Каталог статей

Главная » Статьи » Знаменательные даты

Памятные даты 2019 г. (история и историография Балашовского края).

Памятные даты 2018 г.

2019 г.

5 лет назад, 23 мая 2014 года, в Балашове состоялся первый концерт выдающейся православной певицы Светланы Копыловой.

"Светлана чрезвычайно умна. Несколько шутливых, как бы невзначай брошенных в зал вопросов, и она убеждается, что ее творчество знают и любят. Актриса не боится подтрунивать над собой, рассказывая интересные случаи из своей жизни и творческой деятельности. Одна из важных задач концерта – поведать зрителю о новых творческих находках, стихах, песнях, показать часть из них. А в этом, согласитесь, всегда есть определенный риск – ведь проще спеть знакомое, давно ставшее популярным. Но Светлана, как и всякая творческая личность, сознательно идет на этот риск, стремится художественными средствами пробиться к сердцу зрителя, убедить его вместе с ней идти к новым творческим открытиям. В центре творчества певицы – Христос, Его Церковь, Спасение души человеческой. Светлана – глубоко верующий человек, вот почему ей, так щедро одаренной от природы, удается в своих песнях раскрыть величайший духовный смысл заповедей Святого Евангелия.

«Не убий»… И перед замершими от волнения зрителями возникает образ живого, еще не появившегося на свет ребенка, но уже приговоренного к смерти – смерти страшной, называемой абортом. Песнь-притча была исполнена так талантливо, эмоциональное напряжение было настолько велико, что после ее окончания установилась необычайная тишина. А затем весь зал стоя долго аплодировал певице. Поистине талант, красота, соединенные с верой, делают чудеса – чудеса духовного исцеления" (Из статьи "Триумф духовности, красоты и таланта. О концерте Светланы Копыловой в Балашове").

5 лет назад опубликована монография Л.И. Кузеванова «История Балашовского края: проблемы методологии и историографии». В книге проанализированы основные краеведческие труды местных исследователей, опубликованные главным образом в 90-е годы ХХ и в начале ХХI в., изложена новая историческая информация по истории края.

"Проведенный историографический анализ фиксирует формирование положительной тенденции - участие подготовленных дипломированных исследователей в изучении истории Балашовского края. Так, А. А. Гуменюк убедительно раскрыл особенности начального периода нэпа в Балашовском уезде. С. М. Иванов изучил историю ряда подворий Балашовского Покровского женского монастыря, располагавшихся на территории нынешней Волгоградской области. А.М. Елдашев воссоздал казанский период жизни и деятельности настоятельницы Балашовского Покровского монастыря игуменьи Марии (Мандрыки). Е.Ю. Кошелева издала материал по истории балашовских дореволюционных периодических изданий. В. Г. Миронов плодотворно разрабатывал проблемы методологии и методики исторического краеведения, опираясь на местные материалы, опубликовал несколько биографических очерков о жителях Балашовского края. С другой стороны, проведенное исследование показало, что в изучении локальной истории должна значительно возрасти роль методологического и историографического анализа. Такой анализ позволяет осуществлять аргументированную критику недостоверных сведений исторического характера; выявлять новые направления в изучении локальной истории; систематически сопоставлять факты местной истории с результатами региональных и общенациональных исследований. Все это поможет не только повысить степень достоверности получаемого исторического знания, но и преодолеть неправомерные попытки обособить локальную историю от общенациональной".

5 лет назад опубликован материал Ю.В. Маловичко, Л.Н. Ишутиной «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова".

Из статьи: "27 декабря на основании обвинительного заключения от 26.12.1937 г. отец Василий был этапирован в г. Саратов. Из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области от 31 декабря 1937 года узнаем, что Василий Владимирович Вечтомов был приговорен к расстрелу. Из опубликованного Списка репрессированных по Саратовской области ясно, что он был расстрелян 10 января 1938 года, место погребения не известно. Справку из Саратовской прокуратуры о реабилитации Василия Владимировича родственники получили лишь в 1995 году, т.е. спустя почти 60 лет со дня его смерти".

5 лет назад вышла в свет книга Л.И. Кузеванова «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)». Книга является первым обобщающим трудом о жизни и деятельности первой и последней настоятельницы монастыря.

Из книги: "Об успешности деятельности монахини Марии в должности настоятельницы монастыря свидетельствуют многие факты: стабильный рост числа монахинь и послушниц в обители, строительство новых храмов, келейных корпусов, иконописной школы, хозяйственных и жилых помещений, привлечение пожертвований для дальнейшего улучшения быта сестер. Успешное участие Балашовского Покровского женского монастыря в различных выставках говорит о серьезных достижениях местного монастырского хозяйства. С другой стороны, участие в выставочной деятельности было важным направлением просветительской деятельности монастыря, демонстрацией достигнутых успехов. На момент начавшейся Гражданской войны 1918-1921 гг. советские чиновники вынуждены были признать образцовым состояние монастырского комплекса, располагавшегося в г. Балашове".

10 лет назад опубликована коллективная монография "Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны. Историко-биографическое исследование".

