Каталог статей

Главная » Статьи » Свято-Троицкий собор

"И воссияет на нем пречестный Крест Господень..." О брошюре и письме протоиерея Романа Левитского.

История Свято-Троицкого собора не только интересна, но и весьма актуальна. Приводимый ниже текст, составленный более 130-ти лет назад, по своему пафосу воспринимается как документ современный.

Брошюра "Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского" [1] никогда не переиздавалась. В отдельных современных работах приводились только цитаты из этого произведения [2]. Видимо, настало время довести до читателей полный его текст. Вместе с тем, данная брошюра должна рассматриваться в тесной связи с другим историческим источником - письмом протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года [3], иначе будут не понятны некоторые аспекты истории строительства храма.

Документ 1. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского.

"Слово о построении соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове

Возвеселихся о рекших Мне:
в дом Господень пойдем. Пс. 121,1

Святая душа пророка Божия возвеселилась при одном приглашении к посещению дома Божия. Он радовался, когда приглашали его в храм Божий; он веселился, когда говорили ему: пойдем в дом Господень. Возвеселихся о рекших Мне: в дом Господень пойдем.

Не так ли должны и мы, братие, быть расположены к храму Божию? Священное место особеннаго, благодатнага присуствия Божия, - храм Божий не должен ли и нас возбуждать к усердному посещению его и к особенной заботливости о нем? Торжествуя ныне день Святыя Троица, - день главного храмоваго праздника нашего, воодушевимся братие, усердием к давно уже предпринятому вами святому делу, построения главнаго соборнаго храма нашего во имя Святыя Троицы.

Благодарение Господу, не престающему согревать сердца наши любовию к благолепию храма Божия. Для большаго же возбуждения внимания вашего к начатому уже вами построению сего храма, послушайте следующее место Священнаго Писания из книги пророка Аггея: "во вторый год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне чрез Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: не пришло еще время, - не время строить дом Господень. И было слово Господне чрез Аггея пророка: а вам самим время, жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении? По сему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дираваго (так в тексте - Л.К.) кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею, - за что? говорит Господь Саваоф: за мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот и на всякий ручной труд. И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в дом Господа Саваофа, Бога своего". Прор. Аггея гл. 1, ст.1-14.

Время уже и нам, братие, начать приостановленное построение соборнаго храма нашего. И нас постигла засуха; и над нами тяготеет гнев Божий грозящий нам оскудением плодов земных. Не за то ли и наказываемся мы, что не довольно усердно и не довольно дружно начатое строение сего храма Божия? Не слышите ли, как святая церковь устами своих священнослужителей ежедневно молит Господа о плодоносящих и добродеющих во святом храме сем? Как на Божественной литургии, каждый раз священнослужители Божии взывают к Богу в заамвонной молитве; "освяти любящих благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас уповающих на Тя"!? Возлюбим же, братие, с искренним усердием благолепие дома Божия, поревнуем о славе Божией. Если мы доселе откладывали построение своего соборного храма по разным неблагоприятным обстоятельствам: то, по крайней мере, теперь (при более удобном времени, когда, благодаря Бога, нет у нас ни войны, ни эпидемии, ни больших пожаров) займемся в мире этим святым делом неотложно. Господь, освящающий любящих благолепие дома Его, не оставит и нас без своей благодатной помощи, когда увидит деятельное наше усердие к славе святого имени Его, когда вы охотно и ревностно приступите к продолжению начатаго уже благоустройства святого храма сего.

И с помощью Божиею снова соорудится на прежнем месте своем благолепный храм во славу Триипостасного Бога. И воссияет на нем пречестный Крест Господень; и слава Господня приосенит его; и возрадуются души ваши великою радостью о Боге Спасе своем. И благословит Господь град сей миром и изобилием всех благ земных, потребных для жизни, за вашу ревность к славе святого имени Его. Не отрадно ли такое чаяние, не вожделенна ли такая надежда для всех нас?

