Каталог статей

Главная » Статьи » Полезные выписки

"Я слышу твой голос в звуке ветра..." К 50-летию телеспектакля "Солярис" (1968).

Где-то далеко в космосе, почти полностью покрытая океаном из живой студенистой субстанции, располагается планета Солярис. На космическую станцию, вращающуюся вокруг этой планеты, прибывает учёный-психолог Крис Кельвин и сразу сталкивается с необъяснимыми, загадочными явлениями: один из обитателей станции, доктор Гибарян, кончает жизнь самоубийством, другой - доктор Сарториус - заперся в лаборатории и отказывается выходить и впускать туда кого-либо, доктор Снаут - говорит загадками и предупреждает о какой-то опасности.

Постепенно обитатели станции начинают понимать - что это за опасность. Мыслящий океан Соляриса, изучив мозг человека и тайны его психики, каким-то непонятным способом посылает на космическую станцию "гостей" - материализованные воспоминания, извлеченные из самых потайных уголков человеческого подсознания. "Гости" - не копии когда-то живших людей, а именно материализованные воспоминания о том, о чем человек старается не думать, надеясь, что все кошмарные события, произошедшие по его вине, навсегда "похоронены" в прошлом.

Кельвин также становится вынужденным участником этих загадочных событий - в своей комнате он встречает "гостью" в образе давно умершей, любимой жены Хари. Трагизм ситуации усиливается от сознания того, что Крис был невольным виновником ее самоубийства, которое он мог предотвратить, но из-за самонадеянности не предотвратил, о чем горько жалел.

Крис, первоначально переживший шок от появления на станции "двойника" погибшей жены, постепенно влюбляется в "гостью". Видимо, она воплотила в себе не только все лучшее, что хранил в своей памяти Кельвин о своей жене, но и что-то свое, особенное, все более проявлявшееся по мере их общения.

Поняв, что женщина в образе Хари тоже полюбила его, он хочет бежать с ней со станции, даже улететь на Землю, не понимая того, что материализованное воспоминание может существовать только при постоянной энергетической "подпитке" со стороны мыслящего Океана... Перед расставанием Хари оставила записку: "Любимый... не делай себе ничего плохого - это для меня". Она "исчезла. Блеск и порыв ветра. Слабый порыв. Ничего больше" [1].

В одной старой песне есть трогательные слова, передающие душевное состояние мужчины, потерявшего навсегда ту, которая дороже всего на свете: "Я не знаю, где найти тебя/ Я не знаю, как до тебя дотянуться/ Я слышу твой голос в звуке ветра,/ Я чувствую тебя внутри себя,/ В душе и в сердце..."

Это состояние трагического отчаяния, невозможности спасти любимую женщину сумел талантливо передать актер Василий Лановой (Кельвин) в спектакле "Солярис", поставленном режиссером Борисом Ниренбургом по мотивам одноименной повести Станислава Лема, показанном в 1968 году на советском телевидении. Подлинным открытием стала игра студентки Щукинского театрального училища Антонины Пилюс (Хари), воплотившей в себе лучшие черты любящей женщины: заботливая нежность, ум, кротость, сочетающаяся с решительностью в критической ситуации, самопожертвование ради любимого [2]. Именно этот телеспектакль лучше всего передает творческий замысел С. Лема, нежели экранизация повести, осуществленная А. Тарковским в 1972 году. Можно сказать, что нашумевший тогда вариант "Соляриса" Тарковского незаслуженно оставил в тени замечательное произведение, коим является анализируемый телеспектакль.

В наше время повесть Станислава Лема "Солярис" интересна не техническими деталями космической техники, считавшейся фантастической в 60-е годы прошлого века, не философскими рассуждениями по проблеме "Человек и Космос", а оригинальным художественным раскрытием извечной проблемы - нравственной ответственности человека за свои поступки, о пагубности эгоизма в отношениях двух любящих сердец, необходимости особой чуткости и понимания очень сложного внутреннего мира женщины, живущей по особым, часто неведомым мужчине, законам.

Ссылки и примечания

1. См. текст повести С. Лема "Солярис" [Электронный ресурс].
URL: file:///C:/Users/superuser/Downloads/solyaris%20(1).pdf
(дата обращения: 27.11.2018).

2. См. первую часть спектакля Солярис (1968 г.).

См. вторую часть спектакля "Солярис"(1968 г.).

3. Отношение к экранизации Тарковского у Станислава Лема было неоднозначным - он считал, что режиссёр не полностью уловил авторский замысел [См. Солярис (Электронный ресурс). URL: http://online-knigi.com/kniga/143796/solyaris (дата обращения: 27.11.2018)].

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2018

Библиографическое описание материала

Кузеванов Л.И. "Я слышу твой голос в звуке ветра..." К 50-летию телеспектакля "Солярис" (1968) //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/1-1-0-734

На снимках: актриса Антонина Пилюс (1947-2014) в роли Хари (иногда переводят как "Хери") в телевизионном спектакле "Солярис" (1968 г.) и Василий Лановой (р. 1934) в роли К. Кельвина. Изображения размещены в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Полезные выписки | Дата добавления: 21.11.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]