Каталог статей

Главная » Статьи » Полезные выписки

"Люди всегда стремятся к счастью": писатель Юрий Александрович Долгушин (1896-1989).

1.Убийство Анны Ридан германским шпионом А. Виклингом.

"Увлекаемая быстрым течением, лодка стала поперек струи как раз в тот момент, когда до плота оставалось не больше трех метров. Раздался глухой удар в борт. Лодка будто всхлипнула, отбросив волну, пригнулась бортом, зачерпнула воды… В следующий момент она перевернулась и вместе с Анной, не успевшей даже сообразить, что произошло, исчезла под плотом.

Заранее рассчитанным прыжком Виклинг плашмя упал на воду и тотчас выбрался на плот.

Поднимаясь к поверхности, Анна широко открыла глаза, увидела над собой темный полог, пересеченный светлыми пунктирами тонких щелей между бревнами. «Конец!» — мелькнуло в сознании.

Отчаянными взмахами она ринулась вперед, против течения, к зеленоватому пространству освещенной воды. Край плота не приближался. Тогда она взмыла вверх, схватилась за случайно подвернувшуюся связь между бревнами над собой и отчаянным рывком выбросила тело вперед. Пальцы ее нащупали срез бревна. Она перевернулась на спину. Свет ударил в глаза. Еще усилие, чтобы подтянуться на мускулах… Спазмы уже сжимают грудь…

…Виклинг стоит на четвереньках, неподвижно склонившись над водой, как зверь, ожидающий добычу. Пальцы, белые, как бумага, появляются из‑под бревна справа от него. Он бросается к ним и быстрыми движениями сталкивает эти пальцы с осклизлой поверхности дерева. Потом снова ждет… Проходит минута, другая… Пальцы не появляются больше".

2. Инженер Николай Тунгусов становится очевидцем загадочных явлений.

"Наконец, Николай не выдержал. Он решительно вышел из своей комнаты и стал искать профессора, чтобы поговорить с ним и, если придется, потребовать… Поиски привели его в операционную. Случайно дверь оказалась открытой. Николай вошел и обмер.

Прямо перед ним в закрытом цилиндрическом футляре из какого‑то прозрачного блестящего материала медленно поворачивалось тело Анны. Оно было похоже на призрак и как бы таяло на глазах, скрываясь за запотевшей от внутреннего холода поверхностью футляра. Цилиндр, укрепленный внутри большого металлического кольца, стоявшего вертикально, совершал одновременно два равномерных тихих движения: вокруг своей оси и в плоскости кольца, подобно стрелке гигантского компаса. Николай застыл, не в состоянии оторвать взгляда от бесконечно любимого призрака".

3. "Люди всегда стремятся к счастью".

Каждый по‑своему понимает его и по‑своему добивается, преследует или ждет. Но вот приходит оно, и в несколько дней, даже часов человек привыкает к нему, как к биению своего сердца, и перестает его ощущать. Это — личное, частное счастье. Оно мимолетно. Казалось бы, что может быть дороже, ценнее обладания жизнью, которая дает нам возможность и радость творить, созидать счастье других, умножать его, — сколько раз удавалось почти каждому из нас так или иначе увернуться от гибельного, разящего удара судьбы, спасти, отстоять жизнь, но надолго ли хватало этого ощущения счастья спасенной жизни? На миг!..

Счастье ридановцев было широким, безбрежным, как мировой океан, захвативший их властно и надолго. Каждый из них ощущал его, как личное счастье — Анна живет, Анна будет жить, нет больше страшного горя, которое только что владело ими! Ридановцы преобразились; они как бы сами вернулись к жизни, лица их излучали свет. Они уже не избегали взглядов друг друга, как люди, пораженные горем; наоборот, встречаясь то и дело, они жадно ловили эти взгляды, чтобы вновь и вновь вспыхнуть радостью, обняться, сжать руки. Они стали больше и откровеннее любить друг друга.

Но к этому присоединялось осознание чуда. Оно все‑таки свершилось! Невозможное раньше стало возможным. Разум обрел новую власть над природой, и чудо Ридана становилось достоянием человечества. Вот откуда шел этот океан".

4. Радость встречи двух любящих сердец.

"Николай молча подошел к кровати, пристально вглядываясь в глаза Анны. Ему казалось, что они видят его мысли и зовут его. Анна тоже молчала. Потом она протянула ему руку, и это было то самое движение, которого он ждал. Он взял эту слабую, худенькую руку с длинными, тонкими пальцами, прильнул к ней щекой, всем лицом и поцеловал. Глаза Анны — большие, потемневшие, смотрели серьезно и открыто, как бы едва вмещая что‑то необъятное. Она поднялась и села на кровати, пригнув к себе колени.

— Я сегодня не все рассказала... Когда я заснула там, за кустами, перед приходом Виклинга, мне приснился сон. Будто я стою в воде, а свет такой ослепительный, что я не могу открыть глаза и не знаю, куда идти. Мне становится страшно, я зову вас… Вы приходите, берете меня на руки, несете к берегу… И говорите: «Вот так мы будем идти вместе… всегда вместе…» Я вспомнила это, как только пришла в себя.

