Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

Епископ Павел (Вильчинский, 1826-1908) и Покровский монастырь в кривом зеркале постмодернизма. Окончание.

См. начало статьи.

Ссылки и примечания

[1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. М., 2005. С. 347. Выделения в тексте публикуемой статьи полужирным шрифтом и курсивом сделаны нами.

[2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. №1. С.3.

В данном специализированном очерке об элементах постмодернизма в некоторых работах по церковной истории Балашовского края не планировалось изучение научного творчества А.П. Новикова в целом. Известно, что кроме работ по региональной и местной церковной истории он опубликовал немало других произведений по истории России. Кроме того, в анализируемых работах А.П. Новикова вместе с элементами постмодернизма присутствуют вполне здравые наблюдения и выводы. Например, Александр Павлович, можно сказать, первым в наше время заговорил о банкротстве Балашовского Покровского женского монастыря, документально подтвердил дату смерти игуменьи Марии (Мандрыки), собрал немало интересных сведений об епископе Павле (Вильчинским). Недостатки в творчестве А.П. Новикова, отмечаемые в нашей статье, вызваны прежде всего новизной, сложностью объекта исследования (дореволюционная церковной история), а также очень слабой разработанностью методологии локально-исторического исследования вообще, и локального историко-церковного исследования, в частности.

[3]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда, 2006, 12 мая.

[4]См. Ульянова Г. Богадельни [Электронный ресурс].
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857 (дата обращения: 14.09.2017).

[5]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4.

[6]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века [Электронный ресурс].
URL: http://www.sedmitza.ru/data/160/984/1234/Vest1_151-161.pdf
(дата обращения: 14.09.2017).

[7]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №24. С. 420-421).

[8]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №22. С. 374-376.

[9]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4.

[10]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины, матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости, 1884, №6. С. 176.

[11]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 148.

[12]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 122; Саратовские епархиальные ведомости, 1885, № 13. С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и утверждения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 147). До утверждения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1905, №7. С. 224).

[13]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1905, №7. С. 224.

[14]См. Саратовские епархиальные ведомости, 1915, №4, С. 123.

[15]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.09.2017); [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/ (дата обращения: 14.09.2017).

[16]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. Саратов, 2010. С. 262. Об этом же, примерно, пишет ныне митрополит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. 10-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 431).

[17]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4.

[18]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 15.

[19]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С.147.

[20]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[21]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 4.
Последняя статья А.П. Новикова так и называется "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884)". Дата обращения к данной электронной статье 11 декабря 2015 г.

[22]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости, 1884, №6. С. 174-179.

[23]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II.
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225 (дата обращения: 14.09.2017).
В этой статье (2015 г.) опубликована фотокопия письма Саратовской духовной консистории от 10 ноября 1872 г. в Тульскую духовную консисторию, в котором сообщалось, что монахиня Сарра "определена начальницей Балашовской Покровской женской общины" резолюцией саратовского епископа Иоанникия от 30 октября 1872 г. (№ 5281).

[24]А.П. Новиков скончался 15 мая 2015 года [См. Теплов В. «Историю надо лелеять и беречь, как дитя малое…» [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe (дата обращения: 14.09.2017)].

[25]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822–1884) Части I-III. [Электронный ресурс].
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_iii/14-1-0-226
(дата обращения: 14.09.2017).

[26]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моног. Саратов: СГЮА, 2014. С. 78; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6, 147. На с. 198 данной книги было особо отмечено: "Словосочетание "первая и последняя настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря" введено в научный оборот нами" (т.е. автором этой книги); Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 165.

[27]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_
zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224
(дата обращения: 14.09.2017).

[28]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[29]См. выдержку из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1871, №22. С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 29. С.1037).

[30]"Монахиня Сарра (в миру Мария) родилась 12 (24) декабря 1822 г. в уездном городе Нижнедевицке Воронежской губернии" (См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1). То есть, если следовать А.П. Новикову, монахиня Сарра прожила не 58, а 61 год.

[31]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1.

[32]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1.


[33]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 2.

[34]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3.

[35]См. Разумов Прокопий, священник. Указ. соч. С. 174,179. Надгробная речь о. Прокопия была опубликована в "Саратовских епархиальных ведомостях" отдельно (1884, №6. С. 179-181).

