Главная » 2023 » Декабрь » 29 » К 10-летию II конференции "Россия Православная: история и современность" (2014).
10:38
К 10-летию II конференции "Россия Православная: история и современность" (2014).
28 октября 2014 года в актовом зале Балашовского Епархиального управления состоялась Вторая научно-просветительская конференция "Россия Православная: история и современность", посвященная 700-летию Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского и 130-летию учреждения Балашовского Покровского женского общежительного монастыря. Конференция была подготовлена и проведена епархиальным Культурно-просветительским центром им. Преосвященного Павла (Вильчинского).

В зале присутствовали представители Саратовской, Балашовской и Урюпинской епархий, муниципальных властей города и района, учителя Основ православной культуры, студенты, прихожане. Министерство образования Саратовской области на конференции представляла начальник Отдела развития общего и дополнительного образования Семенова Татьяна Владимировна.

С большим интересом участники конференции выслушали доклады учителей, музейных работников, ученых, посвященных судьбам священнослужителей, монашествующих и мирян в годы гонений: «Дело» священников Орловых» - Ишутина Людмила Николаевна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Балашова Саратовской области»; «История несломленной веры" – Попова Наталья Анатольевна, учитель МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»; «… благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее» (О судьбах служителей Покровского храма села Сокур) – Вартанова Светлана Александровна, учитель МОУ «СОШ с. Сокур Татищевского района Саратовской области»; «Храм Космы и Дамиана – святыня села Чиганак» - Сорокина Галина Евгеньевна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области»;«Для последующего рода…» (к 170-летию со дня рождения Н.П. Горизонтова – священника Никольской церкви слободы Самойловка)» - Михайлова Ольга Алексеевна, заведующая Самойловским краеведческим музеем (филиал ГУК «СОМК»). Важная особенность прозвучавших докладов – опора на архивные документы, воспоминания, опубликованную литературу.

С информацией о своей книге «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1941-1920)»[1] выступил кандидат исторических наук, доцент Л.И. Кузеванов. В вводной части книги указаны актуальность, цель и задачи исследования, проанализирован ряд публикаций по избранной теме (С. 6-9). Автор пришел к важному выводу: игуменья Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна) была первой и последней (единственной) настоятельницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря (С. 6, 198). Ранее считалось, что в истории монастыря было три настоятельницы. Такое утверждение покоится на ошибочном отождествлении монастыря с женской общиной (С. 29).

Большое внимание историк уделил проблеме происхождения Екатерины Захаровны (С. 10-20). Например, ее дедушкой был герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Н.Я. Мандрыка. Его имя высечено на мраморной доске в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Храме Христа Спасителя (С. 15-16).

В книге показано участие монастыря в выставочной деятельности (С. 39-43); изучен порядок сбора пожертвований, сформировавшийся в обители (С. 44-47); изложены некоторые причины финансовых нестроений, образовавшихся в ней в начале ХХ века (С. 64-68); обоснована точная дата фактического закрытия монастыря - 23 апреля 1919 года (С. 82-83); обобщены сведения о монастырских подворьях, в т.ч. действовавших в советское время (С. 47-55, 92-96).

Кроме того, опубликован и проанализирован список членов Покровской трудовой артели, созданной монахиней Марией после закрытия обители (С. 87-89, 163-171); изучены положения договора, заключенного между новой властью и монахинями (С. 85-86). Доказано, что в 1919 году один из частных кредиторов пытался взыскать с монастыря долги, образовавшиеся еще до революции 1917 года (С. 67-68).

На отдельных примерах показано взаимодействие последнего епископа Балашовского, викария Саратовской епархии сщмч. Иакова (Маскаева) и бывших монастырских насельниц в мирной борьбе против гонений на Церковь в 1929-1930 годах (С. 96-103); прослежены судьбы ряда монастырских сестер (в большинстве своем уроженок бывшего Балашовского уезда) в период массовых репрессий 1937-1938 гг. (С. 103-121). Изучены первые шаги по увековечиванию памяти погибших женщин и возрождению монашеской жизни на Балашовской земле (С. 122-137). В заключительной части монографии подведены итоги проведенного исследования. Книга снабжена списком использованных источников и литературы (С. 142-149), указателем имен (С. 178-197). В издании содержатся 174 ссылки и примечания (С. 198-230), 4 приложения (С. 150-177), 64 изображения, в т.ч. авторские фотографии фрагментов уникальных архивных документов, найденных Л.И. Кузевановым (С. 46, 65, 68, 75, 76, 77, 79, 83, 86, 88, 90). В книге размещены фотографии, сделанные автором данного материала (С. 3, 17, 85, 102, 104, 108, 112-113, 114, 116, 123, 124, 126).

