Каталог статей

Главная » Статьи » Церковная история

Из истории женского образования в сл. Самойловка Балашовского уезда (2-я пол. XIX–нач. XX в.в.).

Михайлова Ольга Алексеевна

Вопрос женского образования во второй половине XIX в. решался непросто, особенно в сельской местности. Долгое время считалось незыблемым мнение о том, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию в деревне относились неоднозначно. Дети дворян, крупной и мелкой буржуазии, служителей религиозных культов имели возможность учиться в гимназиях, институтах благородных девиц, высших начальных училищах, городских школах. Детям крестьян оставались только школы грамоты, церковно-приходские и земско-общественные народные училища, дававшие азы начального знания.

Вторая половина XIX в. в России характеризуется великим реформаторским движением, всколыхнувшим и принесшим изменения в общество. Вслед за реформой 1861 года, освободившей крестьян от крепостной зависимости, осуществлялись образовательная, земская, судебная, военная и другие реформы. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни». В 1864 г. было разработано «Положение о начальных народных училищах», благодаря которому в губерниях России стали повсеместно открываться начальные школы для сельского и городского населения, куда принимали детей всех сословий и обоего пола. Благодаря Положению 1864 г. женщины получили право преподавать в начальных школах. В селах в массовом порядке стали открываться школы грамоты и земско-общественный училища.

Первое приходское училище в слободе Самойловка Балашовского уезда Саратовской губернии было открыто в 15 сентября 1843 г. Инициатором явился протоиерей Успенской церкви слободы, благочинный Андрей Строков. Он обучал детей грамоте вместе с диаконом Николаевской церкви Алексеем Кашинским [1]. В некоторые года школа временно закрывалась, затем обучение детей возобновлялось. Но училище посещали только мальчики.

2 марта 1870 г. в слободе было открыто училище для девочек [2]. Преподавать здесь стала Анна Елпидифоровна Любомирова, сестра священника Успенской церкви о. Фёдора Мирандова. Анна приехала в Самойловку после окончания Приготовительного училища для сельских наставниц при Православном Братстве Святого Креста [3]. Она была одной из первых его выпускниц. Что интересно, из десяти уездов Саратовской губернии заявки на обучение в Приготовительном училище сельских наставниц подали только шесть желающих: пятеро из духовного звания и одна девушка из крестьянского сословия. В итоге, совет Братства провел переписку с причтами сёл, откуда прибыли будущие учительницы, с просьбой об открытии училищ в селах. Только троим были предоставлены места: в слободе Самойловка Балашовского уезда с жалованием от крестьян 100 рублей в год, в слободе Александровка Аткарского уезда в имении княгини Оболенской, с содержанием от княгини и в селе Михайловка Саратовского уезда, с вознаграждением по взаимному договору от прихожан [4].

На сельском сходе самойловским крестьянам было объявлено об открытии училища. 19-ти юным особам родители разрешили посещать школу. Из них четырнадцати преподавалось чтение и письмо, а остальным Анна Елпидифоровна дополнительно объясняла священную историю и первые действия арифметики. К сожалению, училище просуществовало всего около трёх лет. В 1873 г. Анна переехала в Саратов и была утверждена на должность надзирательницы учебно-заработного детского дома Братства Святого Креста [5]. В слободе женское училище закрыли. В этот период в Самойловке также работало земско-общественное училище, которое посещали: в 1870 г. - 135 мальчиков, 1871 г. – 123, 1872 г. – 121. Девочек там не было.

Положение незначительно изменилось в 1876 г. Из ведомости о числе детей, проживавших в Самойловке в этом году выясняется следующая картина. В возрасте от 7 до 10 лет в слободе проживали 525 мальчиков и 600 девочек, однако школу посещали всего 7 девочек, когда как мальчиков - 108. Примерно такое же соотношение было и в возрастной категории от 10 до 13 лет: 550 и 579, 5 и 76. У более старших детей (от 13 до 14 лет) соотношение несколько другое: 480 и 495, 2 и 9. Всего получается: из 1555 мальчиков школу посещали 193, а из 1674 девочек - всего 14.