Монография снабжена историографическим обзором, в котором проанализированы ряд общероссийских, региональных и локальных трудов, относящихся к теме исследования. Кроме того, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, подведены итоги проведенной работы в «Заключении». В книге имеются разделы: «Библиография», «Указатель биографий», обширные по объему «Примечания». Использовались архивные материалы, в т.ч. Министерства обороны РФ, периодическая печать, опубликованные и неопубликованные воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, удачно применялся метод интервью для сбора исторических фактов. В итоге удалось зафиксировать 123 биографии участников войны и тружеников тыла. Важно, что материалы данной книги можно использовать в обобщающих работах по истории Великой Отечественной войны. Например, приведенные факты убедительно свидетельствуют о том, что сталинские репрессии существенно не повлияли на патриотическую позицию уроженцев с. Рассказань, как ушедших на фронт, так и оставшихся в тылу. В этом плане поучительна судьба Ф.П. Винокурова. Федор Петрович Винокуров (1900-1990), которому В.В. Смотров посвятили еще и отдельную книгу, прошел путь от простого сельского парня до академика АН БССР. Ему, как и многим в то время, пришлось испытать на себе репрессии 1937 г. Но он не ожесточился, не сломался, не встал на путь коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Наоборот, государством был использован его богатый опыт по возведению гидротехнических сооружений. В январе 1945 г. Ф.П. Винокуров был привлечен к выполнению ответственного правительственного задания – подготовке Ливадийского, Воронцовского и Юсуповского дворцов, а также прилегавших к ним территорий и подъездных дорог, к проведению Крымской конференции.

15 лет назад вышел в свет коллективный труд "Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки)".

15 лет назад опубликована книга С.К. Назаровой "Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели".

15 лет назад вышел в свет коллективный труд "Православие на Балашовской земле".

15 лет назад опубликована статья А.А. Гуменюка "Балашовский уезд Саратовской губернии в период перехода к нэпу: к постановке проблемы", в которой впервые на богатом архивном материале показаны сложнейшие перипетии осуществления НЭП на территории Балашовского уезда.

Автор обоснованно подчеркивает, что «из-за голода 1921-1922 гг. влияние нэпа в Саратовской губернии было совершенно незаметно». Продналог взимался с наименее пострадавших от голода уездов, среди которых был и Балашовский уезд. Остальные же территории губернии вовсе были освобождены от уплаты налога. Эти наблюдения исследователя помогают проследить ход реализации новой экономической политики в начальный период на довольно значительной части Саратовского края.

А.А. Гуменюк обратил внимание на важный момент в осуществлении нэпа на территории Балашовского Прихоперья: внеэкономическое принуждение при взимании продналога. То есть продналог для балашовского крестьянства был весьма тяжелым бременем. Автор статьи удачно зафиксировал один из многих парадоксов нэпа. Осенью 1921 года балашовские кустари не испытывали недостатка в сырье. Но причина этого явления была не в каких-то быстрых успехах новой политики, а в массовом забое крестьянами скота из-за неурожая и бескормицы. (Вот откуда появилось сырье для кожевенников и «овчинников».)

На основании статистических данных историк пришел к вводу о том, что к началу 1923 года частный сектор торговли в Балашовском уезде значительно превосходил государственный и кооперативный по числу предприятий . В статье содержится серьезная заявка на новое прочтение истории нэпа на территории Балашовского края. Суть его в том, что «советской работой в уезде занимался аппарат традиционной крестьянской общины, к институтам которой плавно перешли функции низового советского аппарата» .

20 лет назад вышел в свет коллективный труд "Балашов. Светлый город на чистой реке".

Тексты по истории города и Балашовского уезда подготовлены сотрудниками Балашовского краеведческого музея.

20 лет назад опубликована статья А.В. Посадского "Саратовский отряд Черемухина".

"Историк А.В. Посадский с личностью Н. Черемухина и его отрядом связывает даже «перелом» в борьбе советской власти с повстанческим движением на территории Саратовской губернии, в том числе и в Балашовском При-хоперье. Подобные отряды были многофункциональными, т.к. занимались не только борьбой с восставшими, но и «изъятием дезертиров», «выкачкой» хлеба и т.д., что делало их центрами власти, хотя и непостоянными" (Из книги "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии").

25 лет назад в Балашове, на базе Балашовского краеведеского музея, прошла Первая сессия Всероссийского семинара "История цивилизаций: проблемы исследования и преподавания", организованная Академией истории и политологии.

25 лет назад вышел в свет труд Г.И. Чурсина "Балашовскому железнодорожному узлу - 100 лет".

40 лет назад опубликована книга Е.А. Печурина и В.В. Танонина "Город Балашов".

40 лет назад, 25 декабря 1979 года, в небе Афганистана погиб Константин Иванович Шишов.

75 лет назад, в 1944 году, погиб Герой Советского Союза Данукалов Алексей Федорович (1916-1944), один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Родился в с. Новоросляевка Дергачёвского р-на Саратовской обл. В 1936 г. окончил Балашовский техникум механизации сельского хозяйства.

80 лет со дня рождения Смотрова Владимира Васильевича (1939-2015).

Смотров Владимир Васильевич - видный исследователь локальной истории, автор (соавтор) многих книг и статей по истории Балашовского края. Достаточно назвать такие коллективные труды с его значительным участием, как "Православие и Хоперское казачество"(2004), "Балашовское Прихоперье в огне Гражданской войны" (2006), "Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии" (2007).

Большое внимание исследователь уделял истории своего родного села Рассказань. Среди многочисленных публикаций на эту тему можно назвать следующие книги и монографии: "Они из села Рассказань" (1992), "Крестьянские судьбы" (1995), "История села Рассказань" (2002), "Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Историко-биографическое исследование" (2009), "Академик из села Рассказань" (2010), "Дипломат из села Рассказань" (2012).

Благодаря обширной документальной основе и наличию научного аппарата, данные работы используются в обобщающих исторических трудах (монографиях, сборниках научных трудов и диссертациях). Так, например, ссылки на труды В.В. Смотрова имеются в авторитетном издании Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского "Очерки истории Саратовского Поволжья" (1999, 2006). [Из статьи "О материалах к чтениям памяти Смотрова Владимира Васильевича (1939-2015)"].

90 лет назад, 14 января 1929 года, преставился Нилус Сергей Александрович, автор книги "Сила божия и немощь человеческая" (1908 г.), в которой опубликовал рукопись воспоминаний игумена Оптиной Пустыни Феодосия (в миру Федор Иванович Попов, 1824-1903), уроженца с. Большой Карай Балашовского уезда. Игумен Феодосий подробно описывает ряд событий, происходивших в Балашовском крае в XIX веке, свой непростой путь к православной вере. Впервые этот материал в информационное пространство г. Балашова ввел Смотров Владимир Васильевич (1939-2015).