По результатам работы экспертной комиссии докладчики были награждены грамотами Министерства образования Саратовской области (за 1-е место - Ишутина Людмила Николаевна, за 2-е место - Попова Наталья Анатольевна, за 3-е место - Вартанова Светлана Александровна) и епархиальными грамотами «За успехи в исследовании истории Русской Православной Церкви». Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла доцент Л.И. Кузеванов был награжден Патриаршим знаком "700-летие преподобного Сергия Радонежского".

Данная конференция дала новый импульс проведению историко-церковных исследований, результаты которых были обобщены в ряде публикаций. Так, в 2016 году вышла в свет монография доцента Л.И. Кузеванова "Церковная история Балашовского края"[2]. В ней сформулирован вывод о репрессированных монашествующих: "Известны имена монастырских насельников и насельниц, репрессированных на территории Балашовского края" [3]. И далее дается список известных на сегодня пострадавших насельниц и насельников. Что это значит? Выясняется, что на территории края были репрессированы не только женщины, но и мужчины - монастырские насельники. Но так как на территории Балашовского края был всего лишь один - женский монастырь, то это свидетельствует о том, что на балашовской земле находили приют монашествующие из других закрытых властями обителей. Весьма вероятно, что то же самое происходило и с насельницами.

Дело в том, что в имеющихся источниках совершенно недостаточно прямых и достоверных сведений о пострадавших сестрах именно Балашовского Покровского монастыря. Указание на то, что репрессированные родились в прихоперских населенных пунктах еще не являются окончательным доказательством их принадлежности именно к этой обители. Сестры могли вернуться на малую родину после закрытия других монастырей (и нетолько Саратовской епархии), в которых они проходили послушания.

Вот почему сегодня можно только предположительно говорить о принадлежности пострадавших сестер к Балашовскому монастырю. Из большого списка репрессированных, с большей долей вероятности, допустимо говорить о Горковченковой Татьяне, Дозоровой Александре, Дубровиной Александре, Сорокиной Августине и некоторых других, как о насельницах данной обители. Эти женщины упоминаются в списке Покровской трудовой артели, созданной игуменьей Марией накануне окончательного закрытия Балашовской обители. Дальнейшие исследования должны выяснить (или уточнить) принадлежность пострадавших на территории Балашовского края насельниц (а также и насельников) к тому или иному закрытому властями монастырю. Возможно, удастся получить дополнительные более достоверные сведения о других репрессированных сестрах Балашовской обители.

С другой стороны, мало что известно о том - кем были пострадавшие женщины - монахинями, послушницами, трудницами или просто проживавшими в монастыре. Органы дознания указывали лишь светские имена, фамилии арестованных (а затем приговоренных к различным видам наказания, в т.ч. и к расстрелу). Не совсем корректный термин "монашка", часто встречающийся в протоколах допросов, отнюдь не говорит о том, что все сестры были монахинями. Скорее всего, это общее наименование (в данном случае использовавшееся и органами дознания) женщин, проживавших в обители. Причем, эти сведения, вероятно, записывались со слов допрашиваемых, что также несколько снижает степень их достоверности. Ввиду этого, в данной книге широко используется термин "насельница" , а не "монахиня" ("послушница", "трудница" и т.д.). Кроме того, нет никакой информации о том, как вели себя на допросах те или иные монашествующие (например, не оговаривали ли своих товарищей по несчастью)[4].

Все эти проблемы нуждаются в дальнейшем тщательном изучении с применением всего комплекса современных научных методов. Русская Церковь в лице ее Предстоятеля, Святейшего Патриарха Кирилла, считает соблюдение "научных академических традиций", требующих проведения систематических "специальных исследований всего наличного материала", и на этой основе формулирования "вдумчивых критических выводов"[5], - приоритетной задачей. В этой связи, Церковь, сама являющаяся крупным научным центром [6], - "безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом" [7].