В 1884 г. Самойловское сельское общество вновь ходатайствовало перед Балашовской уездной земской управой об открытии женского училища. Управа постановила ходатайство временно отложить [6]. Через год инспектор народных училищ уезда А. Беневоленский докладывал Балашовскому очередному земскому собранию: «… Развейте грамотность среди девочек и вы получите в последствии в лице матерей лучших сотрудников школьному воспитанию и обучению. … Зародившийся вопрос на прошлогоднем Собрании об открытии женского училища в Самойловке, как-то затерялся в других вопросах по народному образованию и незаметно было, чтобы к этому первому женскому училищу в уезде кто-нибудь отнесся с тою теплотой, какой оно вполне заслуживает …». Между тем, самойловcкие крестьяне были не против обучения своих дочерей.

Спустя несколько лет, в декабре 1887 г. [7], при Успенской церкви открыли женскую школу грамоты, разместившуюся в сторожке. Со временем здесь стали обучать и мальчиков. Программа ограничивалась заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. Учебников не было, все запоминалось «с голоса» и «назубок». Курс обучения длился один год. Также девочки посещали четыре земско-общественные начальные училища, которые располагались в собственных зданиях, построенных на средства сельского общества и Балашовского земства. Желание учиться и учить детей у жителей слободы было большое.

Таким образом, вторая половина XIX в. стала периодом развития в Самойловской волости начального образования для девочек, в начале XX в. благодаря частной инициативе этот вопрос стал решаться динамичнее.

Впервые в Балашовском уезде осенью 1905 года, в Самойловке, было открыто Частное учебное заведение 2-го разряда для девочек - прогимназия. Инициатором явилась Митякина Антонина Ивановна (21.07.1879 - ?), дочь священника слободы Самойловка Питаевского Ивана Львовича [8]. «Открывая частное учебное заведение, я имела в виду пробуждающуюся в населении потребность в более широком образовании, чем сельская школа. Детям необходимо дать более широкий кругозор, привить глубокие нравственные начала, на основе которых строится общественный порядок. Женская школа преимущественно должна готовить разумных воспитательниц семьи. Появление таких школ должно встретить общественное сочувствие и содействие» [9]. Эти слова Антонина Ивановна адресовала Балашовской уездной земской управе.

Гласные уездной управы, обсуждая работу учебного заведения Митякиной, высказали противоречивые мнения. Одни из них были категорически против, при этом высказывалось весьма консервативное мнение, что детям сельчан не нужно получать образование. Гласный А.И. Кожевников: «Сумма испрашиваемая маленькая, но поощрять не следует. Прежде всего, там учеников мало, дело это не пойдет, и если даже и пойдет, то думаю, что незачем детям самойловских хохлов поступать в гимназию». Другие, в целом поддерживая инициативу Митякиной, находили основания отказать ей в поддержке. На просьбу Митякиной в оказании помощи по содержанию школы гласный В.Д. Заикин сказал, что «… как бы ни было интересно поддержать инициативу в открытии частных учебных заведений, но, все-таки, нельзя разбрасываться деньгами зря. Поддерживать можно только такие учебные заведения, которые нам хорошо известны». Третьи с жаром выступали в поддержку частной инициативы. Председатель управы К.Б. Веселовский говорил: «… я лично недавно посетил эту школу и вынес очень хорошее впечатление». Гласный М.М. Обухов: « … мы должны поддерживать инициативу частных лиц, тем более, что это учебное заведение первое в Балашовском уезде и чуть ли не первое в России. Не трудно открыть вторую гимназию, но открыть первую в селе, да еще для девочек; это значит, что здесь имеется преданность делу, энергия. Здесь мы видим живых людей, которых должны оценить и поддержать».

