Памятные даты |
21:46 История Червленого Яра (конец XIII века - не позже 1570-х гг.): на перекрестке мнений. | |
Червленый Яр (конец XIII века - не позже 1570-х гг.) В хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало объединение татарских, восточнославянских и, вероятно, мордовских территориальных общин без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам, получившее общее название «Червленый Яр»[1]. Север Червленого Яра, соответствовавший части территории будущего Балашовского края, был присоединен к Московскому государству в последней трети XVI в.[2]. А.А. Шенников представлял Червленый Яр как пограничную (между Русью и Зол. Ордой) территорию с ярко выраженной сельскохозяйственной спецификой. По мнению данного исследователя, буферно-приграничные зоны являлись местом постоянных зимовок для кочевников Золотой Орды, что обеспечивало относительную безопасность для русских земель. А.А. Шенников в первой главе своего труда указывал, что версия о существовании Червленого Яра в XII в. основана на сообщении Никоновской летописи под 1148 г. Однако исследование А. Г. Кузьмина показало, что сообщение под 1148 г. относится к серии фальсификаций, попавших в Никоновскую летопись из какого-то не дошедшего до нас источника рязанского происхождения (возможно, из местной летописи). Фальсификация имела одну цель: приписать Рязанскому княжеству территории, которые ему не принадлежали. «Очевидно, сообщение Никоновской летописи о Червленом Яре под 1148 г. следует считать недостоверным», - подчеркивал А.А. Шенников (при этом он сделал существенную оговорку: «это не значит, что объект под таким названием не мог существовать в 1148 г., но доказывать его существование надо не с помощью сообщения Никоновской летописи, а как-то иначе»)[3]. Утверждение тамбовского исследователя П.Н. Черменского (1884-1973) о «запустении» Червленого Яра с середины XIV века также сомнительно, так как основано на данных пространной редакции «Хождения Пименова», тогда как более достоверные сведения сообщаются в краткой редакции этого источника. В краткой редакции нет ни «градов красных», ни троекратного повторения слова «пустыня», ни длинного перечня зверей и птиц. А.А. Шенников пишет, что «без упоминания о «градах красных» «пустыня» остается просто пустыней, но не означает «запустения», т.е. такого состояния, когда пустыне предшествовало какое-то население»[4]. Червленый Яр и Православная церковь. В 1261 году митрополит Кирилл с разрешения хана Берке основал в Сарае епископскую кафедру. Первым сарайским епископом стал Митрофан[5]. Позднее епископ Сарайский стал именоваться епископом Сарским и Крутицким. Именно эта епархия окормляла православное население Червленого Яра. В 1330 г. митрополит Феогност (см. изображение) добился передачи церковной юрисдикции над Червленым Яром от Сарской епархии к Рязанской. Но в конце 40-х годов XIV в. Червленый Яр вновь переходит под юрисдикцию Сарской епархии. Однако стараниями рязанского епископа Кирилла Червленый Яр был возвращен под начало Рязанской епархии[6]. Вряд ли можно согласиться с А.Б. Широкорадом, противопоставляющим Сарскую и Рязанскую епархии Православной церкви как «проханскую» и «прорусскую»[7]. На самом деле, как подчеркивает В.И Супрун, сарайские владыки, выполняя заветы Александра Невского, своей политикой препятствовали натиску Запада и утверждению католичества на Руси. Кроме того, «наличие при ставке хана клириков позволяло снабжать Русь ценнейшей политической и военной информацией, а также воздействовать на русскую политику Орды»[8]. Червленый Яр: межнациональное согласие. История не зафиксировала фактов межнациональной розни на территории Червленого Яра. Видимо, червленоярское «старожильческое» население (русские; татары; возможно, мордва) за несколько веков совместного проживания привыкло к сотрудничеству, прежде всего, в хозяйственной сфере. Ссылки и причания [1]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 128-131. Рецензенты монографии: доктор исторических наук Л.Н. Гумилев и доктор исторических наук А.Н. Кирпичников. [2]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 103. О понятии "территория будущего Балашовского края" см.: Кузеванов Л.И. О понятиях "локальная история" и "Балашовский край" в свете требований принципа историзма. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2023-10-06-685 (дата обращения: 12.10.2023). [3]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 7-8. [4]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 36-37. [5]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. М., 2005. С. 70. [6]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. С. 73. [7]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. С. 73. [8]См. Супрун В.И. Справка к 750-летию Сарайской епархии //Православное слово. Ежемесячное издание Волгоградской епархии РПЦ и Православного университета Преподобного Сергия Радонежского, 2011, №5. С. 12. ©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2017-2024 Материал размещен с разрешения автора. Библиографическое описание статьи Кузеванов Л.И. История Червленого Яра (конец XIII века - не позже 1570-х гг.): на перекрестке мнений //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-09-12-252 Изображение митрополита Феогноста размещено в интернете по апдресу: https://drevo-info.ru/articles/9646.html Правила размещения и использования материалов, публикуемых на сайте "Балашовский следопыт, указаны в разделе "Полезная информация". | |
Категория: Комментарии | |