[36]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3.

[37] Новиков А.П. указывает на 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 7). В посмертном издании книги А.П. Новикова "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" (Саратов: СГЮА, 2018. С.54) уже не говорится о "непосредственном участии" епископа в возведении монастырского собора, а только о его "инициативе" и то "по всей видимости". Фамилия и инициалы епископа в книге искажены (см. обложку, стр. 1, 2, 143).

[38]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2002, №1. С. 3. Называя 1930 год, как дату рождения епископа Павла, А.П. Новиков тут же, в скобках, сделал оговорку " (по другим данным - в ноябре 1826 года)". Причем, и в этом случае отсутствует ссылки на источники и литературу. Почему А.П. Новиков в 2002 году считал 1830 год более достоверной датой рождения епископа до сих пор остается загадкой. А.П. Новиков никогда и нигде не уточнял, что эта дата ошибочна.

[39]См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник, 1908, № 28, 13 июля. С. 6, 7.

Во многих местах книги Новиков А.Н. "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" также отсутствуют ссылки на источники (С. 32, 35-36, 40,44-48, 61-69, 76-79, 111). Так, на с. 32 читаем: "Хиротония была совершена 8 января 1878 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры". И далее перечисляются архиереи, принявшие участие в этом событии. Ссылка на источник отсутствует. На с. 35-36 содержится информация о Свято-Введенском Кизическом монастыре (г. Казань). Ссылка на источник отсутствует. На с. 40 размещена информация о награждении епископа Павла орденом св. Владимира и знаком Красного Креста. Ссылки на источники отсутствуют. Здесь же говорится о том, что "до середины 1882 г. фактически всеми делами обширной епархии управлял епископ Павел". Этот вывод не доказан ссылками на документы. На с. 44-48 дается обширная информация о деятельности епископа Павла в Саратовской епархии. Но, со слов "Июнь и последующие месяцы 1882 г." и до слов "и признательность местного духовенства" нет ни одной ссылки на источники. На с. 61-68 со слов "В 1885 г. по предложению Преосвященного был приобретен дом и усадебное место" и до рассказа о Радищевском музее, нет ни одной ссылки. На с. 76-79 рассказывается о многих событиях из служения епископа Павла в Астрахани (приезд, службы в храмах, расширение дома призрения для вдов и сирот, распространение книг, брошюр, противораскольническая деятельность), но ссылки на источники отсутствуют. На с. 111 говорится о статье в газете "Русь", но не дается на нее конкретная ссылка (написано только: "В сентябре 1905 г. в газете "Русь""). То есть сама статья, опубликованная в этой газете, вероятно, не изучалась. На с. 125-135, 138-139 этой книги изложены биографические данные о деятелях церкви без ссылок на источники и литературу: архимандриты - Дмитрий (Муретов), Антоний (Я.Г. Амфитеатров), Герасим (Доброседов), Агапий (светская фамилия не указана), Вениамин (Платонов); архиереи: Филарет (Ф.Г. Амфитеатров), Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Антоний (Павлинский), Сергий (Ляпидевский), Гермоген (Долганев). Кроме того, указаны биографические данные Ивана Малышевского, также без ссылок на источники.

[40]См. Новикова А.П. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 7.

[41]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24; он же. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 95.

[42]См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 14.09.2017)

[43]См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс].
URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 14.09.2017).

[44]См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс].
URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 14.09.2017).

[45]См. Святитель [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2399.htm (дата обращения: 14.09.2017).

[46]См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 14.09.2017). На эту тему удачно выступил редактор-обозреватель «Ведомостей Нижегородской митрополии» Дмитрий Романов: "Не каждый епископ - святитель, не каждый монах - преподобный" (См. Романов Д. Лики святости. URL: http://nne.ru/grani-svyatosti/

[47].См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ, 2015, №5. С. 5.