Завершением горячих споров стало включение в смету земских расходов пособия прогимназии Митякиной. Деньги выделенные в сумме 250 руб. в год, предназначались для оплаты обучения нескольких учениц из бедных семей слободы и детям семей учителей Балашовского уезда. В 1907 г. помимо слободских девочек в прогимназию были приняты: Покровская Мария – дочь учителя Скачихинской школы, Свиридова Зоя – дочь учителя Лунинской школы и Фурсаева Нина - дочь учительницы слободы Еловатка Красавской волости. После окончания учёбы в Самойловке в 1909 г. они с успехом были приняты в Балашовскую женскую гимназию. Следствием чего стало выделение в 1910 г. пособие ученицам прогимназии Митякиной до 600 рублей в год.

Преимущественно у Митякиной обучались девочки из Самойловки, Еловатки, Песчанки и Каменки, принадлежавшие к крестьянскому сословию. В прогимназии работало четыре класса – приготовительный, первый, второй и третий. В приготовительном классе обучались мальчики по программе мужской гимназии, для того чтобы дать возможность подготовиться к поступлению в гимназии и реальные училища. В 1-3 классах преподавание велось по программе Министерских женских гимназий, здесь обучались только девочки.

Образование было платным, стоимость обучения каждый год менялась. В среднем обучение в приготовительном классе обходилось в 40 рублей, в первом и втором классах - 60 рублей в год. Желающих учиться в платной школе было немного. В первый 1905-1906 уч. год обучалось 15 учениц, из который впоследствии 8 поступили в Балашовскую женскую гимназию. В 1906-1907 уч. году обучалось 29 учениц за плату и 4 - на безвозмездной основе. В 1907-1908 уч. году было уже 43 ученицы, обучавшихся за плату и 5 - безвозмездно. Обучение «льготных барышень» обеспечивала Балашовская уездная земская управа.

Дороговизна обучения детей, безусловно, была для крестьян препятствием в получении образования. С огорчением А.И. Митякина писала: «Школа моя пополняется преимущественно местным элементом. Правда она не блещет переполнением; но это объясняется только неблагоприятными условиями, при коих ей пришлось функционировать. Главные средства существования Самойловки – хлебопашество. Четыре неурожайных последних года в корне подорвали благосостояние Самойловки и заставили ее сократить свои потребности до минимума. Плата за право учения 50 рублей для крестьянина со средним достатком слишком велика. Вот причина по коим моя школа не переполнена. Если бы я имела возможность только уменьшить эту плату до 25 рублей, то и тогда, несмотря на плохие экономические условия населения, число учащихся удвоилось бы несомненно».

В прогимназии преподавали законоучителя: священник Успенской церкви Иоанн Питаевский (1905-1908 г.г.), священник Николаевской церкви Виктор Добролюбов (1908-1917 г.г.) [10]. Учительницы: Антонина Ивановна Митякина, Лидия Алексеевна Баландина, Екатерина Андреевна Братчикова, Вера Аркадьевна Погорелова.

Активную роль в организации прогимназии сыграл Иван Львович Питаевский – отец Антонины Митякиной. Он выделил средства на покупку здания прогимназии, преподавал здесь Закон Божий в первые годы после открытия. В 1908 г. от епархиального училищного совета он получил отказ в преподавании в прогимназии, т.к. состоял заведующим и законоучителем местной двухклассной церковно-приходской школы, еженедельно давая 11 уроков, и в земско-общественном училище, где у него было 6 уроков в неделю. На смену ему пришел о. Виктор Добролюбов, он преподавал до 31 июня 1918 года [11]. Параллельно работал законоучителем в 4-м земско-общественном училище.

Здание, в котором размещалось учебное заведение, было расположено на углу улиц Шоссейной и Рыбаловки. Дом был куплен по приговору Самойловского сельского схода специально для учебного заведения священником Питаевским за 3750 рублей. Здание сохранилось до наших дней, расположено на перекрёстке улиц им. Ленина и Чапаева.

Основная часть средств, поступавших за обучение учениц – в среднем 70-80 %, расходовалась на оплату найма и содержания здания, а также оплату труда учителей, в том числе – законоучителя. Около 10 % - на оборудование школьных помещений и обеспечение учащихся пособиями и книгами. Примечательно, что в 1907/1908 уч. году в программу был включен немецкий язык, для чего была принята на службу еще одна учительница. Прогимназия Антонины Ивановны Митякиной просуществовала до введения советской образовательной системы.