Будьте же, братие возлюбленные, внимательны ко всему Богоугодному и давно ожидаемому делу; добросовестно и дружно соедините свои силы и средства к неотложному и усердному построению святого храма своего. Сам Господь, богатый милостию и щедротами своими к любящим Его, и ревнующим о благолепии святого Дома Его, поможет вам в исполнении сего доброго и Богоугодного дела. Тогда и каждый из вас, нелицемерно и искренне радуясь об окончательно устроенном и благоукрашенном храме Божием, с душевным умилением и сердечным восторгом скажет себе с Пророком Божиим: Возвеселихся о рекших Мне: в дом Господень пойдем.

Преблагий Господи Боже наш, во святой Троице славимый и поклоняемый! Милостиво призри на всех православных христиан, возобновляющих святой сей храм Твой! Подаждь нам благодатную помощь Твою, чтобы мы усердно начавши святое дело построения храма Твоего, успешно и совершили сие дело, к общему нашему утешению и во славу пресвятого имени Твоего. Аминь.»

Документ 2. Письмо протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года [4].

"21 ноября 1881 г.

№5592

В Балашовскую Земскую Управу

В.П.Н.

Настоятеля Балашовского Троицкого Собора, Протоиерея Романа Левитского Ноября 20-го дня 1881 года

№8-й

с экземпляром Слова о построении (можно прочитать как "распространении" - Л.К.) Троицкого Собора в г. Балашове.

Имею честь покорнейше просить Балашовскую Земскую Управу, принять от меня в дар один экземпляр препровождаемаго при сем же (неразборчиво- Л.К.) печатнаго Слова моего сочинения "о построении (можно прочитать как "распространении") Балашовского Свято-Троицкого Храма", предложить Земскому Собранию земских гласных, не благоугодно ли будет им приобрести это "Слово" как для библиотеки, в начальныя народныя училища Балашовского Уезда, так и для (неразборчиво) Гг. Землевладельцов Балашовских, которые по религиозно-нравственному и материальному состоянию своему, могут оказать свое содействие общеполезному и Богоугодному делу постройки Балашовского Свято-Троицкого Соборнаго Храма, по Высочайше утвержденному плану имеющаго быть увеличенным, против прежняго ветхаго, уже разобранного Собора в Балашове, кроме главного престола - Святыя Троицы еще двумя приделами к нему алтарями: во 1-х, во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского, и во 2-х, во имя Св. Тихона Епископа Воронежскаго и Задонскаго.

Протоиерей Роман Левитский".

Комментарий

Если следовать текстам брошюры и письма протоиерея Романа Левитского буквально, то можно сформулировать следующие выводы:

1. Прежнее здание Свято-Троицкой соборной церкви обветшало и было разобрано. Правда, из этих документов не ясно - когда конкретно и в каких объемах была разобрана церковь.

2. Новое здание собора возводилось на том же месте, где стояла разобранный храм.

3. Однако затруднительно точно сказать - в какой стадии находилось строительство нового собора. Но ясно, что строительство в 1881 г. еще не было закончено - например, не было ни куполов, ни крестов.

4. Планировалось возвести и освятить три престола (см. текст письма Р. Левитского). Кроме того, на чертеже ясно видны три купола, колокольня и трапезная (притвор), соединяющая собор с колокольней. Однако известно, что храм в 1895 г. имел пять куполов. Но, возможно, еще два купола просто не видны на рисунке из брошюры Левитского.

5. В освященном в 1895 году новом здании были несколько другие наименования престолов по сравнению с запланированными: кроме главного - во имя Святой Троицы, придельные - во имя св. Николая Чудотворца, во имя св. великомученицы Екатерины: в трапезной во имя св. Архистратига Михаила и во имя св. Митрофания Воронежского Чудотворца. О престолах во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Тихона Епископа Воронежскаго и Задонскаго ничего не говорится.

Вместе с тем, указанных выше документов недостаточно для полного прояснения ситуации вокруг строительства (ремонта) Свято-Троицкого собора.

В 1997 году Г.В. Еремин (г. Москва), ссылаясь на документ РГДА, показал, что в 1806 году уже существовала каменная соборная Свято-Троицкая церковь "с приделом Архистратига Михаила". То есть храм был двухпрестольным. Таким образом, наличие двух престолов - во имя Святой Троицы и Архистратига Михаила в храме 1895 года, в какой-то степени, объясняется тем, что они уже были в здании постройки 1806 года.