— Анютка, милая, ведь это самое я и хотел сказать вам сейчас!

Он вскочил, безотчетным движением поднял ее на руки вместе с одеялом, привлек к себе и, целуя, понес по комнате. Она казалась ему невесомой.

— Вот так это было, Аня?

— Так… так, Коля!.. Значит — навсегда?

— Навсегда, Анютка!"[1].

5. О романе "ГЧ".

"На темно-зеленой обложке белые буквы "ГЧ". Так называется роман Юрия Долгушина, выпущенный Трудрезервиздатом в 1959 году. Книгу Ю. Долгушина мы ожидаем давно. Ведь еще в 1939 году в журнале "Техника-молодежи" печатался первый вариант романа. И еще тогда он привлек внимание читателей. "Опять расцветает фантастика, возвращаются беляевские времена", - говорили мы. С нетерпением дожидались следующего номера, чтобы узнать, что будет дальше: сумеют ли фашисты овладеть секретом Гросса, изобретателя передачи энергии без проводов, разгадает ли тайны мозга профессор Ридан, сможет ли он вернуть к жизни свою дочь, утопленную шпионом? Роман Ю. Долгушина привлекает не только широтой и не только занимательным сюжетом. Есть книги, с которыми читатель расстается на последней странице... роман Долгушина не отпускает читателя. Доходишь до конца, и хочется вновь неторопливо перечитывать страницы, следя за рассуждениями автора. В книге сильна философская струя. Она заставляет думать, зовет в библиотеку и лабораторию искать, узнавать, сделать то, о чем мечтали герои.

"... в "ГЧ" живет большая мечта. Это роман о проблемах жизни и смерти, о труде ученых, о том, как делаются открытия, о приключениях ищущей мысли. Эти темы волновали читателя в 1939 году, волнуют сейчас и через сто лет будут волновать, потому что и тогда люди будут бороться с природой и тогда ученые будут разведчики нового, и тогда торными и извилистыми путями будет идти мысль, скрывающая загадки природы...

Страницы, рисующие победу над смертью, написаны вдохновенно и убедительно. Мы верим, что автор прав. Смерть может быть побеждена, смерть будет побеждена. Во имя человека борются герои Долгушина, во имя человека написан его роман"[2].

5. Об авторе романа.

"Юрий Александрович Долгушин родился в селе Квирилы (нынешнее название Зестафони) под Кутаиси в семье ученого-агронома...

В 1916 году поступил в МВТУ, однако был мобилизован и направлен в школу прапорщиков, служил в запасном полку в Тбилиси... В 1918 году демобилизован. Работал землекопом, грузчиком, рабочим автомастерских. Прошел практический курс геодезии при Тифлисском Землемерном училище, участвует в экспедициях по Армении и Западной Грузии, осушал Потийские болота. Тогда же начинает писать рассказы и стихи и публиковаться в местных журналах... В 1921 году возвращается в Москву и обучается в МВТУ им. Баумана... В 30-ые годы сотрудничал c журналом «Знание-сила». Вместе с Н. А. Байгузовым построили первый телевизор и заложили основы телевещания в СССР.

В 1936-1940 работает над романом «Генератор чудес», который публикуется в журнале «Техника — молодежи»... В 1941 году уходит в народное ополчение, получает ранение. В 1942-1943 гг. пишет военную прозу. После войны фантастики почти не писал, однако выпустил переработанный вариант романа «ГЧ». Работал в оборонном НИИ... Одной из последних видных работ автора в области фантастики стала статья под названием «Поговорим всерьёз». По тем временам писать о фантастике в серьёзном журнале («Новый мир») было не принято. Кроме того, Долгушин настаивал на том, что ...фантастика, вопреки сложившемуся в советской литературе мнению, необходима и нужна читателям, "фантастика будит воображение, что именно она, как ничто другое, даёт понять, что наука — это вовсе не сумма школьных или институтских знаний..." [3].

Рецензенты романа Ю.А. Долгушина верно подметили его гуманистическую направленность: бесстрашие патриотов Отечества в борьбе с силами тьмы, самоотверженность в научном поиске, честность и порядочность во взаимоотношениях между людьми и, конечно, чистота и возвышенность в отношениях двух любящих сердец. Спустя почти шестьдесят лет со дня выхода в свет "ГЧ", эти темы продолжают волновать людей, а значит, роману обеспечена долгая жизнь.

Ссылки и примечания

1. Cм. текст романа Ю.А. Долгушина "ГЧ" [Электронный ресурс].
URL: http://knijky.ru/books/generator-chudes (дата обращения: 17.11.2018).

2. См. Горин Г. Генератор чудес [Электронный ресурс].
URL: http://www.fandom.ru/about_fan/goring_1.htm (дата обращения: 17.11.2018).

3. См. Прашкевич Г. Юрий Долгушин [Электронный ресурс].
URL: https://fantlab.ru/autor5898 (дата обращения: 17.11.2018).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, рубрикация, комментарий, 2018

Библиографическое описание материала

"Люди всегда стремятся к счастью": писатель Юрий Александрович Долгушин (1896-1989) /Сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/1-1-0-732

Изображение обложки книги размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Полезные выписки | Дата добавления: 10.11.2018
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]