книги на 1917 и 1918 годы для выяснения остатков сумм по монастырю. Заведующий Подотделом Бухгалтерии (подпись) Делопроизводитель (подпись)". И только 23 апреля 1919 г. состоялось заседание Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования, на котором было решено «считать, что все хозяйство бывшего Балашовского монастыря принадлежит Балашовской школе-коммуне и финансируется Уотнаробом». «Заведующий монастырем», назначенный из числа светских лиц, подчинялся теперь непосредственно Уотнаробу. Таким образом, 23 апреля 1919 года можно считать датой фактического закрытия монастыря (Из книги "Церковная история Балашовского края").

100 лет назад вооруженные подразделения бело-зеленых захватили г. Балашов (1 июля 1919 г.). На митинге перед железнодорожным вокзалом выступил генерал-лейтенант Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) В.И. Сидорин.

Сразу же после взятия Балашова 1 июля 19198 г. командующий Донской армией генерал В.И. Сидорин прибыл в город. Вот как описал встречу с зелеными британский офицер - свидетель события: "На станции нас встретил конвой донских казаков... и подразделения зеленых под командой человека по фамилии Воронович, построившееся рядом с казаками. На зеленых практически не было формы вообще, они носили преимущественно крестьянскую одежду с клетчатыми шерстяными кепками или потертыми бараньими папахами, на которых был нашит крест из зеленой ткани. У них был простой зеленый флаг, и они выглядели крепкой и мощной группой солдат. После отъезда со станции на платформе был устроен короткий смотр, и перед зелеными с горячей речью выступил Сидорин, раздавший им для поднятия духа, для воодушевления на новые усилия ради нашего дела добрую толику наград. Однако их лояльность оказалась кратковременной, зеленые не остались в белых рядах" (Из статьи "Гражданская война в России. Красные и бело-зеленые в борьбе за Балашов в 1919 году").

100 лет назад, летом и осенью 1919 года, в Балашовском уезде против "зеленых" и мирного населения (не желавшего сдавать продукты сельского хозяйства по продразверстке) активно действовал красный карательный отряд под командованием Н.А. Черемухина.

110 лет назад, в 1909 году, в Балашове, вышел первый номер издания «Отчет Балашовской городской телефонной сети" (изд. в 1909-1914). (Из статьи "Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати").

120 лет назад преставился известный самойловский священник Николай Парфенович Горизонтов (1844-1899).

20 июня 1876 года Сербия и Черногория объявили войну Турции. В душах русских людей сербско-турецкая война вызвала небывалый эмоциональный подъем. Жители Саратовской губернии, как и многие россияне, помогали своим братьям по вере деньгами, оружием, участвовали в боевых действиях. В жизни о. Николая наступил важный этап: с благословления епископа Тихона, он отправился в Сербию.

Несколько писем о. Николая по пути в Сербию и обратно были опубликованы в «Саратовском листке». Командующий войсками знаменитый русский генерал Михаил Григорьевич Черняев принял о. Николая на должность священника при своем штабе. Черняев в благодарственном письме, адресованном епископу Тихону, сообщал: « … Священник Горизонтов прибыл в Делиград во время трехдневного боя против веры сильнейшего врага, которую с помощью Божией нам удалось и на этот раз отразить. … Горизонтов находится теперь при главном штабе и принимает на себя служение в походной церкви (Джунинской позиции) устроенной усердием одного из русских офицеров … » [2]. За участие в этой войне о. Николай был награжден сербским орденом Такова 3-й степени. Затем он вернулся на родину (Из статьи «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова").

130 лет назад, в 1889 году, был возведен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского на ст. Ртищево Тамбово-Саратовской железной дороги.

15 октября 1889 г. епископ Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) освятил вновь построенный храм. Он располагался недалеко от вокзала и составлял одно здание с церковно-приходской школой. Своим внешним видом храм напоминал сельскую церковь небольших размеров. Это было деревянное здание, обложенное кирпичом с вывеской над входом «Школа» (Из статьи "Из истории храма во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Ртищево").

135 лет назад, 25 января 1884 года, преставилась вторая начальница Балашовской Покровской женской общины монахиня Сарра (в миру Мария Васильевна Ананьевская).