100 лет назад (не ранее марта 1919 г.) игуменья Мария (Мандрыка) сформировала Балашовскую Покровскую трудовую артель из числа насельниц Балашовского Покровского женского монастыря незадолго до его закрытия.

Артель действовала на основании договора, составленного монахинями 22 апреля 1919 г. 23 апреля 1919 г. на заседании уездного отдела народного образования обсуждались условия данного договора (сам документ не сохранился). В протоколе заседания отмечены те его пункты, которые были приняты новой властью. Во-первых, «все монахини б. монастыря оставались на прежнем месте». Во-вторых, сестры соглашались выполнять «при первом требовании Уотнароба все работы полевые, садовые и ого-родные». В-третьих, «хлебные и овощные продукты Уотнароб оставляет» монахиням «по норме на годичное пропитание». В-четвертых, «все доходы полученные от других производств (кроме сада, огорода, поля и хозяйства)» должны идти в распоряжение монахинь. В-пятых, прекращался прием новых монахинь. В-шестых, монастырь предоставлял возможность «Единой Трудовой Школе-Коммуне», созданной на территории монастыря , пользоваться «всеми наличными производствами и ремеслами, как наглядными пособиями пришкольных трудовых процессах». Особым пунктом оговаривались условия «рыбной ловли» в монастырском пруду. Ловить рыбу монахини могли теперь только с разрешения «заведующего монастырем». По тем временам договор был довольно либеральным, так как обеспечивал не только минимум продуктов, необходимых для пропитания женщин, но и давал возможность заработать какие-то дополнительные средства. Сохранился список членов артели (198 чел.). Судя по содержанию списка, монахини указывали свое духовное имя и мирскую фамилию. Первой в этом списке стоит имя (духовное) и фамилия (мирская) бывшей игуменьи - "Мария Мандрыка". Указана и ее новая должность - "художница, насадительница культуры трудовой артели". Вероятно, название новой должности было придумано самой Марией Мандрыкой, вынужденной как-то приспосабливаться к новым социально-политическим условиям. В списке трудовой артели числилось 198 человек, но 24 фамилии вычеркнуты, что, видимо, свидетельствует о выбытии этих женщин из артели. То есть в списке остается 174 фамилии. Перечень производственных специальностей бывших монахинь и послушниц, указанных в списке, говорит о внушительных кадровых возможностях артели (портнихи, садовницы, учителя, рукодельницы, фотографы, переплетчицы, огородницы, маляры, ткачи, башмачницы, вязальщицы, чеканщицы, чулочницы, позолотчицы, пчеловоды, кулинары, хлебопеки). Кроме того, виден и разнообразный возрастной состав женской артели: от 18 до 84 лет (Из книги "Церковная история Балашовского края").

100 лет назад (апрель 1919 г.) был фактически закрыт Балашовский Покровский женский монастырь.

Опись оставшегося после разграбления монастырского имущества была составлена лишь 5 февраля 1919 года. Но 5 марта 1919 года балашовские чиновники в официальных бумагах продолжали обращаться к «настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии». Вот текст этого письма. "Настоятельнице Балашовского Покровского монастыря Марии. Подотдел бухгалтерии Балашовского Уотнароба предлагает Вам в самом непродолжительном времени доставить ему квитанции на свидетельства в бывшем Балашовском отделении Воронежского банка за № 174/3615, 174/3616 и 194/2801 на 3000 рублей; тоже за №№ 23/1914, 257/3120 и 189/1502 на 3000 рублей; тоже на билет, хранящийся в Саратовском отделении Народного Банка Государственной комиссии погашение долгов за №№ 722/460-96733 на 25000 рублей, а всего на 31000 рублей; кроме то-го доставить и приходно-расходные книги на 1917 и 1918 годы для выяснения остатков сумм по монастырю. Заведующий Подотделом Бухгалтерии (подпись) Делопроизводитель (подпись)". И только 23 апреля 1919 г. состоялось заседание Коллегии Балашовского Уездного Отдела народного образования, на котором было решено «считать, что все хозяйство бывшего Балашовского монастыря принадлежит Балашовской школе-коммуне и финансируется Уотнаробом». «Заведующий монастырем», назначенный из числа светских лиц, подчинялся теперь непосредственно Уотнаробу. Таким образом, 23 апреля 1919 года можно считать датой фактического закрытия монастыря (Из книги "Церковная история Балашовского края").

100 лет назад вооруженные подразделения бело-зеленых захватили г. Балашов (1 июля 1919 г.). На митинге перед железнодорожным вокзалом выступил генерал-лейтенант Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) В.И. Сидорин.

Сразу же после взятия Балашова 1 июля 19198 г. командующий Донской армией генерал В.И. Сидорин прибыл в город. Вот как описал встречу с зелеными британский офицер - свидетель события: "На станции нас встретил конвой донских казаков... и подразделения зеленых под командой человека по фамилии Воронович, построившееся рядом с казаками. На зеленых практически не было формы вообще, они носили преимущественно крестьянскую одежду с клетчатыми шерстяными кепками или потертыми бараньими папахами, на которых был нашит крест из зеленой ткани. У них был простой зеленый флаг, и они выглядели крепкой и мощной группой солдат. После отъезда со станции на платформе был устроен короткий смотр, и перед зелеными с горячей речью выступил Сидорин, раздавший им для поднятия духа, для воодушевления на новые усилия ради нашего дела добрую толику наград. Однако их лояльность оказалась кратковременной, зеленые не остались в белых рядах" (Из статьи "Гражданская война в России. Красные и бело-зеленые в борьбе за Балашов в 1919 году").