[48]. О том, что Свято-Троицкий собор был пятипрестольным можно узнать в "Справочной книге Саратовской епархии" (Саратов, 1912. С. 119). Красотой Свято-Троицкого собора восхищались не только местные жители, но и гости города. Так, 6 июня 1908 года, в связи с похоронами Преосвященного Павла (Вильчинского), в Балашов приехал епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич). В 12 часов он посетил Свято-Троицкий собор и "подробно" его "осмотрел", "удивился его грандиозности и великолепию, что и высказал ктитору-строителю собора В.П. Туркину" (См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник, 1908, №28. С. 4). "С.С.С.", видимо, первые буквы ФИО автора материала.

[49]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ, 2015, №5. С. 4.

[50]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С.4.

[51]См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости, 1894, № 20. С. 914-917.

В "Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви" читаем: "По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.
1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго».
2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек.
Полное освящение совершается, если
1) храм вновь построен или капитально отремонтирован;
2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей;
3) помещение церкви использовалось неправославными общинами;
4) в храме был передвинут или поврежден Престол.
Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению" (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).

В статье "Чин освящения храма архиереем" читаем:
"Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым" (См. Чин освящения храма архиереем. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).

[52]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 4. В материале "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" подчеркивалось, что визит владыки Николая в Балашов был "из ряда обыкновенных архиерейских посещений" (С. 918). То есть о "специализированности" поездки епископа ("дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению") не может быть и речи.

[53]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 5.

[54]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //Саратовские епархиальные ведомости, 1895, №22, 15 ноября. С. 940.

[55]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 4.

[56]См. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //Саратовские епархиальные ведомости, 1895, №22, 15 ноября. С. 945-946.

[57]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С. 946-947.

[58]Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С. 936.

[59]См. Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь нуждается в свободе именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал» //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2015. 5 декабря.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4288371.html

[60] См. Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. С. 54.

[61] См. Обретено изображение игумении Марии (Мандрыки) [Электронный ресурс].
URL: https://balashovblag.ru/news/novosti-eparhii/6642-2017-04-17-09-39-25.html
(дата обращения: 30.06.2018).

[62] 16 апреля 2017 г. Сотрудницей Саратовского областного архива Маргаритой Николаевной Шашкиной найдено первое достоверное изображение настоятельницы Балашовского Покровского общежительного монастыря игуменьи Марии (Мандрыки, 1841-1920) //Православная местная летопись: XXI в. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-607 (дата обращения: 30.06.2018).

[63] См. Новиков А.Н. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. С. 54.

[64] См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА, 2014. С. 78.

[65]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6.

[66]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 198.

[67]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Части I-III. [Электронный ресурс].
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/
nastojatelnica_ balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_ balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_iii/14-1-0-226
(дата обращения: 14.09.2017).

[68]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край, 2001, №1. С. 3-5. 1860 год - достоверная дата основания женской богадельни (См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая. С.3. Назарова С.К. ссылается на Протокол №10 очередного заседания Балашовской Городской Думы от 28 мая 1910 года (См. Протоколы Балашовской Городской Думы за первую половину 1910 года. Балашов: Типография С.И. Сойкина (б/г). С. 186 //Протоколы Балашовской Городской Думы. 1906-1910. Б.Г.У. //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове. Читальный зал. Ф.1. Оп. 1. Все материалы переплетены в один том, титульный лист отсутствует).

[69]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Моногр. С. 261.

[70]См. Васильева Людмила Александровна. Покровский женский монастырь – центр духовной культуры Прихопёрья конца XIX начала XX веков //Православное слово (г. Балашов), 2020, №10 (100), октябрь. С. 3.

[71]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край, 2001, №1. С. 7.

Интересно, что единственное достоверное на сегодня изображение игуменьи Марии (см. в начале статьи 3-е изображение) было опубликовано в небольшой заметке в дореволюционной саратовской газете "Гном" (1912, №1) под названием "Игуменья-банкрот". Копия этой вырезки любезно прислала сотрудница ГАСО М.Н. Шашкина. В этой заметке говорится о международной огласке банкротства Покровского монастыря. Две фирмы (германская и английская) через свои правительства пытались получить деньги за поставленную монастырю продукцию, но безуспешно. Не помогли обращения иностранцев в Св. Синод и r П.А. Столыпину.

[72]См. Русское слово, 1910, 21 февраля.

[73]См. Гном (г. Саратов), 1912, №1.