Митрофорный протоиерей Козлов Максим Евгеньевич, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (специализировался по кафедре классической филологии - древнегреческий и латинский языки) [8], подчеркивает, что "Метод научного искания предполагает исследование текстов, фактов, явлений, феноменов и делание из них выводов, а не априорно существующую установку, которая иллюстрируется подобранной «исследователем» фактологией"[9].

Научные разработки по церковной истории Саратовской области и Балашовского Прихоперья внедряются в практику научно-просветительской работы. Так, по линии Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2015-2018 гг. стали победителями четыре епархиальных проекта: «Православный книгоноша» (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова), «Разрушенные храмы - разрушенные традиции» (автор Л.Л. Кузеванова), "Новомученики и исповедники земли Балашовской" (автор к.и.н. Л.М. Кузеванова)[10], ""Лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность" (автор к.и.н., доцент Л.И. Кузеванов)[11].

В рамках проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской" были изготовлены пять мемориальных досок в честь святых, жизнь которых была связана с историей Балашовского края [Иаков (Маскаев), Феофан (Ильменский), Михаил Платонов, Дионисий Щеголев и Феодор (Богоявленский)]. По благословению епархиального архиерея часть мемориальных досок установлена и освящена.

Символично, что участник II конференции "Россия Православная: история и современность" клирик Урюпинской епархии священник Евгений Анатольевич Агеев (ныне кандидат теологии) стал составителем и научным редактором книги "История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней)"[12]. Отличительная особенность этого труда - обилие архивных источников, опубликованных в полном объеме, содержание которых позволяет по-новому взглянуть на некоторые стороны деятельности Балашовского Покровского женского общежительного монастыря в начале ХХ века (например, многостраничный документ "Журнал Саратовской духовной консистории по делу о ликвидации долгов Балашовского Покровского монастыря" от 20 ноября 1910 года"[13] и "Заявление игуменьи Марии епископу Гермогену"[14]). Составитель и научный редактор книги резонно считает: "При кажущейся известности история Балашовского монастыря скрывает еще много необнародованных фактов и имен, не введенных в научный оборот документов. Данная книга является вкладом в эту непростую работу"[15].

Ссылки и примечания

1. См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1941-1920). М.: Перо, 2014. 232 с.

2. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. 256 с.

3. См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 172.

4. Подробнее об этом см.: Кузеванов Л.И. Исследование церковной истории Балашовского края: некоторые итоги (2012-2022) и перспективы. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-599

5. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html

6. Церковь имеет аспирантуру и докторантуру, духовные академии, научно-церковный центр "Православная энциклопедия". Церковные научные учреждения осуществляют научное и научно-методическое сопровождение новой научной специальности "Теология", реализуемой в высших учебных заведениях страны.

7. См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными в Сарове.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4579909.html (дата обращения: 22.01.2019).

8. См. Максим Козлов, протоиерей [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/253316.html (дата обращения: 8.06.2022).

9. См. Протоиерей Максим Козлов: В непростые времена сохранение богословской науки очень важно для внутреннего здоровья и будущего народа [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/5965281.html (дата обращения: 9.10.2022)].

10. Новомученики и исповедники земли Балашовской. Автор: Кузеванова Лариса Михайловна. Скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

11. Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность". Автор: Кузеванов Леонид Иванович. Скриншот (20.08.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество".

12. История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней)/Сост. и науч. редактор свящ. Е. Агеев. М.: Спасское дело, 2022. 192 с.

13. См. История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней). С. 112-145.

14. См. История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней). С. 150-154.

15. См. История Балашовского Покровского женского монастыря (с середины XIX века до наших дней). С. 10.

©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук, текст, 2021-2023

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванова Л.М. К 10-летию II научно-просветительской конференции "Россия Православная: история и современность" //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2021-2023. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2023-04-02-666

1-е изображение - Т.В. Семенова (автор Л.Л. Кузеванова), 2-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Новомученики и исповедники земли Балашовской (автор: к.и.н. Кузеванова Лариса Михайловна), 3-е - скриншот (24.10.2018) извещения на сайте Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" о победе проекта "Православный лекторий-семинар "Подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской и современность"" (автор: к.и.н., доцент Кузеванов Леонид Иванович). Скриншоты сделаны автором данной статьи.

28 октября 2024 года исполняется десять лет со дня проведения Второй научно-просветительской конференции "Россия Православная: история и современность".

Вся информация, размещенная на данном сайте (включая изображения), предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и авторов. Все права защищены.

Категория: Комментарии |