100 лет назад, летом и осенью 1919 года, в Балашовском уезде против "зеленых" и мирного населения (не желавшего сдавать продукты сельского хозяйства по продразверстке) активно действовал красный карательный отряд под командованием Н.А. Черемухина.

100 лет назад в родном с. Красавка Балашовского уезда от сыпного тифа скончался известный математик Суслин Михаил Яковлевич (1894-1919).

"Всего 2—3 года продолжалась самостоятельная творческая деятельность молодого ученого. Под его именем опубликованы лишь три маленькие заметки, причем, при жизни—только одна. Но столь фундаментальные открытия сделаны в одной из них и столь глубокие идеи заложены в другой, что без преувеличения можно сказать: они оказали революционное воздействие на развитие в XX веке одного из фундаментальных разделов математики—теории множеств" (Из статьи "М.Я. Суслин - всемирно известный математик из Красавки").

100 летие со дня мучениечской кончины (10 октября 1919 г.) священномученика Михаила Платонова (1868-1919). В 1912-1913 гг. служил в Покровской церкви с. Большой Мелик Балашовского уезда.

110 лет назад, в 1909 году, в Балашове, вышел первый номер издания «Отчет Балашовской городской телефонной сети" (изд. в 1909-1914). (Из статьи "Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати").

120 лет назад преставился известный самойловский священник Николай Парфенович Горизонтов (1844-1899).

20 июня 1876 года Сербия и Черногория объявили войну Турции. В душах русских людей сербско-турецкая война вызвала небывалый эмоциональный подъем. Жители Саратовской губернии, как и многие россияне, помогали своим братьям по вере деньгами, оружием, участвовали в боевых действиях. В жизни о. Николая наступил важный этап: с благословления епископа Тихона, он отправился в Сербию.

Несколько писем о. Николая по пути в Сербию и обратно были опубликованы в «Саратовском листке». Командующий войсками знаменитый русский генерал Михаил Григорьевич Черняев принял о. Николая на должность священника при своем штабе. Черняев в благодарственном письме, адресованном епископу Тихону, сообщал: « … Священник Горизонтов прибыл в Делиград во время трехдневного боя против веры сильнейшего врага, которую с помощью Божией нам удалось и на этот раз отразить. … Горизонтов находится теперь при главном штабе и принимает на себя служение в походной церкви (Джунинской позиции) устроенной усердием одного из русских офицеров … » [2]. За участие в этой войне о. Николай был награжден сербским орденом Такова 3-й степени. Затем он вернулся на родину (Из статьи «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова").

125 лет назад родился известный математик Суслин Михаил Яковлевич (1894-1919), уроженец с. Красавка Балашовского уезда.

"Балашовская мужская гимназия размещалась на Троицкой улице, напротив площади. Ее окна смотрели на громадные купола и колокольню монументального Троицкого собора. В доме № 17 по улице К. Маркса, где сейчас размещается физико-математический факультет Балашовского пединститута, с трудом можно рассмотреть контуры бывшего гимназического здания. В начале 60-х годов, когда здание было передано пединституту (после революции в нем размещался детский дом, во время войны — госпиталь, после войны - школа), оно подверглось значительной реконструкции: с него был снят второй этаж, а на оставшихся фундаментальных стенах первого этажа были возведены еще три этажа нового корпуса. Но все же в проемах окон первого этажа, в высоком потолке, в пристройке со стороны двора угадывается то здание, в котором учился М. Я. Суслин" (Из статьи "М.Я. Суслин - всемирно известный математик из Красавки").

135 лет назад, 25 января 1884 года, преставилась вторая начальница Балашовской Покровской женской общины монахиня Сарра (в миру Мария Васильевна Ананьевская).

Сарра прослужила в этой должности более одиннадцати лет и умерла 25 января 1884 г. 58 лет от роду. Мария Васильевна происходила из дворян Тульской губернии, образование получила в институте благородных девиц, хорошо владела французским языком. Ее отец, Василий Алексеевич Ананьевский, в разное время занимал довольно высокие управленческие должности в Воронеже, Орле, Туле и других российских городах. Мария с ранних лет лишилась матери и вместе со старшей сестрой заведовала хозяйством отца, за что ее прозвали «экономкой». Отец женился вторично. Старшая сестра от первого брака и одна из сестер от второго брака счастливо вышли замуж. Что же помешало Марии пойти по этому же пути? Будучи наблюдательной и впечатлительной девушкой, Мария Васильевна видела все семейные раздоры и неурядицы, и это отдаляло ее от семейной жизни. Неудачный брак одной из сестер окончательно убедил ее в том, что жизнь в браке ей не подходит. Отец Прокопий, первый биограф монахини Сарры, считал, что разочарование в браке, а также рано проявившиеся задатки духовной жизни (именно в таком порядке), побудили Марию к поступлению в монастырь. Большую роль в жизни будущей монахини сыграла ее няня, с которой она ходила пешком, в лаптях из Тулы в Воронеж и Задонск «на поклонение святым угодникам». Именно няня будила Марию (по ее просьбе) для того, чтобы успеть на утренние богослужения. Однако не все родные и знакомые одобряли религиозность девушки, нередко ей приходилось слышать «насмешки и упреки» (Из книги "Церковная история Балашовского края").

135 лет назад, в октябре 1884 года, был учрежден Балашовский Покровский женский монастырь, первой и последней настоятельницей которого стала игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920).

На 43-м году жизни, то есть спустя двадцать с лишним лет проживания в монастыре, монахиня Мария в октябре 1884 г. была назначена начальницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, образованного Св. Синодом в этом же месяце на базе Покровской женской общины. Указом Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526) монахиня Мария была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы обители. 25 мая 1885 г. в Покровской церкви монастыря Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил игуменье Марии настоятельский жезл (Из книги "Церковная история Балашовского края").

