Памятные даты |
Главная » Статьи » Церковная история |
См. начало статьи. Ссылки и примечания [1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. М., 2005. С. 347. Выделения в тексте публикуемой статьи полужирным шрифтом и курсивом сделаны нами. [2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. №1. С.3. В данном специализированном очерке об элементах постмодернизма в некоторых работах по церковной истории Балашовского края не планировалось изучение научного творчества А.П. Новикова в целом. Известно, что кроме работ по региональной и местной церковной истории он опубликовал немало других произведений по истории России. Кроме того, в анализируемых работах А.П. Новикова вместе с элементами постмодернизма присутствуют вполне здравые наблюдения и выводы. Например, Александр Павлович, можно сказать, первым в наше время заговорил о банкротстве Балашовского Покровского женского монастыря, документально подтвердил дату смерти игуменьи Марии (Мандрыки), собрал немало интересных сведений об епископе Павле (Вильчинским). Недостатки в творчестве А.П. Новикова, отмечаемые в нашей статье, вызваны прежде всего новизной, сложностью объекта исследования (дореволюционная церковной история), а также очень слабой разработанностью методологии локально-исторического исследования вообще, и локального историко-церковного исследования, в частности. [3]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда, 2006, 12 мая. [4]См. Ульянова Г. Богадельни [Электронный ресурс]. [5]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4. [6]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века [Электронный ресурс]. [7]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №24. С. 420-421). [8]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №22. С. 374-376. [9]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4. [10]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины, матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости, 1884, №6. С. 176. [11]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 148. [12]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 122; Саратовские епархиальные ведомости, 1885, № 13. С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и утверждения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 147). До утверждения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1905, №7. С. 224). [13]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1905, №7. С. 224. [14]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1915, №4, С. 123. [15]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.09.2017); [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/ (дата обращения: 14.09.2017). [16]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. Саратов, 2010. С. 262. Об этом же, примерно, пишет ныне митрополит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. 10-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 431). [17]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4. [18]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 15. [19]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С.147. [20]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4. [21]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4. [22]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости, 1884, №6. С. 174-179. [23]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II. [24]А.П. Новиков скончался 15 мая 2015 года [См. Теплов В. «Историю надо лелеять и беречь, как дитя малое…» [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe (дата обращения: 14.09.2017)]. [25]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822–1884) Части I-III. [Электронный ресурс]. [26]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моног. Саратов: СГЮА, 2014. С. 78; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6, 147. На с. 198 данной книги было особо отмечено: "Словосочетание "первая и последняя настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря" введено в научный оборот нами" (т.е. автором этой книги); Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 165. [27]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_ [28]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4. [29]См. выдержку из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №22. С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 29. С.1037). [30]"Монахиня Сарра (в миру Мария) родилась 12 (24) декабря 1822 г. в уездном городе Нижнедевицке Воронежской губернии" (См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1). То есть, если следовать А.П. Новикову, монахиня Сарра прожила не 58, а 61 год. [31]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1. [32]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1. [34]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3. [35]См. Разумов Прокопий, священник. Указ. соч. С. 174,179. Надгробная речь о. Прокопия была опубликована в "Саратовских епархиальных ведомостях" отдельно (1884, №6. С. 179-181). [36]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3. [37] Новиков А.П. указывает на 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 7). В посмертном издании книги А.П. Новикова "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" (Саратов: СГЮА, 2018. С.54) уже не говорится о "непосредственном участии" епископа в возведении монастырского собора, а только о его "инициативе" и то "по всей видимости". Фамилия и инициалы епископа в книге искажены (см. обложку, стр. 1, 2, 143). [38]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2002, №1. С. 3. Называя 1930 год, как дату рождения епископа Павла, А.П. Новиков тут же, в скобках, сделал оговорку " (по другим данным - в ноябре 1826 года)". Причем, и в этом случае отсутствует ссылки на источники и литературу. Почему А.П. Новиков в 2002 году считал 1830 год более достоверной датой рождения епископа до сих пор остается загадкой. А.