Если рассуждать далее, то можно предположить, что самое первое здание Свято-Троицкой церкви могло быть возведено ранее 1806 г. Дело в том, что нередко приделы возводились позже, чем основное здание храма. Например, Покровская церковь, располагавшаяся на территории Балашовского Покровского женского монастыря, была построена в 1862 году, а придел во имя Сергия Радонежского - только в 1871 году [5].

В литературе содержится утверждение о том, что в 1820 году было построено первое здание собора [6]. Но, как уже отмечалось выше, исследование Г.В. Еремина показало - одно из ранних зданий Троицкой церкви существовало уже в 1806 г. Вероятно, в 1820 году по каким-то причинам двухпрестольный собор был перестроен или капитально отремонтирован. Возможно, был сооружен второй придел и собор стал трехпрестольным. То есть в 1820 году существовало уже какое-то новое соборное здание, или оно могло восприниматься таковым горожанами.

В имеющейся литературе имеется еще одно спорное утверждение о том, что "Видимо, было задумано, не разрушая прежнюю постройку, возвести к главному престолу Святой Троицы дополнительные алтари" [7]. Это заблуждение основано на неправильном истолковании письма Р. Левитского в местную управу. Содержание этого источника, опубликованного полностью в данной статье, свидетельствует - обветшавшее здание собора, где располагался главный престол во имя Св. Троицы, было разобрано. Вот почему "к старому" главному престолу никак не могли быть "пристроены" новые "алтари" (здесь допускается явная путаница понятий -"престол" и "алтарь". Ведь к престолу вообще ничего нельзя "пристроить").

Конечно, установленные исторические факты будут уточняться, дополняться новыми сведениями. Для выяснения конкретных дат всех без исключения капитальных ремонтов (или "разборок") старых, обветшавших соборных зданий и строительства новых нужны новые исследования с использованием дополнительных источников. Например, если в 1895 г. были освящены не пять, а только три новых престола, то неизбежно напрашивается вывод о том, что два престола - во имя св. Архистратига Михаила и во имя св. Митрофания Воронежского Чудотворца, находившиеся в трапезной, продолжали действовать все время, пока шло строительство. То есть трапезная и колокольня собора не «разбирались», хотя, возможно, был проведен какой-то ремонт и этих строений. Вполне вероятно, что Троицкая церковь была возведена ранее 1806 года и являлась (вместе с Михайло-Архангельским храмом) одной из старейших православных церквей применительно к истории г. Балашова.

Ссылки и примечания

1.Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. М.: Типо-литография Д.Г. Гаврилова, 1880. 8 с. Текст источника не подвергался редакторской правке.

2.Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор. К 255-летию со времени освящения первого здания (1768). URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-600

3.Письмо протоиерея Романа Левитского в Балашовскую уездную управу от 20 ноября 1881 года //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.3. Оп.5. Д.8. б/л. Текст источника не подвергался редакторской правке.

4.Название документа сформулировано автором данной статьи.

5.См. Региональная и местная церковная летопись с комментариями и научным аппаратом: ХIII-ХХ вв. /Автор-сост. Л.И. Кузеванов. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-456

6.См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.14; Трушкина О. Нельзя уничтожить святое //Балашовская правда. 2012. 27 марта.

7. О стереотипах и легендах, касающихся истории Свято-Троицкого собора, см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 195-198.

©Кузеванов Леонид Иванович, текст, составление, комментарий, первая публикация документов в полном объеме, фотографии обложки брошюры Р. Левитского и чертежа храма из этой брошюры, 2018-2023

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. "И воссияет на нем пречестный Крест Господень..." О брошюре и письме протоиерея Романа Левитского //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018-2023. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-310

Материал опубликован в монографии: Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии. Саратов: СГЮА 2014.

См. материал "Свято-Троицкий собор г. Балашова: к 125-летию освящения восточной и средней частей здания"

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Свято-Троицкий собор | Дата добавления: 20.04.2022