Развитию женского образования в слободе Самойловке Саратовской губернии во второй пол. XIX - нач. XX в.в. в большей мере способствовала деятельность духовенства и активная деятельность ближайших родственников священников. В частности, без поддержки священника Мирандова, в 1870 г. не было бы открыто училище для девочек, где преподавала его сестра Анна Елпидифоровна Любомирова. При Успенской церкви работала школа грамоты, посещаемая преимущественно девочками. А в 1905 г. без активной поддержки священника Питаевского, его дочь Антонина Ивановна Митякина не смогла бы открыть частное учебное заведение 2-го разряда. Балашовское земство также благоволило женскому образованию на селе, в большей мере в начале XX века. Если в земско-общественных училищах Самойловки в 1876 г. обучалось 14 девочек, то в 1911-1912 гг. бесплатно получало образование 151 девочка [12]. Начало XX в. стало определяющим периодом в становлении женского образования в слободе Самойловка Балашовского уезда Саратовской губернии.

Ссылки и примечания

1. См. Донесение протоиерея Строкова об открытии в слободе Трех Островах приходского училища для крестьянских мальчиков. 1842-1843 г.г. //ОГУ "Государтсвенный архив Саратовской области" (ОГУ ГАСО). Ф. 135. Оп. 1. Д. 1198.

2. См. Отчёт Саратовского Братства Святого Креста за 1870 год. Заботливость о народном религиозно-нравственном образовании //Саратовские епархиальные ведомости. – 1871. - №22 (неоф. ч.). - С. 500.

3. 29 сентября 1868 г. в Саратове при Православном Братстве Святого Креста было создано Приготовительное училище для сельских наставниц, куда принимались девушки и молодые вдовы. 20 октября 1875 г. это училище было закрыто.

4. См. Отчёт Саратовского Братства Святого Креста за 1868-69 год. Заботливость о народном религиозно-нравственном образовании //Саратовские епархиальные ведомости. – 1870. - №15 (неоф ч.). - С. 412-416.

5. См. Отчёт Саратовского Православного церковного Братства Святого Креста за 1873 год //Саратовские епархиальные ведомости. – 1874. - №12 (неоф. ч.). - С. 332.

6. См. Журналы заседаний XIX очередного Балашовского уездного земского собрания 7-го трехлетия с 15 по 20 октября 1884 года. – Саратов. - 1885. - С. 490.

7. См. Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и прихожанах (Приложение к № 21 официального отдела СЕВ за 1895 г.) //Саратовские епархиальные ведомости. – 1895. - № 21 (неофициальная часть) – С. 136.

8. См. Метрическая выписка из метрической книги Успенской церкви слободы Самойловка за 1879 год //Филиал ОГУ ГАСО в г. Балашове (БФ ОГУ ГАСО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 102.

9. См. Дело о Самойловской прогимназии. 1908 год //БФ ОГУ ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 710. Л. 1.

10. См. Переписка с инспекторами народных училищ об утверждении законоучителей в школах Саратовской епархии. 1908 г. //ОГУ ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6065. Л. 118.

11. См. Клировая ведомость Николаевской церкви. 1918 г. //ОГУ ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8340. Л. 4 об.

12. См. Статистические отчеты училищ по волостям Балашовского уезда за 1911-1912 год //БФ ОГУ ГАСО Ф. 3. Оп. 1. Д. 756.

©Михайлова Ольга Алексеевна, 2016-2023

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Михайлова О.А. Из истории женского образования в сл. Самойловка Балашовского уезда (2-я пол. XIX – нач. XX в.в.) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-624

Доклад заслушан на Межрегиональных XIV краеведческих чтениях «Саратовская область в исторической ретроспективе», посвященных 80-летию образования Саратовской области и 130-летию Саратовского областного музея краеведения (29 ноября 2016 г.).

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Церковная история | Дата добавления: 26.02.2023