Главная » 2024 » Февраль » 2 » "Но этот «номер» Гитлера не прошел". Б.Н. Герасимов о Великой Отечественной войне.
18:14
"Но этот «номер» Гитлера не прошел". Б.Н. Герасимов о Великой Отечественной войне.
В 2025 году весь наш народ отметит важную памятную дату - 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В связи с этим важно объективно оценить события того времени.

Для того, чтобы реально представить события прошедшей войны, нужно обращаться к воспоминаниям непосредственных ее участников и очевидцев. Ниже приводятся выдержки из воспоминаний жителя г. Балашова Б.Н. Герасимова, опубликованные в книге "Балашовские ветераны - о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К 60-летию Великой Победы" (Балашов, 2005), а также необходимая справочная информация. Автор-составитель непосредственно общался с этим замечательным человеком и патриотом своей Родины, редактировал его рукопись воспоминаний.

Об авторе воспоминаний: Герасимов Борис Николаевич (на снимке), капитан 3 ранга, родился 25 марта 1921 г. в Балашове. Принимал участие в боевых действиях, был командиром ТЩ «Котовский», командиром бронекатера Азовской военной флотилии, командиром взвода, роты 83 ОМС бригады, помощником командира роты 16 отд. батальона морской пехоты, под Новороссийском был тяжело ранен. После войны окончил ВСКОС (1947 г.), командовал отрядом бронекатеров, служил старшим офицером штаба Днепровской военной флотилии, затем командиром дивизиона главного калибра крейсера «Александр Невский», помощником флаг-артиллериста 4ВМФ, контролером Министерства госконтроля по 4ВМФ, преподавателем Таллинского мореходного училища. После увольнения в отставку (1957 г.) по состоянию здоровья (инвалид войны) работал в г. Балашове инженером энергопоезда, начальником ОТК завода, зав. лабораторией военного училища, старшим лаборантом политехнического института. Награжден орденами Отечественной войны I-й ст., Красной Звезды, медалью «За отвагу» и еще 11 медалями [1].

Герасимов Б.Н. о начале войны и боях за "Малую землю".

"Родился я в Балашове; Хопер привил мне любовь к воде, а Жюль Верн и Новиков-Прибой навеяли романтику морского плавания. Другого пути в жизни я не хотел…

Севастополь, 21 июня 1941 года. Эскадра Черноморского флота возвратилась после учений на главную базу. Как всегда, в субботу, на площади им. III Интернационала играл духовой оркестр. Гражданская и военная молодежь танцевала, пожилые мужчины мирно беседовали, женщины интересовались будущими невестками и зятьями. Около 22 часов музыка прекратилась, и все разошлись по своим квартирам и воинским частям.

Я, курсант Черноморского высшего военно-морского училища (ЧВВМУ), успешно сдал переводные экзамены за 3-й курс и ждал отправки на корабль для стажировки. В ночь с 21 на 22 июня был в боевом взводе по училищу, в обязанности которого входило следить в окрестностях за затемнением во время учений флота и вылавливать лазутчиков с сигнальными фонарями…

Все было тихо и спокойно, где нужно - горел электрический свет, город отдыхал. Около часа, точнее, в 1 час 10 минут прозвучал сигнал «Боевая тревога!» Корабли на рейде зазвонили в колокола громкого боя. В полной темноте десятки прожекторов начали чертить небо, и стало светло, как днем. Послышался шум множества самолетов, зенитные батареи открыли огонь, загавкали 45-миллиметровые пушки, отрывисто залаяли ДШК. Но что случилось на самом деле, пока никто не понимал. Волны самолетов следовали одна за другой. В 3 часа 15 минут раздался огромной силы взрыв в районе площади им. III Интернационала. Во многих домах вылетели окна. Стало ясно – война.

Гораздо позже стало известно, что по приказу Гитлера в районе бассейна Черного моря, на румынских аэродромах, было сосредоточено 1195 самолетов, в том числе 450 – бомбардировщиков. План врага был такой: первые самолеты должны были сбросить на фарватер порта неконтактные мины, которые закупорят выход в море кораблей Черноморского флота, а затем бомбардировочной авиацией уничтожить и корабли.

Но этот «номер» Гитлера не прошел. Нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов уже несколько дней ожидал нападения и отдал распоряжение флотам о повышенной боевой готовности. Поэтому вовремя открытый заградительный огонь заставлял вражеские самолеты отклоняться от боевого курса, и мины падали не на фарватер. В результате, за первые сутки Черноморский Флот потерял старый портовый внутрирейдовый буксир «СП-12» и двадцатипятитонный кран....