Сарра прослужила в этой должности более одиннадцати лет и умерла 25 января 1884 г. 58 лет от роду. Мария Васильевна происходила из дворян Тульской губернии, образование получила в институте благородных девиц, хорошо владела французским языком. Ее отец, Василий Алексеевич Ананьевский, в разное время занимал довольно высокие управленческие должности в Воронеже, Орле, Туле и других российских городах. Мария с ранних лет лишилась матери и вместе со старшей сестрой заведовала хозяйством отца, за что ее прозвали «экономкой». Отец женился вторично. Старшая сестра от первого брака и одна из сестер от второго брака счастливо вышли замуж. Что же помешало Марии пойти по этому же пути? Будучи наблюдательной и впечатлительной девушкой, Мария Васильевна видела все семейные раздоры и неурядицы, и это отдаляло ее от семейной жизни. Неудачный брак одной из сестер окончательно убедил ее в том, что жизнь в браке ей не подходит. Отец Прокопий, первый биограф монахини Сарры, считал, что разочарование в браке, а также рано проявившиеся задатки духовной жизни (именно в таком порядке), побудили Марию к поступлению в монастырь. Большую роль в жизни будущей монахини сыграла ее няня, с которой она ходила пешком, в лаптях из Тулы в Воронеж и Задонск «на поклонение святым угодникам». Именно няня будила Марию (по ее просьбе) для того, чтобы успеть на утренние богослужения. Однако не все родные и знакомые одобряли религиозность девушки, нередко ей приходилось слышать «насмешки и упреки» (Из книги "Церковная история Балашовского края").

135 лет назад, в октябре 1884 года, был учрежден Балашовский Покровский женский монастырь, первой и последней настоятельницей которого стала игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920).

На 43-м году жизни, то есть спустя двадцать с лишним лет проживания в монастыре, монахиня Мария в октябре 1884 г. была назначена начальницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, образованного Св. Синодом в этом же месяце на базе Покровской женской общины. Указом Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526) монахиня Мария была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы обители. 25 мая 1885 г. в Покровской церкви монастыря Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил игуменье Марии настоятельский жезл (Из книги "Церковная история Балашовского края").

140 лет назад, 26 июня 1879 года, родился викарный епископ Балашовский Андрей (в миру Анатолий Андреевич Комаров, 1879-1955).

Родился 26 июня 1879 в селе Андросовка-Утевка Самарской губернии в семье священника. Закончил Самарское духовное училище, Самарскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. Был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в Саратове. 13 января 1924 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии (с жительством в Саратове). Подвергался репрессиям. Скончался 17 июля 1955 года (Из книги "Церковная история Балашовского края").

150 лет назад, в 1869 году, сын балашовского купца Н. Сапожников привез со Святой Горы частицы святых мощей преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия Афонских и передал их в церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенной балашовским купцом И.И. Ивановым при женской богадельне (храм освящен в 1862 году).

175 лет назад, в 1844 году, была возведена Ильинская церковь г. Балашова.

Пятипрестольная каменная Ильинская церковь была возведена тщанием всех городских жителей в 1844 году. Главный престол – во имя пророка Илии, в приделах: во имя святителя Николая, во имя св. мученицы Царицы Александры; в трапезной: во имя Сретения Господня и во имя иконы Казанской Божией Матери. При церкви имелись каменная сторожка, церковно-приходская школа (открыта 15 января 1888 г.). В 1929 г. местными властями был инициирован процесс ликвидации храма. 17 февраля 1930 г. принимается постановление президиума Нижне-Волжского крайисполкома (прот. № 73) о «ликвидации» церкви, причем, жалоба прихожан на это решение ВЦИК была отклонена. Рядом со зданием МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балашова» сохранился дом, в котором по сведениям старожилов некогда жил настоятель Ильинской церкви (ныне - ул. Луначарского, 35). В октябре 2013 г. удалось обнаружить несколько фрагментов кирпичей, оставшихся от фундамента Ильинской церкви (Из книги "Церковная история Балашовского края").

180 лет назад, в 1839 году, родился священник Фёдор Елпидифорович Мирандов (1839-1912), благочинный 4-го округа Балашовского уезда.