П. Новиков никогда и нигде не уточнял, что эта дата ошибочна. [39]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник, 1908, № 28, 13 июля. С. 6, 7. Во многих местах книги Новиков А.Н. "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" также отсутствуют ссылки на источники (С. 32, 35-36, 40,44-48, 61-69, 76-79, 111). Так, на с. 32 читаем: "Хиротония была совершена 8 января 1878 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры". И далее перечисляются архиереи, принявшие участие в этом событии. Ссылка на источник отсутствует. На с. 35-36 содержится информация о Свято-Введенском Кизическом монастыре (г. Казань). Ссылка на источник отсутствует. На с. 40 размещена информация о награждении епископа Павла орденом св. Владимира и знаком Красного Креста. Ссылки на источники отсутствуют. Здесь же говорится о том, что "до середины 1882 г. фактически всеми делами обширной епархии управлял епископ Павел". Этот вывод не доказан ссылками на документы. На с. 44-48 дается обширная информация о деятельности епископа Павла в Саратовской епархии. Но, со слов "Июнь и последующие месяцы 1882 г." и до слов "и признательность местного духовенства" нет ни одной ссылки на источники. На с. 61-68 со слов "В 1885 г. по предложению Преосвященного был приобретен дом и усадебное место" и до рассказа о Радищевском музее, нет ни одной ссылки. На с. 76-79 рассказывается о многих событиях из служения епископа Павла в Астрахани (приезд, службы в храмах, расширение дома призрения для вдов и сирот, распространение книг, брошюр, противораскольническая деятельность), но ссылки на источники отсутствуют. На с. 111 говорится о статье в газете "Русь", но не дается на нее конкретная ссылка (написано только: "В сентябре 1905 г. в газете "Русь""). То есть сама статья, опубликованная в этой газете, вероятно, не изучалась. На с. 125-135, 138-139 этой книги изложены биографические данные о деятелях церкви без ссылок на источники и литературу: архимандриты - Дмитрий (Муретов), Антоний (Я.Г. Амфитеатров), Герасим (Доброседов), Агапий (светская фамилия не указана), Вениамин (Платонов); архиереи: Филарет (Ф.Г. Амфитеатров), Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Антоний (Павлинский), Сергий (Ляпидевский), Гермоген (Долганев). Кроме того, указаны биографические данные Ивана Малышевского, также без ссылок на источники. [40]См. Новикова А.П. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 7. [41]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24; он же. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 95. [42]См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 14.09.2017) [43]См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс]. [44]См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс]. [45]См. Святитель [Электронный ресурс]. [46]См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс]. [47].См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ, 2015, №5. С. 5. [48]. О том, что Свято-Троицкий собор был пятипрестольным можно узнать в "Справочной книге Саратовской епархии" (Саратов, 1912. С. 119). Красотой Свято-Троицкого собора восхищались не только местные жители, но и гости города. Так, 6 июня 1908 года, в связи с похоронами Преосвященного Павла (Вильчинского), в Балашов приехал епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич). В 12 часов он посетил Свято-Троицкий собор и "подробно" его "осмотрел", "удивился его грандиозности и великолепию, что и высказал ктитору-строителю собора В.П. Туркину" (См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник, 1908, №28. С. 4). "С.С.С.", видимо, первые буквы ФИО автора материала. [49]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ, 2015, №5. С. 4. [50]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С.4. [51]См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости, 1894, № 20. С. 914-917. В "Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви" читаем: "По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. В статье "Чин освящения храма архиереем" читаем: [52]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 4. В материале "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" подчеркивалось, что визит владыки Николая в Балашов был "из ряда обыкновенных архиерейских посещений" (С. 918). То есть о "специализированности" поездки епископа ("дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению") не может быть и речи. [53]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 5. [54]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //Саратовские епархиальные ведомости, 1895, №22, 15 ноября. С. 940. [55]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 4. [56]См. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //Саратовские епархиальные ведомости, 1895, №22, 15 ноября. С. 945-946. [57]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 946-947. [58]Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 936. [59]См. Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь нуждается в свободе именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал» //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2015. 5 декабря. [60] См. Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. С. 54. [61] См. Обретено изображение игумении Марии (Мандрыки) [Электронный ресурс]. [62] 16 апреля 2017 г. Сотрудницей Саратовского областного архива Маргаритой Николаевной Шашкиной найдено первое достоверное изображение настоятельницы Балашовского Покровского общежительного монастыря игуменьи Марии (Мандрыки, 1841-1920) //Православная местная летопись: XXI в. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-607 (дата обращения: 30.06.2018). [63] См. Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. С. 54. [64] См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 78. [65]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6. [66]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 198. [67]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Части I-III. [Электронный ресурс]. [68]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край, 2001, №1. С. 3-5. 1860 год - достоверная дата основания женской богадельни (См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая. С.3. Назарова С.К. ссылается на Протокол №10 очередного заседания Балашовской Городской Думы от 28 мая 1910 года (См. Протоколы Балашовской Городской Думы за первую половину 1910 года. Балашов: Типография С.И. Сойкина (б/г). С. 186 //Протоколы Балашовской Городской Думы. 1906-1910. Б.Г.У. //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове. Читальный зал. Ф.1. Оп. 1. Все материалы переплетены в один том, титульный лист отсутствует). [69]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Моногр. С. 261. [70]См. Васильева Людмила Александровна. Покровский женский монастырь – центр духовной культуры Прихопёрья конца XIX начала XX веков //Православное слово (г. Балашов), 2020, №10 (100), октябрь. С. 3. [71]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край, 2001, №1. С. 7. Интересно, что единственное достоверное на сегодня изображение игуменьи Марии (см. в начале статьи 3-е изображение) было опубликовано в небольшой заметке в дореволюционной саратовской газете "Гном" (1912, №1) под названием "Игуменья-банкрот". Копия этой вырезки любезно прислала сотрудница ГАСО М.Н. Шашкина. В этой заметке говорится о международной огласке банкротства Покровского монастыря. Две фирмы (германская и английская) через свои правительства пытались получить деньги за поставленную монастырю продукцию, но безуспешно. Не помогли обращения иностранцев в Св. Синод и r П.А. Столыпину. [72]См. Русское слово, 1910, 21 февраля. [73]См. Гном (г. Саратов), 1912, №1. [74]См. С. Л. Дело Покровского женского монастыря //Саратовские епархиальные ведомости, 1917, №7, 1 марта. С. 250-251. Вероятно, "С.Л." - это псевдоним автора материала. [75]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 67-68. [76]См. Кузеванов Л.И. О монастырском недостроенном Покровском соборе. К 130-летию со времени начала возведения храма [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/30-1-0-558 (дата обращения: 12.11. 2016). [77]См., например, Минушкина Е. «Волки и овцы»: сюжет из жизни. [Электронный ресурс]. URL:https://diletant.media/articles/45170470/ [78]См. Кони А.Ф. Игуменья Митрофания [Электронный ресурс]. [79]См. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Солодовникова и Медынцевой (дело игуменьи Митрофании). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rech-v-zaschitu-solodovnikova-i-medyntsevoy-delo-igumeni-mitrofanii (дата обращения: 31.10.2020). [80]См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розке, в монашестве /Сост. А.М. Васнева. М.: Никея, 2010. С. 66. [81]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 64. [82]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 67. [83]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 74-81. [84См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с. [85]См. Дамаскин (Орловский), архимандрит. Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность. М.: Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, 2018. 526 с. [86]См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с. [87]См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс]. [88]См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с. [89]См. Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399 (дата обращения: 30.06.2018); Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-589 (дата обращения: 30.06.2018); Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-613 (дата обращения: 30.06.2018). [90]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 174. [91]См. Пребывание Преосвященного Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости, 1894, № 20. С. 915. ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2020 Материалы размещены с разрешения авторов. Библиографическое описание статьи Кузеванов Л.И. Епископ Павел (Вильчинский) и Покровский монастырь в кривом зеркале постмодернизма //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2020. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-581 1-е изображение - епископ Павел (Вильчинский) на обложке посмертного издания книги А.П. Новикова. Фамилия епископа указана с ошибкой.; 2-е изображение - епископ Ионникий (Руднев); 3-е изображение - игуменья Маотя (Мандрыка). Изображение обнаружено и любезно предоставлено архивистом ГАСО М.Н. Шашкиной; 4-е изображение - недостроенное здание монастырского собора; 5-е изображение - св. праведный Иоанн Кронштадтский; 6-е изображение - епископ Николай (Налимов); 7-е изображение - здание Свято-Троицкого собора; 8-е изображение - обложка книги А.П. Новикова об епископе Павле; 9-е изображение - копия заметки "Игуменья-банкрот" (саратовская газета "Гном", 1912, №1); 10-е изображение - обложка книги "Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Мирофании"; 11- изображение - игуменья Митрофания (Прзен); 12-е изоброажение - Кони Анатолий Федорович; 13-е изображение - Плевако Федор Никифорович; 14-е изображение - граф Татищев Сергей Сергеевич; 15-е изображение - император Николай Второй; 16-е изображение - митрополит Климент (Капалин); 17-е изображение - архимандрит Дамаскин (Орловский); 18-е изображение - протоиерей Михаил Павлович Беликов; 19-е изображение - иерей Максим Евгеньевич Плякин; 20-е изображение - Михайлова Ольга Алексеевна (в первом ряду, вторая слева. Фото Л.Л. Кузеванова). Все изображение (кроме 3,9,20) размещены в интернете в свободном доступе. Выделения в тексте полужирным шрифтом и курсивом сделаны автором статьи. Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. | |
Категория: Церковная история | Дата добавления: 07.11.2020 | |