[74]См. С. Л. Дело Покровского женского монастыря //Саратовские епархиальные ведомости, 1917, №7, 1 марта. С. 250-251. Вероятно, "С.Л." - это псевдоним автора материала.

[75]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 67-68.

[76]См. Кузеванов Л.И. О монастырском недостроенном Покровском соборе. К 130-летию со времени начала возведения храма [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/30-1-0-558 (дата обращения: 12.11. 2016).

[77]См., например, Минушкина Е. «Волки и овцы»: сюжет из жизни. [Электронный ресурс]. URL:https://diletant.media/articles/45170470/
(дата обращения: 31.01.2020); Шамаро А.А. Волчица и овцы. [Электронный ресурс]. URL:http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/ECCE/abbot.htm
(дата обращения: 31.01.2020).

[78]См. Кони А.Ф. Игуменья Митрофания [Электронный ресурс].
URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/MITROKONI.HTM
(дата обращения: 31.01.2020).

[79]См. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Солодовникова и Медынцевой (дело игуменьи Митрофании). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rech-v-zaschitu-solodovnikova-i-medyntsevoy-delo-igumeni-mitrofanii (дата обращения: 31.10.2020).

[80]См. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розке, в монашестве /Сост. А.М. Васнева. М.: Никея, 2010. С. 66.

[81]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 64.

[82]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 67.

[83]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). С. 74-81.

[84См. Митрополит Климент (Капалин). Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 608 с.

[85]См. Дамаскин (Орловский), архимандрит. Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность. М.: Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, 2018. 526 с.

[86]См. Беликов Михаил Павлович, протоиерей. Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. 399 с.

[87]См. Протоиерей Михаил Беликов стал лауреатом Х открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» [Электронный ресурс].
URL: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/9329 (дата обращения: 30.06.2018).

[88]См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Саратов: изд-во Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

[89]См. Михайлова О.А. «Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-399 (дата обращения: 30.06.2018); Священник Фёдор Елпидифорович Мирандов – благочинный 4-го округа Балашовского уезда. [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-589 (дата обращения: 30.06.2018); Обитель Божией благодати (из истории Успенской церкви слободы Трёх Островов Балашовского уезда). [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-613 (дата обращения: 30.06.2018).

[90]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 174.

[91]См. Пребывание Преосвященного Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости, 1894, № 20. С. 915.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2020

Материалы размещены с разрешения авторов.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Епископ Павел (Вильчинский) и Покровский монастырь в кривом зеркале постмодернизма //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2020. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-581

1-е изображение - епископ Павел (Вильчинский) на обложке посмертного издания книги А.П. Новикова. Фамилия епископа указана с ошибкой.; 2-е изображение - епископ Ионникий (Руднев); 3-е изображение - игуменья Маотя (Мандрыка). Изображение обнаружено и любезно предоставлено архивистом ГАСО М.Н. Шашкиной; 4-е изображение - недостроенное здание монастырского собора; 5-е изображение - св. праведный Иоанн Кронштадтский; 6-е изображение - епископ Николай (Налимов); 7-е изображение - здание Свято-Троицкого собора; 8-е изображение - обложка книги А.П. Новикова об епископе Павле; 9-е изображение - копия заметки "Игуменья-банкрот" (саратовская газета "Гном", 1912, №1); 10-е изображение - обложка книги "Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Мирофании"; 11- изображение - игуменья Митрофания (Прзен); 12-е изоброажение - Кони Анатолий Федорович; 13-е изображение - Плевако Федор Никифорович; 14-е изображение - граф Татищев Сергей Сергеевич; 15-е изображение - император Николай Второй; 16-е изображение - митрополит Климент (Капалин); 17-е изображение - архимандрит Дамаскин (Орловский); 18-е изображение - протоиерей Михаил Павлович Беликов; 19-е изображение - иерей Максим Евгеньевич Плякин; 20-е изображение - Михайлова Ольга Алексеевна (в первом ряду, вторая слева. Фото Л.Л. Кузеванова). Все изображение (кроме 3,9,20) размещены в интернете в свободном доступе. Выделения в тексте полужирным шрифтом и курсивом сделаны автором статьи.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

См. начало статьи.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 07.11.2020