160 лет назад, 15 января 1859 года, родилась известная писательница, уроженка с. Воронино Балашовского уезда, Валентина Иововна Дмитриева (1859-1948).

В.И. Дмитриева родилась 15 апреля 1859 года в с. Воронино Балашовского уезда Саратовской губернии в семье крепостного крестьянина.

В Балашовском филиале ГАСО сохранилась копия ее заявления:

«В Балашовскую Уездную Земскую Управу 19 июля 1877 г.

Кончившей курс Тамбовской женской гимназии Валентины Иововны Дмитриевой

Заявление.

Не имея средств к получению высшего образования на женских медицинских курсах при Императорской медико-хирургической академии, я осмеливаюсь просить покорнейше Уездную Земскую Управу, не примет ли она на себя труд исходатайствовать мне стипендию в предстоящее Земское Собрание. Аттестат об окончании курса в гимназии и удостоверение от педагогического Совета честь имею при сем предоставить....

Валентина Дмитриева 18 июля 1877 г.

г. Балашов»

14 октября 1877 г. на заседании Балашовского Уездного Земского Собрания выносится решение: "Валентину Иововну Дмитриеву принять стипендиаткой для обучения на женских медицинских курсах при Императорской медико-хирургической академии, назначить на содержание ея, со времени поступления на курсы, по 300 руб. в год... Дмитриеву обязать службою земству по окончании учения».

"... В 1880 г. столичный журнал «Мысль» поместил первое крупное произведение Дмитриевой «По душе, да не по разуму». Напечатанный в следующем году «Русским богатством», рассказ «Ахметкина жена» принес автору известность... Судьбы сельской детворы — особая тема в творчестве Дмитриевой. Маленькие герои привлекали внимание писательницы своей неиспорченностью. Особо хотелось бы отметить рассказ для детей «Малыш и Жучка», опубликованный впервые в 90-е годы. Он был удостоен премии педагогического общества имени Ф. Фребеля в Петербурге и с той поры выдержал множество переизданий".

"После Октябрьской социалистической революции, с 1919 г. писательница живет в г. Сочи, работает над мемуарами и переизданием своих сочинений. В этот период выходит более 15 ее книг. Сочинский дом Валентины Дмитриевой принимал множество именитых гостей: композитора Сергея Рахманинова, писателей Александра Серафимовича и Владимира Короленко. Дмитриева подружится с соседкой по сочинской жизни Екатериной Майковой - поэтессой и супругой сына художника Николая Майкова, открывшей в своем доме (он стоял на месте гостиницы "Приморская") первые на курорте общедоступные библиотеку и читальню. Их дружба останется в воспоминаниях Валентины Иововны вместе с множеством событий, происходивших в Сочи в промежуток от последних лет царствования Николая I до установления Советской власти... она уйдет из жизни в своем сочинском доме в 1948-м, завещав его Союзу писателей СССР. Сейчас на доме установлена мемориальная доска, а имя Дмитриевой носит улица в районе сочинского санатория "Родина (Из статьи "В.И. Дмитриева - уроженка с. Воронино Балашовского уезда. К 160-летию со дня рождения").

175 лет назад, в 1844 году, была возведена Ильинская церковь г. Балашова.

Пятипрестольная каменная Ильинская церковь была возведена тщанием всех городских жителей в 1844 году. Главный престол – во имя пророка Илии, в приделах: во имя святителя Николая, во имя св. мученицы Царицы Александры; в трапезной: во имя Сретения Господня и во имя иконы Казанской Божией Матери. При церкви имелись каменная сторожка, церковно-приходская школа (открыта 15 января 1888 г.). В 1929 г. местными властями был инициирован процесс ликвидации храма. 17 февраля 1930 г. принимается постановление президиума Нижне-Волжского крайисполкома (прот. № 73) о «ликвидации» церкви, причем, жалоба прихожан на это решение ВЦИК была отклонена. Рядом со зданием МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балашова» сохранился дом, в котором по сведениям старожилов некогда жил настоятель Ильинской церкви (ныне - ул. Луначарского, 35). В октябре 2013 г. удалось обнаружить несколько фрагментов кирпичей, оставшихся от фундамента Ильинской церкви (Из книги "Церковная история Балашовского края").

190 лет назад, 19/31 октября 1829 года, родился святой праведный Иоанн Кронштадтский. 5-6 октября 1895 г. принимал участие в освящении нового главного здания Свято-Троицкого собора г. Балашова. 6 ноября посетил имение графини Е.Л. Игнатьевой, встретился с прихожанами Покровской церкви с. Алмазов Яр и вылечил двух глухонемых юношей.

195 лет со дня рождения известного церковного деятеля, уроженца с. Большой Карай Балашовского уезда игумена Феодосия (в миру Федор Афанасьевич Попов, 1824-1908).

Родился он в селе Большой Карай Балашовского уезда Саратовской губернии в феврале 1824 года. Маленького Федю крестили 8 февраля в местной церкви. В то время с. Б. Карай являлось самым крупным селом в Еалашовском Прихоперье. В нем имелись тогда две церкви, сооруженные в 1695 и 1779 гг. Жилье родителей Феди располагалось недалеко от одной из них. По письменным заметкам, оставленным Федором Афанасьевичем, в начале своего рождения он лежал 40 дней без всякого движения в люльке, не подавая никаких звуков. Впервые подал голос при причастим в церковном заведении. С тех пор Федя часто плакал. Родители, Афанасий Родионович и Агафья Андреевна Поповы, были вынуждены взять в няни бедную девочку-сироту. Она гуляла с ним во дворе, иногда подходила к церкви. Здесь он переставал плакать. Такая перемена в поведении малыша была замечена матерью. Агафья Андреевна говорила девочке: «Неси, неси его на паперть!».