Война носила меня по просторам Черного и Азовского морей. На двух кораблях тонул, и к началу сентября 1942 года, будучи командиром взвода 83-й бригады морской пехоты, попал в Новороссийск. Бои были тяжелые. Небольшая горстка моряков, в том числе и я, были прижаты к рыбзаводу. Патроны кончились, плавсредств не было. Дальнейшее сопротивление было невозможно. Около 24 часов 11 сентября я подошел к пирсу и увидел, как по одному человеку и группами моряки начали отплывать от берега, предпочитая смерть вражескому плену. Я разрядил остатки обоймы ТТ4 в сторону противника и последовал их примеру. Ночь была темная, вода не очень холодная. Цемесская бухта пронизывалась сотнями светящихся трасс. Порт Новороссийск был оставлен последними защитниками. Стреляли с уходящих кораблей и с берега. Впереди, по выстрелам из зениток, можно было определить направление на Геленджик. Вот туда-то я и взял направление… Долго ли я плыл, не знаю. Неожиданно передо мной из мрака надвинулся форштевень какого-то корабля, и сразу же раздался голос: «Слева по борту человек». Две пары матросских рук вытащили меня, но встать на ноги у меня не было сил…

Прошло полгода непрерывных боев у Черноморского побережья. Та дорога, по которой отступали, стала дорогой наступления. Операция по взятию Новороссийска началась в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. По замыслу командования, отвлекающим маневром была выброска десанта на Мысхако под руководством майора Ц.Л. Куникова ... Куниковцам удалось высадиться и закрепиться в полутора километрах от берега по полотну железной дороги. Но положение их было ужасным. На горстку людей давила вся новороссийская группировка войск противника. Весь пятачок земли простреливался артиллерией и минометами. Подвоз боеприпасов и продовольствия прекратился. Тогда-то и появилось наименование «Малая земля».

В ночь с 7 на 8 февраля роты 83-й бригады морской пехоты на небольших судах двинулись на помощь куниковцам… Стою на мостике рядом с командиром, сквозь мглу и туман стараемся увидеть очертания берега. Все ближе берег, уже хорошо различаются постройки рыбзавода… И тут немцы открыли сильный огонь. Один за другим тонут наши корабли. Наше судно, ударившись о скрытые под водой сваи, потеряло ход и стало хорошей мишенью для врага. Первым прыгаю в воду, дороги были не минуты, а секунды… На берегу выяснилось, что в живых осталось 39 из 178 морских пехотинцев. Бои на улицах города и в районе рыбзавода носили ожесточенный характер. Мне не повезло – я был вскоре ранен, укрылся в сарае с другими ранеными… Позднее вбегает матрос в наш «госпиталь» и кричит: «Немцы прорвались!» Все до одного из оставшихся в живых схватились за оружие и поползли навстречу врагу… Очередная атака была отбита, но я остался лежать, прошитый автоматной очередью. Эвакуировали меня на Большую землю 11 февраля..." [2].

Сссылки и примечания

1. См. Балашовские ветераны - о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К 60-летию Великой Победы /Под ред. Л.М.Кузевановой. Балашов, 2005. С. 15-16. «Малая земля» – плацдарм на западном берегу Новороссийской (Цемесской) бухты в районе южной окраины Новороссийска, Мысхако, Федотовки, где во время Великой Отечественной войны 4.02-16.09.1943 года советские войска вели бои по захвату, удержанию и расширению плацдарма с целью содействовать войскам 47 армии Северо-Кавказского фронта в освобождении Новороссийска и Таманского полуострова. Отряд особого назначения майора Ц.Л.Куникова (870 чел.) захватил плацдарм (4 км по фронту, 2,5 км в глубину), который вскоре получил название «Малая земля» и в последующем был расширен до 30 квадратных км. Семь месяцев стойко обороняли плацдарм части 18 армии, отражая наступление превосходящих сил противника. «Малая земля» сыграла большую роль в успешном проведении Новороссийской наступательной операции 9-16 сентября 1943 года (См. Военный энциклопедический словарь. М., 2001. С. 864). Майор Куников умер от ран 13 февраля 1943 года, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (См. Межирицкий П.Я. Товарищ майор. М.,1975).

2. См. Балашовские ветераны - о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К 60-летию Великой Победы /Под ред. Л.М.Кузевановой. Балашов, 2005. С. 12-15.

©Кузеванова Лариса Михайловна, кандидат исторических наук; составление, комментарии, ссылки и примечания, 2021-2024

Библиографическое описание материала

"Но этот «номер» Гитлера не прошел". Б.Н. Герасимов о Великой Отечественной войне /Автор-сост. Л.М. Кузеванова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2021-2024. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2023-02-18-630

Копия фотографии была передана Б.Н. Герасимовым в 2005 году автору-составителю для последующих публикаций о его жизни и творчестве. Выделения в тексте курсивом и полужирным шрифтом сделаны автором-составителем.

25 марта 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Герасимова Бориса Николаевича.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт"и автора-составителя.

Категория: Комментарии |