"В Самойловском краеведческом музее хранится единственный предмет, к которому прикасалась рука Ф.Е. Мирандова – это книга «За прилежание и успехи», вручённая 29 сентября 1886 года за отличие в учёбе выпускнице Самойловского 1-го земского училища М. Скориковой, за подписью законоучителя Ф. Мирандова и учителя И. Питовранова. В 2014 году возникла необходимость научно описать книгу, легенда которой была довольно краткой. Процесс описания книги постепенно перерос в составление полной биографии Фёдора Елпидифоровича Мирандова и его семьи" (Из статьи "Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда").

Литература

Афанасьева Н.П. Региональная летопись: проблемы методологии и методики
//Российский исторический журнал. 1997. №3.

Ашкапова С. Е., Селиванов Д. Ю. Из истории храма во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Ртищево [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-593 (дата обращения: 9.12.2017).

Балашов уездный город. 1780-1928 /Отв. за выпуск В.В. Мещеряков. Балашов, 1997.
456 с.

Балашов. Светлый город на чистой реке. Саратов, 1999. 152 с.

Васина Т.Л. Материалы историко-краеведческих конференций в сборниках Балашовского краеведческого музея //Прихоперье и Саратовский край в панораме веков: Материалы XX и ХХI историко-краеведческих конференций /Отв. ред. В.В. Назаров. Балашов, 2012.

Вахрушев В.С. "Большой, как солнце, Балашов..." Моногр. 2-е изд., испр. и доп. Балашов, 2007. 268 с.

Госьков Д.П. Далекое прошлое Балашова //Балашовский исторический журнал. 1993. №3.

Грабенко В.И. Из истории села Большой Карай. Балашов, 2007.

Грабенко В.И. Романовский район и его история. Саратов, 2014.

Гуменюк А.А. Балашовский уезд Саратовской губернии в период перехода к нэпу: к постановке проблемы //Международный научный журнал. 2004. №2.

Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3.

Захаров В.М., Захарова Т.А. Из истории Аркадакского Прихоперья. Балашов, 2002.

"Какой же простой и красивый был Николай Егорович человек". К 90-летию со дня рождения Н.Е. Палькина /Сост. Л.Л. Кузеванова [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2013-07-09-266 (дата обращения: 9.12.2017).

Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати /Автор-сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2013-08-29-279 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. История Саратовского Прихоперья: мифы и факты. Балашов, 2007. 160 с.

Кузеванов Л.И. Академизм и современные трактовки локальной истории. Балашов, 2008.
160 с.

Кузеванов Л.И. Академизм исторического познания. М., 2010. 100 с.

Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов, 2014. 576 с.

Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М., 2014. 232 с.

Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М., 2016. 256 с.

Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Изд. 2-е, доп. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-331 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария. Монография. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-495 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. Основные проблемы историографии Гражданской войны 1918-1921 гг. применительно к Балашовскому Прихоперью //Смотров В.В., Смотров О.В. Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). Балашов, 2006. С. 4-23.

Кузеванов Л.И. 100 лет назад: было ли политическое противостояние между большевиками и эсерами в Балашове (1918 г.)? [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2015-09-14-339 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. Правильны ли подходы к освещению церковной истории? О книге В.И. Грабенко [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2016-06-06-330 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. Было ли краеведение 20-х годов ХХ в. "советским" и "золотым"? [Электронный ресурс]. URL:http://klio.3dn.ru/publ/41-1-0-517 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И. Гражданская война в России. Красные и бело-зеленые в борьбе за Балашов в 1919 г. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-01-08-379 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванов Л.И., Кузеванова Л.Л. Разрушенные храмы - разрушенные традиции. Саратов, 2015.

Кузеванова Л.Л. "Мы шли защищать Родину!". К 95-й годовщине со дня рождения Рязановой Валентины Гавриловны [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-413 (дата обращения: 9.12.2017).

Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. Триумф духовности, красоты и таланта. О концерте Светланы Копыловой в Балашове [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-382 (дата обращения: 9.12.2017).

Кучеряев А.В. Дело Г.И. Солонина //Альманах «Кафедра» (г. Балашов), 1993. №2.

Локтионов Серафим Алексеевич (1925-2006) о подвиге медсестры Александры Федоровны Сазоновой [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/7-1-0-56 (дата обращения: 9.12.2017).

Маловичко Ю. В., Ишутина Л.Н. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №2.