Федор родился в многодетной семье. Агафья Андреевна Попова (девичья фамилия Склярова) родила 21 ребенка. Многие из них не доживали до одного, трех и пяти лет. Сама она умерла в 1851 году на 57 году жизни и похоронена на общем кладбище в городе Балашове.

При рождении Феди Агафья Андреевна просила служителя церкви назвать его Николаем. Но во время купели священник забыл это имя и нарек Федором, добавив при этом, что ребенок будет впоследствии монахом. В семье Поповых стали расти два Федора. Первый работал конторщиком, много читал, в том числе светских писателей: Загоскина, Марлинского, Полевого, Пушкина. Скончался в 1846 году.

С 1830 по 1835 гг. семья Поповых проживает в с. Макарове Балашовского уезда. Здесь его отец, Афанасий Родионович, работает в должности подвального. С 1832 года оба Федора (старший и младший) учатся у местного сельского священника о. Дмитрия. У него обучалось 13 человек. От него впервые младший Федя узнал: кто ангелы, а кто бесы. Как-то он решил испытать себя, взял веревку, пошел в хлев, решив удавиться. В решающий момент опомнился и сказал: «Бес! Сам лезь в веревку». Тут ударил гром, и дождь стал лить как из ведра. Позже он узнал, что в с. Потьма за Хопром, верстах в трех от села Макарово, была убита женщина от разряда молнии.

Недалеко от с. Макарово находилось имение князя Григория Сергеевича Голицына. Усадьба располагалась на горе, а под ней — винокуренный завод. Однажды, совершая прогулку на коне, он заглянул в гости к Поповым. В разговоре Григорий Сергеевич пожелал, чтобы обе Федора учились в с. Зубриловке, но при условии самим найти для детей место проживания. Оказалось, что в с. Зубриловке жил родственник Поповых — священник Иоанн Андреевич Роснинкий. Так оба Федора оказались в Зубриловке.

Два года учебы в Зубриловской школе пролетели незаметно. Младший Федя учился прилежно, старший — хуже. Играли в «Казанки», «Шлюцки», "Крысы". Младший был лидером, в драках, делал "разборки" и виновных наказывал, в том числе и детей князя. За все эти проделки учителя стали задавать ему больше уроков. Благодаря феноменальной памяти он удачно выходил из всяких трудных ситуаций. Носил кличку «Галка», так как в играх исполнял обязанности гончей собачки.

В 1835 году семья возвратилась из с. Макарово в город Балашов. Здесь Афанасий Родионович Попов построил два дома: один - каменный, другой-дубовый из вековых деревьев. Весь 1635 год младший Федя прожил в Балашове. В этом же доме стал жить родной брат его матери—Фока Андреевич Скляров, родом из слободы Остров. Это был очень умный человек, находился на службе по питейной части, комиссионером у откупщиков — Петра Ивановича Ковалева (или Коваленкова), Устинова и Образцова. П. И. Ковалев жил до самой смерти в городе Балашове, а с ним и Фока Андреевич. В этих же заведениях служил по откупу дистанционным поверенным младший брат его матери — Петр Андреевич Скляров.

В 1836 году Афанасий Родионович Попов поступает работать на место подвального к городе Аткарске. В этом году закончился винный откуп П. И. Ковалева. Сам он возвращается в Балашов и вскоре снимает водяную мельницу на реке Терсе Аткарского уезда (на двенадцать лег). Там же он взял в аренду рыбную ловлю, начиная от села Сосновки до с. Матяшова. В основном, рыбу продавали в слободе Елани.

Спустя некоторое время Афанасий Родионович забирает младшего сына Федора на мельницу, а жена остается с многочисленным семейством в Балашове. Там Феде показалось скучно, и он начинает выдавать себя за сумасшедшего. Федю возвращают назад в Балашов и отдают на попечение родной тетке, проживавшей во флигеле, во дворе их дома. Самое деятельное участие в судьбе младшего Федора приняли бывшие хозяева Ковалевы. Они пригласили доктора из села Пады. После очередной имитации сумасшествия Феде удалось добиться от родителей благословения и посетить Киево-Печерскую Лавру. Это посещение оказало решающее влияние на его религиозные убеждения. Поход в Киев он совершает вместе с сыном балашовского купца — Федором Андреевичем Какирбашевым. В воспоминаниях игумена Феодосия отмечается, что примерно с 1845 по 1857 год городским головой в городе Балашове были Туркин Филипп Александрович и Рожков. К этому времени Федору Афанасьевичу Попову шел тридцать третий год. В 1856 году умирает его отец в возрасте шестидесяти лет. Погребен в селе Добром Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Не безынтересен и такой факт, упоминаемый в рукописи Феодосия и в книге Нилуса. Жительница Балашова Мария Ильинична П. (40 лет) пожертвовала большие суммы денег на устроение в городе Балашове женской обители. Тогда таковой в городе не было. Со временем ее желание исполнилось и в Балашове появляется женский монастырь.

Бабушка игумена Феодосия жила в селе Репном. Жила небогато, но была очень религиозна. Посещала часто сельскую церковь, где священниками были Алексей и Иоанн Росницкие. Она владела искусством врачевания, лечила даже неизлечимые болезни, применяя самые простые средства, в основном, травы: девятисил, полынь, чернобыль и др. Ходила пешком за 10—20 верст, посещала как бедных больных, так и богатых. Принимала странников на ночлег, угощала их как родных, от всей души. Особенно дружна она была с о. Филаретом и старушкой по фамилии Арбузова. Они были друзьями «до гробовой доски».

Его бабушка была по тому времени замечательной акушеркой. Они повивала одного мальчика из с. Решки, которым впоследствии стал генералом Репнинским.

На самом деле настоящая фамилия игумена Оптиной Пустыни должна быть не Попов, а Вагаев. Последняя была изменена на фамилию Попов. Это получилось при размежевании земли. Конфликт возник между землемером и прадедом Вагаевым из-за пяти рублей. Межевой намекал на то, что за услуги надо «подкинуть» деньгами, а Вагаев не уступил, Поэтому землю ему нарезали в одном месте, а мельницу предложили строить в другом. Конфликт затянулся, Вагаев вынужден был поехать в Петербург, прихватив с собой грамоту и деньги. Ни то, ни другое не помогло. Не добившись ничего, Вагаев умирает в этом городе.

Балашовское начальство отреагировало на эту поездку по-своему. Местный предводитель дворянства Струков под видом расследования хитростью овладел документами и бросил их в горящую печку. Мельница поступила в опись Палаты Государственных Имуществ и стала сдаваться с аукциона от казны на арендной основе.

А ведь грамота была вручена Петром I Вагаеву за попытку доставить по реке Хопер в Воронеж несколько coт вековых дубов для строительства флота (1697— 1698 гг.). К сожалению, плоты занесло в рукава заливов и они не дошли до места назначения. Лишь несколько плотов доплыли до Новохоперской крепости. В Балашовском уезде это, видимо, одна из первых попыток сплава леса в весеннее половодье. Вагаев на лошадях добирается до Воронежа, добивается приема у Пегра I и объясняет провал своей затеи. Царь жалует Вагаеву водяную мельницу на Хопре около села Репного и несколько десятин леса с землею на вечное потомственное владение. Грамота, дарованная Петром I, была зафиксирована в церквях Репинской и Беломойской. Дарованная земля и лес были огорожены глубоко прорытой канавой. Сейчас эта местность называется «Крутица», а прежде — «Лес Вагаева», имея в виду их прежнюю коренную фамилию.

Будучи в Воронеже, мордвин Вагаев встречается со священником Митрофаном. Последний вводит его в православную веру и осуществляет крещение в реке Воронеже. Возвратившись к месту своею проживания в село Большой Мелик, он убеждает своих односельчан (язычников-идолопоклонников) принять святое крещение. Это ему удается... По закачу Вагаева был отлит колокол и по его указанию выслан царице. С. Л. Харизоменов в своей книге «Материалы по истории заселения Саратовской губернии» пишет об обратном. Екатерина I прислала, якобы, в дар жителям с. Репного колокол, который был установлен в местной церкви.

Федор Афанасьевич Попов скончался в 1908 году в ОптинскоЙ обители. Вторую половину своей жизни посвятил созданию храма Божьего в центре Православной России. Удивительно легко ведет летописное повествование о людях, о событиях, о душе человеческой и о силе Божьей. И это ценно. Теперешнее поколение людей, благодаря его записям, может более отчетливо представить себе события, происходившие в Балашовском крае в XIX веке (Из статьи "Игумен Оптиной Пустыни").

195 лет со дня рождения известного балашовского церковного деятеля, протоиерея Свято-Троицкого собора Романа Львовича Левитского (1824-1893 г.), благочинного городских церквей, цензора проповедей, смотрителя Балашовского духовного училища, куратора строительства нового здания собора.

Преподавательские таланты и обширные познания о. Романа не остались без внимания Преосвященнейшего Афанасия, епископа Саратовского и Царицынского, который в 1854 г. назначил его штатным протоиереем Свято-Троицкого собора города Балашова, благочинным городских церквей, цензором проповедей. В 1865-1873 гг. Роман Львович дополнительно исполнял обязанности смотрителя Балашовского духовного училища. Таким образом, Р. Л. Левитский посвятил г. Балашову почти сорок лет своей жизни. К своим пастырским обязанностям о. Роман относился с "особенным рвением". Обладая несомненными ораторскими способностями и прекрасной памятью, он стремился реагировать на все значимые церковные и гражданские события, обращаясь к пастве "со словом назидания, одобрения, обличения, вразумления и утешения". Во время Крымской войны, когда через Балашов проходили войска, о. Роман "с воодушевлением встречал и провожал их, говоря прекрасные речи, проникнутые патриотическим чувством". При постройке Свято-Троицкого собора неоднократно обращался к пастве с поучениями, "располагавших граждан городе Балашова к пожертвованиям". Часть его произведений была напечатана отдельной книгой "Слова и речи протоиерея Романа Левитского" (М., 1866). К сожалению, за несколько лет до своей кончины, Роман Львович начал страдать нервной болезнью, что заставило его "сложить с себя все посторонние обязанности, бывшие на нем, и вообще уклоняться от всякой общественной деятельности". Последний же год своей жизни о. Роман "жил совершенно замкнуто, причиною тому была скорбь о смерти его жены и дочери в прошлом году, умерших от холеры в течение одной недели". Скончался Роман Львович Левитский 15 ноября 1893 г. в Балашове, на 70 году жизни, "смерть последовала моментально от паралича сердца". В последний путь о. Романа проводили 17 ноября "всем градским духовенством при многочисленном стечении народа". Похоронная процессия началась из дома покойного в соборный храм, а из собора на кладбище, следовала мимо духовного училища". Ученики во главе со смотрителем училища и преподавателями, "участвовали в пении литии, совершенной училищным священником, и тем отдали последний долг почившему". Р.Л. Левитский был похоронен на Балашовском городском кладбище (при Успенской церкви). На могиле был поставлен чугунный памятник "без надписи". Подвижническое служение соборного протоиерея Романа Львовича Левитского было отмечено высокими наградами - орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, наперсным крестом (Из книги "Церковная история Балашовского края").

Литература

Афанасьева Н.П. Региональная летопись: проблемы методологии и методики
//Российский исторический журнал. 1997. №3.

Балашов. Светлый город на чистой реке. Саратов, 1999. 152 с.

Васина Т.Л. Материалы историко-краеведческих конференций в сборниках Балашовского краеведческого музея //Прихоперье и Саратовский край в панораме веков: Материалы XX и ХХI историко-краеведческих конференций /Отв. ред. В.В. Назаров. Балашов, 2012.