Миронов В.Г. Состояние, проблемы и перспективы регионального исторического краеведения (на примере Нижнего Поволжья) //Российский исторический журнал. 1995. №1.

Миронов В.Г. К истории Саратовского краеведения (Князь Л.Л. Голицын – второй председатель СУАК) //Российский исторический журнал. 1995. №4.

Миронов В.Г. Забытый краевед (Н.Я.Воскобойников) //Российский исторический журнал. 1996. №3.

Миронов В.Г. Балашовцы в революционном движении 1860-х годов //Российский исторический журнал. 1997. №2.

Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399 (дата обращения: 9.12.2017).

Михайлова О.А. Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-589 (дата обращения: 9.12.2017).

Музей как отражение истории края. Прихоперье и Саратовский край в панораме веков. Материалы XII историко-краеведческой конференции 22 ноября 2002 года /Отв. ред. В.С. Вахрушев. Балашов, 2003. 88 с.

Назарова С.К. Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели. Балашов, 2004.
160 с.

Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. 119 с.

Народный артист РФ Саранцев Юрий Дмитриевич (1928-2005). К 90-летию со дня рождения /Сост. Кузеванова Л.Л. [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-218 (дата обращения:

Нарожный Е.И. О книге А.А. Хрекова «Древности Прихоперья» (Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. 200 с.)» //Российский исторический журнал. 2005. №2.

Очерки истории Балашовского края /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 1997. Вып.1. 32 с.

Палькин Н.Е. Балашовское застолье. Лирические повести, очерки. Саратов,1997. 272 с.

Печурин Е.А., Танонин В.В. Город Балашов. Саратов, 1979.

Посадский А.В. Саратовский отряд Черемухина //Российский исторический журнал. 1999. №1.

Посадский А.В. От Царицына до Сызрани: очерки Гражданской войны на Волге. М., 2010. 412 с.

Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки)/Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004. 160 с.

Православие на Балашовской земле (историко-краеведческие очерки). Балашов, 2004.
64 с.

Самошкин В.В. Хроника Антоновского восстания. Документальный очерк. Александр Антонов. Страницы биографии. Борисоглебск, 2003.

Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова /Автор-сост. Л.И. Кузеванов. Балашов, 2013.

Скиданов М.Е. "Золотое десятилетие" балашовского краеведения //Балашовский край. 2003. №2.

Смотров В.В. Управляющий имением - декабрист //Балашовская правда, 1973, 8 июня.

Смотров В.В. Пугачевские отряды в Прихоперье //Балашовский исторический журнал. 1993. №2.

Смотров В.В., Смотров О.В., Вахрушев В.С. Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.) /Под науч. ред. Л.И. Кузеванова. 2-е изд., доп. Балашов, 2002. 96 с.

Смотров В.В., Смотров О.В. Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). Балашов, 2006. 160 с.

Смотров В.В., Смотров О,В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии /Под ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2007. 400 с.

Смотров В.В., Смотров О.В., Филоненко В.А. Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны. Историко-биографическое исследование /Под науч. ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2009. 528 с.

Смотров В.В., Смотров О.В., Стаценко В.Т. Село Рассказань в истории Балашовского Прихоперья. Балашов, 2009. 268 с.

Смотров В.В., Смотров О.В. Дипломат из села Рассказань. Балашов, 2012. 184 с.

Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. 706 с.

Станцев Венедикт Тимофеевич (1922-2009). К 95-летию со дня рождения /Сост. Кузеванова Л.Л. [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-206 (дата обращения: 19.12.2017).

Хреков А.А. Древности Прихоперья. Балашов, 2004. 200 с.

Чурсин Г.И. Балашовскому железнодорожному узлу - 100 лет. Балашов, 1994. 136 с.

Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. 139 с.

©Кузеванов Леонид Иванович, составление, заголовок, комментарии, 2018

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала.

Кузеванов Л.И. История и историография Балашовского края: памятные даты (2019 г.). //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-01-03-424

Фотография Владимира Васильевича Смотрова размещена с разрешения О.В. Смотрова.

См. История и историография Балашовского края: памятные даты (2017 г.).

См. История и историография Балашовского края: памятные даты (2018 г.).

См. Балашовская летопись.

См. Местная церковная летопись.

См. Местная церковная история: памятные даты.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Знаменательные даты | Дата добавления: 07.01.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]