В.И. Дмитриева - уроженка с. Воронино Балашовского уезда. К 160-летию со дня рождения /Сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. 15 января. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/2-1-0-107

Госьков Д.П. Далекое прошлое Балашова //Балашовский исторический журнал. 1993. №3.

Гуменюк А.А. Балашовский уезд Саратовской губернии в период перехода к нэпу: к постановке проблемы //Международный научный журнал. 2004. №2.

Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3.

Игошин В.И. М.Я. Суслин - всемирно известный математик из Красавки //Балашовский исторический журнал. 1993. №3.

Кошелева Е.Ю. и А.Н. Штылько о балашовской дореволюционной периодической печати /Автор-сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2013-08-29-279 (дата обращения: 9.03.2018).

Кузеванов Л.И. История Саратовского Прихоперья: мифы и факты. Балашов, 2007. 160 с.

Кузеванов Л.И. Академизм и современные трактовки локальной истории. Балашов, 2008. 160 с.

Кузеванов Л.И. Академизм исторического познания. М., 2010. 100 с.

Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов, 2014. 576 с.

Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М., 2014. 232 с.

Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М., 2016. 256 с.

Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Изд. 2-е, доп. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-331 (дата обращения: 9.03.2018).

Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария. Монография. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://klio.3dn.ru/publ/9-1-0-495 (дата обращения: 9.03.2018).

Кузеванов Л.И. Основные проблемы историографии Гражданской войны 1918-1921 гг. применительно к Балашовскому Прихоперью //Смотров В.В., Смотров О.В. Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). Балашов, 2006. С. 4-23.

Кузеванов Л.И. Было ли краеведение 20-х годов ХХ в. "советским" и "золотым"? [Электронный ресурс]. URL:http://klio.3dn.ru/publ/41-1-0-517 (дата обращения: 9.03.2018).

Кузеванов Л.И. Гражданская война в России. Красные и бело-зеленые в борьбе за Балашов в 1919 г. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/6-1-0-238 (дата обращения: 9.03.2018).

Кузеванов Л.И. Мужество и стойкость Константина Ивановича Шишова. К 5-летию открытия мемориальной доски [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-02-21-264 (дата обращения: 5.05.2018).

Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. Триумф духовности, красоты и таланта. О концерте Светланы Копыловой в Балашове [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-382 (дата обращения: 9.03.2018).

Маловичко Ю. В., Ишутина Л.Н. «Дело церковников». Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2014. №2.

Миронов В.Г. Состояние, проблемы и перспективы регионального исторического краеведения (на примере Нижнего Поволжья) //Российский исторический журнал. 1995. №1.

Миронов В.Г. К истории Саратовского краеведения (Князь Л.Л. Голицын – второй председатель СУАК) //Российский исторический журнал. 1995. №4.

Миронов В.Г. Забытый краевед (Н.Я.Воскобойников) //Российский исторический журнал. 1996. №3.

Миронов В.Г. Балашовцы в революционном движении 1860-х годов //Российский исторический журнал. 1997. №2.

Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399 (дата обращения: 9.03.2018).

Назарова С.К. Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели. Балашов, 2004.
160 с.

Очерки истории Балашовского края /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 1997. Вып.1. 32 с.

Палькин Н.Е. Балашовское застолье. Лирические повести, очерки. Саратов,1997. 272 с.

Печурин Е.А., Танонин В.В. Город Балашов. Саратов, 1979.

Посадский А.В. Саратовский отряд Черемухина //Российский исторический журнал. 1999. №1.

Посадский А.В. От Царицына до Сызрани: очерки Гражданской войны на Волге. М., 2010. 412 с.

Православие и Хоперское казачество (историко-краеведческие очерки)/Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004. 160 с.

Православие на Балашовской земле (историко-краеведческие очерки). Балашов, 2004. 64 с.

Самошкин В.В. Хроника Антоновского восстания. Документальный очерк. Александр Антонов. Страницы биографии. Борисоглебск, 2003.

Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова /Автор-сост. Л.И. Кузеванов. Балашов, 2013.

Скиданов М.Е. "Золотое десятилетие" балашовского краеведения //Балашовский край. 2003. №2.

Смотров В.В. Управляющий имением - декабрист //Балашовская правда, 1973, 8 июня.

Смотров В.В. Пугачевские отряды в Прихоперье //Балашовский исторический журнал. 1993. №2.

Смотров В.В. Игумен Оптиной пустыни //Российский исторический журнал. 1996. №3.

Смотров В.В., Смотров О.В. Балашовский край в годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.). Балашов, 2006. 160 с.

Смотров В.В., Смотров О,В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии /Под ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2007. 400 с.

Смотров В.В., Смотров О.В., Филоненко В.А. Жители села Рассказань в годы Великой Отечественной войны. Историко-биографическое исследование /Под науч. ред. Л.М. Кузевановой. Балашов, 2009. 528 с.

Смотров В.В., Смотров О.В., Стаценко В.Т. Село Рассказань в истории Балашовского Прихоперья. Балашов, 2009. 268 с.

Смотров В.В., Смотров О.В. Дипломат из села Рассказань. Балашов, 2012. 184 с.

Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. 706 с.

Чурсин Г.И. Балашовскому железнодорожному узлу - 100 лет. Балашов, 1994. 136 с.

Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. 139 с.

©Кузеванов Леонид Иванович, составление, заголовок, комментарии, 2018

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала.

Кузеванов Л.И. Памятные даты 2019 г. (история и историография Балашовского края) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2018-01-03-424

Фотография Владимира Васильевича Смотрова (1939-2015) размещена с согласия О.В. Смотрова.

См. Балашовская летопись: кон. ХVIII-ХIХ вв.

См. Местная церковная летопись: ХIII-ХХ вв.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Знаменательные даты | Дата добавления: 07.01.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]